Top 10 музыкально-подвижных игр
Это одно из самых любимых видов двигательной деятельности дошкольников
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24 «Колосок» г. Назарово Красноярского края
Методическое пособие
«Музыкально - подвижные игры - как одного из любимых видов двигательной деятельности дошкольников»
Разработала:
воспитатель
Тартынская М.Г
г. Назарово, 2022г
Пояснительная записка
Музыка и движения занимают особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется психологическими особенностями дошкольников. Музыкально - ритмическое развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, двигательная активность полезна для здоровья, а также ребёнок становится чутким к красоте движений в искусстве и жизни.
Большая роль в воспитании здорового ребёнка принадлежит организации его двигательной деятельности, обеспечению возможности реализовать его естественную потребность в движении. Подвижные игры – это один из любимых видов двигательной деятельности дошкольников. Включая в подвижную игру соответствующую музыку – интересный приём, обеспечивающий образность, эмоциональность, формирование умения координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, чёткий сигнал к началу действия.
Организация музыкально - подвижных игр
Педагог должен знать наизусть ход и правила игры.
Необходимо правильно подбирать темп музыки.
Игры должны быть доступны детям, подбираться в соответствии с программными требованиями.
Игры должны быть направлены на развитие творческих способностей детей.
Заканчивать игру нужно своевременно, т.к. её затягивание может привести к утомлению играющих.
Сигнал об окончании игры подаётся, когда дети получили от неё удовольствие.
Не стоит забывать о подведении итогов игры.
Цель данных разработок:
Задачи:
учить детей действовать по музыкальному сигналу;
выполнять действия в соответствии с музыкой;
умение соотносить движение с текстом;
развивать внимание и умение ориентироваться в пространстве;
развивать ловкость и быстроту движений;
выполнять действия в соответствии с правилами;
формировать умения действовать сообща.
3
Картотека музыкально - подвижных игр - как одного из любимых видов двигательной деятельности дошкольников
Музыкально-подвижная игра: «У оленя дом большой!»
Цель: закреплять умение соотносить движение с текстом.
Воспитатель произносит следующие слова, сопровождая их движениями:
«У оленя дом большой,
Он глядит в свое окошко.
Заяц по лесу бежит,
В дверь к нему стучит.
Тук – тук, дверь открой.
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка забегай,
Лапу мне давай.»
Воспитатель разучивает слова с детьми и поясняет, что каждое слово обыгрывается соответствующими движениями рук. Темп постоянно нарастает.
«У оленя дом большой,
Он глядит в свое окошко.
Заяц по лесу бежит.
В дверь ему стучит:
«Тук, тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой!
Зайка, зайка забегай,
Лапу мне давай.»
Воспитатель обращается к ребятам: Для того чтобы нам сыграть в одну интересную игру, необходимо выучить слова и движения. Повторяйте за мной. Воспитатель напевает следующие слова:
«У оленя дом большой (поднимает скрещенные руки над головой, изображая рога оленя).
Он глядит в свое окошко (имитирует окошечко).
Заяц по лесу бежит (изображает бег на месте).
В дверь к нему стучит (стучит в воображаемую дверь).
Тук, тук, дверь открой (имитирует стук в дверь и тянет на себя ручку воображаемой двери).
Там в лесу охотник злой (показывает большим пальцем назад, затем имитирует ружье)
Зайка, зайка забегай (машут руками над головой, изображая уши зайца, затем делают приглашающий жест).
Лапу мне давай (сцепляют руки в замок).»
Когда ребята запомнят слова, они произносят их и делают движения в более быстром темпе под музыку.
4
Музыкально-подвижная игра: «Пугало»
Цель: развивать умение двигаться в соответствии с текстом, передавать движениями игровой образ, развитие пластики, мимики, дикции, создание радостного настроения у детей.
Во саду, во саду
Пугало стояло,
Яблоки нам пугало
Рвать не разрешало.
(Дети идут по кругу, в центре стоит ребёнок "пугало")
Мы тихонько подойдем
И яблоки сорвем!
(Идут в маленький круг)
Пугало:
Яблоки нельзя здесь рвать!
Буду вас я догонять!
(" пугало" грозит пальцем и на проигрыш догоняет детей, пойманные дети садятся на стульчики, оставшиеся снова встают в круг)
2. Во саду, во саду
Пугало стояло,
Груши нам пугало
Рвать не разрешало.
(Дети идут по кругу, в центре стоит ребёнок "пугало")
Мы тихонько подойдем
И груши сорвем!
(Идут в маленький круг)
Пугало:
Груши нельзя здесь рвать!
Буду вас я догонять!
(" пугало" грозит пальцем и на проигрыш догоняет детей, пойманные дети садятся на стульчики)
3. Во саду, во саду
Пугало стояло,
Сливы нам пугало
Рвать не разрешало.
(Дети идут по кругу, в центре стоит ребёнок "пугало")
Мы тихонько подойдем
И сливы сорвем!
(Идут в маленький круг)
Пугало:
Сливы нельзя здесь рвать!
Буду вас я догонять!
(" пугало" грозит пальцем и на проигрыш догоняет детей, пойманные дети садятся на стульчики)
5
Музыкально-подвижная игра: «Автобус»
Цель: Учить детей повторять слова и движения за воспитателем. Развивать речевую и двигательную активность детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
1. Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим. (Покачиваемся на стульчике)
2. Из окошечка глядим
Всё глядим! (Поворачиваемся в одну и другую сторону)
3. Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот. (Глядим из -под ладони)
4. Ну что ж автобус не везёт?
Не везёт? (Пожимаем плечами)
5. Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
вот так вот! (Выполняем круговые движения руками впереди себя)
6. А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик,
Вжик- вжик-вжик. (качаем согнутыми в локтях руками перед лицом)
Все капельки смести хотят (имитируем движения "дворников")
7. И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип! ("крутим руль" бибикаем)
Мы громко-громко все гудим
Бип- бип-бип!
8. Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот,вот так вот, (подпрыгиваем)
Мы едем-едим всё вперёд
Вот так вот!
6
Музыкально-подвижная игра: «Стирка»
Цель: обучать воспитанников слушать и слышать музыку, определять ее интонацию и в зависимости от этого выполнять необходимые движения, прививать интерес к музыкальным играм.
Танцевать мы будем не просто, а имитировать, то о чём поётся в песенке!
Мыло в руки надо взять и немного постирать,
(имитирование стирки на доске)
И разочков 25 тщательно прополоскать.
(движения рук вправо-влево)
Прищепками закрепить и повесить всё сушить.
(«встряхивают», «развешивают на веревку)
Что б сушилось скорей, вместе спляшем веселей.
(переход – меняются местами в парах)
Взяли в руки утюжок, гладим вдоль и поперёк.
(«гладят» бельё)
Складки тщательно утюжим, утюжок нам очень нужен.
(движение правой руки влево и левой руки – вправо)
Обувь чистить начинаем, туфли кремом натираем. (движение «каблучок»)
Щётки в руки мы возьмём и до блеска разотрём.
(наклоняются, имитируют движение «чистим щеткой»)
А теперь возьмём расчёски и поправим все причёски.
(проводят рукой по волосам)
Посмотрите-ка на нас, внешний вид ну просто класс!
(Приосаниваются и выставляют руку с поднятым большим пальцем)
7
Музыкально-подвижная игра: «Зашагали ножки»
Цель: Упражнять в ходьбе по кругу, согласовывать движения с текстом.
Зашагали ножки весело по кругу
Приведут нас ножки по дорожке к другу (ходьба по кругу)
1, 2, 3, здравствуй,- говори (3 хлопка в ладоши, здороваются)
1, 2, 3, руку мне пожми (3 хлопка в ладоши, пожимают руки друг другу).
2. Побежали ножки весело по кругу,
Приведут нас ножки по дорожке к другу (ходьба по кругу)
1, 2, 3, головкой поклонись (3 хлопка в ладоши, кланяются друг другу)
1, 2, 3, мило улыбнись (3 хлопка в ладоши, улыбаются друг другу)
3. Поскакали ножки весело по кругу
Приведут нас ножки по дорожке к другу (ходьба по кругу)
1, 2, 3, хлопай веселей (хлопают в ладоши)1, 2, 3, обнимись скорей (обнимаются).
8
Музыкально-подвижная игра: «Стрекоза»
Цель: научить выполнять действия в соответствии с музыкой.
Вот какая стрекоза, как горошины глаза. (показать большие газа стрекозы, приставив к своим глазам соединенные в кольцо большие и указательные пальцы обеих рук)
Влево – вправо, назад – вперед. (делаем наклоны по тексту)
Ну, совсем как вертолет. (круговые вращения рук)
Она летает высоко, она летает низко, (поднять руки вверх и привстать на цыпочки, как бы показывая, как высоко летает стрекоза, затем присесть на корточки и опустить руки вниз, можно коснуться пола, показывая, как низко летает стрекоза)
Она летает далеко, Она летает близко. (встать и поднять руки вперед, потянуться за руками – «летает далеко», приставить согнутые в локтях руки к груди – «летает близко»)
Игра повторяется 3-4 раза, на проигрыше дети бегают в разном направлении.
9
Музыкально-подвижная игра: «Как живёшь?"
Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе.
Взрослый показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
– Как живешь?
– Вот так! (Показывают большие пальцы.)
– Как идёшь?
– Вот так! (шагают на месте)
– Как бежишь?
– Вот так! (Бег на месте.)
— Ночью спишь?
– Вот так! (Кладут обе руки под щеку.)
— Как берёшь?
— Вот так! (хватательные движения рук)
— А даёшь?
— Вот так! (открыть ладони)
— Как шалишь?
— Вот так!( Хлопают себя по надутым щекам.)
– А грозишь?
– Вот так! (Погрозить пальчиком)
– Как скачешь?
– Вот так! (Подскок)
– А плачешь?
– Вот так! (руки в кулачки, крутим около глаз.)
– Топаешь?
– Вот так! (Потопать)
– Хлопаешь?
– Вот так! ( Похлопать.)
10
Музыкально-подвижная игра: «У мишки»
Цель: Передавать характер песни, действовать в соответствии с ее содержанием.
Воспитывать у детей дружеские, доброжелательные отношения.
Дети стоят свободной группой, на противоположной стороне «спит» Мишка (ребенок). Дети идут к Мишке и поют:
Дети: По тропинке, по дорожке все мы к мишки подойдем.
Мы похлопаем в ладошки и немного подождем.
Мишка просыпается, протягивается. Он поет, обращаясь то к одному, то к другому ребенку:
Мишка: Кто здесь хлопал? Кто здесь топал?
Дети: Нет, не я. Нет, не я!
Мишка: Ты здесь хлопал? Ты здесь топал? Догоню вас я! Р-р-р…
В конце игры Мишка догоняет детей.
|
Музыкально-подвижная игра: «Готовим пельмешки» Цель: развивать ритмичность движений и умение сочетать их с произношением слов |
Тесто круто замесили (жамкают, сжимая пальцы в кулаки) Тонко, тонко раскатали (ладони вниз, катают туда-сюда, на уровне груди) Мясо мелко порубили (ладони друг к другу, мизинец внизу, рубим) Посолили, поперчили (правой солят, левой перчат) На ладошки положили (резкий хлопок правой ладонью полевой) И края все защипали (большим, указательным и средним пальцами обеих рук защипываем края) И в кастрюльку опустили (ладони переворачивают вниз) Помешали, помешали (правой рукой, кулак сжат, мешают) Да, пельмени хороши, Мы наелись от души! |
11
12
Музыкально-подвижная игра: «Воробьи и Бобик»
Цель: развивать у детей умение действовать согласно правилам и тексту игры.
Поглядите, поглядите, деточки: (Дети сидят на стульях, руки согнуты в локтях и прижаты к груди)
Сели воробьи на веточки.
Вот они сидят, (руки сжаты в кулачки, качают головой)
На ребят глядят (вправо-влево).
Полетать они хотят.
Полетели, полетели воробьи, (Бегут на носках врассыпную)
Закружились в воздухе они. (Взмахивая руками, как крыльями)
Воробьи летят,
Воробьи летят,
Зёрнышки найти хотят.
Стали они зёрнышки клевать, (Приседают и стучат пальчиками по полу «клюют зерна»)
Стали они зёрнышки считать.
Раз-два-три, раз-два-три!
Ты зерно ещё найди!
Тут наш Бобик прибежал, (Выбегает ребёнок – «Бобик», лает).
Воробьёв всех распугал!
(Дети – «Воробьи» убегают на места)
13
План конспект: «Веселое путешествие в деревню»
Цель: Закрепить знания о животных.
Способствовать развитию памяти, внимания, любознательности.
Вызвать желание слушать и отгадывать загадки о животных.
Убедить детей в том, что о животных нужно заботиться, нельзя их обижать.
Помочь получить детям положительные эмоции во время игры.
Развивать музыкальный слух.
Формировать навыки вербального и невербального общения.
Развивать навыки крупной и мелкой моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.
Оборудование: Домик, дерево, иллюстрация с изображением домашних животных, животные-игрушки, животные-куклы би-ба-бо.
Ход занятия:
Воспитатель: Наступила весна, солнышко светит приветливо и ласково, зовет всех на природу, в лес. Ребята, скажите, а вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в очень увлекательное путешествие – в деревню, а для этого мы с вами должны быть сильными, ловкими и смелыми. Дружно все в кружок вставайте и разминку начинайте.
«Разминка» Е. Железнова
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
И зубами постучим,
И немножко помолчим.
(прижимаем указательные пальцы к губам и выдыхаем «тсс… »).
Плечиками мы покрутим
(поставив пальцы на плечи, вращаем плечами)
И про ручки не забудем,
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
(наклонившись, качаем руками «чтобы ручки отдохнули»)
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
(прыгаем на месте или ритмично хлопаем в ладоши)
И с начала всё начнём.
Воспитатель: Вот мы и готовы. А поедем мы с вами на автобусе. Садитесь поудобнее. Поехали.
«Автобус» Е. Железнова
(выполняем движения по тексту)
Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим
И из окошечка глядим,
Всё глядим!
14
Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот.
Ну что ж автобус не везёт,
Не везёт?
Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот,
Вперёд мы покатились
Вот так вот!
А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик!
Все капельки смести хотят,
Вжик-вжик-вжик!
И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот!
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!
Воспитатель: Вот мы и приехали с вами в деревню. Посмотрите, как здесь интересно, совсем не так как в городе. Ни машин, ни трамваев, ни троллейбусов нет. Посмотрите, какой в деревне домик. Маленький, низкий, деревянный. А в городе дома – большие, высокие, кирпичные. А вот и огромный цветущий луг, давайте посмотрим, кто пасется на лугу? (показываю иллюстрацию с изображением домашних животных)
Дети отвечают, называя разных животных: корова, коза, овца, лошадь.
Воспитатель: Правильно. Хотите поиграть с лошадкой?
Игра «На лошадке» Е.Железнова
Воспитатель: На лошадке верхом прокатились. А вы знаете, как лошадка говорит?
Дети: Иго-го!
Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадку. Отгадайте, кто это:
Он твердит одно – га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну, конечно это –
Дети: Гусь!
Воспитатель: А вы знаете, что любят гуси? Что они едят?
Дети: Зерно, траву.
Воспитатель: Давайте спросим у этого гуся, что он любит кушать.
15
Логоритмическая гимнастика «Гуси, гуси, га-га-га» Е. Железнова
Воспитатель: Какие необычные гуси – конфеты любят!
Ребята, посмотрите, за домиком лес. Давайте мы с вами в него заглянем. Ребята, в этом лесу живет много животных. Посмотрите, кто под деревом сидит и «Ква-ква-ква» говорит?
Дети: Лягушка!
Воспитатель: Да! Посмотрите, вот она лягушка. Зовет нас поиграть с ней!
«Скачет лягушонок» Е. Железнова
Воспитатель: Кто-то там за домиком еще прячется? Ребята, отгадайте загадку:
Живет в норке,
Грызет корки.
Короткие ножки;
Боится кошки.
Дети: Мышка!
Воспитатель: Правильно, мышка. Ребята, мне мышка по секрету сказала, что у нее нет домика. Давайте ей построим домик. И позовем наших мамочек на помощь! Чтобы вместе построить большой, красивый дом для мышки!
«Я хочу построить дом». Е. Железнова
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нем,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла,
Чтоб вокруг забор стоял,
Пес ворота охранял,
Чтоб на травке жил жучек,
Бегал быстрый паучок.
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нем,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла.
Солнце было, дождик шел,
Чтоб тюльпан в саду расцвел,
Чтоб флажок на доме был,
А за домом ёжик жил.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали и всех животных узнали. Помогли мышке, мышка очень рада. Спасибо мамам за помощь!
Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось?
Дети: Да!
Воспитатель: А нам пора возвращаться в группу! Я предлагаю вам поехать на паровозе. Становитесь в паровозик! (Дети под музыку вместе с воспитателем уходят в группу)
16
Оглавление
1. Пояснительная записка…………………………………………………...3
2. Картотека музыкально - подвижных игр - как одного из любимых видов двигательной деятельности дошкольников……......................................... 4
2.1. Музыкально-подвижная игра: «У оленя дом большой!» ……………4
2.2. Музыкально-подвижная игра: «Пугало» ……………………………. 5
2.3. Музыкально-подвижная игра: «Автобус» …………………………... 6
2.4. Музыкально-подвижная игра: «Стирка» ……………………………..7
2.5. Музыкально-подвижная игра: «Зашагали ножки» …………………. 8
2.6. Музыкально-подвижная игра: «Стрекоза» ………………………….. 9
2.7. Музыкально-подвижная игра: «Как живёшь?» …………………….. 10
2.8. Музыкально-подвижная игра: «У мишки» …………………………. 11
2.9. Музыкально-подвижная игра: «Варим пельмешки» ………………. 12
2.10. Музыкально-подвижная игра: «Воробей и Бобик» ………………..13
3.План конспект: «Веселое путешествие в деревню» ………………..14-16
17
Данный сборник музыкальных игр предназначен для развития интереса музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Музыкальные игры из сборника повышают мотивацию, расширяют кругозор ребёнка, позволяют воспитывать наблюдательность, коммуникативные качества, обеспечивают развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. Все данные критерии актуальны, так как это прописано в целевых ориентирах ФГОС ДО. Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок, как к учебной, так и самостоятельной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Сборник предназначен широкому кругу специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях и, может быть использован родителями при организации досуга детей.