Номинация « Теоретическая (познавательная ) одаренность »
Конкурс методических материалов по работе с одаренными и талантливыми детьми «Каждый ребенок успешен»
Методическое описание (обобщение) опыта работы по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий как средства повышения мотивации изучения математики»
На протяжении четырех лет я работаю над темой «Использование информационно-коммуникационных технологий как средства повышения мотивации изучения математики». Применяю свои наработки на практике при проведении уроков математики и информатики в 5- 9 классах. На своих уроках два понятия из педагогики: мотивация и ИКТ рассматриваю воедино, неразрывно друг от друга.
Использую передовой опыт по созданию мотивации в образовательном процессе из деятельности известных педагогов: немецкого философа А. Шопенгауэра ,заслуженного деятеля науки РСФСР П.Я. Гальперина, учителя математики -новатора В.Ф. Шаталова.
Исследования в области методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий - это более современная проблема, которой занимаются как российские, так и зарубежные ученые. Применяю в своей методической работе с детьми знания Я.В. Ваграменко, президента научно-общественной Академии информатизации образования, Кузнецова А.А. профессора, доктор педагогических наук. Тема, над которой я работаю, актуальна в современном школе как никогда. Как сказал в выступлении Д.А.Медведев «В школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» Этого требует и стремительный рост информационного потока, и развитие новых информационных технологий ,и требования современного образования. Необходимость поиска повышения мотивации учащихся в получении образования через ИКТ- это требования современного образования.
Мне очень нравятся две высказывания , сказанные в разные времена , но актуальны как никогда по данному вопросу: Первое -слова президента РФ В.В. Путина. «В эпоху глобализации ИКТ могут расширить доступность и повысить качество образования». В.В.Путин
Действительно, одним из требований нового ФГОС является введение ИКТ в образовательный процесс. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий.
Передо мной стал вопрос: как сделать урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали материал, и как следствие повысить качество обучения.
Второе высказывание -: Это Древняя мудрость, которая гласит:
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Учёными доказано, что использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Поэтому, я считаю, что использование ИКТ в учебном процессе как средство мотивации является актуальной проблемой современного школьного образования. Учитель должен понимать, что это не только требование сегодняшнего дня, но и бесспорное условие достижения высокого качества образования.
Поэтому я поставила такую цель: создание условий для повышения познавательной мотивации, направленной на улучшение качества знаний и уровня обученности обучающихся, через организацию урочной и внеурочной деятельности с применением ИКТ.
Исходя из данной цели, вытекают соответствующие задачи: диагностика уровня мотивации, подбор и внедрение эффективных форм урочной и внеурочной деятельности, развитие способностей учащихся и анализ эффективности использования ИКТ в образовательном процессе.
Ведущая идея в том, что включая учащихся в учебную деятельность с применением ИКТ, повышается мотивация и создаются благоприятные условия для того, чтобы ребенок стал успешным и компетентостным.
Использовать икт можно как через урочную, так и через внеурочную деятельность.
Особенностью проводимых мною уроков , с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Я часто выступаю в роли помощника, консультанта, поощряю оригинальные находки, стимулирую активность, инициативу, самостоятельность.
Также используя, ИКТ я вовлекаю учащиеся в исследовательскую работу, учу самостоятельно находить нужную информацию, анализировать ее, выделять главное.
И, конечно, же формирую ИКТ-компетентность учащихся. На этом понятии остановлюсь более подробно. Для оценивании ИКТ - компетентности я использую Методику Светланы Тимофеевны Бочаровой. На протяжении определенного временного промежутка ( трех лет) провожу мониторинг ИКТ - компетентности сравниваю с самооценкой учащихся , а далее уже делаю выводы.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)
обеспечивает наглядность, например, на уроках геометрии использую сборник задач по готовым чертежам Эдуарда Николаевича Балаяна на экране .
Именно применение ИКТ позволяет привлекать большое количество дидактического материала;
повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.
учатся работать самостоятельно
подготовка к ГИА с применением ИКТ
Мой опыт применения ИКТ на уроках математики помогает учащимся самореализоваться в стенах школы и понять свою значимость. Это - участие учащихся в предметных неделях, конкурсах, олимпиадах, исследовательская работа, создание презентаций . Творческий подход позволяет мне максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Уроки, которые я провожу с использованием ИКТ, повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету. Важно, что мои ученики сами оценивают свои силы и выбирают для себя уровень целей, соответствующий их потребностям и возможностям в данный момент, а со временем – перейти на более высокий уровень.
В нашей школе нам удалось превратить информационное пространство школы в среду, которая обогащает ученика, формирует у него необходимые качества т.к учащиеся активно применяют компьютерные информационные технологии в учебном процессе и внеурочной деятельности. Дети не испытывают затруднений при изучении информатики и математики, получая основное образование и при продолжении образования. Учащиеся успешно сдают экзамены, участвуют в различных конкурсах , умеют находить нужную информацию для изучении других предметов школьного курса .
Выводы:
Уроки с использованием ИКТ необходимы , т. к. Они :
усиливают познавательную мотивацию школьников
повышают эффективность урока;
систематизируют усвоенные знания;
формируют навыки самоконтроля;
оказывают учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом;
помогают рационально использовать время урока;
расширяют кругозор учащихся.
Надо отметить, что для проведения уроков с использованием ИКТ любом у учителю необходимо самосовершенствование,- это курсы , это вебинары, семинары, обобщение педагогического опыта , умение пользоваться современными образовательными ресурсами сети Интернет, владеть средствами Microsoft Office и другими программами .
"Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни" К. Д. Ушинский