Преподаватель не должен допускать ни малейшей фальши в исполнении. Всякая неточность в строе немедленно должна быть указана, разъяснена и исправлена, т.к. фальшивая интонация разрушает восприятие произведения и не способствует развитию правильной интонации. ХОРОШИМ СЧИТАЕТСЯ ЗВУК, когда он: • появляется немедленно в момент атаки звука, • мягкий и открытый, • не содержит шипа и посторонних призвуков, • не меняет тембровой окраски, • не меняет высоты, • не дрожит и исполняется без непроизвольных толчков. КАК ЖЕ ДОБИТЬСЯ ХОРОШЕГО ЗВУКА? стоять, опираясь на две ноги спокойно и свободно, без всякого напряжения. руки не следует прижимать к туловищу - это мешает свободному дыханию, во время игры не раскачиваться т.к. это мешает ровному непрерывному потоку воздуха. губы должны сохранять естественное положение и не испытывать излишнего напряжения, не следует растягивать губы наподобие улыбки или вытягивать их трубочкой. голова не должна быть опущена вниз. откройте горло, опустите нижнюю челюсть. Когда идёт работа над звуком и интонацией не следует делать продолжительных перерывов – этого требует мышечная двигательная активность. Желательно заниматься длинными звуками в отдельном помещении (домашняя работа). Не следует надо отвлекаться, расхаживать по комнате из конца в конец или раскачиваться, отмечая каждую долю. Необходимо помнить, что при изменении температуры воздуха строй инструмента меняется. Повторюсь, необходима ежедневная работа над строем и интонацией. Чем чище интонация, тем выше качество игры. Здесь заложена важнейшая составляющая доля мастерства. Особенности концертного исполнительства. Воспитание артистических способностей, сценического самочувствия, способности владеть собой в момент концертных выступлений – это сложный и многогранный процесс развития творческой личности, музыкальности, технически совершенной игры; это овладение способами и методами психорегуляции; воспитание творческой увлечённости и творческого внимания, многих других умений и навыков, необходимых для плодотворной творческой деятельности. И тогом всей работы исполнителя, серьезной проверкой усвоения материала и художественной подготовки являются концертные выступления, участие в конкурсах, фестивалях различных уровней. Наш фольклорный ансамбль «Весёлая свирель» является лауреатом, дипломантом Всероссийского конкурса-фестиваля «Свирель – инструмент мира, здоровья и радости» на протяжении многих лет, который каждый год проходит в городе Курске в Курском государственном университете, куратором которого является Марина Львовна Космовская, доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой музыки и изобразительного искусства КГУ, академик МАНПО. Ребята с большим удовольствием восприняли моё предложение соединить некоторые номера с фольклорным ансамблем ложкарей «Весёлые потешки». Таким образом, у участников двух коллективов появилась возможность проявить себя в таком сотрудничестве. Помогают аккомпанировать обучающиеся Детской школы искусств города Обояни. Такой большой состав часто радует своими выступлениями на школьных концертах, жителей Обояни, они стали частыми гостями районных семинаров для учителей, а также нас приглашают на гала- концерты в город Курск в КГУ. П роцесс звукообразования сам по себе сложен, а в концертных условиях, где волнение значительно возрастает, могут возникнуть препятствия и неожиданности. Еще одна трудность - это отсутствие у исполнителей на необходимого опыта сольных выступлений, что сковывает исполнительский аппарат. Несколько неудачных выступлений в концертах - и в результате вырабатывается «эстрадобоязнь». В ее основе лежат не только и не столько названные причины, сколько неуверенность в своей подготовленности, в знании исполняемого произведения во всех его деталях. Отсюда дополнительное волнение. При подготовке к концертному выступлению необходимо соблюдать следующие правила: 1. Музыкальное произведение, выбранное для исполнения в концерте, не должно превышать технические и художественные возможности исполнителя. Учитель музыки обязан регулировать уровень возможностей своих обучающихся. 2. Необходимо твердое знание исполняемого произведения и не только нотного текста, но и динамических оттенков, а также партии сопровождения. Для этого нужно уметь быстро учить и процесс этот должен быть постоянным (нужно учить пьесу на инструменте с нотами, без нот, по нотам без инструмента, без нот и инструмента). Перед концертом не рекомендую делать много замечаний, это очень распыляет их внимание. Чем ближе к концерту, тем более обобщенный характер должны носить замечания, они должны быть связаны с какими-то выразительными моментами. Педагогу очень важно морально поддержать ученика перед концертом, создать у него хорошее творческое настроение. Для успешного выступления концертом отдых я рекомендую детям отдых. Но этот совет имеет индивидуальный характер. В Обоянской школе №1 есть ребята с ослабленными возможностями здоровья. Предлагая им, обучение игре на свирели, думала, что ничего не получится. Дети очень легко освоили методику игры на свирели по цифрам, не зная музыкальной грамоты, и с большим успехом выступали на школьных мероприятиях, не боясь выходить на сцену. Перед выходом необходимо преодолеть неуверенность, робость, собраться, сосредоточиться, ничем не отвлекаться. Заключение. Представленный материал содержит лишь часть того, что можно выполнить для творческого воспитания и развития, обучения игре на свирели. Путь обучения игре долгий, и в отдельных случаях - не легкий, но верный; требующий повседневного упорного труда в области мысленной и творческой работы, прежде всего самого педагога. В заключении хочется вспомнить прописную истину – в каждом ребёнке есть творческое зёрнышко, которое мы, учителя музыки обязаны развить. Каждый ребёнок – талантлив, каждый ребёнок – вселенная, и мы, учителя, в ответе за каждого маленького человека, пришедшего к нам. Пусть ваш ученик не станет профессиональным музыкантом, но если он будет творчески и интеллектуально развитым, успешно социализированным, востребованным в современном обществе гражданином – значит вы, как учитель музыки, достигли главной цели в своей работе. ПРИЛОЖЕНИЕ Репертуар для игры на свирели в начальной школе ВТОРОЙ КЛАСС Задачи второго класса (первого года обучения): знакомство с инструментом; освоение основных приемов игры на свирели (non legato, legato); исполнение произведений, содержащих небольшие по объему дыхания фразы. Русские народные песни: «Андрей – воробей». «Дин – дон». «Дождик». «Уж как шла лиса по травке» «Сорока». «Ходит зайка по саду». «Василек». «Как под горкой, под горой». «Во поле береза стояла» Произведения современных авторов «Труба» Муз. Е. Тиличеевой. «Колыбельная медведицы» Муз. Е. Крлылатова. «Сонная песенка» Муз. Р. Паулса. «Колыбельная» из к/ф «Цирк» Муз. И. Дунаевского. Произведения композиторов – классиков «Баркарола» Муз. Ж. Оффенбах. «Там вдали, за рекой» Муз. А. Аренского. ТРЕТИЙ КЛАСС Задачи третьего класса (второго года обучения): расширение игрового диапазона; знакомство со звуками, извлекающимися с помощью комбинации пальцев; исполнение произведений, содержащих фразы, требующие большого объема дыхания; начало освоения двухголосия (исполнение произведений каноном); работа над развитием техники пальцев; работа над артикуляцией (знакомство с исполнительским приемом – двойное стаккато). Каноны «Во поле береза стояла» (русская народная песня). «Пастушья песня» (французская народная песня). Произведения современных авторов «Неразумное желание» Муз. Р. Паулса. «Колыбельная» (из к/ф «долгая дорога в Дюнах»). Муз. Р. Паулса. «Кашалотик» Муз. Р. Паулса. Произведения русских композиторов Старинная французская песенка. Муз. П. Чайковского. Детская песенка Муз. П. Чайковского. Четвёртый КЛАСС Задачи четвёртого класса (3 года обучения): дальнейшая работа над многоголосием, включение в репертуар произведений, исполняемых на три голоса; дальнейшее освоение альтерированных звуков «си – бемоль»; расширение диапазона исполняющихся произведений (исполнение произведений, включающих звук «соль» второй октавы); включение в репертуар произведений, требующих исполнение длинной фразы на одном дыхании; работа по развитию техники пальцев и артикуляции; игра канонов на тир – четыре голоса. Русские народные песни «Ой, да ты, калинушка» (русская народная песня). «Я на горку шла» (русская народная песня). Песни народов мира «Веселый мельник» (американская народная песня). «Бубенчики» (американская народная песня). Произведения русских композиторов «Романс» Муз. Г. Свиридова. «Жаворонок» Муз. М. Глинки. «Ты, соловушка, умолкни» Муз. М. Глинки. Произведения зарубежных композиторов «Триумфальный марш» (из оперы «Аида»). Муз. Дж. Верди. «Ода к радости» (фрагмент из симфонии № 9). Муз. Л. Бетховена «Колыбельная» (из оперы «Порги и Бесс»). Муз. Дж. Гершвина. Литература: 1.Диков Б.О дыхании при игре на духовых инструментах. М.,1956.101 с. 2.Должиков Ю. Артикуляция при игре на флейте // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М.: Музыка, 1991 3.Космовская М.Л. Научно – методическое руководство игры на свирели, Курск, 2011 4.Платонов Н.И.- Пути развития исполнительского мастерства на флейте-М. Музыка,1957 5.Платонов Н. Методика обучения игре на флейте // Методика обучения игре на духовых инструментах М.: Музыка, 1966 6.Розонов Е.В.-Методика преподавания игры на духовых инструментах-Москва,1933 7.Ягудин, Ю.О. О развитии выразительности звука // Методика обучения игре на духовых инструментах / Ю.О. Ягудин. – М. : Музыка, 1971. |