СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие для педагогов коррекционных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие для педагогов коррекционных классов»

Конкурс педагогических работников

образовательных организаций Костромской области в 2024 году




Номинация методические пособия для педагога по использованию образовательных технологий в обучении, воспитательных технологий в образовательном процессе




Рабочие листы по теме "Общий обзор организма человека.

Опорно – двигательная система"

(биология ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс)





Автор: Баскакова Ирина Геннадьевна,

учитель коррекционных классов





п. Островское, 2024

Содержание

Аннотация 3

Введение. Пояснительная записка……………………………………………4

Основная часть………………………………………………………………...5

РЛ 1 «Строение клеток» 10

РЛ 2 "Органы и система органом человека" 13

РЛ 3 «Скелет человека. Основные части скелета» 15

РЛ 4 «Состав и строение костей». 18

РЛ 5 «Соединение костей» …………………………………………………. 21

РЛ 6 «Череп» 24

РЛ 7 «Скелет туловища» 27

РЛ 8 «Скелет верхних конечностей» 30

РЛ 9 «Скелет нижних конечностей» 34

РЛ 10 «Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов». 36

РЛ 11 «Значение и строение мышц». 38

РЛ 12 «Основные группы мышц» 41

РЛ 13 «Работа мышц. Физическое утомление» 44

РЛ 14 «Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие» 47

РЛ15«Значение опорно-двигательной системы. Роль физических упражнений в ее формировании» 51

РЛ 16 Опорно-двигательная система (тренажёр)………………………….55

Заключение. Вывод 56

Список использованных интернет-источников и литературы…………….57



Аннотация

Методическое пособие предназначено для педагогов по использованию образовательных технологий в обучении, воспитательных технологий в образовательном процессе. Данное пособие состоит из рабочих листов, составленных на основе федеральных адаптированных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рабочие листы составлены для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ основного общего образования в предметной области «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочие листы включены задания по теме «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система человека» биология для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс. На каждом рабочем листе определена тема, поставлена дидактическая цель. Представлен демонстрационный материал и задания, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.



Введение

Пояснительная записка

С 1 сентября 2022 года вступили в силу обновленные требования ФАОП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для общеобразовательных школ и коснулись начального общего и основного общего образования (Пр. Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. №1026). 1 сентября 2023 года стартовали нововведения в проектах Минпросвещения – это введение федеральных адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (сведения взяты с информационного письма по ссылке https://ikp-rao.ru/frc-ovz/ )

На основе данных стандартов создаются методические пособия, учебники, дидактические материалы, рабочие тетради и другая учебная литература.

В общеобразовательной школе обучаются дети с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта). Многим детям особенно трудно удается усвоение программного материала по биологии. Практика показывает, что если у детей появляется интерес к предмету, то и значительно повышается их познавательные способности. В интернет ресурсах можно найти сайты с пособиями (ОВЗ) по начальным классам, а для детей старшего возраста их практически нет. С целью развития интереса к предмету биология, повышения познавательной активности и познавательных возможностей обучающихся, мною разработаны рабочие листы по биологии с учетом реализации особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Разработка дополнительного методического материала по разделам биологии 9 класса является актуальной в настоящее время, когда осуществляется переход обучающихся с ОВЗ на обучение по обновленным стандартам и ощущается недостача дидактических пособий современных школьников.

Рабочие листы предназначены для обучающихся 9 класса, которые обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 ФАООП УО). Они могут использоваться на уроках биологии и внеклассных мероприятиях.

Важным условием для успешной интеграции обучающихся в социум является умение применять полученные знания в жизни.

Основная часть

Для работы с обучающимися с ОВЗ, в особенности с разными образовательными способностями, учитель должен обращать внимание на современность урока. Урок должен быть привлекательным и содержательным. Одним из продуктивных способов модернизации урока я считаю — это использование рабочих листов, предложенных учителем на разных этапах урока.

Рабочий лист (РЛ) - дидактическое средство организации самостоятельной учебной деятельности ученика по изучению нового материала, закреплению и обобщению темы или раздела. РЛ может использоваться в течение всего урока или только на определенном его этапе. РЛ — это заранее спланированная деятельность учащихся, полноценный обучающий материал для работы в классе или дома. Это специально разработанный учителем лист с заданиями, которые необходимо выполнить по ходу объяснения материала или после изучения темы.

Главная задача «Рабочего листа» - обучать ученика с ОВЗ, учить его учиться, показывать, что процесс обучения может быть увлекательным. Если ученик приложит некоторые усилия, он испытает радость от процесса обучения, от процесса понимания и собственных успехов.

Главная цель «Рабочего листа» - формирование и контроль освоения знаний, умений, развитие творческого потенциала ученика в процессе учебной работы. Рабочий лист может выполнять функции формирующего оценивания.

РЛ используются как под руководством учителя на уроке, так и в самостоятельной работе учащихся, в ходе которой они приходят к новым знаниям или закрепляют полученные. Может быть разработана конкретная инструкция, которая направляет деятельность ребят для активной работы с РЛ. В зависимости от типа урока требования к оформлению и содержанию РЛ будут различными.

Тип урока

Деятельность учащихся

Рекомендации

Изучение нового материала

Учащимися проводится первичное применение приобретенных знаний (пробные упражнения).

Ребята обобщают полученные знания с изложенным в учебнике материалом.


Желательно, чтобы последовательность вопросов совпадала с изложением учебного материала на уроке.

Закрепление и

обобщение

Все задания направлены на отработку практических навыков.

Учащиеся отрабатывают свои умения на заданиях различного уровня: от простого к сложному.

Рабочие листы могут содержать вопросы и задачи, которые помогут проверить, как усвоились основные понятия, рассмотренные на уроке.

Рефлексия

В конце урока или после изучения какой-либо темы обучающиеся анализируют, как восприняли материал. 

Шаблоны рабочих листов ссылка:  http://bit.ly/3R7h4Ds




Структура «Рабочего листа»

  1. Тема (чаще всего пустое поле, которое необходимо заполнить);

  2. Инструкция (понятная максимально, соответствующая возрасту обучающихся);

  3. Целеполагание (используем опорные слова для детей с ОВЗ возраста);

  4. Задания (очень простое - простое - сложное - твое собственное задание).

Весь «Рабочий лист» должна объединять легенда, которая отражает интересы детей, их увлечения. Исходя из этого, придумываем интересные названия номерам заданий (операция №1, шаг №1, дело№1, улика 1 и тд). Всё это способствует повышению мотивации к обучению. Для уроков создаю рабочие листы с использованием текстов, рисунков, таблиц. Создавая рабочий лист с картинкой, можно использовать различные задания. Например, найди соответствие, раскрась, подпиши, соедини, выполни задание по алгоритму (инструкции) и т.д. В рабочий лист можно добавить информационный блок, где обучающиеся найдут для себя новую информацию, благодаря которой каждый найдет для себя новое, что в результате повысит интерес к предмету, и, как следствие, мотивирует на успешное обучение. В своей работе, при составлении рабочего листа я добавляю демонстрационный материал, что служит наглядностью для ученика с ОВЗ. Для своей практики создаю РЛ в программе Word или Рower Paint. В них удобно добавлять различные тексты и изображения. Использую различные типы заданий: от традиционных заданий с выбором ответа и открытым ответом до заданий на комментирование изображения и заполнение таблицы. РЛ распечатываю для использования на уроках и для выполнения домашних работ. Обучающие рабочие листы, листы - тренажеры можно так же найти в сети Интернет на различных сайтах. Я использую сервисы с готовыми материалами:

https://worksheets.ru/;

https://math-center.org/ru-RU/worksheet

Преимущество рабочих листов заключается в том, что их можно дополнять или сокращать, можно вносить в них изменения. Применять рабочие листы можно как для организации самостоятельной работы учеников, так и для коллективного или группового обсуждения учебных вопросов.

Требования к оформлению рабочего листа

  1. чёткие указания, как и что должны ученики сделать за урок;

  2. имеется возможность самостоятельного формулирования целей и задач предстоящего урока;

  3. условие самостоятельного освоения учебным материалом, рекомендуется предложение нескольких маршрутов;

  4. работа с листами подразумевает свободное использование любых источников информации (как бумажных, так и интернет-источников).

  5. возможность оценить свою работу (сравнить с эталоном, образцом выполнении);

  6. проведение рефлексии.

Эффективность использования рабочего листа

Практика показывает, при проведении уроков для детей с ОВЗ нужны дополнительные материалы, чтобы обучающийся понял и усвоил учебный материал. В своей работе на уроках я использую рабочие листы. При подготовке к уроку корректирую план урока, прописывая все этапы работы с рабочими листами. В этом случае я могу контролировать формирование основных компетенций учащихся, предвидеть результат, контролировать и сопровождать процесс обучения. При составлении рабочего листа прописываю тему урока, ставлю дидактическую цель. Включаю в разработку РЛ обязательно демонстрационный материал для наглядности при проведении урока. Дети с умственной отсталостью не всегда воспринимают материал на слух, им нужен зрительный ряд картинок. Для таких детей очень важна зрительная информация. Упражнения подбираю по силам, их психическими особенностями для их выполнения. Так как у детей с легкой умственной отсталостью память кратковременная, разрабатываю и применяю на уроке биологии карточки помощницы. Это карточки подсказки, которые необходимы для проверки выполненного задания, которые включены в рабочие листы. В рабочий лист добавляю информационный блок с новой интересной информацией – это повышает интерес к предмету биология. Включаю простые и сложные задания. Сложные задания отмечены условным обозначением - знак восклицания (!). Это позволяет мне дифференцированно обучать детей с их интеллектуальными возможностями. Для эффективности проведения урока включаю задания не только на проверку умственных способностей ребенка, но задания на выполнение физических несложных упражнений. Это дает ребенку отдохнуть от учебной деятельности. Переключение с одного вида деятельности на другой, мотивирует ученика на дальнейшее обучение. Коррекционно- развивающие задания, направлены на повышение уровня развития, концентрации, переключения и устойчивости внимания, наглядно-образного и логического мышления, устной и письменной речи. В конце рабочего листа включена рефлексия. Рефлексии на уроках биологии направлены на анализ самого себя, что позволяет определить внешнюю сторону результатов работы. Похвала от учителя к ребенку. Использовала сайт образовательная социальная сеть nsportal.ru (ссылка https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/03/02/100-sposobov-pohvalit-uchenika). Познавательный интерес при использовании РЛ является важным компонентом к процессу изучения биологии, в результате чего закладывается фундамент успешной учебной деятельности.



Общий обзор организма человека

РЛ №1 Строение клеток и тканей организма.

Основная дидактическая цель: познакомить обучающихся со строением клетки, с их формой; с типами тканей, их особенностями строения и функций; учить название тканей и их характеристиками, показать и рассказать из чего состоит клетка и их формами, учить работать с учебником.

Демонстрационный материал













2

1



















3









ФИ Класс 9 " " Дата







1: подпиши из чего состоит клетка №2: подпиши названия тканей















3 Из предложенных букв составь слова и запиши №4 Составь слова из слогов.

ДИЕЗТНЕЯРИ ДО, ЖЕ, ЧЕК, ЛУ.
АКСАРДАИ СЕРД, ПРЕД, ДИЕ.
ЫМШАЦ КА, ЛЯ, ПИ, РЫ.
АТРРЕЯИ

5 Вставь пропущенные буквы и прочитай полученные слова
Сер_це, ж_луд_к, ле_кие, г_ртань, ск_лет, тр_хея, подж_лудочная ж_леза. 

6 Соедини буквы так, чтобы получилось название внутренней части клетки, расположенной между ядром и мембраной.











7 Соедини название ткани с её значением, используй учебник.


Название ткани

Значение ткани

Покровная


Образует покровы тела и защищает расположенные под ними внутренние органы.

Соединительная


Обеспечивает движение тела человека и работу его внутренних органов.


Мышечная


Состоит из клеток – нейронов. Обеспечивают связь мозга с любым участком организма человека.

Нервная


Из этой ткани состоит хрящи и кости. Они образуют скелет.



8 Вставь недостающие слова, используй учебник.

Клетка - строительная _________________ живого организма, в том числе человека.

Ткани- группа _______________, имеющих общее ________________ и выполняющих одинаковые ____________________.


9 Ответь на вопросы

  1. Что такое клетка……………………………………………………………………….

  2. Благодаря чему происходит рост ребенка……………………………………………



















Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам.



РЛ №2 Органы и системы органов человека.

Основная дидактическая цель: дать понятие об уровнях организации человеческого организма, плане его строения, топографии внутренних органов и полостях тела, системах органом; учить работать с демонстрационным материалом и находить правильный ответ в тексте учебника.



Демонстрационный материал














1
















2

Карточка - помощница

1. Клетки, схожие по строению и выполняющим функциям образуют ткани.

2. Ткани, схожие по строению и выполняющим функциям образуют органы.

3. Органы, объединенные общей функцией, образуют систему органов.





ФИ Класс 9 " " Дата



1 укажи правильно полости тела человека


















2 Заполнить таблицу: Строение и функции систем органов, используй учебник.


Название системы

Органы, из которых она состоит

Какую выполняют работу






3 Восстановить пропущенные элементы в суждениях

1. Клетки, схожие по ( …..) и выполняющим (…….) образуют (…..).

2. Ткани, схожие по ( …..) и выполняющим (…….) образуют (…..).

3. Органы, объединенные общей функцией образуют ( …. ).

Рефлексия

1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

Спасибо, ребята, за урок.

Опорно – двигательная система.

РЛ №3 Скелет человека. Его значение. Основные части скелета.

Основная дидактическая цель: Формирование знаний о скелете человека, его основных частях; учить правильно называть отделы скелета человека, запоминать основные понятия урока, находить информацию в учебнике, учиться правильно исправлять текст.

Демонстрационный материал

Скелет головы (череп)











2


1














3



4




Скелет верхней и нижней конечностей










6



5







Карточка помощница

Скелет: служит опорой тела человека

придает нашему телу определенную форму, горизонтальное положение

защищает внутренние органы от повреждений /грудная клетка - сердце и легкие; кости черепа - головной мозг/.











Карточка помощница

1. (Бедренная кость. У мужчины, ростом 180 сантиметров, она может достигать в длину пятидесяти сантиметров)

2. (в ухе, там, где соединяются маленькие косточки — «стремечко» и «наковальня»)

3. (Тазобедренный)

4. (Плечевой. Поэтому его легче всего повредить)

5.(лопатка, молоточек, наковальня, стремечко, чашечка, тазовые)

6. (он поддерживает череп, как Атлант поддерживает земной шар)

7. (хребет)

8.  (До 22)
















ФИ Класс 9 " " Дата



1 продолжи - скелет туловища состоит …………….

2 соедини правильно стрелками и назови основные отделы скелета человека.

















3 запиши, что входит в скелет грудной клетки



















4 Записать недостающую информацию, при необходимости используй карточку помощницу.

Скелет: служит ________________________________________________________;

придает нашему телу ___________________________________________________;

защищает _____________________________________________________________.


5 Выберите верное утверждение, используй текст учебника.


Определение понятия «скелет».


а) важный орган человека б) наружный покров тела человека

в) опора тела человека



Какие функции выполняет скелет?


а) защищает от перегрева

б) защищает органы от повреждений в) поддерживает мягкие части тела


Из чего состоит скелет человека?


а) скелет состоит из мышц б) скелет состоит из сосудов

в) скелет состоит из костей.



! №6 Работа с деформированным текстом

Грудная клетка

1. Грудная клетка образована 12 грудными позвонками, 12 парами ребер и трубчатой грудной костью – грудиной.2 Ребра представляют собой плоские изогнутые дугой кости. 3. Передние и задние концы ребер подвижно соединены с грудными позвонками и грудиной. 4. При дыхании такое соединение костей обеспечивает подвижность грудной клетки. 5.Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно. 6. Грудная клетка защищает сердце и легкие, а также печень, желудок и тонкий кишечник.


Рефлексия

На протяжении урока ученики отмечают условно свои ответы:

«-» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;

«+» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«-» - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«0» - не ответил.



Спасибо за урок!

РЛ №4 Состав и строение костей.

Основная дидактическая цель: сформировывать у учащихся понятия о составе, строении и свойствах кости, изучить строение и свойства костей; работать с деформированным текстом, искать правильные ответы, самостоятельно работать с демонстрационным материалом, рисунками в учебнике.

типы костей

Демонстрационный материал





Плоские кости

Трубчатая кость

Губчатая кость

















1







Карточка помощница

предложения 2,3,6.

2 – в состав плечевого пояса входят две лопатки и две ключицы.

3 – лопатки плоские кости, состоящие из губчатого вещества.

6 – плечо образовано одной костью – плечевой, а предплечье – двумя: локтевой и лучевой









ФИ Класс 9 " " Дата



1 Посмотри демонстрационный материал, на карточке поставь стрелочки и подпиши типы костей















2 Реши примеры и назови виды костей скелета человека.
ТРУБА-БА+Б+ЧАР-Р+ТЫ+Е=
ГУБЫ-Ы+ЧАТ+ТАМ-АМ+ЫЕ=
ПЛУ-У+ОСМК-МК+КИЕ=

3 На рисунке подчеркните одной чертой трубчатые кости, двумя – широкие кости, тремя – плоские кости.














4 Назови правильно, выбери правильный ответ

1. К какому типу костей относят плечевую кость?

1) губчатым длинным        2) плоским    

3) трубчатым длинным       4) трубчатым коротким




! №5 Работа с деформированным текстом, при необходимости используй карточку помощницу.

Скелет плечевого пояса и верхних конечностей.

1. Благодаря тому, что верхние конечности прикреплены к надежной опоре, они обладают подвижностью во всех направлениях, способны выдерживать большие физические нагрузки. 2. Такую опору создают кости плечевого пояса – две лопатки и ключица. 3. Лопатки – большие кости треугольной формы, состоящие из компактного костного вещества. 4. Лопатки соединены с ребрами и позвоночным столбом только при помощи мышц. 5.Скелет верхних конечностей состоит из трех отделов: плеча, предплечья и кисти. 6.Плечо образовано двумя костями, а предплечье – одной.


Рефлексия

Предлагаю окончить урок каждому ученику дать возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости. Выразить свое мнение, через комплимент-похвалу, комплимент деловым качествам, комплимент чувств, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

Ребята, спасибо за хорошую работу на уроке.

















РЛ №5 Соединение костей.

Основная дидактическая цель: закрепить знания о строении и функциях частей скелета, установить взаимосвязи между особенностями соединений костей и их функциями в организме, изучить типы соединения костей; стараться запоминать материал с урока, давать правильные ответы, работать самостоятельно с текстом учебника.


Демонстрационный материал





















2

1



Карточка помощница №1

1 Сколько костей в организме человека?  (220)

2 Назовите плоские кости скелета (ребра, лучевая, лопатка, височные, тазовые)

3 Сколько свободных ребер у человека (4)

4 Сколько пар ребер прикрепляются к грудине (10)

5 Сколько позвонков входит в состав шейного отдела позвоночника (7)

6 Какие кости входят в состав плечевого пояса (ключицы и лопатки)

7 Какие кости входят в пояс нижних конечностей? (тазовые кости)

8 Сколько позвонков входит в состав грудного отдела позвоночника? (12)

9 Чем обеспечивается гибкость позвоночника (полуподвижным соединением позвонков)































Карточка помощница №2

а) фаланги пальцев (скелет туловища);

б) тазовая (кости конечностей);

в) плечевая (плоские кости).












ФИ Класс 9 " " Дата



1 посмотри демонстрационный материал, на карточке поставь стрелочки и подпиши типы соединения костей







! №2 Подумай и ответь на вопросы, при необходимости используй карточку помощницу №1

1 Сколько костей в организме человека? 

2 Назовите плоские кости скелета 

3 Сколько свободных ребер у человека

4 Сколько пар ребер прикрепляются к грудине

5 Сколько позвонков входит в состав шейного отдела позвоночника 

6 Какие кости входят в состав плечевого пояса 

7 Какие кости входят в пояс нижних конечностей? 

8 Сколько позвонков входит в состав грудного отдела позвоночника? 

9 Чем обеспечивается гибкость позвоночника 


3 вспомни и подпиши строение сустава












4 Логическая цепочка. Укажите лишний термин, объяснить, почему другие термины определенным образом взаимосвязаны, для проверки используй карточку помощницу №2.

а) Ребра, грудина, позвонки, фаланги пальцев.

б) Локтевая, лучевая, бедренная, тазовые.

в) Лопатка, ребра, плечевая, тазовые.


5 Найти соответствие и соедини стрелочками


1 Голень

2 Предплечье

3 Таз 

а) лучевая кость

б) малая берцовая кость

в) большая берцовая кость

г) лобковая кость

д) локтевая кость


6 Дополни предложения, используй текст учебника.

Кости соединены между собой __________________, __________________, ___________________. Благодаря суставам человек может выполнять ___________________________________________________________________________.

Упражнение №7 Выбери и почеркни правильный ответ

1.Подвижно соединены между собой кости:

1) большая и малая берцовые       2) бедренная и тазовые

3) локтевая и лучевая                     4) теменные и височные


2. Какие кости соединены в скелете человека неподвижно:

1) позвонки грудного отдела позвоночника   2) кости черепа

3) кости бедра и голени                      4) позвонки копчикового отдела позвоночник




Рефлексия


Показываю учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, грустного и нейтрального. Учащиеся выбирают рисунок, который соответствует их настроению.



















 Сегодня у вас (тебя) получилось лучше, чем вчера!  Спасибо за урок.      





РЛ №6 Череп.

Основная дидактическая цель: познакомить обучающихся со значением и строением черепа, раскрыть особенности строения черепа, связанные с развитием мозга; учить обучающихся называть и показывать кости черепа; развивать умение обобщать, классифицировать, систематизировать факты, работать с учебником, таблицами, моделями черепа.



Демонстрационный материал

Строение мозгового отдела (черепной коробки)












1

Строение лицевого отдела
















2



Карточка помощница №1

Перечень терминов: скуловые, неподвижно (сращены), 23, лонная, 220, лобная, височные, неподвижно (швы).




Карточка помощница №2

предложения 2,3,4.

2. У человека мозговой отдел черепа преобладает над лицевым.

3. Кости черепа соединены между собой неподвижно с помощью швов.

4. Лобная кость относится к мозговому отделу черепа



ФИ Класс 9 " " Дата


1 определи и подпиши мозговой отдел












2 «Словесная анатомия» отгадайте слова

Череп - - -(медлительное пресмыкающееся)- (черепок, черепица, черепаха)

Череп - - -(кровельный материал)- слова - подсказки

Череп - -(обломок керамического изделия)-черепок


3 Работа с текстом. Вставьте в текст пропущенные термины и числовые значения, используй текст учебника или карточку помощницу №1

Череп состоит из ________ отделов. Мозговой отдел состоит __________________, двух теменных, ______________ и затылочной костей. Кости черепа соединены ___________________. Мозговой отдел преобладает над лицевым.


! №4 Найти биологические ошибки в тексте.

Указать номер неправильного предложения и исправить ошибку, при затруднении используй карточку помощницу №2.

Текст 1. Скелет головы.

1. Скелет головы – череп – состоит из мозгового и лицевого отделов. 2. Лицевой отдел черепа преобладает над мозговым. 3. Кости черепа между собой соединены неподвижно путем сращения. 4. Височные, теменные и затылочные кости относятся к мозговому отделу черепа, а лобная, скуловые, челюстные – к лицевому отделу.5. Верхнечелюстная кость неподвижная, нижнечелюстная кость – подвижная. 6. На этих костях находятся зубы, корни которых расположены в специальных костных ячейках.


5 По цвету определи и подпиши мозговой и лицевой отделы.






.










Упражнение №6 Выбери и почеркни правильный ответ

1.Какая кость входит в состав лицевого отдела черепа?

1) клиновидная   2) лобная   3) носовая       4) теменная


2. Какая кость входит в состав мозгового отдела черепа?

1)лобная      2) небная         3) скуловая          4) слезная


3. Какие кости соединены в скелете человека неподвижно:

1) позвонки грудного отдела позвоночника   2) кости черепа

3) кости бедра и голени                      4) позвонки копчикового отдела позвоночника


Упражнение №7 Вспомни и исключи лишнее и объясни:

      а) Плечевая кость, бедренная кость, локтевая кость, лучевая кость      

      б) Бедренная кость, височная, грудина, лопатка.

      в) Плечевая кость, бедренная кость, лопатка, большая берцовая кость.




Рефлексия


Предлагаю учащимся две карточки: синюю и красную. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. Я могу проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Красная – хорошее настроение, синяя – плохое настроение.












Вы (Ты) очень многое можешь!   Спасибо за работу на уроке, хорошего вам дня.   















РЛ №7 Скелет туловища.

Дидактическая основная цель: формировать знание о скелета туловища; учиться выделять отделы позвоночника, искать необходимую информацию в тексте, давать правильные определения понятиям урока, повторять пройденный материал.


Демонстрационный материал


Строение позвоночника

Позвоночник (вид сзади и сбоку)








Позвоночное

отверстие

позвонки







Позвонок


2

1



Расположение грудной клетки

Отделы позвоночника










Грудная клетка














4



3




ФИ Класс 9 " " Дата


1 Посмотри в учебнике рисунок «Соединение ребер с позвонком и грудиной, запомни и подпиши соединения











2 Найди ошибки в тексте. Исправь их, используй текст учебника.

Скелет человека очень крепкий и тяжелый. Масса его составляет большую часть массы всего тела. Он состоит из костей и мышц. Кости мягкие, они легко гнуться, и поэтому человек может нагибаться, поворачивать голову, поднимать руки.


2 Убери лишнее слово и объясни.

  1. Шейный отдел, поясничный отдел, грудной отдел, позвонки.   

  2. Позвонок, грудина, копчик, ребро

  3. Сердце, грудная клетка, хрящ, крестцовый отдел


3 Вставьте пропущенные слова, используй текст учебника.         

Передняя часть черепа ____________________. К нему относятся кости ____________. На верхней и нижней челюстях находятся ____________________________, в которых расположены _______________________________. Череп защищает ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________ и __________________________________________ от повреждений.


4 Вспомни и установи соответствие между типами соединения костей и примерами

Пример соединения костей

Тип соединения костей

А) Позвонки копчика

1) неподвижное

Б) тазобедренный сустав

2) подвижное

В) коленный сустав

3) полуподвижное

Г) кости мозгового отдела черепа


Д) позвонки шейного отдела позвоночника


Е) локтевой сустав



А

Б

В

Г

Д

Е










!№5 «Незаконченное предложение» Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения.

 ………кость обладает прочностью ………….

……… кость способна срастаться при переломе………………

………кости детей гибкие и упругие……………

………кости плеча и предплечья соединены подвижно…………

…………в черепе человека лучше развит мозговой отдел ……
…………позвоночник человека имеет четыре анатомических изгиба ………

…………опасно смещение позвонков………….


Рефлексия


Использую оценка «приращения» знаний и достижения целей. Ученики высказывают вслух «Я не знал… - Теперь я знаю…» или записывают в карточке.


Я не знал(а)_______________________ Теперь я знаю___________________________






Здорово! Продолжайте работать в том же направлении.   Спасибо за урок. 





РЛ №8 Скелет верхних конечностей.

Дидактическая основная цель: познакомить учащихся со строением верхних и нижних конечностей человека. Развивать способность сравнивать и анализировать, и использовать ранее полученные знания и умения для усвоения новых и их обобщения.


Демонстрационный материал



Расположение костей конечностей









Скелет верхних конечностей










Скелет нижних конечностей




Кости предплечья



1



Скелет верхней конечности




Кости запястья

Ключица





Локтевая кость

Лучевая кость

плечо







Предплечье



3

2

Кисть







Скелет кисти





Кости, образующие ладонь



Кости запястья



Кости, образующие пальцы





Большой палец





Указательный палец



4









ФИ Класс 9 " " Дата


1 Посмотри демонстрационный материал, запомни, подумай и дополни скелет кисти

















2 Заполните таблицу, используй текст учебника.


Верхние конечности

Нижние конечности

Пояс верхней конечности

Скелет верхней конечности

Пояс нижней конечности

Скелет нижней конечности









3 Найди название костей скелета верхних конечностей и запиши.
























___________________________________________________________________________




4 Правильно расположи кости предплечья



4 предплечье

3 кисть

2 ключица

1 плечо



























5 укажи, какими костями образован скелет верхних конечностей
























Рефлексия

В конце урока я предлагаю каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить.

Мое благодарственное слово, как педагога является завершающим. При этом я выбираю тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Слова похвалы ученику

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда! Всё получилось!        

Ты смог преодолеть (робость, неуверенность...)!        

С каждым днем у тебя получается всё лучше!        

Прекрасный ход работы!     Ты очень способный!        


РЛ №9 Скелет нижних конечностей.

Основная дидактическая цель: сформировать знание о строении скелета нижних конечностей; изучить, какие кости входят в скелет нижних конечностей, стопы. Развивать зрительную память обучающихся, умение находит нужный ответ в тексте.


Демонстрационный материал

Скелет нижней конечности





Тазовый пояс




Тазобедренный сустав

Бедренная кость




Коленный сустав


Кости голени




1






Скелет стопы









Кости, образующие свод стопы





Кости пальцев стопы


Пяточная кость





2









ФИ Класс 9 " " Дата



1 определи и подпиши, чем образован скелет нижних конечностей














2 продолжи, скелет стопы состоит из ……………………………………


3 посмотри рисунок «Строение тазового пояса», запомни и правильно соедини надписи



1 Крестец




2 Тазовые кости




3 Копчик




4 найди и запиши слова скелета нижних конечностей
УБЕ-У+ДРС-С+О=
Г+ОНЛ-НЛ+ЛЕНЬ
СТ+ОЛК-ЛК+ПА=

Рефлексия

Учащимся предлагаю две картины; одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Предлагаю ученикам выбирать ту картину, которая соответствует их настроению.





РЛ №10 Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов.

Основная дидактическая цель: закрепить знания по правилам оказания первой медицинской помощи; развивать наблюдательность, сообразительность, умение работать в коллективе, учить развивать устную речь.

Урок можно построить в игровой форме. Класс разделить на группы (команды), каждой группе (команде) выдать путевой лист, где будут выставляться баллы, заработанные на станциях.


Демонстрационный материал



Открытый перелом верхней и нижней конечностей

2

1

3



Смотри сайт «Открытый урок 1 сентября» ссылка на «Познавательную игру – конкурс Скорая помощь» https://urok.1sept.ru/articles/648190


Путевой лист


ФИ Класс 9 " " Дата



Станция

Балл

1-я Станция. “Теоретический экзамен”.



2-я Станция. “Найди пару”.



3-я Станция. “Неотложка”.



4-я Станция. “Кто нас лечит?”



5-я Станция. “Волшебные лечебные травы”.



Подведение итогов.








Рефлексия

Итог совместной работы в группе ученики выполняют в виде схемы-паутины.

Я задаю вопросы:

Что нового ты узнал на уроке?

Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи (или на уроке)?

Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?

Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

Где ты применишь полученные знания?

В какой момент урока ты чувствовал (и) себя особенно успешным?

С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?

За что бы ты себя похвалил на уроке?

Что изменил бы в своих действиях на уроке?

Что тебе понравилось на уроке больше всего?


Я довольна вашей работой, спасибо за урок.

РЛ №11 Значение и строение мышц.

Основная дидактическая цель: изучить строение скелетных мышц, способ прикрепления мышц к скелету; выявить основные функции мышц, познакомить с классификацией мышц, выяснить значение физических упражнений.


Демонстрационный материал

Виды мышцы

Прикрепление мышц к костям





Мышцы

Широкие мышцы








Длинные мышцы




Короткая мышца



2




1





сосуды

Мочевой

пузырь

желудок


гортань
















3






ФИ Класс 9 " " Дата



1 рассмотри рисунок в учебнике «Прикрепление мышц к костям». Подумай, подпиши и расскажи, как крепятся мышцы к костям.

1 Мышцы





2 Предплечье





3 Лопатка



4 Сухожилия





2 покажи и перечисли виды мышц, используй учебник.





















3 подпиши название мышцы под знаком вопроса.

?



4 «Вечный двигатель» Ребята, встаньте и возьмитесь за руки. Под музыку выполните мои команды, не расцепляя рук.


! №5 Вставь пропущенные слова

Мышцы бывают длинные, …………………, ………………. Мышцы состоят из…………… волокон. Всего в теле человека насчитывают около ……. мышц. На ногах и на руках располагаются ………………….. мышцы, на туловище…………….. мышцы. К скелету с помощью сухожилий прикрепляются ……………………. мышцы. Мышечные волокна соединяются в пучки, которые образуют …………………………… мышцы.



Рефлексия

Запустите корабль в море Знаний. Ребята, если вы считаете, что хорошо усвоили тему, поместите свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.

ЗАЛИВ ПРАВИЛ





















Поздравляю!  Вы взяли ещё одну вершину!  Спасибо за урок.  







РЛ №12 Основные группы мышц человека.

Основная дидактическая цель: познакомить обучающихся с особенностями строения мышц и функциями, которые они выполняют; изучить основные группы скелетных мышц, их функции; развивать знание терминологии; воспитывать бережное отношение к здоровью. Корригировать и развивать личностные качества учащихся.

Демонстрационный материал

Группы мышц

















1



Работа мышц туловища, конечностей







Работа мимических мышц












3







4





ФИ Класс 9 " " Дата


1 рассмотри демонстрационный материал и подпишите группы мышц.
















2 рассмотрите картинку работы мышц шеи и выполните упражнения.






















3 посмотри и назови настроение каждого ребенка.


4 рассмотри картинки, напишите какие работают мышцы.













5 Шифровка. Замени цифры буквами с помощью ключа. Назовите органы, которые поражаются при курении.












2 Соедини стрелками.

Группы мышц

Функции

Мышцы головы

Обеспечивают процесс дыхания, движение туловища и конечностей. Удерживают внутренние органы, предохраняя от опущения и выпадения.

Мышцы туловища

Обеспечивают движение верхней конечности


Мышцы верхних конечностей

Обеспечивают движение нижней конечности

Мышцы нижних конечностей

Обеспечивают процесс жевания и мимику



Рефлексия «Релаксация».

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.


Спасибо за урок.



РЛ №13 Работа мышц. Физическое утомление.


Основная дидактическая цель: формировать знания об утомляемости и работе мышц.

Демонстрационный материал

Строение мышцы

Мышцы сгибатели и мышцы разгибатели




Сухожилие







3

Трехглавая мышца

2

1

Сухожилие

Мышца



ФИ Класс 9 " " Дата


1 Угадай, что это и запиши ответ.

Это ткань, которая может сокращаться и расслабляться – это……………………………

Мышцы, которые участвуют в выполнении этого движения – это……………………….

Что происходит, если эта работа длится долго? - это ……………………………………..


2 подпиши, где мышца, а где сухожилия.















2 собери слова из предложенных частей.


Бег ход же ри со дер ать вать ить жать вать







3 соедини стрелками группы мышц с действиями.


1 группа мышц – мышцы лица

сгибаться поворачиваться тянуться


2 группа – мышцы шеи

улыбаться, хмуриться, жевать.


3 группа - мышцы тела

бегать ходить прыгать писать рисовать шить


4 группа - мышцы конечностей

поднимать запрокидывать наклонять



4 Выполни упражнения, расскажи к каким группам мышц они относятся.

Упражнение 1 походить по классу

Упражнение 3 пожевать

Упражнение 4 порисовать

Упражнение 5 попрыгать

Упражнение 6 потянуться

Упражнение 7 наклонить голову взад, вперед





5 ответьте на вопросы, используй учебник.

  1. Где находятся мышцы?

  2. Чем образованы мышцы?

  3. Какие мышцы вы изучили?

  4. Из чего состоят скелетные мышцы?

  5. Какие основные группы мышц ты знаешь?

  6. За, что отвечают жевательные мышцы?


6 откройте учебник на странице 56 и выполни 6, 7 задание. Запишите результаты.



Рефлексия


Выдаю ученикам рисунки чемодана, мясорубки, корзины.












Выберите тот предмет, как вы поступят с информацией, полученной на уроке.


  • Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.


  • Мясорубка – информацию переработаю.


  • Корзина – всё выброшу.

Неплохо! Хорошего вам дня.





РЛ № 14 Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие.


Основная дидактическая цель: разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия, формировать навыки здорового образа жизни.

Демонстрационный материал


Осанка человека при переносе тяжестей на спине

Осанка человека стоя на месте


2

3

1

































4





Карточка помощница

При правильной осанке:

  • Голова и туловище держатся прямо. Голова слегка приподнята.

  • Плечи несколько отведены назад. Грудная клетка развернута. Плечи находятся на одном уровне.

  • Живот подобран. В поясничной области имеется небольшой изгиб вперед.




5

Плоскостопие

Стопа человека

Правильная стопа



ФИ Класс 9 " " Дата


1 Прочитай задание на карточке и выполни его, сверь ответы с карточкой помощницей.


















2 Рассмотри картинку, подпиши правильно, неправильно.











___________________ _______________________


3 Используй демонстрационный материал, Рассмотри картинку под номером 3 и ответь письменно на вопросы: влияет ли неправильная осанка на внешность человека? Почему? Для ответа, используй текст учебника.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4 Выполни упражнение по заданию, напиши свой ответ.

  • Встать спиной к стене так, чтобы к ней прикасались его лопатки, ягодицы и пятки.

  • Подложи руку между стеной и поясницей.

В этом положении между стеной и поясницей должна проходить ладонь – осанка не нарушена. Если проходит кулак – осанка нарушена.

___________________________________________________________________________





5 Рассмотри рисунки и разложи их в две группы - правильная осанка, неправильная осанка.






































Рефлексия

Заполни анкету. Подчеркни свой ответ.


На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне

легким / трудным


 Сегодня вы достигли цели!   Молодцы! Спасибо за работу на уроке.   




15 Значение опорно-двигательной системы. Роль физических упражнений в ее формировании.

Основная дидактическая цель: создать условия для уяснения роли опорно-двигательной системы в формировании внешнего облика человека, необходимости физических упражнений и физического труда для формирования аппарата опоры и движения. При затруднении или не понимание правильного выполнения упражнений детьми, учитель показывает сам.

Демонстрационный материал


Здоровье человека зависит от:













1





Сколиоз позвоночника















2



Памятки ЗОЖ



Чтобы избежать развитие сколиоза, необходимо следить за правильностью осанки, не носить тяжести в одной руке, пользоваться ранцем, питаться богатой витаминами пищей, спать на ровной жесткой постели, выполнять физические упражнения.











Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что затрудняет их кровоснабжение и затрудняет работу.

Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае с возрастом межпозвоночные хрящевые диски истончаются, деформируются и смещаются, защемляя нерв.











Важным условием сохранения хорошей осанки и нормального развития костно-мышечной системы детей и подростков является правильная посадка во время учебных занятий в школе и дома- за партой, письменным столом, компьютером.



Карточка помощница

Плоскосто́пие — изменение формы стопы, характеризующееся опущением

её продольного и поперечного сводов.

Различают поперечное и продольное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм.

Плоскостопие выражается в

быстрой утомляемости ног при ходьбе,

в появлении болей в подошвах,

икрах, бедрах, пояснице, пальцах.








Влияние физических нагрузок на опорно - двигательную систему;

  1. усиливается кровоснабжение мышц, улучшается регуляция их деятельности нервной системой, происходит рост мышечных волокон, т. е. увеличивается масса мускулатуры,

  2. кости становятся более крепкими и устойчивыми к нагрузкам и травмам,

  3. способствуют устранению нарушений осанки,

  4. оказывают влияние на течение обменных процессов и на осуществление функций внутренних органов.





ФИ Класс 9 " " Дата


1 Выполни правильно упражнения.


Упражнения для коррекции осанки

1.Поднять руки вверх, отводя ногу назад, вернуться в исходное положение.

2.Ноги на ширине плеч, кисти к плечам, вращение в плечевых суставах назад.

3.Ноги на ширине плеч, кисти к плечам, наклоны корпуса вперед с прямой спиной.

4. Ноги на ширине плеч, руки в стороны, вращение рук назад.

5.Поднимание прямых рук через стороны вверх, возвращение в исходное положение.














2 Посмотри картинку. Вставь пропущенные слова, используй карточку помощницу.

Изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов __________________ . Различают ________________и _______________ плоскостопие, возможно сочетание обеих форм. Плоскостопие выражается в быстрой утомляемости ног ______________________, в появлении болей в подошвах, икрах, __________________, ____________________, пальцах.

3 Выполни правильно упражнения.

Упражнения против плоскостопия

Упражнения выполняются сидя:

1.сгибание и разгибание стоп

2.сжимание и разжимание пальцев

3. круговые движения стопами по максимальной окружности в обе стороны

4. поворот стопами подошвами внутрь

5.захват и удержание округлого предмета (мячика, кегли) подошвами

6. сжимание резинового мячика подошвами

7. катание подошвами округлого предмета

8. попеременные удары носками и пятками в пол

9. захват и поднимание с пола мелких предметов и то же самое, но со скрещёнными ногами

10. собирание пальцами ног ткани, лежащей на полу.


















! №4 Выберите правильный ответ и проверь себя.

1. Что входит в состав опорно-двигательного аппарата:

а) мышечная система

б) костной и мышечной системой

в) мышцы, скелет, связки, сухожилия.

2. Рост костей в толщину достигается за счет деления клеток:

а) надкостницы

б) хрящей, расположенных между телом и ее концами

в) сухожилий


3. Шов – это:

а) неподвижное соединение костей

б) малоподвижное соединение костей

в) подвижное соединение костей

4.Какие кости образуют скелет туловища:

а) ключица, лопатка, грудина

б) ребра, грудина, грудной отдел позвоночника

в) шейный отдел позвоночника, ребра

5. Скелетные мышцы являются:

а) пассивной частью опорно-двигательного аппарата;

б) опорной частью опорно-двигательного аппарата

в) активной частью опорно-двигательного аппарата;

6. Из чего состоит скелетная мышца:

а) из поперечно - полосатых мышечных волокон;

б) из гладкомышечных клеток;

в) из поперечно – полосатых сердечных волокон

7. Гладкая мышечная ткань образует:

а) скелетные мышцы;

б) стенки сердца;

в) стенки органов пищеварения

8. Динамическая работа совершается:

а) при поднятии тяжести, ходьбе;

б) при удерживании груза, стоянии;

в) при лежании на диване.

9. Работа мышц осуществляется по принципу:

а) блока;

б) рычага;

в) шестерёнки.

10. Какие мышцы головы крепятся к коже:

а) жевательные;

б) мимические;

в) портняжные

11.Мышцы-синергисты:

а) двухглавая и трёхглавая;

б) портняжная и бедренная;

в) плечевая и двухглавая

12.Мышцы-антагонисты:

а) двухглавая и трёхглавая;

б) портняжная и мимические;

в) плечевая и двухглавая






Ответы для проверки

1-в,2-а,3-а,4-б,5-в,6-а,7-в,8-а,9-б,10-б, 11-в,12-а





5 Посмотри картинки и назови, какие работают группы мышц человека.















Рефлексия

Учащимся предлагаю назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.


Терпенье и труд всё перетрут!  Молодцы, спасибо за работу.






16 Опорно-двигательная система.

Основная дидактическая цель: закрепить работу по теме «Опорно -двигательная система человека».

Рекомендуется использовать, как часть урока, в виде самостоятельной работы или домашнего задания. Материал взят с сайта https://worksheets.ru/



Заключение

Вывод

Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи. Разработанный специально к уроку, рабочий лист помогает ученику разобраться в композиции урока, увидеть, от чего и к чему он в процессе учёбы «двигался». Значит, ученику легче сделать выводы по уроку, оценить, насколько он был активен на уроке, насколько продуктивно «учился», есть возможность оценить себя. Учитель на таком уроке не выполняет главенствующую роль, не является основным вещателем знаний, а становится консультантом, координатором и наблюдателем, тогда как ученики становятся исследователями. Что делать с заполненными Рабочими листами? Некоторые учителя давно использующие рабочие листы в своей деятельности пришли к выводу, что их можно накапливать в портфолио по предмету (как результат продвижения обучающегося), можно сводить промежуточные данные по учащимся, полученные в Рабочих листах.

Считаю, что «Рабочий лист» является эффективным инструментом в работе учителя, который помогает решать множество задач в рамках системно-деятельностного подхода и помогает детям понять, что учёба равно удовольствие.











Список использованных интернет - источников и литературы



  1. Биология. Человек. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева. – 9-е изд. переруб. – М.: Просвещение, 2022. ФГОС, ОВЗ.

  2. Открытый урок 1 сентября Ссылка https://urok.1sept.ru/articles/693356

  3. Образовательная социальная сеть nsportal.ru

100 способов похвалить ученика https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/03/02/100-sposobov-pohvalit-uchenika

Дидактические игры по ОБЖ https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2022/01/06/didakticheskie-igry-po-obzh

Примеры рефлексии на уроке https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2015/03/23/primery-refleksii-na-uroke

  1. Педагогическое сообщество УРОК.РФ https://infourok.ru/metodicheskij-material-rabochij-list-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnoj-deyatelnosti-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-5655056.html

  2. Скан о результатах проверки на плагиат