Актуальность.
Рассмотреть проблему совершенствования коммуникативных возможностей педагога, способствующих развитию речи детей дошкольного возраста. Недостаточно предлагать для этого ребенку разнообразный речевой материал - необходимо также взаимодействие с окружающими. Следовательно, первостепенное значение имеет организация продуктивного общения педагога с детьми, обеспечивающего речевую активность дошкольников. Важен также выбор модели взаимодействия взрослого с ребенком.
Действующие лица. Рассказчик, Педагог, Речь, Мастера, Принципы установления субъект-субъектных связей.
Материалы и оборудование. Карточки с названием действующих лиц, аудиозаписи музыки.
Рассказчик. Семинар посвящен выяснению влияния модели взаимодействия взрослого и ребенка на развитие речи дошкольников. Разыграем спектакль - сказку о коммуникативных возможностях Педагога. Каждый из вас выбрал карточку, на которой указана роль в спектакле. Я буду рассказывать сказку, а участники, ориентируясь на мои слова, с помощью движений, слов, жестов и мимики будут изображать соответствующие действия или эмоции. Начинаем представление.
Действие первое
Звучит музыка. Входит Рассказчик.
Рассказчик.
Расскажу я вам сказку чудную –
Очень полезную, да и премудрую,
Все в ней - правда.
А вы мне помогайте –
Сказку разыграйте,
Есть у вас подсказка –
Будет у нас об Общении сказка.
Жил-был удивительный Педагог в особой стране - Дошкольное образование. Прослужил в детском саду много лет верою и правдою. Любил детей малых, разумел коллег своих, был по сердцу родителям, активно сотрудничал с ними. До поры до времени у него все ладно получалось, Долго ли, коротко ли, стал подмечать Педагог утрату интереса к нему народа доброго. Не внимали ему люди хорошие да детушки малые, не обращали внимания на то, что он вещает, не отвечали на вопросы его, к ним обращенные, не спрашивали его о делах праведных. Тут напала на него такая грусть, что на свет бы не смотрел, а чем дальше - тем сильнее. Стал Педагог думу думать: «Как переменить отношение к себе? Как приумножить свои силушки - увеличить коммуникативные возможности?». «Горя бояться - счастья не видать», - подумал наш герой и отправился в путь-дорогу. Долго ли, коротко ли шел Педагог, оказался он в месте чудном, где и стар и млад умели устанавливать и развивать контакты между собой в совместной деятельности, обмениваться информацией, вырабатывать стратегию взаимодействия, воспринимать и понимать другого человека. А место это именовалось- Общение. Глядь- стоит перед ним такая красавица, век бы глаз от нее не отвел, все бы смотрел и смотрел, слушал и слушал. Свободная, творческая, неповторимая красна девица Речь. И стала выспрашивать она его: «Что за кручина у тебя такая, отчего же ты не весел, буйну голову повесил, призадумался, закручинился?». - «Как мне не кручиниться! - отвечает Педагог. - Ищу я диво дивное, чудо чудное, да не знаю, где найти». Педагог поведал ей о проблемах своих. «Пойдем со мной,-молвила Речь, -сослужу тебе службу верную. Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал. Помогу тебе справиться с этим лихом, укажу, как можно обогатить свои коммуникативные возможности. Вот только для этого надобно измениться, “переодеться” в новую модель взаимодействия. Однако в стране сей чудной имеется несколько моделей взаимодействия. Надобно тебе самому свой выбор сделать».
«Ну, - думает Педагог, - коли здесь не добьюсь толку, больше идти некуда!».
Краса ненаглядная подхватила нашего героя под белы рученьки и подвела к Мастерам важным, имеющим секрет потаенный - умение «кроить» модели взаимодействия, создавать для всякого педагога стиль общения неповторимый.
И предлагает Речь показать Мастерам свое умение: «Поведайте гостю нашему, что вы за люди такие есть».
Первый Мастер, не долго мешкая, стал нахваливать Педагогу свою модель «невмешательства» в жизнь ребенка (характерные черты либерально-попустительской модели педагогического взаимодействия)._
«
Я, - говорит он, - придерживаюсь следующих специфических особенностей создания модели. В ее основе - самостоятельность ребенка. С проблемами ребенок должен справляться сам! Я наказываю следовать словам: “Ничего, сам (сама) справится”. Позиция взрослого в общении с детьми такова: “Я хочу, чтобы меня оставили в покое”. Способы общения: реагирование на происходящее уходом, холодное наблюдение, раздраженное неприятие. Тактика общения: “мирное сосуществование”, “рядом, но не вместе”. Вашей личностной позицией будет: не брать на себя лишней ответственности, не брать на себя то, за что могут спросить».
Второй Мастер молвит: «Твое мастерство невелико. Толи дело моя работа!». И поведал Педагогу об учебно- дисциплинарной модели педагогического взаимодействия характерные черты): «Цель общения, которую я устанавливаю - вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками. Мой наказ: “Делай как я!”. Я предлагаю такие способы общения, как: наставление, разъяснение, запрет, требование, угроза, наказание, нотации. Моя тактика общения: диктат или (и) опека. Я работаю в технике субъект-объектных связей».
А третий Мастер молвил, что дело это нехитрое и ему ведомо, как Педагогу помочь, мол, пригодится ему личностно-ориентированная модель педагогического взаимодействия.
Цели общения: обеспечить психическую защищенность ребенка, его доверие к миру, радость бытия (психическое здоровье); формировать начала личности (базис личностной культуры); развивать индивидуальность ребенка (не путем «программирования», а прогнозированием и содействием развивающейся личности).
Условия общения: принятие и понимание личности ребенка, основанные на способности взрослого к децентрации (умение становиться на позицию другого); учет точки зрения ребенка, его чувств и эмоций.
Тактика общения: сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.
Личностная позиция Педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Взгляд на ребенка: полноценный партнер в условиях сотрудничества.
«Нити» особые, прочные: субъект-субъектные связи.
Стал думу думать Педагог, какую модель ему избрать. Принялся примерять модели взаимодействия. (Обсуждение)
Каков результат?
Выводы.
В первом случае в качестве субъекта фактически выступает ребенок, а Педагогу отводится пассивная роль. Задача взрослого – приспосабливаться к желаниям ребенка, т.е. создание условий и предпосылок для его спонтанного развития. Активизация речевых высказываний минимальна. (Обсуждение) Второй вариант. Взаимоотношения, построенные на таких связях, - тоталитарны. Ребенок выступает в качестве объекта (обязан, должен). Преобладают указания, распоряжения педагога. Общение носит формальный характер. Большинство высказываний педагога не вызывают ответной реакции детей. Нет ситуаций, способствующих развитию объяснительной речи, речи-доказательства, рассуждений. (Обсуждение)
Примеры.
Примерил Педагог третью модель и сам диву дался.
Глядит, любуется, не налюбуется. Почему? (Обсуждение)
В результате использования этой модели:
свобода мышления, воображения;
отсутствие страха, эмоциональная защищенность;
возникновение чувства комфорта в незнакомой обстановке;
взаимодействие собеседников как равноправных партнеров;
осуществление общения в интересах развития речи детей. (Обсуждение.) Примеры.
Задание. Сравнительный анализ развития речевых умений детей в ходе предложенных педагогических моделей взаимодействия.
Действие второе
Рассказчик.
Мир малыша яркий, светлый, большой,
Он необъятный, цветастый и звонкий!
Как же постигнуть природу ребенка,
Понять и общаться с открытой душой?
И сделал Педагог выбор, остановил взор свой на личностно ориентированной модели взаимодействия, так как она является наиболее благоприятной для полноценного общения с детьми малыми, влияет на развитие их речи. «Ну и мастер! Ну и чудо сделал! Век такого не виДывал!».
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Ну как, доволен ты моим искусством? - молвил Мастер личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком.
Слов не нахожу, так доволен, - отвечает Педагог. - Да как же ты умудрился это придумать?
Мастер поведал Педагогу о правилах сотворения модели чудной. Познакомил с Принципами установления субъект-субъектных связей.
Принцип диалогизации педагогического взаимодействия - взрослый и ребенок должны быть равноправными партнерами.
Принцип проблематизации - взрослый не воспитывает, не передает, но актуализирует тенденцию ребенка к личностному росту, а также актуализирует исследовательскую активность ребенка, создает условия для совершенствования нравственных поступков, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем.
Принцип персонализации - ролевое взаимодействие, т.е. взаимодействие не личности, а «роли». В связи с этим отказ от включения во взаимодействие тех элементов личностного опыта и тех ролевых масок, которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам.
Принцип индивидуализации - выявление и развитие общих и специальных способностей ребенка. Выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям детей содержания, форм и методов воспитания.
Мастер присоветовал Педагогу «украсить наряд новый». Для этого необходимо выполнить задание: выбрать из предложенных слов, обращенных к детям, те, которые соответствуют личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком.
Слова: пожалуйста, как ты думаешь, сделай так-то, почему ты так считаешь, как бы ты это сделал, ты сделал неправильно, отлично, молодец, я за тебя рада, я знаю - у тебя все получится, когда ты научишься делать правильно, неумеха и т.д. Аргументировать свой выбор.
Слово за слово, понял Педагог, что от обращения его к детям зависит развитие их речи. Почему? (Обсуждение)
Вывод. Необходимо использовать общение в интересах развития речи детей. Обеспечивать субъект-субъектные связи, при которых собеседники взаимодействуют как равноправные партнеры. Данная задача является профессиональной обязанностью воспитателя детского сада.
Примерил педагог модель новую и почувствовал, что выходит у него прогнозировать и предельно способствовать развитию ребенка, формировать речевые умения его и навыки. Даже двигаться Педагогу стало легче, столь удобной оказалась модель эта. Он приметил, что стал иначе говорить, по- иному поступать. Пошла весть по белу свету, что может он совладать с любым вопросом мудреным.
Задание. Отвечаем на вопросы.
1. Как вы думаете, если ребенок с чем-то не справляется, как должен поступать Педагог? Что говорить? (Обсуждение)
- Поддерживать желание ребенка добиваться результата. Понимать, что отрицательная оценка личности ранит самолюбие ребенка.
- Оценивать конкретные поступки ребенка: «Ты отвлекаешься и не думаешь сейчас!» (но не «глупый»!).
- Подбадривать ребенка, внушая ему уверенность в своих силах: «Ты уже так много умеешь делать. Я уверена, что и этому ты научишься. Попробуй еще раз».
2. Почему Педагогу желательно использовать авансирование? Какими словами оно должно быть выражено? (Обсуждение)
- Любое дело желательно начинать с чувства успеха - это чувство должно быть не только в конце, но и в начале действия. Создается ситуация, вызывающая у детей ощущение радости поиска: «Я чувствую, что у тебя все получится».
3. Почему Педагогу необходимо отказаться от упрёков в адрес ребёнка? (Обсуждение)
Частые упреки в адрес ребенка подавляют его инициативу, вызывают неуверенность в себе, гасят любознательность. Приведите словесные примеры неоправданных упреков, от которых педагогам необходимо избавляться.
4. Почему Педагог должен отказаться от привычки сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей?
Пример: «Эх ты, у тебя не получается, а вот Дима давно это умеет делать».
5. Почему необходимо думать о том, за что похвалить ребенка? (Обсуждение)
6. Почему надо чаще давать ребенку право самому выбирать, что и как он будет делать? (Обсуждение.)
7. Отчего надо постоянно пытаться встать на точку зрения ребенка? (Обсуждение)
8. Какие условия организации педагогического процесса желательно создавать? Как это влияет на развитие речи детей? Почему?
Привести примеры:
обеспечения активности;
мотивации деятельности;
эмоциональной включенности в процесс деятельности;
обеспечения психологического комфорта;
проблемного построения деятельности.
И стал выспрашивать Педагогу Мастера: «Не утаил ли ты какие секреты потаенные?».
Мастер молвил, что крепко ему наказывает:
1. Не торопись сказать «нет».
(Предлагаются варианты ситуаций)
Задание. Предложить варианты ответов.
2. Избегай повелительного наклонения!
Задание. Потренироваться обращению к воспитанникам с просьбой, запрещая себе при этом использовать повелительное наклонение. Например, вместо «Уберите игрушки с ковра!» сказать: «Вы не забыли убрать игрушки с ковра?», «Можно попросить вас убрать игрушки с ковра?». Предложить педагогам выразить свои ощущения от того, как по-разному звучит просьба. Предложить свои варианты обращений к детям в соответствии с предложенными ситуациями.
3. Если хочешь нравиться людям добрым - улыбайся!
Обрядился Педагог в новый наряд и такую силушку почувствовал невиданную.
«Эко диво!» - подумал.
Всем он люб стал: и детушкам малым, и людям постарше. Поспешали к нему люди неразумные, всем он советы давал дельные, ясные.
Предлагается разбор педагогических ситуаций с включением компонентов коммуникативного взаимодействия.
Ситуация. Один воспитатель в процессе выполнения задания обращается к ребенку: «Ты должен выполнить это следующим образом...». Второй воспитатель: «Как ты думаешь, как это сделать?».
Есть ли зависимость развития речи детей от особенностей речевых формулировок заданий, данных воспитателями?
Р
ешение. В первом случае указания авторитарны. Мы наблюдаем директивные распоряжения педагога. Такое обращение обычно не вызывает ответной речевой реакции детей. Во втором случае присутствует ситуация, способствующая развитию объяснительной речи, рассуждений. На прощание Речь и Мастер предложили Педагогу найти один из основных законов в главном документе ФГОС ДО, который определяет стиль взаимодействия педагогов с детьмиОсновные принципы дошкольного образования: содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Задание. Работа со словарем - найти значение слов «содействие», «сотрудничество».
Рассказчик.
Вот какие дела временами случаются!
Наша сказка о ФГОС ДО продолжается.
Сегодня на нашем пути мы великого Мастера повстречали,
Принципы содействия и сотрудничества с ним познавали. Желаем вам неизменно к истине идти!
Творческие идеи пусть сопровождают вас в пути!
5