СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое объединение на тему: «Приёмы критического мышления, как развитие логического мышления у младших школьников»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое объединение на тему:

 

«Приёмы критического мышления, как развитие логического мышления у младших школьников»

 «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Л.Н. Толстой

Просмотр содержимого документа
«Методическое объединение на тему: «Приёмы критического мышления, как развитие логического мышления у младших школьников»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бердюгинская средняя общеобразовательная школа»

627041,Тюменская область, Ялуторовский район, с. Бердюгино, ул.Набережная, 3, тел.44-2-90















Методическое объединение на тему:



«Приёмы критического мышления, как развитие логического мышления у младших школьников»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА









Выполнила:

учитель начальных классов

Кононенко Виктория Александровна













с. Бердюгино 2015 г


2 слайд

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Л.Н. Толстой

3 слайд

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей, учитывающие государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

Начальное обучение рассматривается как своеобразная ступень непрерывного развития, воспитания и образования ребенка, способствующая формированию у него умение учиться и позволяющая наиболее полно раскрываться его способностям.

К числу задач, стоящих перед школой, относится развитие логического мышления учащихся, от уровня сформированности которого зависит осознанность, эффективность усвоения основ наук, умение самостоятельно ориентироваться в постоянно растущем объеме информации, применять имеющиеся знания с максимальной пользой, создавать наиболее выгодные условия для приобретения новых знаний и для сообщения их другим. Перечисленные умения играют большую роль не только в процессе обучения, но и во всей жизнедеятельности человека. Поэтому развитие логического мышления учащихся – это одна из важных задач, которая особенно актуальна для начального звена обучения.

4 слайд

Исследования ученых (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.З. Зак, Н.Н. Поддьяков и др.) убедительно доказывают, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Эти данные подчеркивают важность в поддержке и всемерном развитии качеств мышления, специфических для дошкольного и младшего школьного возраста, т.к. создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершённым.

Умение мыслить логически является одним из главных достоинств, которые ведут человека к самореализации и успеху. Поэтому, школа и семья должны сосредоточить все усилия для полноценного развития у детей всех психических процессов.

5 слайд

Современная наука определяет должное место вопросу развития мышления, и именно логическому, которое входит в понятие «интеллект». А значит, хорошее логическое мышление необходимо каждому человеку и развивать его нужно с раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Уже в начальной школе у учащихся должны быть сформированы три составляющие мышления:

1. высокий уровень элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделение существенного, классификации и др.);

2. высокий рост активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества гипотез, идей;

3.высокий уровень организованности и целенаправленности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях.

Если это будет сделано в начальной школе, то значительно облегчится процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков в среднем звене школы и в дальнейшей жизни.

6 слайд

В соответствии с Федеральным законом с 2011 года начальная школа России работает по ФГОС второго поколения. Новый стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.

В настоящее время наша начальная школа работает по системе обучения «Перспективная начальная школа». Она создана на основе развивающих систем обучения, учитывает необходимость формирования прочных ЗУНов, закладывает в свою технологию личностно - ориентированный подход, новое содержание «Федерального компонента государственного стандарта», принимает во внимание целесообразность организации воспитания детей и за рамками урока посредством кружковых занятий.

7 слайд

Работая с детьми младшего школьного возраста, постоянно нахожусь в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Ведь именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

В 1 классе (2012 – 2013 уч. г.) мною была проведена педагогическая диагностика к стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе «Школьный старт» (Т. В. Беглова, М. Р. Битянова и др.). Она показала, что у всех учащихся (5 уч-ся) низкий уровень инструментальной готовности (наблюдательность, мыслительные способности, контрольные умения, коммуникативные умения).

8 слайд

В последнее время широкое распространение получила технология развития критического мышления (ТРКМ) (авторы: Ч.Темпл, К.Меридит, Дж.Стил, С.Уолтер). Идея развития критического мышления является сравнительно новой для российской дидактики.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Критическое мышление имеет 5 характеристик:

- это мышление самостоятельное;

- это мышление обобщённое;

- это мышление проблемное и оценочное;

- это мышление аргументированное;

- это мышление социальное.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы. Происходит развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни – умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.

9 слайд

Критическое мышление, по мнению многих авторов, помогает в развитии следующих качеств ученика:

  • готовности к планированию: кто ясно мыслит, тот ясно излагает;

  • гибкости: восприятие идей других;

  • настойчивости: достижение цели;

  • готовности исправлять свои ошибки: воспользоваться ошибкой для продолжения обучения;

  • осознанности: отслеживание хода рассуждений;

  • поиска компромиссных решений: важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми.

10 слайд

После анализа литературы по интересующему вопросу была поставлена цель: развивать мыслительную деятельность учащихся, используя приёмы технологии развития критического мышления, т. е. учить: ставить вопросы; выделить главное; делать сравнение; устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения; способность к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

11 слайд

Над этой темой я работаю второй год. Полностью использовать технологию, как показывает опыт, не получается, потому что моделировать урок в данной технологии не просто, так как повышаются трудозатраты при разработке уроков. По этой причине применяю некоторые приёмы.

12 слайд

Прием «Корзина» идей, понятий, имен… Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Приём «Взаимоопрос». Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

13 слайд

Прием «Кластеры». Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

Приём «Круги по воде». Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются слова к изучаемой теме. По сути - это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

14 слайд

Приём «Ромашка Блума». Каждый тип вопроса актуализирует, вовлекает в работу какую-то сторону мышления.

В данном приёме дети задают вопросы придерживаются следующей системы:

• Простые («Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?»).

• Объясняющие («Почему?»).

• Уточняющие («Правильно ли я поняла?..», «Верно ли?..»).

• Оценочные («Чем отличается?..», «Как ты относишься..?»).

• Практические («Как бы ты поступил?..», «Где в обычной жизни?..»).

• Творческие («Что было бы, если?..»).

15 слайд

«Толстые и тонкие» вопросы. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке — вопросы, требующие развернутого ответа.

16 слайд.

Прием « Синквейн» (от французского слова «cing», что в переводе означает «пять»). Это способ краткого описания урока с помощью ключевых слов, осуществляемого по определенным правилам.

Первая строка – выражение сущности темы одним словом, обычно именем существительным.

Вторая строка – описание темы в целом в двух словах, как правило, именами прилагательными.

Третья строка – это описание действий в рамках темы тремя словами, обычно глаголами.

Четвертая строка – это фраза из четырех слов, выражающее личное отношение к данной теме.

Пятая строка – состоит из одного слова, являющегося синонимом к первому на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне, повторяющая суть темы.

17 слайд

Задания на развитие критического мышления

Задачи – основное средство развития математического мышления учащихся. Речь идет не об упражнениях тренировочного характера, а о нестандартных, логических задачах, поиск решения которых является важнейшим слагаемым на пути развития способностей учащихся.

При совместном поиске решения задачи все разнообразные ответы детей выслушиваются, при необходимости записываются. Затем, когда начинается анализ, решение задачи, то можно прийти к совершенно другому ответу или выводу. Задача лишь тогда вызывает интерес и активность учащихся, когда в ней имеется элемент неожиданности. Такой прием приучает детей думать и рассуждать, не делать скоропалительных выводов. Опорные вопросы помогают слабоуспевающим детям.

Решение задач различными способами предоставляет большие возможности для совершенствования обучения математике. При решении задач только одним способом, единственная цель у учащихся – найти правильный ответ. Если же требуется применить при этом несколько способов, то они стараются отыскать наиболее оригинальное, красивое, экономичное решение.

18 слайд


Для отслеживания результатов педагогической деятельности применя­лись следующие формы контроля: «Методика «четвёртый лишний», наблюдение за учащимися.

С методикой «Четвёртый лишний» в начале учебного года получили результаты:

- 2 ребёнка (50% - средний уровень)

- 2 ребёнка (50% - низкий уровень)

В третьей четверти:

- 1 ребёнка (25% - высокий уровень)

- 1 ребёнка (25% - средний уровень)

- 2 ребёнка (50% - низкий уровень).

19 слайд

Подводя итоги работы, следует заметить, что у учащихся появился интерес к изучению предметов, на уроках ребята активно работают (делятся своим мнением, учатся задавать вопросы и т. д.), что приводит к личностным изменениям, способствует развитию критического мышления.

Динамика качества знаний по предметам первой и второй четвертей положительна.

20 слайд

Таким образом, уроки, проведенные с помощью этих приемов, носят нетрадиционный характер. На таких уроках учитель дает не только детям знания, но и воспитывает в них умение корректно отстаивать свое мнение, видеть ситуацию целиком, а не отдельные ее части, оценивать и не выпускать проблему из виду, самостоятельно добывать информацию и анализировать ее.


Список используемой литературы


  1. Клаустер Д. Что такое критическое мышление? М.: ЦГЛ, 2005. – с. 5 -13.

  2. Кукушин В. С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448 с.

  3. Савенков А. И. Готовим ребёнка к школе. Учимся учиться самостоятельно. Ярославль: Академия развития, 2008. – 160 с.

  4. Советова Е. В. Итоговая аттестация в начальной школе. Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 299 с.

  5. Чуракова Р. Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. М.: Академкнига/Учебник, 2007. – 112 с.

  6. Яковлева С.Г. Развитие логических суждений у младших школьников. // Начальная школа. - 2002.- № 12. - с. 84-86.

  7. http://poskladam.ru/vnimanie/vnmn_razvitie_miyshleniia_mladshix_shkolnikov.html

  8. http://psyjournals.ru/kip/2006/n2/Davidov.shtml

  9. http://www.superinf.ru/

  10. http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=11573&hry=./235070/235173/235399/236884




















6