Методическое пособие
Индивидуальный образовательный маршрут по развитию УУД младших школьников
Разработчик: Петрова Екатерина Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Луговская основная школа» им. М. П. Хваткова»
Ульяновск, 2024
Реализация индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) , позволяет реализовать основные требования, предъявляемые ФГОС НОО к образовательным результатам: личностным, предметным и метапредметным. Индивидуальный образовательный маршрут планируется с учетом индивидуальных особенностей учащегося (особенности развития психических процессов, способностей, склонностей, интересов, темперамента, характера, уровень усвоения образовательной программы). К таким учащимся можно отнести учащихся как с ослабленными темпами развития так и с опережающими; с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении; одаренных детей и детей с ОВЗ.
В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы. Конечный результат должен показать, что ребенок чувствует себя в учебном процессе комфортно и учится с радостью. Проектирование ИОМ в системе начального общего образования является необходимостью которая в полной мере позволяет педагогу и учащимся реализовать планы, потребности, удовлетворить интересы. Педагогический алгоритм реализации индивидуального маршрута учащегося представляет собой последовательность учебных действий участников образовательного процесса и обеспечивает достижение каждым учащимся поставленных учебных целей через использование форм и способов организации работы в наибольшей степени соответствующих индивидуальному стилю учебной деятельности, возможностям и потребностям каждого учащегося».
Индивидуальный образовательный маршрут может быть: коротким или длинным, в зависимости от того кому предназначен маршрут. К примеру, у слабого ученика он может быть рассчитан на весь учебный год, а для сильного достаточно нескольких недель или месяцев. ИОМ обязательно должен реализовываться через различные формы организации деятельности учащихся: занятие в классе; групповые или индивидуальные занятия (в зависимости от количества учащихся); самостоятельная работа по изучению материала; домашняя работа. Такие формы деятельности проводится как в рамках внеурочной деятельности, так и в рамках индивидуальной работы на уроках.
Структура ИОМ которой мы придерживались при разработке ИОМ.
целевой (постановка целей, определение задач);
содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ОУ);
технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей учащихся);
диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий);
самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);
оформление маршрутного листа.
Индивидуальный образовательный маршрут может быть включен как в учебную, так и внеурочную деятельность младшего школьника. При этом еще на стадии планирования идет активное взаимодействие педагога и ученика. Приоритетом при этом является интерес со стороны ребенка или группы детей в происходящем и непосредственное включенность его или их в построение карты маршрута. ИОМ может являться средством для формирования и коррекции метапредметных результатов, а в частности регулятивных универсальных учебных действий способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории, а так же это те результаты, которые являются основой для развития личности, так как включают в себя: целеполагание. Результатом нашего исследования стали разработанные и реализованные ИОМ по коррекции таких универсальных учебных действий (УУД) как коммуникативные и регулятивные.
Индивидуальный образовательный маршрут по развитию УУД
ученика 1 класса
УМК «Школа России»
Цель: ликвидация пробелов в знаниях по предмету математика.
Тема: «Сложение однозначных и двузначных чисел в пределах 20».
Ученик должен научиться:
- читать, записывать, сравнивать и упорядочивать числа в пределах 20;
- выполнять устно и письменно сложение и соответствующие случаи вычитания:
- однозначных чисел, когда результат сложения не превышает числа 10 (на уровне навыка);
- однозначных чисел в пределах 20 с переходом в другой разряд;
- круглых десятков, когда результат сложения - двузначное число;
- двузначных и однозначных чисел без перехода в другой разряд;
- двузначных чисел и круглых десятков. ОУУН
ЛичностныеУУД: положительное отношение к учению (к урокам математики), наличие элементов познавательного интереса.
Регулятивные УУД: понимать и удерживать цель задания: использовать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией; выполнять действия проверки.
Познавательные УУД: понимать прочитанное; находить в учебнике математики нужные сведения; выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении; выполнять действия анализа, синтеза, сравнения, группировки с учётом указанных критериев, использовать освоенные условные знаки; выполнять задание различными способами.
Коммуникативные УУД: участвовать в коллективной беседе, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке.
Планируемые результаты:
- моделировать состав числа 10, используя предметные, графические, символические модели;
- записывать двузначное число цифрами, пользуясь его предметной моделью;
- выявлять сходство и различие однозначных и двузначных чисел, содержащих одинаковое количество единиц и десятков;
- записывать двузначное число по его названию;
- выбирать символическую модель числа, соответствующую данной предметной модели.
Способы работы:
- индивидуальные задания;
- организация парной и групповой работы;
- работа с консультантами;
- выбор индивидуального домашнего задания.
Сроки: ноябрь-декабрь 2022 г.
Форма контроля: текущий, итоговый (тетрадь «Математика. Тетрадь для проверочных работ», контрольная работа № 2, базовый уровень).
Отметка о выполнении. В 1 классе отметки за контрольные не выставляются, фиксируется количество верно выполненных заданий, определяется уровень выполнения (высокий - выполнено от 95% до 100% заданий, выше среднего - от 75% до 94%, средний - от 74% до 50%, низкий - менее 50%).
Цель ИОМ: создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Задачи:
- создать ситуацию успеха;
- способствовать вовлечению в совместный поиск форм работы;
- ликвидировать пробелы в обучении математике по теме «Сложение однозначных и двузначных чисел в пределах 20».
Этапы | Результаты диагностик. | Примечания Уточнения |
Диагностика Анализ | Восприятие: Типичные трудности: невнимательно слушает, отвлекается Причины трудностей: индивидуально-типологические особенности, низкий уровень развития произвольности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания и основная причина - высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность Типичные трудности: не соблюдает правил поведения в школе. Не может самостоятельно выполнить работу (в том числе домашнюю). Нет интереса к учению. Причины трудностей: не сформирована внутренняя позиция школьника, возможны трудности в семье, стрессовое состояние | Тулуз-Пьерон. Методика «Уровень развития регуляторных способностей (произвольного компонента»). Проба на внимание (поиск различий в изображениях). Задания для коррекции: графические диктанты. Упражнения на развитие концентрации и устойчивости внимания. Включать в групповую и парную работу, консультационную деятельность. Задания для коррекции: включать в групповую и парную работу, консультационную деятельность. Работа по алгоритму. Умение работать с учебником. Выскажи свою точку зрения, сравни с точкой зрения других ребят. Рефлексия деятельности. Самооценка. Оценка работы других детей |
Проектирование | Парная и групповая работа на уроке Кружок на ВД «Занимательная математика» Работа с консультантами Индивидуальные консультации с учителем Комбинированное домашнее задание | Потребности - интеллектуальное направление Планируемый результат - умение записывать и выполнять действия с двузначными числами без перехода и с переходом через разряд |
Организация | Учебный план. Расписание занятий. На месяц. ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПЯТ | ВД Кружок | Инд. | Инд. | ВД Кружок | Инд. | «Занима- | консульт. | консульт. | «Занима- | консульт. | тельная ма- | | | тельная ма- | | тематика» | | | тематика» | | | |
Мониторинг | Оценка реализации ИОМ Коррекция ИОМ | Успешное выполнение базового уровня тематической к./р. |
План поэтапной реализации ИОМ
№ | Наименование этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1 | Пути решения проблемы: ликвидации пробелов в знаниях обучающихся проболевших, длительное время, не увеличивая учебную нагрузку | 1. Формулировка пробле- мы и нахождение пути её решения путем анализа информационных источников 2. Разработка и проведе ние диагностики и тестирования | Участие обучающихся в диагностике и тестировании |
|
|
|
|
|
|
2. | Разработка модели Индивидуального образовательного маршрута | 1. Отбор содержания ма- териала по теме 2. Создание системы занятий (урок, кружок на ВД «Занимательная математика», инд. занятия консультанты) 3. Организовать самостоятельную работу обучающегося на занятиях, используя индивидуальные карточки, дифференцированное домашнее задание. 4. Использовать разные формы работы (индивидуальная, парная, групповая, игровая) | Организация комплекса занятий: 1. На уроках выполняет индивидуальные, дифференцированные задания, работая в парах и группах 2. Во время индивидуальных консультаций с учителем выполняет домашние задания под руководством учителя (по необходимости) и самостоятельно (с объяснением) 3. На занятиях ВД кружка «Занимательная математика» в игровой форме развивается интерес к учебе |
|
|
|
3 | Реализация ИОМ | Ежедневная работа учителя по реализации ИОМ Наблюдения эмоционального и физического состояния ученика | Самооценка школьника |
4. | Рефлексия | 1. Контроль, коррекция, анализ - результатов работы по ИОМ. | Оформление странички в портфолио достижений обучающегося |
Содержание
Сроки выполнения задач (ориентировочно) | Задачи | Содержание (какие задания помогут решить задачи) | Оценка результатов (что получилось, на каком уровне |
10.11. -работа с консультантами | Знать состав числа 10 | Индивидуальные карточки - тренажёры. Выполнение индивидуальных заданий: - заполни пропуски; - засели домики; - игра «Морское путешествие» | - Я не уверен в знаниях состава числа 10 - Я знаю состав числа 10 |
11,12.11 уроки, консультации с учителем | Записывать двузначное число в виде десятков и единиц | Консультация учителя Работа с предметной моделью в паре с сильным учеником Индивидуальные карточки - тренажёры Игра «Космическое путешествие» | - Я не умею записывать двузначное число - Я затрудняюсь - Я умею... |
13. 11- кружок «Занимательная математика» | Выявлять сходство и различие однозначных и двузначных чисел, содержащих одинаковое количество единиц и десятков. | Работа в группе Игра «Домино» | - Я затрудняюсь находить сходство и различие - Я умею. |
17. 11- кружок «Занимательная математика» | Записывать двузначное число по его названию | Индивидуальные карточки - тренажёры Работа в паре. Игра «Составь число» | - Я затрудняюсь записывать двузначное число по его названию - Я умею. |
20,21.11 уроки, консультации с учителем | Наблюдать изменение в записи «круглого» двузначного числа при его увеличении (уменьшении) на несколько десятков (единиц) | Консультация учителя. Работа с числовым лучом в паре Работа с иллюстративным материалом в паре | - Я затрудняюсь увеличивать (уменьшать) круглое число на несколько единиц - Я умею. |
23,24,25,26.11 уроки, работа с консультантом | Группировать числа, поль- зуясь переме-стительным свойством сложения | Консультация ученика Индивидуальные карточ- ки - тренажёры Работа в паре Игра «Домино» | - Я знаю переместитель- ное свойство сложения и умею его применять. |
05.12 кружок «Занимательная математика» | Увеличивать (уменьшать) любое двузначное число на 1 | Работа в группе: игра «Продолжи цепочку», «Передай ход» | - Я умею увеличивать (уменьшать) любое дву- значное число на 1 |
07,08,09,10,11.12 уроки, консультанты | Записывать любое двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых. | Консультация ученика Работа по образцу, без образца (в паре), самостоятельно | - Я умею записывать любое двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых |
15.12 урок, работа в паре | Располагать данные двузначные числа в порядке возрастания (убывания) | Работа с иллюстративным материалом в паре Карточки - тренажёры | - Я умею располагать данные двузначные числа в порядке возрастания (убывания) |
17.12 - кружок «Весёлая математика» 18.12 - кружок «Весёлая математика» | Моделировать ситуацию, данную в ви- де текста Записывать равенства, соответствующие данным рисункам | Работа в группе: «Со- ставь задачу по схеме», «Составь схему к задаче» Игра «Добавь данные» Консультация учителя Работа с карточками - тренажёрами. Игра «Цепочка» | - Я затрудняюсь модели- ровать ситуацию, данную в виде текста - Я умею моделировать ситуацию, данную в виде текста - Я умею записывать равенства, соответствующие данным рисункам |