Автоматизация звука Р ( методическое пособие для родителей)
ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД КУЗЬМИЧЕВА Е.Н.
Уважаемые родители!
Ваш ребенок "шепелявит", "картавит", "пришепетывает" и вообще у него "каша во рту"? Эти неприятности поправимы! Вы решили помочь своему малышу преодолеть "фефекты фикции"? Это самое правильное и мудрое решение любящих, заботливых родителей! Разрешите дать вам несколько советов, которые, как мне кажется, позволят Вам "другими глазами" взглянуть на ситуацию и более осознанно определить своё место в таком нелегком ежедневном, кропотливом , но, вместе с тем, в таком необходимом процессе логопедической коррекции. Я думаю, что следование этим нехитрым "премудростям" поможет Вашему сыну или дочке гораздо быстрее освоить "чистую", правильную речь. Кроме того, ваши совместные усилия в преодолении возникающих трудностей сплотят Вас с ребенком. Он почувствует рядом с собой понимающего родного человека, чуткого и внимательного к его проблемам, настоящего друга. Поверьте, это дорогого стоит!
Итак, условий успешной коррекции нарушений звукопроизношения не много. Вот они:
♦ Старайтесь как можно чаще общаться с логопедом, работающим с Вашим ребенком, тщательно и неукоснительно выполняйте все его задания и рекомендации.
♦ Все артикуляционные упражнения, изучаемые на логопедических занятиях, ежедневно повторяйте, тренируйте дома. Только так ребенок усвоит движения органов речи, необходимые для артикуляции определенных звуков.
♦ Артикуляционные движения должны быть точными. Неточность артикуляции приведет к нечеткому, "смазанному" звучанию. Для того, чтобы Вы дома могли качественно помогать ребенку отрабатывать необходимые движения, Вам надо хорошо представлять себе, как эти движения должны выполняться. Поэтому старайтесь, по мере возможности, посещать занятия вместе с ребенком, либо дополнительно консультируйтесь с логопедом.
♦ На этапе автоматизации звука проговаривайте весь речевой материал, заданный для домашней тренировки (слоги, слова, фразы, скороговорки и т. д.), заучивайте наизусть заданные стихотворения, готовьте пересказы текстов. При выполнении всех заданий постоянно следите за "чистотой" отрабатываемого звука, при необходимости поправляйте ребенка.
♦ На этапе введения звука в самостоятельную речь старайтесь как можно чаще разговаривать с ребенком, используйте для бесед любую возможность: совместные прогулки, "походы" в магазин, часы досуга по вечерам и в выходные дни. Постоянно контролируйте правильность артикулирования "нового" звука. Не пугайтесь! Если Вы уделите коррекции речевого развития своего малыша несколько месяцев, Ваши затраты окупятся с лихвой.
Желаю Вам оптимизма и больших успехов !
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКА Р
· положение губ нейтральное, · зубы сближены до расстояния 4-5 мм, · кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует, · спинка языка опущена, · задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу, · боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, · сильная струя воздуха проходит посередине, · голосовые складки сомкнуты – производят голос. При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.
Автоматизация звука Р в словах
Задание: посади по вагонам сказочных героев
(слова прохлопать 1 вагон –один слог в слове, 2 вагон - 2 хлопка в слове и т.д)
Задание : расскажи что ты видишь на картинке
Звук Р
Распечатайте карточки по автоматизации звука Р –РЬ в речи
№ 1 Звук Р
№ 3 Звук Р
№ 2 Звук Р
- Слоги: тр-р-а, тр-р-ы, тр-р-о, тр-р-у.
- Слоги: тр-р-а, тр-р-ы, тр-р-о, тр-р-у.
№ 4 Звук Р
тра-тро тра-тру тра-тра тро-тру
- Слоги: тр-р-а, тр-р-ы, тр-р-о, тр-р-у.
тра-тро тра-тру тра-тра тро-тру
тро-тры тру-тры тру-тро тры-тро
- Слова: завтра, завтрак, острая, быстрая, страх, страус, стража, страна, штраф, страница, строка, строгать, стройка, втроем, быстро, струна, струя, стружка, острый, пестрый, центры, костры, министры.
тра-тро тра-тру тра-тра тро-тру
- Проговаривание предложений: У Петра много друзей. На траве не видно тропки. В трамвае сидят трое. У метро кинотеатр для детей. Трофим несет ведро с водой.
- Слова: травы, трап, травка, трасса, трос, трогать, тройка, труд, трубка, трусики, трудный.
тро-тры тру-тры тру-тро тры-тро
тро-тры тру-тры тру-тро тры-тро
- Слова (с ударением на слоге ): ма-трац, те-традь, ма-трос, ме-тро, па-трон, ва-трушка,
- Игра «1-2-5» (согласование числит. с существ) со словами:
- Слова (без ударения на слоге) : тр-а-ва, тр-ам-вай, трамплин, траншея, тропа, утро, труба, трусы, гетры, метры, хитрый, утро, театры, отруби, отрывать.
- Игра «Запомни повтори»: завтрак, строка, хитрый, быстро.
пе-трушка.
- Счет 1-10: труба, трамвай.
трубка, трубка, трап.
Травка, матрос, труд, патрон.
Повтори: Петрушка ест ватрушку. Матрос тянет трос.
№ 5 Звук Р
1. Слоги: а-а-тр-р-р, о-о-тр-р-р, у-у-тр-р, ы-ы-тр-р, я-я-тр-р, ё-ё-тр-р,
№ 7 Звук Р
№ 6 Звук Р
и-и-тр-р, е-е-тр-р.
1. Слоги: а-р-р-, о-р-р-, у-р-р-, ы-р-р, я-р-р-, ё-р-р-, ю-р-р-, и-р-р-, е-р-р-
№ 8 Звук Р
- Слоги: а-р-р-, о-р-р-, у-р-р-, ы-р-р, я-р-р-, ё-р-р-, ю-р-р-, и-р-р-, е-р-р
ар-ор-ур ыр-ур-ор ер-ир-юр
- Слоги: р-р-ра, р-р-ро, р-р-ру, р-р-ры
ар-ор-ур ыр-ур-ор ер-ир-юр
атр-отр-утр отр-ытр-утр ятр-ётр-ютр
итр-етр-ятр ытр-атр-отр етр-итр-ютр
ра-ро-ру ро-ры-ру ру-ры-ра
ар-яр-ор ыр-ир-яр ер-ор-юр
ар-яр-ор ыр-ир-яр ер-ор-юр
ра-ру-ро ры-ро-ра ру-ра-ры
- Слова (с ударением на слоге) :
2.Слова : арбуз, артист, повар, сахар, барсук, карман, огурцы, шнурки, кирпич, ветер, вечер, катер, мастер, зерно, чердак, чернила.
2.Слова (с обратными слогами тр) : те-атр-р, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, осмотр.
3.Слова )с прямыми слогами тр) : др-ап, драка, квадрат, дрозд, ядро, ведро, бедро, подросток, друг, вдруг, дружный, подруга, вёдра, пудра, дрова, дрозды, бодрость, мудрость, дрожать, другой, дружина, друзья, кедры, щедрый.
2. Слова:
ар вар дар жар пар шар парк март комар пожар самовар
3. Проговаривание предложений: Фёдр метет двор. Егор чистит ковер. У Германа мама доктор. Мурка за мышкой, а мышка в норку. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир.
4. Проговаривание предложений: Завтра мы идем в театр. Трамвай везет нас в центр.
ра рак ура гора дыра жара нора детвора гараж жираф карась
ор бор сор хор двор корм морж торт горка форма тормоз
- Запомни и повтори: - Егор, Егор, укажи свой двор!
- А вон мой двор, голубой забор.
ро рот Рома роза роща перо урок герой горох пирог мороз
ур бур шнур бурный куртка шкурка дежурный Мурка абажур
ыр сыр дырка фыркать Таймыр
ру беру руки ручка русый Маруся русский кукуруза
яр ярко ярче доярка
ры рысь рыба рыжик рынок шары топоры комары корыто
- Счет 1-10: баранка, ворона, корова.
ёр ёрш бобёр актёр ковёр боксёр шофёр костёр чёрный пятёрка
юр юрта юркий
ер верх верба верно мерка шерсть первый персик офицер
ир мир пир тир кефир мундир командир пассажир
№ 9 Звук Р
- Слова: Ира, Юра, Вера, Жора, работа, ракета, рассказ, муравей, барабан, парус, рука, ручей, ружьё, румяный, горы, куры, пожары, актёры, шофёры, боксёры, помидоры, самовары, рыбаки, пёрышко.
№ 11 Звук Р
№ 10 Звук Р
- Проговаривание предложений: Рома идет на урок. У Тамары карандаш. У Веры шары и у Мары шары. На рынке продают разные фрукты. С горы бежит ручей проворный. В руках у дяди Фёдора рубанок и топор.
- Припоминание слов на «Р»: а) в начале слова; б) в середине; в) в конце.
- Слова: рупор, температура, оркестр, размер, тротуар, барометр, трактор, разговор, квартира, храбрый, фарфор, раствор, термометр, конструктор, скороговорка, маршрут, аэродром, литература.
- Составление предложений со словами (см. выше), проговаривание их.
- Счет 1-10 – трактор, скороговорка, конструктор, оркестр, квартира.
- Спряжение в настоящем времени (Я, Ты, Вы, Мы. Он, Она, Они): Проговаривать скороговорки. Конструировать трактор. Маршировать по дороге с оркестром.
- Заучивание скороговорки:
- Слоги: гра-гро-гру-гры, агр-огр-угр-ыгр, рга-рго-ргу-ргы, арг-орг-ург-ырг.
- Слова: град, грамм, графин, градусник, грамота, граната, граница, игра, гром, громко, грохот, грохотать, грозный, груша, груз, грузди, грузить, разгружать, виноград, тигр, фотограф, фотография, фотографировать.
- Счет 1-10 – градусник, груша, грузовик.
- Спряжение в настоящем времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Разгружать грузовик. Слушать, как грохочет гром. Играть на трубе.
- Заучивание скороговорки:
№ 12 Звук Р
- Заучивание поговорки: Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Проворонила ворона воронёнка.
В небе гром, гроза. Закрывай глаза.
- Отгадай слово: .ысь, забо., .ыба, .ак, .уки, ша., .обот, па., .адио, .адуга, .ыбак, ша.ы, теат., масте., .акета, ка.тон, .убашка, со.няк, со.т. .адость, па.к.
- Словосочетания: трудный урок, огромный город, другая сторона, рой комаров, громадный пароход, мокрая трава, острый топор, черная смородина, крутая гора, сорная трава, старое перо, горная тропинка, серая ворона, трудная работа, быстрая ракета, кружевной узор, морская рыба, ровная дорога, дровяной сарай, царский трон, ровный пробор, пёстрая рубашка, старший брат, черный грач, упругая пружина, открытая фрамуга, срочный груз, барабанная дробь, верный друг, старая дружба, круглое ядро.
- Подели на слоги (с отхлопыванием) : радуга, макароны, рыжик, пирамида, кукуруза, рысь.
Грома нет, трава блестит, в небе радуга горит.
Счет 1-10 – морская рыба, дровяной сарай, верный друг
№ 13 Звук Р
№ 14 Звук Р
№ 15 Звук Р
Перескажи текст.
Ворона и рак.
№ 16 Звук Р
Русские народные скороговорки.
Трещит сорока: – Я пестра! Другой сороке я сестра!
Русские народные скороговорки:
Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Видит рак, что беда грозит. Как ему заставить ворону рот раскрыть.
И повторяет сорок раз скороговоркой свой рассказ.
Пошёл спозаранку Назар на базар,
Мыши водят хоровод, на лежанке дремлет кот.
Купил там козу и корзинку Назар.
На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора.
Хитрый рак хвалит родителей вороны: « Хорошо я помню твоего отца и мать. Добрые были птицы!»
Не вместит двор дров. Выходи дроворуб Дрон.
Ворона отвечает: «У-гу». А рта не раскрывает. Рак продолжает: «Помню твоих братьев и сестер. Хорошие они птицы!» - «У-гу!», - второй раз отвечает ворона. А рта не раскрывает.
Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите.
Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.
Надо дрова выдворить, на дровяной двор выдворить.
Как проснется Васька кот разобьёт весь хоровод.
Тогда рак стал говорить про ворону. «Хорошие они все были. А всё не такие, как ты. Ты лучше их.» - «А-га!» - радуется ворона и раскрывает рот. Рак падает в озеро. (Л. Толстой)
Поменяла Прасковья карася на три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
Вот ребята, например, вам слова со звуком «Р»:
Два дровосека, два дроворуба,
Вар, ворота, пароход, порох, город, парта, рот,
Два дровокола отточили топоры.
На воротах сорока, на заборе ворона.
Рыба, дерево, узоры, репа, редька, вёдра, круг,
На дороге воробей клюёт конопель.
Топоры остры-то до поры.
До поры остры топоры, до времени.
На дворе трава, на траве дрова:
Торт, народ, дорога, друг…
Два дровосека, два дроворуба,
Раз – дрова, два – дрова, три – дрова.
Ну-ка, дайте свой пример разных слов со звуком «Р».
Отвори, Варвара, ворота,
Праздник, праздник у ворот! Кто встречать его пойдёт?
Два дровокола лес топором рубили,
Я и верный мой дружок – красный маленький флажок.
У двора на траве коли дрова.
Лес в дровишки превратили.
Шли три Назара, встали у базара да заговорили
Пришел Прокоп – кипит, ушёл Прокоп – кипит укроп,
Про Прокопа, про Прокопиху и
И при Прокопе – кипит укроп, и без Прокопа – кипит укроп
Про маленьких Прокопиных Прокопенят.
№ 17 Звук Р
№ 18 Звук Р
№ 19 Звук РЬ
Скороговорки:
Бились лбами у забора два быка,
№ 20 Звук РЬ
Учим: Базар.
- Слова: январь, сухарь, фонарь, дикарь, янтарь, календарь, словарь, пескарь, глухарь, пахарь, пекарь, писарь, токарь, слесарь, снегирь, богатырь, теперь, поверь, корь, Тверь, Игорь, Сибирь, якорь, горько, зорька, серьги.
- Счет 1-10 – богатырь, снегирь, глухарь.
- Шутка «Снегири»:
- Слова: три, тринадцать, тряпка, трюм, тридцать, трибуна, треска, ястреб, стрела, стрелять, стремя, дрессировать, иллюстрировать, матрешка, дряхлый, дремать, Андрюша, Андрей, крем, кресло, крик, крепкий, крякать, электричество, греть, грелка, гречка, грядка, грязь, гриб, грива, гребень, погремушка.
- Счет 1-10 – матрешка, гриб, гребень, погремушка.
- Спряжение в настоящ. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Тараторить скороговорки. Дрессировать зверей в цирке. Дремать в кресле январским вечером.
- Заучивание скороговорки:
Повар Макар
Снегири-снегирики на дворике у двери.
Прободали в шумном споре все бока.
Ходил на базар.
Я насыпал за порог гречку, семечки, творог.
Как большой сидит Андрюшка на ковре перед крыльцом.
Без разбора били – лбы себе разбили.
А когда я вышел в сад, то от них услышал:
У него в руках игрушка – погремушка с бубенцом.
Торговец Захар
У Егора огород, там есть редька и горох.
5. Выделение и проговаривание слов со звуком «РЬ» из скороговорки
– Ты добрее всех ребят и резвее, Гриша.
Рядом огород Федоры – там на грядках помидоры.
Продавал самовар.
Сорока-белобока садится на забор,
Торговала Федора
- Выбрать слова на звук «РЬ» из шутки.
- Родственные слова: снегирь - …. ; глухарь - … .
Сорока-белобока заводит разговор.
Продавала помидоры.
Огурцы и картошку
Шёл баран по крутым горам.
Горошек и морковку.
Вырвал травку, положил на лавку.
Приготовит на обед
Кто травку возьмёт, тот вон пойдёт.
Варвара винегрет.
Ищу себе смирного робота,
Чтоб делал уроки мои он без ропота.
Привёз Дрон во двор дров гору.
№ 25 Звук РЬ
Нелегко снимать зверей. Заяц просит: «Поскорей!»
№ 27 Звук Р-РЬ
№ 26 Звук РЬ
Мышь пищит: «Боюсь немножко, что увидит снимок кошка».
№ 28 Звуки Р, РЬ
Русские народные скороговорки.
- Выучить, назвать родственные слова:
Тексты для пересказывания.
Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
«Уколю, - грозится ёж, - если снимок не пришлёшь».
Грибная пора наступила в лесу. Вылет был и перелет,
Река. У нас в городе протекает река Волга. Наша река широка и красива. По реке ходят пароходы. Они перевозят грузы и разные товары. На берегу реки пристань. К нашей пристани пристают пароходы из других городов.
Грибы я в корзинке из леса несу. А потом уже прилет.
Росла за горой, за пригорочком сосенка с подприсосеночком.
Уже большой Сережа, ему четвертый год,
- Слова-паронимы: рад – ряд, ров – рёв, рысь – рис, пар – парь, брак – бряк, удар – ударь, горка – горько, зорко – зорька, жар – жарь, хор – хорь, круг – крюк.
- Образование прилагательных с ласкательным значением: серый – серенький, старый – старенький, добрый – добренький, хмурый – хмуренький, бурый – буренький.
- Счет 1-10 – дирижер, портрет, репродуктор, режиссер, оранжерея, радиоприёмник, регулировщик, стерилизатор.
Березка коренистинькая,
Вот гриб-боровик, вот другие грибочки Прилетел мой самолет
А мыться сам не может, все время нянек ждет.
Спряжение в настоящ. вр. (Я. Ты. Мы, Вы. Он. Она, Они): Ремонтировать радиоприёмник. Репетировать на сцене театра. Дирижировать оркестром
Мы жарим, и варим, и солим их в бочке. Сел на севере на лед.
По корню – криволистенькая,
Котёнок удивляется:– Какой позор и срам!
Недавно я родился, а умываюсь сам!
- Разделить текст на предложения, выделить их интонацией:
По середке – суковатенькая,
По вершине – высококудреватенькая.
В реке рыбы, на бугре мычит корова, в конуре собака лает, на заборе поет синичка, в коридоре играют дети, на стене висит картина, на окне узоры инея, в печурке горят дрова, в руках дочурки нарядная кукла, на столе лежат очки, коньки готовят к зиме, тетрадки всегда содержатся в порядке.
Прошу вас, не надо съезжать по перилам:
Шли три пекаря, три Прокопия пекаря, три Прокопьевича,
Вы можете в зубы попасть к крокодилам!
Говорили про пекаря, про Прокопия пекаря, про Прокопьевича.
Они притаились на каждой площадке
Три дерева, три тетерева, на каждом дереве по три тетерева.
И всех, кто съезжает, хватают за пятки
И тащат на дно африканского Нила.
Прошу вас, не надо съезжать по перилам.
№ 21 Звук РЬ
№ 23 Звук РЬ
№ 22 Звук РЬ
- Словосочетание: горькая редька, вареный рис, речная переправа, деревянная рейка, пареная репа, кудрявый парень, утренняя зарядка, редкое решето, нарядные ребята, средний ряд, беспорядок в передней, резной терем, рюкзак туриста, жареные грибы, кривое дерево, неприступная крепость, приветственная речь.
- Счет 1-10 – резной терем, рюкзак туриста.
- Стихотворение Есенина «Береза», беседа по содержанию. Выделение слов со звуком «РЬ»: береза, принакрылась, серебром, горят, заря. Подбор предметов к признаку и проговаривание словосочетаний: серебряный … , серебристый … , серебряная … , серебристая … .
- Родственные слова: береза – березонька, березовый, березовик, подберезовик, березняк.
№ 24 Звук РЬ
Три сороки – три трещотки потеряли по три щетки.
Предложения:
Ирина и Римма идут на утреннюю зарядку. Ребята бегут по бревну. На берегу реки стоит старинная крепость. Ребята пускают пузыри. Рита варит варенье. Марина ест орехи. Римма и Игорь рисуют березы. Арина приводит комнату в порядок. Моряк уходит в рейс. Отряд перешел речку по бревну. Боря нарезал редис. Утренняя зарядка сберегает здоровье. На берегу реки деревянная пристань. Порядок бережет время. В ведре варятся подберезовики. С лодырем поведешься – горя наберешься. Во дворе ребята играют в прятки. Марина грибы мариновала. Сережа смотрел книгу о богатырях. Соврешь – не помрешь, а вперед не поверят. Буренка ест репу и брюкву.
Птица-синица куда-то стремится, несет телеграмму она.
Три – сегодня, три – вчера, три – еще позавчера.
Коля, Коля, Николай, за собою убирай!
А в телеграмме маме и папе: «Встречайте сыночка-слона.
У тебя ленивы руки, под столом ремень и брюки.
Приеду к вам в среду, приеду с рассветом.
Приеду к вам в гости с невестою Светой!»
На полу – рубаха, Николай – неряха.
Рыбки плавали, ныряли, в прятки весело играли.
Машет варежкой зима – чудо совершается:
Все деревья и дома в шубы наряжаются.
Но однажды буква «А» в гости к рыбкам приплыла.
Где была сегодня, киска?
И сейчас же у реки появились рыбаки.
У королевы у английской.
Рыбкам сразу стало ясно: с буквой «А» дружить опасно.
Что видала при дворе?
У реки росла рябина, а в реке росла рябила.
Посредине – глубина, там гуляла рыбина.
Видала киску на ковре…
Эта рыба – рыбий царь, называется пескарь!
ПОСОБИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА Р