Сценарий «Дисциплина на уроках»
Упражнение «Вишневая косточка»
-Кто-то когда-то сказал, что «на жизнь нужно смотреть как на вазу с вишнями. Выплевывай косточки, наслаждайся мякотью».
Давайте и мы попробуем научиться этому. Скажите, пожалуйста, что для вас является «косточкой» в работе с учащимися (участники высказываются, ведущий записывает проблемы на доске. Перечисляет их. Среди них наверняка есть проблема, касающаяся поведения учащихся на уроках).
-Замечательно, давайте остановимся на проблеме, касающейся дисциплины.
Вводное слово:
Каждый преподаватель из своего опыта знает, как трудно работать в группе, которая не слушает, не слышит педагога. Дисциплина в распространенном понимании - это послушание, подчинение порядкам. Обучающийся обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы преподаватель мог учить, чтобы группа и каждый обучающийся в отдельности работали - учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, в работоспособности группы и обучающегося.
Что такое дисциплина?
Слово «дисциплина» с латинского языка переводится как «строгость, выдержанность».
«Дисциплина — это обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам» (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой).
«Дисциплина — определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации» (Философский энциклопедический словарь).
Если рассматривать дисциплину с точки зрения ее влияния на развитие ребенка, то можно сказать, что это система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе, формирующая у ребенка чувство безопасности и принадлежности к группе и способствующая его гармоничному развитию.
Так, мы выяснили, что проблема дисциплины и «плохого» поведения учащихся в школе на уроках является немаловажной для вас.
Цель нашей встречи сегодня –узнать причины нарушения дисциплины, а также научиться тому, как предотвращать проблемы с дисциплиной на уроках.
Упражнение «5 причин нарушения дисциплины.
5 правил предотвращения дисциплинарных проблем»
Каждой группе необходимо определить 5 основных причин нарушения дисциплины и 5 правил предотвращения дисциплинарных проблем.
От каждой команды приглашает по два педагога, которые представляют свой вариант.
Рассказываю о приемах поддержания дисциплины на уроке:
Уйти в конец класса, продолжать урок оттуда.
Неожиданно перейти на шепот или басы. Можно также вдруг начать говорить с каждым словом все медленней и медленней — увеличивая паузы и растягивая гласные.
Дружное ЭХО
На хлопок учителя (или ритмический узор из нескольких хлопков) класс должен ответить дружным хлопком. Усложнениями в задании-упражнении могут быть: отбивание ведущим серии хлопков (3-6) в определенном (сложном) ритме.
В разгар неделового шума попробуйте четко произнести: «Все встали!» — и встать самому. (Или наоборот: «Все сели!» — и сесть самому.) Следующая ваша реплика должна быть неожиданной, например: «Посмотрели на потолок!» (варианты: улыбнулись, почесали в затылке, сели на корточки и т.д.). При этом нужно обязательно и самому выполнить команду: посмотреть на потолок, почесать в затылке и т.д.
Учителя делятся приемами которые они используют на уроках, возможно кто-то использует приведенные примеры, и может дать обратную связь.
Упражнение “Модальность”
Очень часто в общении с учениками мы используем фразы:
“Ты должен хорошо учиться!”, “Ты должен думать о будущем!”, “Ты должен слушаться учителей и родителей!”. Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: “Ты можешь...”, “Ты имеешь право..”, “Тебе интересно...”. О себе обращаясь к учащимся мы говорим следующее: “Я могу тебя наказать...”, “У меня есть полное право...”, “Я знаю что делать...”, “Я старше и умнее...”.
Модальность нравоучения (ты должен...) тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые со стояния, поэтому модальность долженствования в обращении учи теля к ученику необходимо свести к минимуму.
Мы предлагаем типичные фразы в модальности нравоучений вам необходимо перевести в модальность совета при сохранении общего смысла высказывания.
Например: “Ты должен слушаться учителей и родителей!” (типичная фраза). – “Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться”.
“Сядь сию же минуту! Выплюнь жвачку!”
“Ты ведешь себя как первоклассник, а не старшеклассник!”
“Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!”
“Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!”
“Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!”
“Почему вы сидите не на своих местах? Вы должны сидеть так, как я вас посадила!”
“Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!”
Упражнение “Решение психолого-педагогических ситуаций”.
Каждой группе предлагается ситуация. Группе необходимо найти конструктивное решение, сложившейся ситуации. От каждой команды приглашает по два педагога, которые представляют свой вариант.
1. Ученик 3 класса гиперактивный ребенок. На уроках часто отказывается от выполнения заданий. Отвлекает других ребят разговорами, постоянно просится выйти из класса.
Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями (громко кричат на него, занижают ему оценки). Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше вызывает негатив к учителям.
Каким может быть конструктивный подход для решения данной ситуации?
2. Ученица 4 класса на протяжении всего учебного года пытается срывать уроки учителям. В этом классе она выполняет роль отрицательного лидера и многие одноклассники не могут ей противостоять. Она нахальна и груба. Делается это следующим образом. Ученица не слушает объяснения учителей, высказывается не по теме разговора, кричит, перебивает учителя и своих одноклассников. Многие учителя выгоняют её с урока, после чего она бесцельно бродит по школе. Некоторые делают замечания, ставят неудовлетворительные оценки в дневник, но такие меры воздействия не результативны.
Каким может быть конструктивный подход для решения данной ситуации?
Своё выступление мне бы хотелось закончить притчей:
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно, комфортно.