СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое объединение поддержание дисциплины на уроках сценарий

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данной странице вы можете ознакомиться со сценарием методического семинара на тему: "Поддержание дисциплины на уроке"

Просмотр содержимого документа
«Методическое объединение поддержание дисциплины на уроках сценарий»

Сценарий «Дисциплина на уроках»

Упражнение «Вишневая косточка»

-Кто-то когда-то сказал, что «на жизнь нужно смотреть как на вазу с вишнями. Выплевывай косточки, наслаждайся мякотью».

Давайте и мы попробуем научиться этому. Скажите, пожалуйста, что для вас является «косточкой» в работе с учащимися (участники высказываются, ведущий записывает проблемы на доске. Перечисляет их. Среди них наверняка есть проблема, касающаяся поведения учащихся на уроках).

 -Замечательно, давайте остановимся на проблеме, касающейся дисциплины.

Вводное слово:

Каждый преподаватель из своего опыта знает, как трудно работать в группе, которая не слушает, не слышит педагога. Дисциплина в распространенном понимании - это послушание, подчинение порядкам. Обучающийся обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы преподаватель мог учить, чтобы группа и каждый обучающийся в отдельности работали - учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, в работоспособности группы и обучающегося.

Что такое дисциплина?

Слово «дисциплина» с латинского языка переводится как «строгость, выдержанность».

«Дисциплина — это обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам» (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой).

«Дисциплина — определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации» (Философский энциклопедический словарь).

Если рассматривать дисциплину с точки зрения ее влияния на развитие ребенка, то можно сказать, что это система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе, формирующая у ребенка чувство безопасности и принадлежности к группе и способствующая его гармоничному развитию.

Так, мы выяснили, что проблема дисциплины и «плохого» поведения учащихся в школе на уроках является немаловажной для вас. 

Цель нашей встречи сегодня –узнать причины нарушения дисциплины, а также научиться тому, как предотвращать проблемы с дисциплиной на уроках.

Упражнение «5 причин нарушения дисциплины.

5 правил предотвращения дисциплинарных проблем»

Каждой группе необходимо определить 5 основных причин нарушения дисциплины и 5 правил предотвращения дисциплинарных проблем.

От каждой команды приглашает по два педагога, которые представляют свой вариант.

Рассказываю о приемах поддержания дисциплины на уроке:

  • Уйти в конец класса, продолжать урок оттуда.

  • Неожиданно перейти на шепот или басы. Можно также вдруг начать говорить с каждым словом все медленней и медленней — увеличивая паузы и растягивая гласные.

  • Дружное ЭХО

На хлопок учителя (или ритмический узор из нескольких хлопков) класс должен ответить дружным хлопком. Усложнениями в задании-упражнении могут быть: отбивание ведущим серии хлопков (3-6) в определенном (сложном) ритме.

  • «Делай как я»

В разгар неделового шума попробуйте четко произнести: «Все встали!» — и встать самому. (Или наоборот: «Все сели!» — и сесть самому.) Следующая ваша реплика должна быть неожиданной, например: «Посмотрели на потолок!» (варианты: улыбнулись, почесали в затылке, сели на корточки и т.д.). При этом нужно обязательно и самому выполнить команду: посмотреть на потолок, почесать в затылке и т.д.


Учителя делятся приемами которые они используют на уроках, возможно кто-то использует приведенные примеры, и может дать обратную связь.

Упражнение “Модальность”

Очень часто в общении с учениками мы используем фразы:

“Ты должен хорошо учиться!”, “Ты должен думать о будущем!”, “Ты должен слушаться учителей и родителей!”. Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: “Ты можешь...”, “Ты имеешь право..”, “Тебе интересно...”. О себе обращаясь к учащимся мы говорим следующее: “Я могу тебя наказать...”, “У меня есть полное право...”, “Я знаю что делать...”, “Я старше и умнее...”.

Модальность нравоучения (ты должен...) тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые со стояния, поэтому модальность долженствования в обращении учи теля к ученику необходимо свести к минимуму.

Мы предлагаем типичные фразы в модальности нравоучений вам необходимо перевести в модальность совета при сохранении общего смысла высказывания.

Например: “Ты должен слушаться учителей и родителей!” (типичная фраза). – “Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться”.

“Сядь сию же минуту! Выплюнь жвачку!”

“Ты ведешь себя как первоклассник, а не старшеклассник!”

“Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!”

“Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!”

“Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!”

“Почему вы сидите не на своих местах? Вы должны сидеть так, как я вас посадила!”

“Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!”



Упражнение “Решение психолого-педагогических ситуаций”.

Каждой группе предлагается ситуация. Группе необходимо найти конструктивное решение, сложившейся ситуации. От каждой команды приглашает по два педагога, которые представляют свой вариант.

1. Ученик 3 класса гиперактивный ребенок. На уроках часто отказывается от выполнения заданий. Отвлекает других ребят разговорами, постоянно просится выйти из класса.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями (громко кричат на него, занижают ему оценки). Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше вызывает негатив к учителям.

Каким может быть конструктивный подход для решения данной ситуации?

2. Ученица 4 класса на протяжении всего учебного года пытается срывать уроки учителям. В этом классе она выполняет роль отрицательного лидера и многие одноклассники не могут ей противостоять. Она нахальна и груба. Делается это следующим образом. Ученица не слушает объяснения учителей, высказывается не по теме разговора, кричит, перебивает учителя и своих одноклассников. Многие учителя выгоняют её с урока, после чего она бесцельно бродит по школе. Некоторые делают замечания, ставят неудовлетворительные оценки в дневник, но такие меры воздействия не результативны.

Каким может быть конструктивный подход для решения данной ситуации?

Своё выступление мне бы хотелось закончить притчей:

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно, комфортно.