Министерство образования и науки Республики Марий Эл Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Марий Эл «Оршанский многопрофильный колледж им. И.К. Глушкова»
ПМ 05. Методическое обеспечение образовательного процесса
Методическое пособие по организации познавательно-
исследовательской
деятельности с детьми среднего дошкольного возраста в помощь воспитателю
Дипломная работа
студента
Иванова Наталья Георгиевна
Курс – 5
Группа «ДЗ»
Специальность –44.02.01
Научный руководитель:
Кошпаева Эльвира Ивановна
Оршанка
2017
Вид дипломного исследования
Основная исследовательская стратегия - создание
методического продукта
Содержание
Введение
1. Теоретические основы проблемы организации и проведения познавательно - исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
1.1 Познавательно - исследовательская деятельность в детском саду
1.1.1 Дидактические основы современного исследовательского обучения
1.1.2 Особенности организации познавательно – исследовательской деятельности
1.1.3 Требования познавательно – исследовательской деятельности в контексте ФГОС ДО
1.2 Особенности организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
1.2.1 Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста
1.2.2 Задачи содержание работы по организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
1.2.3 Методика организации познавательно – исследовательской деятельности в среднем дошкольном возрасте
1.3 Требования к структуре и содержанию методического пособия
2. Разработка методического пособия для воспитателя в ДОУ по организации и проведения познавательно – исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста в помощь воспитателю
2.1 Пояснительная записка
2.2 Перспективное планирование
2.3Конспекты организации и проведения познавательно – исследовательской деятельности
2.4 Анализ выполненной работы
2.5 Выводы и рекомендации
Заключение
Список используемых источников
Приложение
Актуальность
Проблемы определяется тем, что освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого – приобщение ребенка к опыту, накопленному человечеством.
Обусловлена тем, что в постоянно меняющихся условиях возрастают требования к человеку, уже не
достаточно получать знания, необходимо, чтобы человек сам умел добывать эти знания,
оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
В этих условиях наше дипломное исследование по теме «Организация и проведения познавательно- исследовательской деятельности в среднем дошкольном возрасте» имеет определенную актуальность.
Научный аппарат исследования
Объект исследования : Методическое оснащение познавательно- исследовательской деятельности, организация и проведения познавательно- исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Методические пособие в помощь воспитателю организации и проведения познавательно- исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: Разработать методическое пособие по организации познавательно- исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста в помощь воспитателю.
Научный аппарат исследования
Достижение цели данного дипломного проекта требует постановки и решения следующих задач:
Изучить и систематизировать доступную информацию по проблеме организации и проведения познавательно- исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.
Разработать методическое пособие по организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста в помощь воспитателю.
Сформулировать выводы и разработать рекомендации лицам заинтересованным темой исследования.
Научный аппарат исследования
Этапы исследования
1 этап: Подготовительный (сентябрь – декабрь)
- Осуществление научного анализа теоретических источников, анализ и систематизация доступной информации по проблеме исследования;
- обоснование актуальности проблемы исследования;
- формирование научного аппарата исследования;
- определение содержания практической части исследования; подготовка необходимых материалов для ее осуществления.
2 этап: Исполнительный(январь-апрель)
- Разработка методического пособия по организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста в помощь воспитателю.
3 этап: Заключительный (май – июнь)
- Формирование выводов и рекомендаций;
- оформление материалов пособия в соответствии к современным требованиям,
- подготовка презентации и текста выступления на защиту ВКР,
- защита ВКР.
Научный аппарат исследования
Методы исследования
Основной метод исследования:
Исследовательская стратегия методического продукта в формате методического пособия по организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста в помощь воспитателю
Практический метод:
Разработка методических рекомендаций для воспитателей.
Частный метод исследования
- научный анализ теоретических источников;
- аннотирование теоретических источников;
- Теоретическое моделирование;
- способы организации умственной деятельности (мыслительные операции: анализ, синтез, систематизация)
Научная значимость
Теоретическая значимость дипломной
Научная значимость
Практическая значимость заключается внедре
МДОУ Звениговский детский сад «Ракета»
МДОУ Звениговский детский сад «Ракета»
Наши исследования
Наши исследования
Список используемых источников
1. Андреев, Г. И. Основы научной работы и методология диссертационного исследования : монография [Текст] / Г.И. Андреев, В.В. Барвиненко, В.С. Верба. – М. : Финансы и статистика, 2012. – 296 с.
2. Бабиюк, Г. В. Основы научных исследований : курс лекций [Текст] / Г.В. Бабиюк. – Алчевск : ДонГТУ, 2007. – 247 с.
3. Безуглов, И. Г. Основы научного исследования [Текст] / И.Г. Безуглов, В.В. Лебединский, А.И. Безуглов. – М. : Академический Проект, 2008. – 194 с.
4. Бутусова, С. Н. Основы исследовательской деятельности [Текст] / С.Н. Бутусова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. – № 2. – С. 25–26.
5. Вайнштейн, М. З. Основы научных исследований [Текст] / М.З. Вайнштейн. – Йошкар-Ола : МарГТУ, 2011. – 216 с.
6. Васюкова, Н. Е. Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников [Текст] / Н.Е. Васюкова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2013. – № 2. – С. 110–116.
7. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 70 с.
8. Вольвах, О. И. Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности на современном этапе [Текст] / О.И. Вольвах // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2011. – № 10. – С. 6–9.
9. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Смысл, 2013. – 1136 с.
Список используемых источников
- 10. Гусев, Д. Познавательно-исследовательская деятельность как средство амплификации детского развития [Текст] / Д. Гусев // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 7. – С. 104–108.
- 11. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткина. – 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб. : Питер, 2007. – 208 с.
- 12. Доброходова, Д. Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Д. Доброходова, Н. Флегонтова // Дошкольник : методика и практика воспитания и обучения : журн. для занятий с детьми. – 2015. – № 1. – С. 51–56.
- 13. Дыбина, О. В. Познавательно-исследовательская деятельность детей [Текст] / О.В. Дыбина // Дошкольник : методика и практика воспитания и обучения : журн. для занятий с детьми. – 2016. – № 1. – С. 24–30.
- 14. Емельянова, М. Н. Технология организации познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОУ [Текст] / М.Н. Емельянова // Дошкольная педагогика : науч.-практ. журн. – 2016. – № 9. – С. 9–16.
- 15. Исследовательская деятельность в ДОУ [Текст] / Т. Гостевская и др. // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 2. – С. 37–42.
- 16. Карпов, А. О. Исследовательское образование : ключевые концепты [Текст] / А.О. Карпов // Педагогика. – 2011. – № 3. – С. 20–30.
- 17. Князева, Е. Организация разновозрастного взаимодействия дошкольников в познавательной деятельности [Текст] / Е. Князева // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 10. – С. 115–118.
- 18. Кожухар, В. М. Основы научных исследований [Текст] / В.М. Кожухар. – М. : Дашков и К°, 2010. – 216 с.
Список используемых источников
19. Короткова, И. М. Организация исследовательской деятельности сельских школьников на уроках физики [Текст] / И.М. Короткова // Сибирский учитель. – 2009. – № 62. –С. 56–59.
20. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Короткова. – М. : Линка-Пресс, 2007. – 208 с.
21. Короткова, Н. А. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. – 2012. – № 1. – С. 42–47.
22. Короткова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников [Текст] / Н.А. Короткова, // Ребенок в детском саду. – 2013. – № 3. – С. 4–12.
23. Космин, В. В. Основы научных исследований [Текст] / В.В. Космин. – М. : Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2007. – 272 с.
24. Косякова, О. О. Психология раннего и дошкольного детства [Текст] / О.О. Косякова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 415 с.
25. Кузнецов, И. Н. Основы научных исследований [Текст] / И.Н. Кузнецов. – М. : Дашков и К°, 2013. – 283 с.
26. Листик, Е. М. Развитие познавательного интереса и исследовательской активности детей от рождения до семилетнего возраста [Текст] / Е.М. Листик // Дошкольник : методика и практика воспитания и обучения : журн. для занятий с детьми. – 2012. – № 6. – С. 32–37.
27. Лифиренко, О. С. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Ознакомление дошкольников с магнитами [Текст] / О.С. Лифиренко // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 9. – С. 12–15.
28. Лещенко, М. Анатомия и физиология дошкольника [Текст] / М. Лещенко // Здоровье дошкольника. – 2011. – № 7. – С. 5–7.
29. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. – Воронеж : МОДЭК ; М. : Институт практической психологии, 2007. – 384 с.
30. Лысенко, Н. А. Развитие познавательного интереса на занятиях предметов естественно-научного цикла в системе [Текст] / Н.А. Лысенко // Проблемы педагогики. – 2015. – № 10 (11). – С. 82–86.
31. Никифорова, О. А. Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / О.А. Никифорова // Дошкольная педагогика : науч.-практ. журн. – 2015. – № 3. – С. 59–60.
- Никонова, Н. О. Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в летний период [Текст] / Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко // Детский сад : теория и практика : науч.-метод. журн. – 2016. – № 5. – С. 36–45.
- Нисканен, Л. Г. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования [Текст] / Л.Г. Нисканен // Дошкольник : методика и практика воспитания и обучения : журн. для занятий с детьми. – 2013. – № 4. – С. 11–18.
- Основы научных исследований [Текст] / ред.: В.И. Крутов, В.В. Попов. – М. : Высшая школа, 2009. – 400 с.
- Панов, В. И. Одаренность и одаренные дети : экопсихологический подход : монография [Текст] / В.И. Панов. – М. : РУДН, 2015. – 300 с.
36. Парамонова, Л. А. Актуальные психолого-педагогические проблемы дошкольного воспитания [Текст] / Л.А. Парамонова // Научный поиск в воспитании: парадигмы, стратегии, практика : материалы 2-й Международной научно-практической конференции, 25-26 марта 2009 г. / ред. М.Е. Умрихина. – М. : Школьная книга, 2010. – С. 49–56.
37. Пахальян, В. Э. Развитие и психологическое здоровье : дошкольный и школьный возраст [Текст] / В.Э. Пахальян. – СПб. : Питер, 2016. – 237 с.
38. Родина, Н. М. Основные подходы к интеграции познавательно-исследовательской деятельности в образовательный процесс детского сада [Текст] / Н.М. Родина, О.В. Чехонина // Детский сад : теория и практика. – 2012. – № 5. – С. 76–81.
39. Родина, Н. М. Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как механизма амплификации детского развития [Текст] / Н.М. Родина, Е.В. Трифонова // Детский сад: теория и практика : науч.-метод. журн. – 2015. – № 9. – С. 36–45.
40. Родина, Н. М. Педагогическая поддержка самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности дошкольников [Текст] / Н.М. Родина, О.И. Чехонина // Детский сад : теория и практика. – 2012. – № 10. – С. 90–97.
41. Савенков, А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников [Текст] / А.И. Савенков // Дошкольное образование. – 2007. – № 18. – С. 11–14.
- Свиридов, Л. Т. Основы научных исследований [Текст] / Л.Т. Свиридов, О.Н. Чередникова. – Воронеж : Воронежская государственная лесотехническая академия, 2009. – 108 с.
43. Семенова, Н. А. Исследовательские действия как основа включения дошкольников в познавательно-исследовательскую деятельность [Текст] / Н.А. Семенова // Детский сад : теория и практика : науч.-метод. журн. – 2015. – № 9. – С. 18–23.
44. Современные дошкольники – дети нового поколения : материалы городской научно-практической конференции 01.06.2007 Москва : Году ребенка посвящается [Текст] / ред. Н.А. Горлова. – М. : МГПУ, 2008. – 224 с.
45. Тренкина, Е. А. ФГОС дошкольного образования в поисковой активности детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Тренкина // Начальная школа плюс до и после : науч.-метод. и психолого-пед. журн. – 2013. – № 12. – С. 56–59.
46. Уманская, Н. В. Об инновациях ФГОС ДО [Текст] / Н.В. Уманская, А.И. Иванова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2014. – № 7. – С. 19–24.
47. Филиппова, А. В. Основы научных исследований [Текст] / А.В. Филиппова. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2010. – 75 с.
48. Филиппова, С. Мальчики и девочки дошкольного возраста [Текст] / С. Филиппова // Здоровье дошкольника. – 2011. – № 7. – С. 15–20.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – М. : Перспектива, 2014. – 32 с.
50. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин ; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М. : Академия, 2014. – 383 с.
Спасибо
за внимание !!!