СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие по дисциплине "Основы философии" на тему "Историко-философский процесс в вопросах и ответах"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коллегам предлагается разработка по одной из самых трудных для восприятия учащимися проблем курса "Основы философии".

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по дисциплине "Основы философии" на тему "Историко-философский процесс в вопросах и ответах"»

Китайская философия

  1. К какому времени относят зарождение китайской философии?

    • К VIII в. до н.э.

  2. Назовите древнейшие китайские философские учения.

    • Даосизм, конфуцианство, легизм.

  3. Какие философские учения возникли в Китае после проникновения буддизма?

    • Чань-буддизм, неодаосизм, неоконфуцианство.

  4. Как китайское мировоззрение оценивает место своей страны в мире?

    • Китай – это центр существующего мира.

  5. Как в философии Китая человек соотносится с коллективом людей?

    • Человек никогда не выделяется философом из этого коллектива.

  6. Сгустком каких космических энергий является человек?

    • Цзин, ци, шэнь.

  7. Что такое энергия цзин?

    • Это энергия зарождения всего сущего.

  8. Что такое энергия ци?

    • Энергия духовного и материального существования человека.

  9. Что такое энергия шэнь?

    • Это духовная энергия, составляющая стержень человеческой личности и не исчезающая после смерти человека.

  10. На какие противоположные начала делится все сущее?

    • Ян и инь.

  11. Что такое янь?

    • Мужская энергия.

  12. Что такое инь?

    • Женская энергия.

  13. Что является основой существования окружающей действительности?

    • Это «тай-цзи» - единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение янь и инь.

  14. Что в китайской философии выделяется в качестве духовного центра человека?

    • Его сердце.

  15. Из какие первоэлементов, согласно древнейшему философскому произведению «И-цзин» возникло все существующее?

    • Земля, дерево, огонь, металл, вода.

  16. Кто является основателем даосизма?

    • Лао-цзы (Старый учитель), живший в VI – V вв. до н.э.

  17. Назовите главные источники даосизма.

    • «Даоцзин» и «Дэцзин» («Даодэцзин»).

  18. Назовите основные понятия даосизма.

    • «Дао» и «дэ»

  19. Что такое «дао»?

    • Путь, по которому должны идти человек и природа, субстанция из которой произошел весь мир.

  20. Что такое «дэ»?

    • Благодать, исходящая свыше, и энергия, благодаря которой «дао» преобразовалось в мир.

  21. Что является главным принципом жизни человека по даосизму?

    • Принцип «у-вэй» - принцип недеяния и покоя.

  22. Кто является основателем конфуцианства?

    • Конфуций (Кун Фу-цзы), живший в IV – V вв. до н.э.

  23. Как человека рассматривается конфуцианством?

    • Он прежде всего – участник социальной жизни.

  24. Назовите главный источник учения конфуцианства.

    • «Лун Юй» («Беседы и рассуждения»).

  25. Какие основные вопросы решает философия Конфуция?

    • Как необходимо управлять людьми?

    • Как вести себя в обществе?

  26. Назовите золотое правило поведения человека в обществе по Конфуцию.

    • «Не делай другому того, чего не желаешь себе».

  27. Кто являлся основателем учения легизма?

    • Шан Ян (IV – III вв. до н.э.) и Хань Фэй (III в. до н.э.).

  28. Каково содержание основного вопроса учения легистов?

    • Как управлять обществом.

  29. Назовите основное средство управления обществом по легизму.

    • Государственное насилие, опирающееся на законы.

  30. Что является движущей силой человека по легизму?

    • Личные эгоистические интересы.

  31. Легисты считали, что государство имеет право вмешиваться в личную жизнь человека и общественные отношения. Почему?

    • Потому что оно – главный регулирующий механизм общества.



Индийская философия.

  1. Назовите этапы развития древнеиндийской философии.

    • Ведический период ( XV – VI вв. до н.э.), эпический период (VI –II вв. до н.э.), эпоха сутр (II в. до н.э. – VII в. н.э.).

  2. Что такое Веды?

    • Религиозно-философские трактаты, созданные племенами арийцев.

  3. Что включали в себя Веды?

    • «Самхиты» (религиозные гимны), «Брахманы» (описание ритуалов), «Араньяки» (книги отшельников), «Упанишады» (комментарии Вед).

  4. Назовите названия основных Вед.

    • Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа.

  5. Какие эпосы эпического периода являются наиболее важными?

    • «Махабхарата», «Рамаяна».

  6. Назовите учения эпического периода, оппозиционные Ведам.

    • Буддизм, джайнизм, чарвана-лакаята.

  7. Назовите даршаны (учения), которые развивали идеи Вед.

    • Йога, веданта, вайшешина, ньяя, миманса, санкхья.

  8. Что такое сутры?

    • Краткие философские трактаты по отдельным проблемам.

  9. Что такое «закон Риты» в индийской философии (онтологии)?

    • Учение о бытии и небытии, о космическом порядке.

  10. Какая идея является главной в индийской гносеологии?

    • изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.

  11. Какие три вида сознания выделяет индийская философия?

    • «пракрити» - материальное сознание, «пуруша» - чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди), «майя» - сознание сновидения, мираж.

  12. Из каких начал состоит душа в индийской философии?

    • Атман, манас.

  13. Что такое «атман»?

    • Частица Бога-Брахмы в человеческой душе.

  14. Что такое «манас»?

    • душа человека, возникающая в процессе жизни.

  15. Что такое «сансара»?

    • учение о вечности и неуничтожимости души.

  16. Что такое «карма»?

    • предопределенность человеческой жизни, судьбы.

  17. Что такое «мокша»?

    • высшее нравственное совершенство, после достиже¬ния которого эволюция души (карма) прекращается.

  18. Что такое «ахимса»?

    • единство всех форм жизни на земле (единение человека, животных и всей окружающей природы); важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда ничему и никому.

  19. Кто считается основателем буддизма?

    • Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н.э.).

  20. Назовите главную идею буддизма.

    • «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» и «путем аскетизма».

  21. Назовите четыре благородные арийские истины буддизма.

    • земная жизнь полна страданий;

    • страдания имеют свои причины;

    • от страданий можно избавиться;

    • существует путь, освобождающий от страданий.

  22. Что является целью самосовершенствования человека по буддизму?

    • Нирвана - Великое Освобождение.

  23. Что ведет к достижению нирваны?

    • Восьмеричный путь.

  24. Каково содержание восьмеричного пути?

    • Правильное видение;

    • правильная мысль;

    • правильная речь;

    • правильное действие;

    • правильный образ жизни;

    • правильное умение;

    • правильное внимание;

    • правильное сосредоточение.

  25. Назовите основные пять заповедей буддизма.

    • Не убий;

    • не укради;

    • будь целомудренным;

    • не лги;

    • не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.



Древнегреческая и эллинистическая философия.

  1. Что называют древнегреческой философией?

    • Философия, выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах, в эллинистических государствах Азии и Африки и в Римской империи.

  2. Назовите основные этапы развития античной философии.

    • досократический (VII - V вв. до н.э.);

    • классический (сократический) (середина V - конец IV вв. до н.э.);

    • эллинистический (конец IV - II вв. до н.э.);

    • римский (I в. до н.э. - V в. н.э.)

  3. Деятельность каких философов относится к досократическому периоду?

    • милетской школы - «физиков» (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена), Гераклита Эфесского, элейской школы, атомистов (Демокрита, Левкиппа).

  4. Какими проблемами занимались досократики?

    • объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего.

  5. Какой метод использовали досократики?

    • декларирование собственных взглядов и превращение их в догму.

  6. Деятельность каких философов относится к классическому периоду?

    • Софистов, Сократа, «сократических» школ, Платона, Аристотеля.

  7. В какой период греческая философия заинтересовалась проблемами человека, общества и государства?

    • В классический.

  8. В какой период совершается переход от декларативно-догматического метода философствования к диалогическо-доказательственному?

    • В классический период.

  9. Назовите основные философские школы эллинистического периода.

    • Киники, стоики, Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков), Эпикура.

  10. Для какого периода античной философии стало характерным отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству, поиск физической и духовной опоры в самом себе?

    • Для эллинистического периода.

  11. Назовите наиболее известных философов римского периода.

    • Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар, поздние стоики, ранние христиане.

  12. Что типично для стоической философии?

    • Высшее благо и смысл жизни усматривались в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости).

  13. В чем заключалась экономическая основа расцвета греческой философии?

    • Экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров).

  14. Что было стержневой идеей древнегреческой философии?

    • Стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм.

  15. Кто считается основателем древнегреческой философии?

    • Фалес.

  16. С какой позиции милетская школа объясняла мир?

    • С позиции материализма.

  17. Что такое «апейрон» Анаксимандра?

    • Вечная, неизмеримая, бесконечная субстанция.

  18. Кто из древнегреческих философов вывел закон сохранения материи?

    • Анаксимандр.

  19. Кто из древнегреческих философов выдвинул идею о происхождении человека от животных?

    • Анаксимандр.

  20. Назовите великие достижения Гераклита Эфесского.

    • Обоснование закона единства и борьбы противоположностей;

    • первым обосновал учение о диалектике («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»).

  21. Что пифагорейцы считали первопричиной всего сущего?

    • Число (всю действительность можно свести к числу и измерить с помощью числа).

  22. Назовите имена наиболее известных философов элейской школы.

    • Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

  23. Назовите имена наиболее известных древнегреческих атомистов.

    • Демокрит, Левкипп.

  24. Кто считается основателем материалистического направления в философии?

    • Демокрит.

  25. В чем суть учения Демокрита?

    • весь материальный мир состоит из атомов; атом — мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего.

  26. В чем особенность деятельности софистов?

    • представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов.

  27. Кто относится к числу наиболее известных софистов?

    • Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий.

  28. Что характерно для учения софистов?

    • критическое отношение к окружающей действительности; стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли.

  29. Что такое софизмы?

    • логические приемы и уловки, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным.

  30. В чем историческая заслуга деятельности софистов?

    • В критическом взгляде на окружающую действительность; в попытке обоснования следующих идей: вне человеческого сознания ничего не существует; нет ничего раз и навсегда данного.

  31. В чем заключается суть высказывания софиста Протагора: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют»?

    • в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека.

  32. В чем суть майевтики Сократа?

    • благодаря логическим приемам и наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

  33. Что такое «этический реализм» Сократа?

    • любое знание есть добро, любое зло, порок совершается от незнания.

  34. В чем заключалась цель деятельности Академии Платона?

    • исследование философских проблем, почитание богов и муз.

  35. Какую идею обосновывала школа киников?

    • идею свободы вне общества (асоциальной свободы).

  36. Назовите имена наиболее известных киников.

    • Антисфен, Диоген Синопский (прозванный Платоном «Сократ, сошедший с ума»).

  37. Каковы основные принципы киренской школы?

    • выступали против изучения природы;

    • высшим благом считали наслаждение;

    • соответственно целью жизни видели наслаждение, счастье воспринимали как совокупность наслаждения, богатство — как средство для достижения наслаждения.

  38. Какая философская школа прославилась созданием апорий (парадоксов)?

    • Мегарская.

  39. В чем заключалось предназначение апорий мегарцев?

    • попытка понять диалектику перехода количества в качество.

  40. Назовите имя крупнейшего римского философа-стоика и одновременно римского императора (II в. н.э.).

    • Марк Аврелий.

  41. Что Марк Аврелий считал причиной счастья человека?

    • приведение внутреннего мира в соответствие с внешним миром.

  42. Кто считается основоположником идеалистического направления в философии?

    • Платон.

  43. В какой форме Платон предпочитал создавать свои произведения?

    • В форме диалогов.

  44. Чем, по мнению Платона, является мир?

    • Весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

  45. Назовите философскую триаду Платона.

    • «Единое» (основа бытия), «ум» (сущность вещей), «душа» (субстанция, которая объединяет и связывает «единое - ничто» и «ум - все живое»),

  46. Что, по мнению Платона, должно стать предметом познания?

    • «Чистые идеи», которые можно познать только разумом.

  47. Кто, по мнению Платона, может заниматься духовной деятельностью?

    • только люди подготовленные - образованные интеллектуалы, философы.

  48. Сколько типов государств выделял Платон?

    • Семь: шесть существующих и идеальное «государство будущего».

  49. Назовите существующие, по Платону, типы государств.

    • монархия - справедливая власть одного человека;

    • тирания - несправедливая власть одного человека;

    • аристократия - справедливая власть меньшинства;

    • олигархия - несправедливая власть меньшинства;

    • демократия - справедливая власть большинства;

    • тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

  50. Назовите стабильные и формы существующих государств по Платону.

    • Аристократия и монархия.

  51. Кто должен управлять в идеальном государстве Платона?

    • Философы.

  52. Как называлась философская школа Аристотеля?

    • Ликей.

  53. На какие виды Аристотель делил философию?

    • Теоретическую (проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины явлений);

    • практическую ( деятельность человека, устройстве государства);

    • поэтическую;

    • фактически как четвертая часть выделена логика.

  54. Какие положения Аристотель противопоставил положению Платона о «чистых идеях»?

    • не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;

    • существуют только единичные и конкретно определенные вещи.

  55. Что такое бытие по Аристотелю?

    • это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

  56. Что человек, по Аристотелю, воспринимает в бытии?

    • Он воспринимает лишь свойства бытия, но не его сущность.

  57. Что такое материя по Аристотелю?

    • это потенция, ограниченная формой (например, медный шар - это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.).

  58. Что, по Аристотелю, является носителем сознания?

    • Душа.

  59. Назовите три уровню души по Аристотелю.

    • Растительная;

    • животная;

    • разумная.

  60. Чем, по Аристотелю, отличается разумная (человеческая) душа от животной и растительной?

    • Функциями рассуждения и мышления.

  61. Какими качествами, по Аристотелю, человек отличается от животных?

    • Наличием мышления и разума.

  62. Что Аристотель считал регулирующим механизмом общества?

    • Государство.

  63. Какие типы государств выделяет Аристотель?

    • Монархия;

    • тирания;

    • аристократия;

    • крайняя олигархия;

    • охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

    • полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

  64. Какие типы государств Аристотель относил к «дурным»?

    • Тиранию, крайняя олигархию и охлократию.

  65. Какие типы государств Аристотель относил к «хорошим»?

    • Монархию, аристократию и политию.

  66. Какой тип государства Аристотель считал наилучшим?

    • Политию - совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса».

  67. Какой трактовке происхождения человека и общества придерживался Аристотель?

    • Материалистической.

  68. К какому направлению в философии принадлежал Эпикур?

    • Материализм.

  69. На сколько разделов делится философия Эпикура?

    • На три («физика», «каноника», «эстетика»).

  70. Что такое «физика» Эпикура?

    • Учение о природе и космосе.

  71. Что такое «каноника» Эпикура?

    • Учение о познании.

  72. Что такое «эстетика» Эпикура?

    • Учение о человеке и его окружении.

  73. Из чего, по Эпикуру, состоит материя?

    • из атомов и пустоты, которые являются вечными.

  74. В каком состоянии, по физике Эпикура, находятся атомы?

    • В постоянном движении.

  75. Сколько миров, по Эпикуру, имеется во Вселенной?

    • Во Вселенной находится множество миров.

  76. Гностиком или агностиком являлся Эпикур?

    • Гностиком (мир познаваем).

  77. Что, по Эпикуру, является основным видом познания?

    • Чувственное познание.

  78. Как, по эстетике Эпикура, появился человек?

    • Он – результат биологической эволюции.

  79. От чего зависит судьба человека?

    • От него самого, но не от богов.

  80. К чему, по Эпикуру, должен стремиться человек в земной жизни?

    • К счастью.

  81. В чем, полагал Эпикур, заключается счастье человека?

    • В получении удовольствия.

  82. В чем, по Эпикуру, заключается удовольствие человека?

    • В отсутствии страданий, здоровье, занятии любимым делом (но не чувственные удовольствия).

  83. Могут ли боги, по Эпикуру, вмешиваться в дела людей?

    • Нет (они могут являться только нравственным идеалом).




Теологическая философия Европы в средние века.

  1. Что называют средневековой теологической философией?

    • Ведущее философское направление, распространенное в Европе в V - XVI вв., признающее Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир - Его творения.

  2. Где и когда начала появляться теологическая философия Европы?

    • в Римской империи в I - V вв. н.э.

  3. В какое время теологическая философия достигал расцвета?

    • в V - XIII вв. н.э.

  4. Назовите наиболее ярких представителей теологической философии.

    • Тертуллиан Карфагенский (160 - 220),

    • Август Блаженный (354 - 430),

    • Боэций (480 - 524),

    • Альберт Великий (1193 - 1280),

    • Фома Аквинский (1225 - 1274),

    • Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109),

    • Пьер Абеляр (1079 - 1142),

    • Уильям Оккам (1285 - 1349),

    • Николай из Отрекура (XIV в.).

  5. Что такое теоцентризм средневековой философии?

    • Главная причина всего сущего, высшая реальность, основной предмет философских исследований – Бог.

  6. В чем заключался догматизм средневековой философии?

    • В господстве догматов (истин, не нуждающиеся в доказательствах).

  7. Какое место средневековая философия в системе мироздания отводила человеку?

    • человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека).

  8. Как, по мнению средневековых философов, можно было познать мир?

    • Только через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

  9. Что такое «боговоплощение» в средневековой философии?

    • воплощение Бога в теле человека - Иисуса Христа.

  10. Назовите основные догматы средневековой философии и теологии.

    • Творения и откровения.

  11. Назовите основные положения догмата творения.

    • Бог сотворил окружающий мир из ничего;

    • природа не может творить сама себя;

    • подлинным бытием является только Бог;

    • мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу-

  12. Назовите основные положения догмата откровения.

    • мир можно познать, только познав Бога, но Бог недоступен для познания;

    • однако Он разрешил познать Себя через Библию;

    • Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека - вере.

  13. Почему окружающий человека мир изначально наполнен добром?

    • Потому что он сотворен Богом, который есть добро.

  14. Откуда в окружающем человеке мире появляется зло?

    • Его в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, восставший против Бога.

  15. Почему в борьбе между добром и злом добро обязательно победит?

    • Поскольку мир - творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.

  16. Античная философия противопоставляет материю и идею, а средневековая?

    • Она практически не противопоставляет материю и идею (форму), материализм и идеализм.

  17. На какие части средневековая философия делила бытие в античном понимании?

    • На экзистенцию и эссенцию.

  18. В чем суть экзистенции (существования)?

    • Она показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует).

  19. В чем суть эссенции (сущности)?

    • Эссенция (сущность) характеризует вещь:

      • Что такое вещь?

      • Какая вещь?

      • Для чего она существует?

  1. Как в средневековой философии соотносились экзистенция и эссенция?

    • Между ними нет неразрывного единства - сущность (признаки) может иметь место и без бытия (без существования).

  2. Как может быть познана экзистенция?

    • Чувственными ощущениями, опытом.

  3. Чем может быть познана эссенция?

    • Только разумом.

  4. Экзистенция и эссенция – могут ли они совпасть?

    • Да, они совпадают только в Боге.

  5. Что такое схоластика?

    • Господствующий тип средневековой теологической философии.

  6. Назовите основные характеристики схоластики.

    • Оторванность от реальной действительности,

    • замкнутость,

    • консерватизм,

    • крайний догматизм,

    • полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность,

    • назидательность, учительство.

  7. В чем заключалась основная цель схоластики?

    • Обосновать религиозное учение и догматы Церкви.

  8. Как средневековой философией решалась проблема соотношения теологии и философии?

    • «Философия - служанка богословия».

  9. На какие два вида схоласты подразделяли знание?

    • На сверхъестественное и естественное.

  10. Что такое «сверхъестественное знание» схоластов?

    • Это знание, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии).

  11. Что такое «естественное знание» схоластов?

    • Это знание, отыскиваемое человеческим разумом (то, что сумел человек «расшифровать» из текста Библии).

  12. Назовите два основных направления в схоластике.

    • Номинализм и реализм.

  13. К чему сводится суть средневекового теологического номинализма?

    • реально существуют лишь сами конкретные вещи, а общие понятия этих вещей суть имена этих вещей.

  14. К чему сводится суть средневекового теологического реализма?

    • Реально существуют не сами вещи, а их общее понятия - универсалии, воплощением которых являются эти реальные вещи).

  15. Назовите имена наиболее выдающихся философов-номиналистов.

    • Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс Скот.

  16. Назовите имена наиболее выдающихся философов-реалистов.

    • Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.

  17. В чем заключалась одна из самых важных черт средневековой теологической философии – оптимизм?

    • Она обосновывала веру в победу добра над злом и в воскрешение.

  18. Кто из средневековых философов-теологов заложил основы католицизма?

    • Августин Блаженный (354 - 430).

  19. Как называлось главное произведение Августина Блаженного?

    • «О граде Божьем».

  20. В чем, по учению Августина, воплощалось Земное царство?

    • В государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре.

  21. Кем, по учению Августина, представлено Божественное царство?

    • Священнослужителями, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь.

  22. Какая сила, по Августину, способная объединить весь мир?

    • Церковь.

  23. В чем заключается, по мнению Августина, высшее блаженство?

    • Это счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины.

  24. Каковы, по Августину, главные доказательства существования Бога?

    • Его присутствие во всем, всемогущество и совершенство.

  25. Как Августин относился к знаниям?

    • Они реальны и самодостаточны (самодостоверны).

  26. Как, по Августина, достигается высшее, достоверное, истинное знание?

    • Оно достигается только при познании Бога.

  27. Как Августин относился к человеку?

    • Человек красив, силен, совершенен и богоподобен.

  28. Что, по Августина, необходимо человеку для совершенства?

    • умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.

  29. Кто являлся автором томизма?

    • Фома Аквинский (1225 - 1274).

  30. Назовите основные произведения Фомы Аквинского.

    • «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»).

  31. Сколько доказательств существования Бога выдвигал Фома Аквинский?

    • Пять.

  32. Назовите пять доказательств существования Бога по Фоме Аквинскому.

    • движение;

    • причина;

    • случайность и необходимость;

    • степени качеств;

    • цель.

  33. Как Фома Аквинский понимает сущность (эссенцию)?

    • Это «чистая идея», существующая в разуме Бога.

  34. Как Фома Аквинский понимает существование (экзистенцию)?

    • Это сам факт существования вещи.

  35. У Фома Аквинского эссенция и экзистенция существуют вместе или раздельно?

    • Раздельно.

  36. Почему, по Фоме Аквинскому, мир бренен и непостоянен?

    • Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить.

  37. Из чего состоит все сущее по Фоме Аквинскому?

    • из материи и формы (идеи).

  38. Что составляет сущность вещи по Фоме Аквинскому?

    • единство формы и материи.

  39. Что может познать философия по Фоме Аквинскому?

    • только то, что познаваемо разумом.

  40. Что может познать теология по Фоме Аквинскому?

    • Все, что не могут познать философия и разум.

  41. Что участвует в процессе познания мира по Фоме Аквинскому?

    • Вера и разум человека.

  42. Что можно познать человеческим разумом по Фоме Аквинскому?

    • факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.

  43. Что в познании не поддается человеческому разуму по Фоме Аквинскому?

    • проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, которые могут быть познаны через Божественное откровение.



Философия эпохи Возрождения.

  1. Где и когда существовала философия Возрождения?

    • в Европе в XIV - XVII вв.

  2. Что относится к основным чертам философии Возрождения?

    • Антицерковная и антисхоластическая направленность,

    • устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал,

    • жизнеутверждающий и оптимистический характер.

  3. Назовите основные направления философии Возрождения.

    • Гуманистическое (XIV - XV вв.);

    • Неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.);

    • Натурфилософское (XVI - нач. XVII вв.);

    • Реформационное (XVI - XVII вв.) ;

    • Политическое (XV - XVI вв.);

    • Социалистическо-утопическое (XV - XVII вв.).

  4. Кто представлял гуманистическое направление философии Возрождения?

    • Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.).

  5. Кто представлял неоплатоническое направление философии Возрождения?

    • Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др.

  6. Кто представлял натурфилософское направление философии Возрождения?

    • Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др.

  7. Кто представлял реформационное направление философии Возрождения?

    • Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др.

  8. Кто представлял политическое направление философии Возрождения?

    • Николо Макиавелли.

  9. Кто представлял социалистическо-утопическое направление философии Возрождения?

    • Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.

  10. В чем суть гуманистического направления философии Возрождения?

    • в центре внимания - человек, его достоинство, величие и могущество.

  11. В чем суть неоплатонического направления философии Возрождения?

    • Развитие учения Платона, попытки познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма.

  12. В чем суть натурфилософского направления философии Возрождения?

    • Попытки развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания с опорой на научные открытия.

  13. В чем суть реформационного направления философии Возрождения?

    • Стремление коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью.

  14. В чем суть политического направления философии Возрождения?

    • Изучение проблемы управления государством, поведение правителей.

  15. В чем суть социалистическо-утопического направления философии Возрождения?

    • Поиски построения идеального общества и государства, основанных на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении при тотальном регулировании со стороны государственной власти.

  16. Как можно охарактеризовать антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения?

    • Господство интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство.

  17. Индивидуальные или коллективные интересы и ценности отстаивала философия Возрождения?

    • Индивидуальные.

  18. Оппозиционность или полное отрицание Бога и Церкви типично для Возрождения?

    • Оппозиционность.


Арабская философия средних веков.

  1. Что имеется в виду под арабской философией средних веков?

    • Философия, созданная арабами, а также народами Востока, находившимися под культурным и часто политическим влиянием арабов.

  2. Назовите основные этапы развития средневековой арабской философии.

    • VII - IX вв. - период зарождения;

    • IX - XV вв. - период усвоения древнегреческой философии, превращение арабской философии в арабо-греческую.

  3. Назовите основные направления арабской философии периода зарождения.

    • Школа мутакаллимов;

    • школа мутазилитов;

    • суфизм.

  4. Какое из трех основных направлений первого этапа развития арабской философии получило имя «исламская схоластика»?

    • Школа мутакаллимов.

  5. Какое из трех основных направлений арабской философии периода зарождения было сторонником радикального ислама?

    • Мутакаллимы.

  6. Назовите направление арабской философии периода зарождение, учение которого носила относительно материалистический характер.

    • Мутазилиты.

  7. Как мутазилиты относились к возможностям человеческого разума?

    • Они верили в силу и разум человека, полагая, человек способен познать окружающий мир с помощью разума.

  8. Что философия суфизма считала высшим благом для человека?

    • добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя, созерцание, мистику.

  9. Назовите основные характеристики нового этапа развития арабской философии с IX в.

    • усиление влияния материалистических идей;;

    • заимствование идей европейской философии, особенно древнегреческой.

  10. Назовите имена наиболее известных представителей новой - европеизированной – арабской философии.

    • Аль-Кинди,

    • Ибн-Сина,

    • Аль-Фараби,

    • Ибн-Рушд (Аверроэс).

  11. Кто из арабских мыслителей сделал первый шаг по европеизации арабской философии?

    • Аль-Кинди (800 - 879).

  12. Учение какого древнегреческого мыслителя Аль-Кинди положил в основу своей философии?

    • Аристотеля.

  13. Чем древнегреческая философия обогатила арабскую философию?

    • материалистическими идеями,

    • понятием категорий;

    • логикой;

    • учением о познании.

  14. Что, по Аль-Кинди, может быть источником и эталоном познания?

    • Только человеческий разум.

  15. Что нового в изучение творчества Аристотеля внес Аль-Фараби (870 - 950)?

    • Систематизация учения Аристотеля;

    • Адаптация этого учения к арабским условиям.

  16. Кто из арабских философов европейского периода впервые разработал идею о «эманации» и невсемогуществе Бога?

    • Аль-Фараби.

  17. В чем, по Ибн-Сине (Авиценне) (980 - 1037), заключаются роль и значение философии?

    • Она должна обобщать достижения человеческого разума.

  18. Как в учении Авиценны соотносятся религия и философия?

    • Авиценны разделял религию и философию, усматривая в философии отдельную науку.

  19. Чем Авиценна не без успеха обосновывал свои философские выводы?

    • Достижениями естественных наук, в первую очередь медицины.

  20. В чем Авиценна усматривал причину возникновения мира?

    • В «эманации» мира из Божества, но не по воле Бога, а в силу естественной необходимости.

  21. Все существующее, по учению Авиценны, материально или идеально?

    • Все материально (включая Бога).

  22. Кто из великих арабских философов второго периода арабской философии пользовался наибольшей известностью и популярностью в средневековой Европе?

    • Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126 - 1198).

  23. Кто из средневековых европейских философов был наиболее непримиримым противником учения Аверроэса?

    • Фома Аквинский.

  24. В чем суть идеи Аверроэса о «двойственной истине»?

    • Философские и религиозные истины раздельны (то, что истинно в религии, может быть ложно для философии и наоборот).

  25. Как Аверроэс расценивал движение?

    • Оно - самостоятельное свойство материи, заключенное в ней самой.

  26. Какая роль учением Аверроэса отводилась Богу в мироздании?

    • допускалось наличие Бога, но за ним не признавалась первичность по отношению к материи;

    • за Богом признавались весьма ограниченные возможности (главная – придать материи форму).

  27. Как Аверроэс относился к идее творения мира?

    • Идея творения отвергалась: мир вечен, несотворим и неуничтожим.



Философия французского Просвещения XVIII в.

  1. Почему французская философия XVIII в. получила название «философия Просвещения»?

    • Потому что ее представители:

      • разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке,

      • проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии.

  2. Сколько и какие направления выделяются во французской философии XVIII в.?

    • Три:

      • деистическое;

      • атеистическо-материалистическое;

      • утопическо-социалистическое (коммунистическое).

  3. Назовите наиболее известных сторонников деистической французской философии XVIII в.

    • Вольтер,

    • Монтескье,

    • Руссо,

    • Кондильяк.

  4. Назовите ключевое положение французских деистов XVIII в.

    • Бог – первоначало и причина всего сущего (но не более);

    • После сотворения мира Бог не влияет на ход истории, окружающий.

  5. Назовите имена самых выдающихся представителей французских философов XVIII в. – сторонников атеистическо-материалистического направления.

    • Мелье,

    • Ламетри,

    • Дидро,

    • Гельвеций,

    • Гольбах.

  6. Каковы основные положения философии французских атеистов и материалистов XVIII в.?

    • отрицание самой идею существования Бога в любых формах,

    • объяснение происхождение мира и человека с материалистических и естественнонаучных позиций,

    • в вопросах познания поддержка эмпиризма.

  7. Назовите имена наиболее выдающихся социалистов-утопистов Франции XVIII в.

    • Мабли,

    • Морелли,

    • Бабеф,

    • Оуэн,

    • Сен-Симон.

  8. Какая проблема являлась ключевой для французских социалиство-утопистов?

    • Проблема разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.



Немецкая философия XVIIIXIX вв.

  1. В чем уникальность немецкой философии XVIIIXIX вв.?

    • Глубочайшее исследование наиболее значимых для человечества проблема с последующими принципиально важными выводами;

    • Совмещение в себе почти все известных в тот период философских направлений.

  2. Назовите основные направления немецкой философии XIX в.

    • классическая философия (первая половина XIX в.);

    • материализм (середина и вторая половина XIX в.);

    • иррационализм (вторая половина и конец XIX в.);

    • «философия жизни» (вторая половина и конец XIX в.).

  3. Основу немецкой философии второй половины XVIII - первой половины XIX в. составило творчество пяти философов. Назовите их имена.

    • Иммануил Кант (1724 - 1804);

    • Иоганн Фихте (1762 - 1814);

    • Фридрих Шеллинг (1775 - 1854);

    • Георг Гегель (1770 - 1831);

    • Людвиг Фейербах (1804 - 1872).

  4. Какие философские направления относится к трем ведущим направлениям немецкой классической философии?

    • объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

    • субъективный идеализм (Фихте);

    • материализм (Фейербах).

  5. Кто считается основоположником немецкой классической философии?

    • Иммануил Кант (1724 - 1804).

  6. Кто из немецких философов дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона?

    • Иммануил Кант.

  7. Что такое «вещь в себе» в философии И. Канта?

    • Непознаваемая для человека сущность вещи.

  8. В чем заключается принципиальное отношение И. Канта к познавательным возможностям человека?

    • Отстаивал идею о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего.

  9. Что такое «философские категории» в философии Канта?

    • основополагающие, предельно общие понятиях, которыми оперирует философия.

  10. На чем И. Кант основывал свою идею о «вечном мире» в будущем?

    • На экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.

  11. Кто из великих немецких философов сформулировал моральный закон («категорический императив»)?

    • Иммануил Кант.

  12. В чем заключается исключительная заслуга Гегеля перед философией?

    • В разработке диалектики.

  13. Что, по Гегелю, является первопричиной всего сущего?

    • абсолютная идея, независимая от сознания.

  14. Приверженцем и лидером какого философского направления являлся Гегель?

    • Объективного идеализма.

  15. Сторонником какого направления в философии являлся И. Фихте?

    • Субъективного идеализм.

  16. В чем суть «Я-концепции» И. Фихте?

    • единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание.

  17. Назовите ключевую идею философии Фридриха Шеллинга.

    • Свобода и правовой строй изначально заложены в природе.

  18. В чем выражался атеизм философии Людвига Фейербаха?

    • В обосновании идеи о полном отсутствии Бога, его искусственности, выдуманности людьми.

  19. Какими направлениями представлен немецкий материализм XIX в.?

    • философией Людвига Фейербаха;

    • марксистской философией;

    • творчеством вульгарных материалистов.

  20. Назовите имена основателей немецкой марксистской философии.

    • Карл Маркс (1818 - 1883);

    • Фридрих Энгельс (1820 – 1895).

  21. Марксизм – комплексное учение. Назовите его основные составные части.

    • Философия;

    • политэкономия (экономическое учение);

    • научный коммунизм (социально-политическая теория).

  22. Какая сфера общественной жизни, по мнению марксистов, является наиболее значимой для материального и общественного бытия?

    • Экономическая.

  23. С каких позиций марксизм рассматривает проблемы философии?

    • С позиций диалектики (диалектического материализма).

  24. К чему сводится суть исторического материализм Маркса?

    • История есть целостный и закономерный процесс.

  25. Назовите имена наиболее известных сторонников вульгарного материализма.

    • Фохт,

    • Бюхнер,

    • Молешотт.

  26. С каких позиций вульгарные материалисты рассматривали проблемы человека, мира и процесса познания?

    • Исключительно с позиций естественных наук.

  27. Как вульгарный материализм оценивает процесс познания?

    • Это исключительно физиологический процесс.

  28. В чем выражался социальный дарвинизм вульгарных материалистов?

    • В механическом переносе законов природы на человеческое общество.

  29. В чем выражалось отношение вульгарных материалистов к идеальному?

    • В полном отрицании идеального.

  30. Что такое иррационализм как направлении философии?

    • Это направление , которое отрицает объективные законы бытия, истории, диалектики.

  31. Кто является основателем иррационализма?

    • Артур Шопенгауэр (1788 - 1860).

  32. Как иррационализм оценивает окружающий мир и историю?

    • Как хаос и цепь случайностей.

  33. Какая проблема находится в центре внимания «философии жизни»?

    • Реальное бытие человека в реальном мире.

  34. «Воля к жизни», «воля к власти» - это категории какого направления в философии?

    • «Философии жизни».

  35. В каком философском направлении активно разрабатывалась идея о неактуальности и иллюзорности Бога?

    • В «философии жизни»?

  36. Назовите ключевую идею философии Фридриха Ницше (1844 - 1900)?

    • Человек имеет возможность полностью влиять на свою судьбу.

  37. Основой каких популярных философских направлений стала «философия жизни»?

    • Прагматизм и экзистенциализм.




Современная западная философия.

  1. В чем заключается основная цель современного психоанализа?

    • объяснение роли бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.

  2. Кто является основателем современного психоанализа?

    • Зигмунд Фрейд (1856 - 1939).

  3. Назовите два главных открытия З. Фрейда.

    • Бессознательное;

    • Реакция вытеснения.

  4. Что такое реакция вытеснения по З. Фрейду?

    • Вытеснение из сознания в бессознание отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье человека.

  5. В чем суть человеческих снов по З. Фрейду?

    • Это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.

  6. Как по динамической схеме З. Фрейда определяется психика личности?

    • Как совокупность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я.

  7. Что такое «Оно» З. Фрейда?

    • Мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека.

  8. Что такое «Я» З. Фрейда?

    • Сознание человека, посредник между всеми компонентами психики.

  9. Что такое «Сверх-Я» З. Фрейда?

    • Влияющая на личность внешняя реальность, «внешняя цензура»: законы, запреты, мораль, культурные традиции (нормы и запреты).

  10. Что, согласно З. Фрейду, является главными факторами психики человека?

    • Удовольствие и вытеснение.

  11. Что такое сублимация по учению З. Фрейда?

    • Преобразованию в «разрешенные» типы социальной деятельности и культурного творчества желаний и мыслей человека.

  12. Что по З. Фрейду находится в основе бессознательного?

    • «Либидо» - сексуальное влечение, сексуальный инстинкт.

  13. При каком условии по З. Фрейду может существовать человеческое общество?

    • При массовой сублимации.

  14. Чем общество заменяет энергию толпы, массы людей?

    • Ритуалом (коллективным бессознательным), как формой реализации вытесненных желаний.

  15. Приведите примеры массовых ритуалов по З. Фрейду.

    • Религия, мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, массовые мероприятия.

  16. Кто, по мнению З. Фрейда, может выполнить роль лидера толпы, общества, массы людей?

    • Личность с ярко выраженными психическими аномалиями, способная поверить в собственную исключительностью.

  17. Назовите имена наиболее ярких представителей неофрейдизма.

    • Альфредом Адлер, Вильгельм Райх, Густав Юнг, Эрихом Фромм.

  18. Что, по мнению Альфреда Адлера (1870 - 1937), лежит в основе великих действий человека, его гиперактивности, сверхстремлений, а также психических болезней?

    • вытесненный комплекс неполноценности.

  19. Кто считается основателем фрейдо-марксизма?

    • Вильгельм Райх (1897 - 1957).

  20. Что, по В. Райху, находится в основе нормальной жизнедеятельности человека?

    • сексуальная энергия, имеющая космическую природу.

  21. Что, по В. Райху, приводит к невротизации человека?

    • Давление общества, общественных норм и культуры.

  22. Что, по мнению В. Райха, может спасти человека?

    • Полное ниспровержение культуры, раскрепощение, сексуальная революция.

  23. Кто является основателем теории архетипов?

    • Карл Густав Юнг (1875 - 1961).

  24. Что представляют собой архетипы К. Юнга?

    • Универсальные образы, «код» общечеловеческой вытесненной жизненной энергии.

  25. Архетипы К. Юнга – это индивидуальное или коллективное бессознательное?

    • Коллективное.

  26. В чем заключается цель философии, по мнению К. Юнга?

    • помочь человеку «расшифровать» архетипы, понять их смысл, а через них - себя и окружающую действительность.

  27. Кто из последователей З. Фрейда наиболее четко поставил проблемы противоречивости человеческого существования?

    • Эрих Фромм (1900 - 1980).

  28. Как Э. Фромм определял цель философии?

    • Помочь человеку решить противоречия своего существования.

  29. Какие способы решения противоречий человеческого существования предлагал Э. Фромм?

    • Культивирование всеобщей любви,

    • стремление сделать мир добрее,

    • добиться того, чтобы «желание жизни» повсеместно вытесняло «желание смерти», разрушительные истины.

  30. Как называется основное произведение Герберта Маркузе (1898 - 1979)?

    • «Одномерный человек».

  31. В чем, по Г. Маркузе, сущность современного «одномерного общества» и его «одномерного человека»?

    • В потреблении.

  32. В чем Г. Маркузе усматривал решение проблем современного «одномерного общества» и его «одномерного человека»?

    • в полной сексуальной свободе и раскрепощенности, в сексуальной революции.

  33. Что исследует герменевтика?

    • Теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания.

  34. Назовите основные вопросы герменевтики.

    • Как возможно понимание?

    • Как устроено бытие, существо которого состоит в понимании?

  35. В чем заключается главная идея герменевтики?

    • существовать - значит быть понятым.

  36. Что, как правило, является предметом исследования герменевтики?

    • Текст.

  37. Что такое «герменевтический треугольник»?

    • Взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем.

  38. Что такое «герменевтический круг»?

    • Циклический характер процесса понимания.

  39. Кто из философов является лидерами современной герменевтики?

    • Ф. Шлейермахер (1768 - 1834),

    • М Хайдеггер (1889 - 1976),

    • Г. Гадамер (р. 1900),

    • П. Рикера (р. 1913).

  40. Что такое экзистенциалы М. Хайдеггера?

    • Условия человеческого существования.

  41. Назовите экзистенциалы М. Хайдеггера.

    • Положенность (определение человеческого бытия фактом пребывания в мире);

    • Понимание (истолкование человеком своего существования определенным образом, что является пониманием человеком смысла своей жизни).

  42. Почему человеческое бытие, по Хайдеггеру, изначально герменевтично?

    • Оно изначальное основано на понимании.

  43. Как должна измениться философия по мнению Ганса Гадамера?

    • с позиций познания (гносеологии) перейти на позиции понимания (герменевтики).

  44. Назовите центральное понятие философии Поля Рикера.

    • Личность.

  45. В чем суть личности по П. Рикеру?

    • Она – творец всей человеческой культуры.

  46. В чем заключается цель философии по П. Рикеру?

    • Разработать метод понимания человеческой субъективности.

  47. В чем суть «прогрессивно-регрессивного» метода понимания человеческой субъективности, разработанного П. Рикером?

    • понимать человека через его три измерения - прошлое, настоящее, будущее.