СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие для учителей музыки "Развитие творческих способностей детей через обучение игре на свирели на уроках музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель- создание словий для развития творческих способностей обучающихся через практическое музицирование на свирели. В пособии описаны этапы обучение и методика овладения навыками игры на и нструменте даже без нотной грамоты. Данное пособие направлено на воспитание трудолюбия, любви к музыке посредством обучения игре на свирели. 

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие для учителей музыки "Развитие творческих способностей детей через обучение игре на свирели на уроках музыки"»


Методический кабинет отдела образования

администрации Обоянского района









Развитие творческих способностей детей

через обучение игре на свирели

на уроках музыки



Методическое пособие

для учителей музыки

общеобразовательных школ






Подготовил: учитель музыки высшей квалификационной категории МБОУ «Обоянская СОШ №1» Еськова Ирина Васильевна









2016

Аннотация

Искусство игры на свирели представляет собой одну из составных частей музыкальной культуры. Обучение игре на свирели вносит немалый вклад в решение задач культурного и художественного воспитания детей, способствует общему подъёму музыкальной культуры, развивает у ребят чувство коллективизма. Всестороннее развитие духовного мира ребёнка через восприятие лучших образцов народных, классических и популярных музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов является основной целью деятельности педагога. В пособии описаны этапы обучения и методика овладения навыками игры на инструменте даже без знания нотной грамоты. Данное пособие направлено на воспитание трудолюбия, любви к музыке посредством обучения игре на свирели.

Цель – создание условий для развития творческих способностей обучающихся через практическое музицирование на свирели.







































Введение

Свирель – это русский народный инструмент флейтового типа. Флейты же, как известно, относятся к разряду простейших музыкальных инструментов и одними из первых появляются у каждого народа. Ученые находили очень древние изображения музыкантов – флейтистов, об этом говорят фрески и рельефы Древнего Египта. В Древнем Китае прототипом современной флейты был продольный глиняный музыкальный инструмент – сно, в Древней Индии – ванша – поперечная флейта, на которой, по преданию, играл бог Кришна. Древняя Греция сохранила прекрасный миф о рождении флейты.

Первое упоминание о свирели в русской литературе относится к 12 веку. В России возрождение интереса к этому инструменту относится к концу 19-началу 20 веков. В это время два коллектива используют свирель в своем составе: оркестр народных инструментов под управлением Андреева и оркестр хора имени Пятницкого.

Итак, свирель – это название, которое существовало испокон веков у русского, украинского и белорусского народов, обозначая музыкальный инструмент типа флейты по звукообразованию. Приобщение детей к игре на этом инструменте благотворно влияет на воспитание любви к прекрасному. Раскрывать этот мир никогда не поздно в любом возрасте, однако, результативнее, как показывает опыт, проводить обучение в младшем школьном возрасте, в возрасте 8-12 лет.

Методика современного музыкального обучения представляет собой формы, методы и средства, направленные на достижение целей и задач усвоения обучающимися личностно-значимого, художественно-эстетического музыкального образования. Основная форма образовательного процесса – это занятия, которые состоят из теоретических и практических задач. Решение практических задач осуществляется с помощью систематического повторения упражнений и последовательное возрастание трудности задания, учитывая индивидуальные особенности, знания и умения ребенка.



Знакомство с инструментом



Девизом этого этапа могут стать слова Аристотеля: “Познание начинается с удивления”. Основная задача начального обучения – введение ребенка в мир музыки, ознакомление с ее выразительными средствами и инструментальным воплощением в доступной и художественно-увлекательной форме.

Первый урок для ребенка - это большое и важное событие. Он ждет чего-то необычного, интересного. Его внимание обострено новыми впечатлениями, которых на первом уроке бывает много, и они являются наиболее сильными и прочно закладываются в памяти.

На первом уроке проводится большая индивидуальная работа по проверке музыкальных и физических данные своего ученика. После этого показываю инструмент, в краткой и доступной форме объясняю его устройство и название частей. Можно в начале сыграть яркую, выразительную пьесу или мелодический отрывок. Это сразу привлечет внимание ученика к изучению инструмента. Как правило, начинаю обучать игре на свирели детей с первого или второго класса.

Проводя первые уроки, нужно внимательно следить за тем, чтобы ученик не переутомлял губной аппарат. Рекомендуется заниматься перед зеркалом, чтобы визуально следить за правильным положением мундштука на губах. Обязательно делать небольшие перерывы для отдыха, во время которых можно объяснять музыкальную грамоту.

В области постановочных навыков приемы работы учителя направлены на активизацию подражательных реакций обучающегося, столь характерных для детей этого возраста. Отработка качественного звука является основной задачей ученика на первом этапе обучения. Извлечь на духовом инструменте один звук, красивый и полный по тембру, - это уже своего рода мастерство.

Учитывая желание ребенка скорее исполнить “настоящую музыку”, на занятиях широко используется ансамбль, состоящий из воспитанника и педагога (а в дальнейшем – старшего учащегося). Ансамблевая игра помогает развитию чувства метроритма и полифонического слышания.

В нашей школе с 2013 года организован фольклорный ансамбль «Весёлая свирель». Мы используем пластмассовый инструмент с шестью отверстиями и отдельным мундштуком.

Обучение игре на свирели возможно как на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности.

Через обучение игре на этом инструменте оказывает огромное положительное воздействие на подрастающий организм: развивается интеллектуальная и эмоциональная сфера жизни ребенка, воображение, увеличивается объем непроизвольного внимания, формируется музыкальный слух, поддерживается интерес к учению.

Работа со свирелью способствует вентиляции легких (дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой). Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам. Как показывает опыт, в ходе этих занятий улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим – через это решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее.

Чтобы ускорить практическую часть на первом, донотном периоде мы играем по цифровым обозначениям, уделяя внимание работе над ритмом, знакомимся с размером и длительностями. Цифры на нотах в приведенных примерах обозначают количество закрытых отверстий на свирели. Дети очень быстро осваивают этот способ прочтения мелодии.



Методика обучения игре на свирели



Ознакомление

обучающихся

с устройством

свирели

Свирель приставляется ко рту под углом 45%, то есть нижний край инструмента не должен быть направлен прямо вниз или находиться параллельно полу.

Отверстия следует закрывать полностью подушечками пальцев: верхние три – указательным, средним и безымянным пальцами левой руки, а нижние три – указательным, средним и безымянным пальцами правой руки. Такое положение рук приучает детей к правильной постановке.

Правила хранения и санитарии музыкального инструмента


Свирель является индивидуальным инструментом, поэтому каждый ученик должен иметь собственную свирель.

Если же учащийся играет на школьном инструменте, то он должен его подписать (Ф.И.О. класс), и храниться в отдельном плотно закрывающемся пакете. Во избежание, загрязнения необходимо мыть свирель теплой водой. Для того, что бы музыкальный инструмент был чист, нужно промыть отдельно мундштук и ствол.

  • Особое внимание следует проявлять мундштуку – любые мельчайшие трещины и сколы пластмассы приведут к потере строя, и тогда, вся свирель или пришедший в негодность элемент потребует замены.

Показ и объяснение постановки рук и корпуса во время игры на свирели



П альцы должны быть слегка округлены. Степень округления зависит от строения кисти рук каждого ребенка. Далее провожу индивидуальную работу с каждым ребёнком. Нужно убедиться, полностью ли закрыты игровые отверстия. Это можно сделать с помощью сильного сжатия свирели, которое должно оставить следы на подушечках пальцев: если на них отпечатались кружочки полностью, то отверстия закрыты правильно, если нет – то следует, проконтролировать ребенка как он закрывает игровые отверстия. При закрывании нот на музыкальном инструменте, не следует высоко поднимать пальцы – в дальнейшем это может отрицательно сказаться на технике исполнения, например: в произведении есть короткие длительности, которые нужно играть в быстром темпе. Ребенок, поднимающий высоко пальцы от игровых отверстий не сможет сыграть произведение в том темпе, в котором оно написано. 




Формирование навыков игры на духовом инструменте


В данном пособии предлагаю рассмотреть методику обучения игре на свирели по этапам. Остановимся и подробно рассмотрим каждый из них.


На первом этапе обращаю внимание обучающихся на постановку рук. Взять свирель нужно правой рукой внизу так, как будто держите карандаш. Нарисуйте этим «волшебным» карандашом в воздухе несколько фигур. Это могут быть солнышко, квадрат, треугольник. Большой и указательный палец левой руки нужно сложить вместе (клюв уточки). Далее берем своим клювиком свирель, при этом большой палец левой руки попадает в верхнюю «подставочку», находящуюся с обратной стороны ствола инструмента, а указательный – закрывает первое игровое отверстие. При этом правая рука продолжает держать свирель внизу.

Следующим этапом обращаю внимание на постановку локтей, которые должны быть прижаты к туловищу. После освоения постановки рук можно приступать непосредственно к игре. Учителю надо взять свирель в руки и наглядно показать, что и как нужно делать детям. Закрывая одно игровое отверстие сверху левой рукой указательным пальцем нужно обязательно сказать, как называется эта нота, так как необходимо обучать детей нотной грамоте и называть ноты правильно. 

Первое игровое отверстие на свирели называется нотой «си». 

Также следует показать, как выглядит эта нота в записи.

Указательный палец левой руки, который закрывает ноту «си» будет нумероваться первым (1), так как у каждого пальца будет свой номер. Во время игры учащиеся должны «атаковать» каждую ноту языком и как бы шепотом произносить слоги ту, ту, ту.

Например, для освоения звука «си» можно сначала пропеть, прохлопать, протопать и потом сыграть следующие песенки: «Андрей-воробей».



 «Андрей – воробей» (песенка - прибаутка)


1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Анд – рей – во – ро - бей, не го - няй го – лу - бей, го - няй га – ло - чек, из - под
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
па -ло – чек, не клюй пе – сок, при – го – дит – ся но – сок кле – вать ко – ло – сок.

Второе игровое отверстие называется нотой «ля» (2). Теперь закрываем одновременно два игровых отверстия сверху. Для освоения звука «ля» можно сыграть следующие песенки: «Дин – дон».

«Дин – дон» (песенка – прибаутка)


1 2 1 2 1 1 2 2 1 1 2 1 1 2 2

Дин – дон, дин – дон, за – го – рел – ся кош – кин дом, бе – жит ку – ри – ца


1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2
ца с вед – ром за – ли – вать кош – кин дом.

Когда у обучающихся будут хорошо звучать эти ноты, то переходим к изучению третьего игрового отверстия, ноты «соль» (3). Теперь закрываем сразу три игровых отверстия сверху.

Далее обращаю внимание на штрихи.

Штрихи - это исполнительские приемы звуковедения ( legato, staccato). Язык, в процессе звукообразования, исполняя роль клапана, открывает и превращает доступ воздуха в инструмент. Движение языка регулируют не только продолжительность отдельных звуков, но и характер штрихов. 

Исполнение legato: переход от одного звука к другому совершается при непрерывном выдохе и неподвижном языке. Вводить этот штрих следует на ранней стадии обучения детей игре на свирели, так как многие обучающиеся, извлекая звуки отдельно, каждый раз заново берут дыхание.
При исполнении staccato сокращение длительности звуков достигается движениями языка, прекращающими подачу воздуха в инструмент. В этом случае рекомендуется произносить слог «тут», при этом между звуками возникают паузы. Чем больше образованная пауза, тем короче и, следовательно, острее получается штрих.

Для того чтобы не быть многословным предлагается следующий музыкальный материал: «Сорока»

«Сорока» (русская народная прибаутка)


2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 3 2 2 2 2 3
Со-ро-ка, со-ро-ка где бы-ла?Да –ле -ко. Ка-шу ва- ри- ла, де -ток корми - ла,


2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 3
На по-рог ска-ка-ла, гос-тей со-зы-ва-ла, гос-ти у-слы-ха-ли, быть обе-ща-ли.

Только после освоения аппликатуры 1 – 3 следует переходить к изучению нового звука «до» (0), эта нота звучит без закрывания игровых отверстий. Связано это с тем, что при игре на свирели игровые отверстия закрываются не по одному, а одновременно от 1 до 6, и учащиеся должны привыкнуть к тому, что, закрывая следующее игровое отверстие, пальцы, закрывающие предыдущие, - не поднимаются. Освоение же звука «до» (0) на более ранней стадии обучения в дальнейшем может повлечь нежелательные ошибки, когда, закрывая следующее игровое отверстие, ребенок автоматически открывает предыдущее.

Можно воспользоваться следующим музыкальным материалом для отработки предыдущих нот: «Василек».

«Василек» (русская народная песня)

0 0 1 2 2 3 0 0 1 2 2 3
Ва – си – лек, ва – си – лек, мой лю – би - мый цве – ток
Ско – ро ль ты, мне ска – жи, за – си - не - ешь во ржи?

С изучением следующего звука «фа-диез» (4), включаются в работу пальцы правой руки. Ноту «фо-диез» закрывают уже четыре пальца, а именно три пальца левой руки и один (указательный) правой.

Игровые отверстия нужно закрывать плотно, не оставляя свободного места. Выучить аппликатуру нового звука можно на песне «Два кота».

«Два кота»


2 4 2 2 4 2 2 4 4 2 2 4 2 2 4 4 2 4
Та – та, два ко–та, два о–бо–дран–ных хво – ста. Се – рый кот в чу – ла - не,

2 2 4 4 2 4 2 2 4 4 2 2 4 2 2 4 4 2 2 4
Все усы в сме-та - не. Чер-ный кот за-лез в под-вал и мы-шон-ка там пой мал.

Аналогичная работа может быть проведена над изучением пятого игрового отверстия звука «ми» (5). Здесь входит в игру безымянный палец левой руки. Для освоения игровых отверстий предлагается песня: «Во поле береза стояла».

«Во поле береза стояла» (русская народная песня)


1 1 1 1 2 3 3 4 5 1 1 1 1 2 2 3 3 4 5
Во по - ле бе – ре - за сто – я - ла, во по - ле куд – ря – ва - я сто – я - ла.

4 3 2 3 3 4 5 4 3 2 3 3 4 5
Лю - ли, лю – ли сто – я – ла, лю – ли, лю – ли сто – я – ла.


Чем ниже звук, извлекаемый на свирели, тем аккуратнее должен быть посыл воздуха в инструмент при извлечении звука. Таким образом, извлекая звук «ре» (6), то есть шесть игровых отверстий на свирели, необходим очень аккуратный выдох. В противном случае при извлечении звука могут возникнуть дефекты (посторонние призвуки или другой звук).



Работа над интонацией, качеством звучания инструмента.

Требование красивого и певучего тона, чистой интонации составляет главную заботу учителя музыки, начиная с самых первых ступеней, как только ребенок начинает извлекать на флейте первый звук. Взять звук - это не технология, это уже музицирование. Вот взяли звук и слушаем его, слушаем, сколько он длится, льется.

Верная интонация вырабатывается в результате внимания и обострения музыкального слуха, болезненно воспринимающего фальшь, т.е. отклонения от точной высоты звука. Работе над интонацией должно уделяться большое количество времени также как и работе над техникой, дыханием, постановкой. Обычно обучающийся тщательно настраивает свирель, но не заботится о том, чтобы «настроить» себя и вызвать определенные слуховые тональности мотива, высоты звука. Затрачивается время на исправление интонации. Физическое состояние рук, пальцев, внутреннего настроя – оказывают влияние на точность интонирования.
В педагогической практике приходилось наблюдать, что при разучивании произведений медленного характера фальшивая интонация резко заметна у обучающихся. А в пьесах подвижного характера это отрицательное впечатление несколько сглаживается и не так заметно. Поэтому нелишне проверить интонацию быстрого произведения игрой в медленном темпе.
Добиваясь верной интонации и проверяя ее преимущественно в медленном темпе, мы тем самым проверяем и исправляем движения рук, пальцев, языка, вырабатываем должную степень мышечного усилия. Немаловажным является положение головы. Голова, при переходе ноты с одной октавы на другую, играет роль руля. Чем ниже голова, тем ниже строй и, наоборот, чем выше голова – выше строй.

Чрезмерное поднимание пальцев и высокое расположение их над клапанами нарушает связь их с инструментом, что затрудняет точность и чистоту интонирования. Недостатки в интонировании чаще всего связаны с неумением музыканта не только предслышать будущий звук во всех его особенностях, но и точно скоординировать слух с дыхательным и артикуляционным аппаратом. Такой недостаток в интонировании как понижение (детонация), чаще всего связан с вялым дыханием и артикуляцией.


Преподаватель не должен допускать ни малейшей фальши в исполнении. Всякая неточность в строе немедленно должна быть указана, разъяснена и исправлена, т.к. фальшивая интонация разрушает восприятие произведения и не способствует развитию правильной интонации.

ХОРОШИМ СЧИТАЕТСЯ ЗВУК, когда он:

• появляется немедленно в момент атаки звука,
• мягкий и открытый,
• не содержит шипа и посторонних призвуков,
• не меняет тембровой окраски,
• не меняет высоты,
• не дрожит и исполняется без непроизвольных толчков.


КАК ЖЕ ДОБИТЬСЯ ХОРОШЕГО ЗВУКА?

  • стоять, опираясь на две ноги спокойно и свободно, без всякого напряжения.

  • руки не следует прижимать к туловищу - это мешает свободному дыханию, во время игры не раскачиваться т.к. это мешает ровному непрерывному потоку воздуха.

  • губы должны сохранять естественное положение и не испытывать излишнего напряжения, не следует растягивать губы наподобие улыбки или вытягивать их трубочкой.

  • голова не должна быть опущена вниз.

  • откройте горло, опустите нижнюю челюсть.


Когда идёт работа над звуком и интонацией не следует делать продолжительных перерывов – этого требует мышечная двигательная активность. Желательно заниматься длинными звуками в отдельном помещении (домашняя работа). Не следует надо отвлекаться, расхаживать по комнате из конца в конец или раскачиваться, отмечая каждую долю.
Необходимо помнить, что при изменении температуры воздуха строй инструмента меняется. Повторюсь, необходима ежедневная работа над строем и интонацией. Чем чище интонация, тем выше качество игры. Здесь заложена важнейшая составляющая доля мастерства.



Особенности концертного исполнительства.


Воспитание артистических способностей, сценического самочувствия, способности владеть собой в момент концертных выступлений – это сложный и многогранный процесс развития творческой личности, музыкальности, технически совершенной игры; это овладение способами и методами психорегуляции; воспитание творческой увлечённости и творческого внимания, многих других умений и навыков, необходимых для плодотворной творческой деятельности. 

И тогом всей работы исполнителя, серьезной проверкой усвоения материала и художественной подготовки являются концертные выступления, участие в конкурсах, фестивалях различных уровней. Наш фольклорный ансамбль «Весёлая свирель» является лауреатом, дипломантом Всероссийского конкурса-фестиваля «Свирель – инструмент мира, здоровья и радости» на протяжении многих лет, который каждый год проходит в городе Курске в Курском государственном университете, куратором которого является Марина Львовна Космовская, доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой музыки и изобразительного искусства КГУ, академик МАНПО. Ребята с большим удовольствием восприняли моё предложение соединить некоторые номера с фольклорным ансамблем ложкарей «Весёлые потешки».

Таким образом, у участников двух коллективов появилась возможность проявить себя в таком сотрудничестве. Помогают аккомпанировать обучающиеся Детской школы искусств города Обояни. Такой большой состав часто радует своими выступлениями на школьных концертах, жителей Обояни, они стали частыми гостями районных семинаров для учителей, а также нас приглашают на гала- концерты в город Курск в КГУ.

П роцесс звукообразования сам по себе сложен, а в концертных условиях, где волнение значительно возрастает, могут возникнуть препятствия и неожиданности. Еще одна трудность - это отсутствие у исполнителей на необходимого опыта сольных выступлений, что сковывает исполнительский аппарат. Несколько неудачных выступлений в концертах - и в результате вырабатывается «эстрадобоязнь». В ее основе лежат не только и не столько названные причины, сколько неуверенность в своей подготовленности, в знании исполняемого произведения во всех его деталях. Отсюда дополнительное волнение.

При подготовке к концертному выступлению необходимо соблюдать следующие правила:

1. Музыкальное произведение, выбранное для исполнения в концерте, не должно превышать технические и художественные возможности исполнителя. Учитель музыки обязан регулировать уровень возможностей своих обучающихся.

2. Необходимо твердое знание исполняемого произведения и не только нотного текста, но и динамических оттенков, а также партии сопровождения. Для этого нужно уметь быстро учить и процесс этот должен быть постоянным (нужно учить пьесу на инструменте с нотами, без нот, по нотам без инструмента, без нот и инструмента).

Перед концертом не рекомендую делать много замечаний, это очень распыляет их внимание. Чем ближе к концерту, тем более обобщенный характер должны носить замечания, они должны быть связаны с какими-то выразительными моментами. Педагогу очень важно морально поддержать ученика перед концертом, создать у него хорошее творческое настроение.

Для успешного выступления концертом отдых я рекомендую детям отдых. Но этот совет имеет индивидуальный характер.

В Обоянской школе №1 есть ребята с ослабленными возможностями здоровья. Предлагая им, обучение игре на свирели, думала, что ничего не получится.

Дети очень легко освоили методику игры на свирели по цифрам, не зная музыкальной грамоты, и с большим успехом выступали на школьных мероприятиях, не боясь выходить на сцену.

Перед выходом необходимо преодолеть неуверенность, робость, собраться, сосредоточиться, ничем не отвлекаться.



Заключение.

Представленный материал содержит лишь часть того, что можно выполнить для творческого воспитания и развития, обучения игре на свирели. Путь обучения игре долгий, и в отдельных случаях - не легкий, но верный; требующий повседневного упорного труда в области мысленной и творческой работы, прежде всего самого педагога.

В заключении хочется вспомнить прописную истину – в каждом ребёнке есть творческое зёрнышко, которое мы, учителя музыки обязаны развить. Каждый ребёнок – талантлив, каждый ребёнок – вселенная, и мы, учителя, в ответе за каждого маленького человека, пришедшего к нам. Пусть ваш ученик не станет профессиональным музыкантом, но если он будет творчески и интеллектуально развитым, успешно социализированным, востребованным в современном обществе гражданином  – значит вы, как учитель музыки, достигли главной цели в своей работе.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Репертуар для игры на свирели в начальной школе

ВТОРОЙ КЛАСС

Задачи второго класса (первого года обучения):

  • знакомство с инструментом;

  • освоение основных приемов игры на свирели (non legato, legato);

  • исполнение произведений, содержащих небольшие по объему дыхания фразы.


Русские народные песни:

«Андрей – воробей».
«Дин – дон».
«Дождик».
«Уж как шла лиса по травке»
«Сорока».
«Ходит зайка по саду».
«Василек».
«Как под горкой, под горой».
«Во поле береза стояла»

Произведения современных авторов


«Труба» Муз. Е. Тиличеевой.
«Колыбельная медведицы» Муз. Е. Крлылатова.
«Сонная песенка» Муз. Р. Паулса.
«Колыбельная» из к/ф «Цирк» Муз. И. Дунаевского.

Произведения композиторов – классиков

«Баркарола» Муз. Ж. Оффенбах.
«Там вдали, за рекой» Муз. А. Аренского.

ТРЕТИЙ КЛАСС

Задачи третьего класса (второго года обучения):

  • расширение игрового диапазона;

  • знакомство со звуками, извлекающимися с помощью комбинации пальцев;

  • исполнение произведений, содержащих фразы, требующие большого объема дыхания;

  • начало освоения двухголосия (исполнение произведений каноном);

  • работа над развитием техники пальцев;

  • работа над артикуляцией (знакомство с исполнительским приемом – двойное стаккато).

    Каноны


«Во поле береза стояла» (русская народная песня).
«Пастушья песня» (французская народная песня).

Произведения современных авторов


«Неразумное желание» Муз. Р. Паулса.
«Колыбельная» (из к/ф «долгая дорога в Дюнах»). Муз. Р. Паулса.
«Кашалотик» Муз. Р. Паулса.

Произведения русских композиторов

Старинная французская песенка. Муз. П. Чайковского.
Детская песенка Муз. П. Чайковского.

Четвёртый КЛАСС

Задачи четвёртого класса (3 года обучения):

  • дальнейшая работа над многоголосием, включение в репертуар произведений, исполняемых на три голоса;

  • дальнейшее освоение альтерированных звуков «си – бемоль»;

  • расширение диапазона исполняющихся произведений (исполнение произведений, включающих звук «соль» второй октавы);

  • включение в репертуар произведений, требующих исполнение длинной фразы на одном дыхании;

  • работа по развитию техники пальцев и артикуляции;

  • игра канонов на тир – четыре голоса.


Русские народные песни


«Ой, да ты, калинушка» (русская народная песня).
«Я на горку шла» (русская народная песня).

Песни народов мира


«Веселый мельник» (американская народная песня).
«Бубенчики» (американская народная песня).

Произведения русских композиторов

«Романс» Муз. Г. Свиридова.
«Жаворонок» Муз. М. Глинки.
«Ты, соловушка, умолкни» Муз. М. Глинки.

Произведения зарубежных композиторов


«Триумфальный марш» (из оперы «Аида»). Муз. Дж. Верди.
«Ода к радости» (фрагмент из симфонии № 9). Муз. Л. Бетховена
«Колыбельная» (из оперы «Порги и Бесс»). Муз. Дж. Гершвина. 



Литература:



1.Диков Б.О дыхании при игре на духовых инструментах. М.,1956.101 с.

2.Должиков Ю. Артикуляция при игре на флейте // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М.: Музыка, 1991

3.Космовская М.Л. Научно – методическое руководство игры на свирели, Курск, 2011

4.Платонов Н.И.- Пути развития исполнительского мастерства на флейте-М. Музыка,1957

5.Платонов Н. Методика обучения игре на флейте // Методика обучения игре на духовых инструментах М.: Музыка, 1966

6.Розонов Е.В.-Методика преподавания игры на духовых инструментах-Москва,1933

7.Ягудин, Ю.О. О развитии выразительности звука // Методика обучения игре на духовых инструментах / Ю.О. Ягудин. – М. : Музыка, 1971.









1