СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое объединение. Методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка познакомит вас с методами и приемами формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе. Вы увидите особенности данной темы и ответите на вопрос: как формировать способность учеников видеть математику в реальной жизни и применять свои знания?

Просмотр содержимого документа
«Методическое объединение. Методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»

Проблема Как формировать способность учеников видеть математику в реальной жизни и применять свои знания?

Проблема

Как формировать способность учеников видеть математику в реальной жизни и применять свои знания?

Методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

План  Цель Ответить на вопрос: что такое функциональная/математическая грамотность? Узнать, почему актуально формирование функциональной грамотности на уроках математики. Познакомиться с методами формирования функциональной грамотности на уроках математики. Ознакомление с методами формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.

План

Цель

  • Ответить на вопрос: что такое функциональная/математическая грамотность?
  • Узнать, почему актуально формирование функциональной грамотности на уроках математики.
  • Познакомиться с методами формирования функциональной грамотности на уроках математики.

Ознакомление с методами формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.

 Что такое функциональная грамотность?  Что такое математическая грамотность? 1

Что такое функциональная грамотность?

Что такое математическая грамотность?

1

Математическая грамотность Функциональная грамотность это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах (общественная жизнь, личная жизнь, образование, научная деятельность и тд.) это способность человека: вступать в отношения с внешней средой; максимально быстро адаптироваться в ней; функционировать в ней и действовать. понять роль математики в мире; высказывать обоснованные суждения; принимать решения, которые должны принимать активные, размышляющие, конструктивные граждане. Вебинар Смолеусовой Т.В. «Методы, приемы и технологии формирования функциональной грамотности».

Математическая грамотность

Функциональная грамотность

это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах (общественная жизнь, личная жизнь, образование, научная деятельность и тд.)

это способность человека:

  • вступать в отношения с внешней средой;
  • максимально быстро адаптироваться в ней;
  • функционировать в ней и действовать.
  • понять роль математики в мире;
  • высказывать обоснованные суждения;
  • принимать решения, которые должны принимать активные, размышляющие, конструктивные граждане.

Вебинар Смолеусовой Т.В. «Методы, приемы и технологии формирования функциональной грамотности».

Почему актуально формирование функциональной грамотности на уроках математики? 2

Почему актуально формирование функциональной грамотности на уроках математики?

2

ФГОС НОО: 43.4 Предметный результат по учебному предмету «Математика» предметной области «Математика и информатика» должны обеспечивать «использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных отношений, в том числе в сфере личных и семейных финансов». По статье «Формирование математической функциональной грамотности» Смолеусовой Т.В. : «Учитель начальных классов может осуществлять вклад каждого учебного предмета в становление важнейших составляющих функциональной грамотности. Значительный резерв формирования функциональной грамотности заложен в процессе усвоения предметного содержания курса математики. Это направление относится к математической грамотности».

ФГОС НОО:

  • 43.4 Предметный результат по учебному предмету «Математика» предметной области «Математика и информатика» должны обеспечивать

«использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных отношений, в том числе в сфере личных и семейных финансов».

По статье «Формирование математической функциональной грамотности» Смолеусовой Т.В. :

«Учитель начальных классов может осуществлять вклад каждого учебного предмета в становление важнейших составляющих функциональной грамотности. Значительный резерв формирования функциональной грамотности заложен в процессе усвоения предметного содержания курса математики. Это направление относится к математической грамотности».

Как (с помощью чего) формировать функциональную грамотность на уроках математики? 3

Как (с помощью чего) формировать функциональную грамотность на уроках математики?

3

 В Красноярске Алексей за проезд на самокате по программе Кикшеринг за июнь потратил денежных средств больше, чем Петр за этот же месяц на проезд в автобусе, но меньше, чем Валерий тратит на поездку в такси за 30 дней. Кто потратил денежных средств больше за проезд, учитывая то, что все мужчины каждый день отправляются на работу только с помощью транспортных средств, которые были указаны выше. Выбери схему, которая соответствует условию, и ответь на вопрос задачи. Кикшеринг — краткосрочная аренда самокатов.

В Красноярске Алексей за проезд на самокате по программе Кикшеринг за июнь потратил денежных средств больше, чем Петр за этот же месяц на проезд в автобусе, но меньше, чем Валерий тратит на поездку в такси за 30 дней. Кто потратил денежных средств больше за проезд, учитывая то, что все мужчины каждый день отправляются на работу только с помощью транспортных средств, которые были указаны выше.

Выбери схему, которая соответствует условию, и ответь на вопрос задачи.

Кикшеринг — краткосрочная аренда самокатов.

Вебинар Смолеусовой Т.В. «Методы, приемы и технологии формирования функциональной грамотности».

Вебинар Смолеусовой Т.В. «Методы, приемы и технологии формирования функциональной грамотности».

Что могут содержать методы для развитие математической грамотности?  жизненные ситуации, бытовые задачи; задачи «из жизни» задачи, в которых требуется найти часть данных; задачи, требующие для решения прикидки, анализа и оценки информации; выявление закономерностей сбор информации из разных источников и ее интерпретации догадки, высказывания предположения, выдвижения гипотезы;

Что могут содержать методы для развитие математической грамотности?

  • жизненные ситуации, бытовые задачи; задачи «из жизни»
  • задачи, в которых требуется найти часть данных;
  • задачи, требующие для решения прикидки, анализа и оценки информации;
  • выявление закономерностей
  • сбор информации из разных источников и ее интерпретации
  • догадки, высказывания предположения, выдвижения гипотезы;
  • I ЭТАП На первом этапе формирования математической грамотности полезны задания на воспроизведение узнаваемых детьми фактов из жизни, выполнение вычислений. Далее имеют особое значение задания, в которых заложены внутрипредметные связи разных математических тем и для решения требуется привлечь знания из разных областей математики, установить между ними связи.
  • II ЭТАП применение математики в жизненных ситуациях. На этом уровне разные темы в содержании математики имеют различные возможности для формирования функциональной грамотности. Наиболее очевидные выходы на применение в жизни и жизненных ситуациях
  • III ЭТАП Особое значение имеют задания на стыке математической и финансовой грамотности в отечественном и зарубежном опыте [18]. Так называемая финансовая арифметика основана на решении задач на семейный и личный бюджет, на расходы и доходы
  • IV ЭТАП На уроках-экскурсиях по математике, в ходе лабораторных практикумов по математике. В основе формирования функциональной грамотности лежат требования ФГОС НОО Следовательно, требуется выполнять задания, относящиеся в первую очередь к применению математического содержания в жизни, которые отличаются от учебных и тренировочных упражнений; с опорой на имеющийся личный опыт учеников; создавая условия для накопления ими нового практического опыта, опыта принятия решения и расширения чувственного опыта, догадки, Л интуиции. Одна из целей формирования функциональ- щ ной грамотности — готовность максимально быстро адаптироваться во внешней среде и успешно с ней взаи- у модействовать, в том числе с изменяющимся миром. По- ^ этому важны математические задания, связанные с изменениями, зависимостями и закономерностями. Это развивает математическое мышление школьников и позволяет им ориентироваться в жизни, рассуждать. Зна- S чительный резерв для формирования функциональной ^ грамотности учеников заложен в системе заданий в учеб
По статье «Формирование математической функциональной грамотности» Смолеусовой Т.В. : « Жизненные задачи отличаются от тренировочных заданий тем, что в них не только вопросы совпадают с теми, что встречаются в жизненных ситуациях. А также в них часть информации, необходимой для решения задачи ученику, требуется дополнительно извлечь, например, из меню в школьном буфете, из рисунка с ценниками, из таблички около кассы в зоопарке» «Обращение к личному опыту учеников является одним из средств формирования у них функциональной грамотности . В математическом образовании для этого есть много возможностей. Например, следующие вопросы, связанные с единицами времени в жизни каждого человека : «Какого числа и месяца твой день рождения?», «Сколько недель осталось до этого дня?». А также вопросы и задания, связанные с личными умениями и действиями учеников: «Умеешь ли ты определять время по часам?», «Сколько времени ты делаешь уроки?», «Во сколько выходишь утром из дома в школу?»

По статье «Формирование математической функциональной грамотности» Смолеусовой Т.В. :

« Жизненные задачи отличаются от тренировочных заданий тем, что в них не только вопросы совпадают с теми, что встречаются в жизненных ситуациях. А также в них часть информации, необходимой для решения задачи ученику, требуется дополнительно извлечь, например, из меню в школьном буфете, из рисунка с ценниками, из таблички около кассы в зоопарке»

«Обращение к личному опыту учеников является одним из средств формирования у них функциональной грамотности . В математическом образовании для этого есть много возможностей. Например, следующие вопросы, связанные с единицами времени в жизни каждого человека : «Какого числа и месяца твой день рождения?», «Сколько недель осталось до этого дня?». А также вопросы и задания, связанные с личными умениями и действиями учеников: «Умеешь ли ты определять время по часам?», «Сколько времени ты делаешь уроки?», «Во сколько выходишь утром из дома в школу?»

Рекомендуемые источники Функциональная грамотность младшего школьника : книга для учителя / [Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.] ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М. : Российский учебник : Вентана-Граф, 2018. — 288 с. Смолеусова Т.В. Методы, приемы и технологии формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе (27.09.21) https://uchitel.club/events/sposoby-obosnovaniya-istinnosti-suzdenii-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnyx-ucebnyx-deistvii-u-mladsix-skolnikov/  Смолеусова Т.В. Формирование математической функциональной грамотности (январь-февраль 2020) http://www.sibuch.ru/node/2545

Рекомендуемые источники

  • Функциональная грамотность младшего школьника : книга для учителя / [Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.] ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М. : Российский учебник : Вентана-Граф, 2018. — 288 с.
  • Смолеусова Т.В. Методы, приемы и технологии формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе (27.09.21) https://uchitel.club/events/sposoby-obosnovaniya-istinnosti-suzdenii-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnyx-ucebnyx-deistvii-u-mladsix-skolnikov/
  • Смолеусова Т.В. Формирование математической функциональной грамотности (январь-февраль 2020) http://www.sibuch.ru/node/2545
План  Цель: Ответить на вопрос: что такое функциональная/математическая грамотность? Узнать, почему актуально формирование функциональной грамотности на уроках математики. Познакомиться с методами формирования функциональной грамотности на уроках математики. ознакомление с методами формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.

План

Цель:

  • Ответить на вопрос: что такое функциональная/математическая грамотность?
  • Узнать, почему актуально формирование функциональной грамотности на уроках математики.
  • Познакомиться с методами формирования функциональной грамотности на уроках математики.

ознакомление с методами формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.

Перейдите по ссылке или отсканируйте код: https://www.menti.com/6c7s5mahgy

Перейдите по ссылке или отсканируйте код:

  • https://www.menti.com/6c7s5mahgy