Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
ГАПОУ СО « Режевской политехникум»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ ПО ОУД 01.02 «ЛИТЕРАТУРА»
г. Реж
В методических указаниях приведены основные требования по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине
ОУД 01.02 « Литература», предназначенные для студентов.
Разработчик: Чепчугова Наталья Викторовна, преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ СО « Режевской политехникум»
Содержание
стр.
1. Пояснительная записка………………………………………………… 4
2. Общие рекомендации ………………………………………………….. 5
3. Алгоритмы выполнения различных видов самостоятельной
работы……………………………………………………………………7
4. Составление опорных конспектов по темам (общие требования)…. 12
5. Тематика опорных конспектов, график сдачи ………………………. 13
6. Работа над сочинением ……………………………………………… 15
7. Оценка сочинений …………………………………………………….. 17
8. Тематика сочинений, график сдачи ………………………………….. 18
9. Этапы работы над рефератом ……………………………………….. 20
10. Темы рефератов, график сдачи ………………………………………. 21
11. Правила оформления текстовых материалов ……………………….. 22
12. Анализ лирического произведения ……………………………………23
13. Анализ драматического произведения ………………………………..24
14. План анализа эпизода текста …………………………………………..25
15. План рецензии на устный ответ ……………………………………….26
Пояснительная записка
Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения – формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Быстро развивающимся науке и технике, всему народному хозяйству нашей страны нужны сейчас не просто знающие люди, а люди творческого склада, инициативные и пытливые, способные активно трудиться, развивать науку, технику, культуру. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых при изучении общеобразовательных дисциплин, в процессе трудового обучения, а также на основе жизненного опыта. Для решения этих задач необходима целая система работы.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
систематизация и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать справочную и специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности студентов;
формирования самостоятельности мышления.
1. Общие рекомендации студентам по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ:
Внимательно выслушайте или прочитайте тему, цели и задачи самостоятельной работы.
Обсудите текст задания с преподавателем и группой, задайте вопросы – нельзя оставлять невыясненными или непонятыми ни одного слова или вопроса.
Внимательно прослушайте рекомендации преподавателя по выполнению самостоятельной работы.
Ознакомьтесь с графиком самостоятельных работ обучающихся по предмету, если требуется, уточните время, отводимое на выполнение задания, сроки сдачи и форму отчета у преподавателя.
Внимательно изучите письменные методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы («методичку»).
Ознакомьтесь со списком литературы и источников по заданной теме самостоятельной работы.
Повторите весь теоретический материала по конспектам и другим источникам, предшествовавший самостоятельной работе, ответьте на вопросы самоконтроля по изученному материалу.
Подготовьте все необходимое для выполнения задания, рационально (удобно и правильно) расположите на рабочем месте. Не следует браться за работу, пока не подготовлено рабочее место.
Продумайте ход выполнения работы, составьте план, если это необходимо.
Если вы делаете сообщение или доклад, то обязательно прочтите текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.
Если ваша работа связана с использованием ИКТ, проверьте наличие и работоспособность программного обеспечения, необходимого для выполнения задания.
Если при выполнении самостоятельной работы применяется групповое или коллективное выполнение задания, старайтесь поддерживать в коллективе нормальный психологический климат, грамотно распределить роли и обязанности. Вместе проводите анализ и самоконтроль организации самостоятельной работы микрогруппы.
Не отвлекайтесь во время выполнения задания на посторонние не относящиеся к работе, дела.
При выполнении самостоятельного практического задания соблюдайте правила техники безопасности и охраны труда.
В процессе выполнения самостоятельной работы обращайтесь за консультациями к преподавателю, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность, проверить правильность выполнения задания.
По окончании выполнения самостоятельной работы составьте письменный или устный отчет в соответствии с тема методическими указаниями по оформлению отчета, которые вы получили от преподавателя или в методических указаниях.
Сдайте готовую работу преподавателю для проверки точно в срок.
Участвуйте в обсуждении и оценке полученных результатов самостоятельной работы (общегрупповой или в микрогруппах).
Участвуйте в обсуждении полученных результатов работы.
Памятка студенту
«Алгоритмы выполнения различных видов самостоятельной работы»
№ пп | Вид самостоятельной работы | Методические указания |
1. | Проработка конспектов занятий | - ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников - прочитайте лекционный материал по своему конспекту, стараясь выделить основные понятия, важные определения чернилами другого цвета, формулы обведите рамкой, связи укажите стрелками; - найдите ответы на контрольные вопросы в своем конспекте и в рекомендованной литературе; - найдите в словаре значение незнакомых слов и терминов; - оформите ответы на вопросы по материалу конспекта; - проводите самоконтроль |
2. | Подготовка сообщений | - ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников; - изучите материал, касающийся темы сообщения не менее чем по двум рекомендованным источникам; - составьте план сообщения, запишите его; - проработайте найденный материал, выбирая только то, что раскрывает пункты плана; - составьте список ключевых слов из текста так, чтобы он отражал суть содержания; - составьте окончательный текст сообщения; - оформите материал сообщения; - прочтите текст сообщения вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию; - ответьте после чтения на вопросы и задания к текстам источников; - перескажите сообщение еще раз; - проводите анализ и самоконтроль работы над сообщением. |
3. | Составление кроссвордов | - ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников; - повторите теоретический материал, соответствующий теме кроссворда, воспользовавшись материалов учебника, справочной литературой, конспектом лекции; - продумайте вопросы по вертикали и горизонтали, соблюдая правила составления кроссвордов; - составьте сетку-эталон кроссворда, сразу вписывая в сетку слова-ответы; составление кроссворда начинают с самых длинных слов; слова должны быть в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа; - запишите определения к словам по горизонтали и вертикали; - проведите анализ и самоконтроль составленного кроссворда, проверьте орфографию; - оформите второй вариант кроссворда с пустой сеткой |
4. | Работа с таблицами | - ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников; - повторите лекционный материал и учебный материал, касающейся выбранной темы; - внимательно изучите разделы таблицы, названия строк и столбцов; - продумайте ход заполнения таблицы; - заполните ячейки таблицы; - оформите таблицу в соответствии с требованиями к оформлению таблиц; - проведите анализ и самоконтроль таблицы. |
5. | Поиск информации в Интернете | - внимательно изучите тему и формулировку задания; - выпишите ключевые слова, чтобы определить объект поиска, сформулировать, какую информацию необходимо найти. Правильно будет дать в запрос одно или два ключевых слова, связанных с искомой темой; - откройте браузер и воспользуйтесь наиболее распространенными поисковыми машинами (Яндекс, Google, Rambler, Mail или Nigma); - введите запрос и проверьте орфографию запроса; - выберите в результатах поиска тот документ, содержание которого ближе к искомой теме, чем остальные, и нажмите на ссылку «найти похожие документы»; - изучите несколько (до 10-ти) документов, соответствующих запросу, критически осмысливая, сравнивая и анализируя найденную информацию; - заполните форму отчета (можно копировать фрагменты информации с сайтов); - обязательно скопируйте адреса сайтов, информацией которых воспользовались, чтобы дать ссылку на авторство в своем отчете. |
Составление опорных конспектов по темам
Преподавателем обозначается тема написания опорного конспекта.
Опорный конспект (ОК) – это развернутый план предстоящего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь последовательно изложить тему.
Правильно составленный опорный конспект должен содержать все то, что в процессе ответа необходимо озвучить. Это могут быть чертежи, графики, формулы (если требуется, с выводом), формулировки основных законов, определения.
Основные требования к содержанию опорного конспекта:
Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.
Логически обоснованная последовательность изложения.
Основные требования к форме записи опорного конспекта:
Лаконичность. ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было воспроизвести за 6-8 минут. По объёму он должен составлять примерно один полный лист.
Структурность. Весь материал должен располагаться малыми логическими блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или строчными пробелами.
Акцентирование. Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную идею ОК выделяют рамками различных цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по вертикали, по диагонали).
Автономия. Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с остальными, должен выражать законченную мысль, должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).
Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре, графическому исполнению, благодаря чему, он лучше сохраняется в памяти. Он должен быть наглядным и понятным не только Вам, но и преподавателю.
Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом учебника, что так же влияет на усвоение материала.
Примерный порядок составления опорного конспекта:
Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, картам, дополнительной литературе.
Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.
Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых знаков, графиков, рисунков.
Составление опорного конспекта.
Конспект – это работа с другим источником.
Цель – зафиксировать, переработать тот или иной научный текст.
Конспект представляет собой дословные выписки из текста источника. При этом конспект – это не полное переписывание чужого текста. Обычно при написании конспекта сначала прочитывается текст-источник, в нём выделяются основные положения, подбираются примеры, идёт перекомпоновка материала, а уже затем оформляется текст конспекта. Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике.
План-конспект представляет собой детальную проработку источника: составляется подробный, сложный план, в котором освещаются не только основные вопросы источника, но и частные. К каждому пункту или подпункту плана подбираются и выписываются цитаты.
Общую последовательность действий при составлении текстуального конспекта можно определить таким образом:
Уяснить цели и задачи конспектирования.
Ознакомиться с произведением в целом: прочитать предисловие, введение, оглавление и выделить информационно значимые разделы текста.
Внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места.
Составить конспект.
Опорный конспект – это развернутый план вашего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь последовательно изложить тему, а преподавателю лучше понять и следить за логикой ответа.
Опорный конспект должен содержать все то, что вы собираетесь предъявить преподавателю в письменном виде. Это могут быть чертежи, графики, формулы, формулировки законов, определения, структурные схемы.
Основные требования к содержанию опорного конспекта.
Полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса.
Логически обоснованная последовательность изложения.
Основные требования к форме записи опорного конспекта.
Опорный конспект должен быть понятен не только вам, но и преподавателю. По объёму он должен составлять примерно один – два листа, в зависимости от объёма содержания вопроса.
Должен содержать, если это необходимо, несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или пробелами.
Не должен содержать сплошного текста.
Должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).
Методика составления опорного конспекта:
- разбить текст на отдельные смысловые пункты;
- выделить пункт, который будет главным содержанием ответа;
- придать плану законченный вид (в случае необходимости вставить дополнительные пункты, изменить последовательность расположения пунктов);
- записать получившийся план в тетради в виде опорного конспекта, вставив в него все то, что должно быть написано – определения, формулы, выводы, формулировки, выводы формул, формулировки законов и т.д.
Критерии оценивания опорного конспекта
№ пп | Критерии оценивания | Баллы |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Полнота использования учебного материала Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями) Понимание сущности и социальной значимости изучаемого вопроса Правильность проведения анализа Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость ОК). Грамотность (терминологическая и орфографическая) Самостоятельность при составлении | 0 баллов – признак отсутствует 1 балл – выполнено частично 2 балла – выполнено правильно, полностью |
| Оценка: «5» - 7 баллов «4» - 6 баллов «3» - 5-4 балла «2» - меньше 4 баллов | |
Тематика конспектов
№ пп | Тема | Кол-во часов | Срок отчёта |
ППКРС | ППССЗ |
1. | В.Г.Белинский «Сочинения А.С.Пушкина» | 2 | 1 | 4 неделя |
2. | Н.Л.Бродский «Евгений Онегин» | 2 | 1 | 6 неделя |
3. | В.Г.Белинский «Герой нашего времени» | 2 | 1 | 9 неделя |
4. | Анализ стихотворения А.С.Пушкина или М.Лермонтова | 2 | 1 | 11 неделя |
5. | Хронологическая таблица по биографии И.С.Тургенева | 2 | 1 | 14 неделя |
6. | Хронологическая таблица по биографии Ф.М.Достоевского | 2 | 1 | 20 неделя |
7. | Хронологическая таблица по биографии Л.Н.Толстого | 2 | 1 | 22 неделя |
8. | Хронологическая таблица по биографии | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Работа над сочинением
Цель работы над сочинением – выработать умение доказательно, логично и образно, красиво и грамотно излагать свои мысли.
Задачи: - правильно понимать предложенную тему;
- придать теме направление созвучное духовным исканиям автора;
- четко формулировать мысли;
- располагать материал сочинения последовательно, логично;
- аргументировать свои мысли;
- уметь делать выводы и обобщения;
- выражать свои мысли грамотно.
1. Выбор темы:
1. Знание материала
2. Интерес к теме
3. Понимание темы
4.Опыт в написании подобных тем.
2. Обдумывание темы:
Обдумать тему – взвесить, проанализировать каждое слово в формулировке темы, определить, какое из них содержит в себе основное зерно темы.
Отсутствие такого анализа ведет к смещению акцентов, а иногда и к искажению темы.
3. Определение идеи сочинения:
Идея – это основная мысль сочинения. Смысл сочинения, цель его написания и должны состоять в доказательстве этой мысли.
1. Связь идеи с названием темы.
4. Подбор материала
1. Чтение художественного произведения в соответствии с темой.
2. Подбор эпизодов, относящихся к теме.
3. Чтение учебника.
4. Чтение критических статей по данному художественному произведению.
План должен быть таким, чтобы по нему было ясно, о чем сочинение, какова его основная мысль, какова система доказательств этой мысли, к каким выводам приходит автор сочинения.
1. Введение.
Привлекаемый во введении материал должен подводить фундамент под тему, помогать создать определенный угол зрения на тему. Это могут быть сведения об эпохе, факты из биографии писателя или какие-то общие рассуждения по поводу темы:
а) историческое введение,
б) аналитическое введение,
в) биографическое введение,
г) сравнительное введение.
2. Заголовок основной части сочинения (формулировка 2 пункта плана).
Функция заголовка основной части состоит в том, чтобы показать главную мысль, т.е. идею сочинения.
Второй пункт плана надо так сформулировать, чтобы было ясно, что именно будет доказывать автор в сочинении.
3. Доказательство идеи сочинения (нахождение формулировок для пунктов основной части, формулировки аргументов, доказательств в пользу высказанной идеи, основной мысли). Оптимально 3-4 пункта.
4. Заголовок заключения:
а) заключение – выводы из имеющихся в сочинении мыслей, т.е. из аргументов,
б) заключение – следствие.
Следствие выходит за рамки темы, за рамки всего изложенного в сочинении. Вследствие можно использовать знания сверх данного произведения.
6. Написание сочинения
1. Не отклониться от темы (план все время перед глазами).
2. Самостоятельность.
а) По-моему мнению
б) Я думаю…
в) Я считаю…
3. Цитаты из произведения.
7. Редактирование и переписывание.
«Писать хорошо – это вычеркивать плохо написанное». А.П.Чехов
ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ
Оценка | Основные критерии оценки |
Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкции, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет и содержание и 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 6 классе – 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок |
«1» | В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов | Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок |
ТЕМАТИКА СОЧИНЕНИЙ
№ пп | Тема | Кол-во часов | Срок отчёта |
ППКРС | ППССЗ |
1. | - Вольнолюбивая лирика А.Пушкина - А. Пушкин о поэзии. | 2 | 2 | 5 неделя |
2. | - Тема Родины в лирике М. Лермонтова. - М.Лермонтов о любви и дружбе. | 2 | 2 | 10 неделя |
3. | - «Тёмное царство» в пьесах А. Островского | 2 | 2 | 12 неделя |
4. | - Конфликт 2-х поколений в романе «Отцы и дети» - Нигилист Базаров. | 2 | 2 | 14 неделя |
5. | - Преступление и наказание Р.Раскольникова | 2 | 2 | 16 неделя |
6. | - Теория Раскольникова и ее антигуманный характер | | | |
. | - Кутузов и Наполеон в романе « Война и мир» | 4 | 2 | 18 неделя |
| Образ Наташи Ростовой в романе « Война и мир» | | | |
. | - Смешное и трагическое в рассказах А.П.Чехова | 2 | 2 | 20 неделя |
. | - Прославление подвига в ранних рассказах М.Горького - Смысл названия пьесы «На дне» - Спор о человеке в пьесе «На дне» | 2 | 2 | 3 неделя |
9. | - Тема Родины в лирике С.Есенина - А.Блок о России - В.Маяковский – поэт революции | 2 | 2 | 6 неделя |
10. | - М.Шолохов о революции и гражданской войне - Коллективизация в романе «Поднятая целина» - Красота души русского человека | 4 | 2 | 10 неделя |
11. | - Подвиг русского народа в Великой Отечественной войне. - Размышления о прочитанном - Один день из практики | 4 | 2 | 14 неделя |
2.3. РЕФЕРАТЫ
Реферат (от лат. referee – докладываю, сообщаю) – это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании литературы по изложенной теме, отражающее точку зрения автора на данную проблему, способности осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний и включающее критический обзор документов. Подготовка реферата требует творческой активности, самостоятельности в обобщении, способности стройно изложить материал, сопоставить и оценить различные точки зрения и, наконец, высказать собственное мнение.
Технология подготовки реферата и является темой данной разработки. Предназначена она, в первую очередь, преподавателям, применяющим эту форму самостоятельной работы. Работа над рефератом позволяет студентам расширить и углубить теоретические знания, сформировать ценностное отношение к научным знаниям, ознакомиться с практическим опытом и изучить его.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
Как правило, реферат состоит из четырех частей – введения, основной части, заключения и списка литературы.
Введение включает название темы и обоснование выбора. Автор объясняет актуальность и значимость темы (почему эта проблема представляет научный или практический интерес), раскрывает цели и задачи работы, определяет объект и предмет исследования (они соотносятся с формулировкой темы) и приводит краткий обзор источников информации, в котором указывает авторов и из мнение по данной проблеме.
Основная часть передаёт содержание изученных источников информации. Материал структурируется в смысловые блоки. Автор должен раскрыть суть проблемы, обосновать свою точку зрения на возникающие вопросы, дать критический обзор источников, а также может привести собственные версии и оценки по данной теме.
Заключение вытекает из содержания основной части, составляется кратко и включает итоги проделанной работы. В заключении автор делает выводы, подтверждает актуальность и перспективность темы.
Список литературы содержит перечень всех источников информации, которые помогли автору раскрыть тему. В некоторых рефератах положения подкрепляют фактами из реальной жизни, например, краеведческого характера в работах по истории, биологии, экологии и т.п. Дополнительный материал указывается в качестве приложений.
Объём студенческого реферата обычно составляет 12-20 страниц.
Подготовка реферата осуществляется в той последовательности, которая представляется автору наиболее рациональной. Вместе с тем существует определённая логическая схема, которую успешно применяют при решении задачи – научить студентов технологии написания рефератов.
В процессе работы над рефератом выделяют четыре основных этапа:
- вводный – выбор темы, изучение информации, составление плана, работа над введением;
- основной – работа над содержанием и заключением;
- заключительный – оформление реферата;
- защита реферата.
Критерии оценки реферата:
Актуальность темы исследования
Соответствие содержания теме реферата
Глубина проработки материала, правильность и полнота использования источников
Соответствие оформления реферата стандартам
Устная защита реферата, правильные ответы на вопросы.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
№ пп | Тема | Кол-во часов | Срок отчёта |
ППКРС | ППССЗ |
1. | Авторская песня | 4 | 2 | неделя |
2. | Возвращённые имена | 6 | 3 | неделя |
3. | Литература русского зарубежья | 6 | 3 | неделя |
4. | Современная публицистика | 6 | 3 | 18 неделя |
5. | Современная фантастика | 6 | 2 | 20 неделя |
6. | Уральские писатели | 6 | 3 | неделя |
7. | Уральская поэзия | 6 | 3 | неделя |
8. | Литературное творчество родного края | 6 | 2 | неделя |
9. | Мой любимый поэт | 4 | 4 | неделя |
10. | Мой любимый писатель | 5 | 4 | неделя |
Приложение
Правила оформления текстовых материалов
Текстовый материал набирается компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4.
Поля документа:
- верхнее, нижнее, левое – 2 см;
- правое – 1 см.
Гарнитура шрифта: Times New Roman
Высота шрифта (кегль): 14 пт.
Цвет шрифта: черный.
Абзацный отступ: 1,25 см.
Межстрочный интервал: 1,5 строки.
Отступ между абзацами: 0 пт.
Нумерация страниц: внизу страницы по центру; титульный лист не нумеруется (особый колонтитул для первой страницы).
Допускается выделение главного по тексту полужирным начертанием или курсивом.
Таблицы допустимо заполнять текстом с высотой шрифта 10-14 пт. Названия столбцов таблицы выделяются полужирным начертанием и расположением по центру ячейки. Названия строк таблицы выделяются полужирным начертанием и расположением по левому краю ячейки. Остальные ячейки таблицы заполняются шрифтом с нормальным начертанием. Текстовое содержание ячеек может располагаться как по центру ячейки, так и по левому краю и по ширине. Цифровое содержание ячеек таблицы располагается только по центру ячейки. Не допускается заливка ячеек таблицы цветом, а также цветной текст.
Название таблицы оформляется вверху перед таблицей в виде: Таблица – Название таблицы. Форматируется название по ширине с абзацным отступом.
АНАЛИЗ
ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Дата написания.
Реально-биографический и фактический комментарий.
Жанровое содержание.
Идейное содержание:
ведущая тема;
основная мысль;
эмоциональная окраска;
преобладающая интонация.
Структура стихотворения.
Сопоставление и развитие основных словесных образов:
по сходству;
по контрасту;
по смежности;
ассоциативно;
по умозаключению и т.п.
Основные изобразительные средства (метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония, сарказм, перифраза и т.д.);
Речевые, интонационно-синтаксические особенности (эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипсис, параллелизм, риторический вопрос, обращение, восклицание и т.п.);
Основные ритмические особенности (ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест);
Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная и т.д.);
Способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая);
Строфика:
инструментовка:
благозвучие;
звукопись (аллитерация, ассонанс и т.д.);
Черты лирического героя.
Ваше восприятие произведения.
АНАЛИЗ
ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Время создания и публикации пьесы
Место, занимаемое в творчестве драматурга
Тема пьесы и отражение в ней определенного жизненного материала
Действующие лица и их группировка
Конфликт драматического произведения, его своеобразие, степень новизны и остроты, его углубление
Развитие драматического действия, его фазы. Экспозиция, завязка, кульминация, развязка
Композиция пьесы. Роль и значение каждого акта
Драматические характеры и их связь с действием
Речевая характеристика персонажей. Связь характера и слова
Роль диалогов и монологов в пьесе. Слово и действие
Выявление авторской позиции. Роль ремарок в драме
Жанровое своеобразие (драмы) пьесы. Соответствие жанра авторским пристрастиям и предпочтениям
Комедийные средства (если это комедия)
Трагический колорит (в случае анализа трагедии)
Соотнесенность пьесы с эстетическими позициями автора и его взглядами на театр. Предназначенность пьесы для определенной сцены
Театральная интерпретация драмы в пору её создания и в последующее время. Лучшие актерские ансамбли, выдающиеся режиссерские решения, памятные воплощения отдельных ролей
Пьеса и её драматургические традиции
ПЛАН
АНАЛИЗА ЭПИЗОДА ТЕКСТА
Установите границы эпизода.
Определите основную мысль эпизода, дайте ему название.
Через какие образцы выражена главная мысль?
Проследите смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков.
Какие художественные приемы использует автор для раскрытия основной мысли? (авторскую характеристику, взаимохарактеристики, портрет, пейзаж, мысли, дела, поступки героев).
Какие выразительные средства помогают автору наиболее ярко и убедительно раскрыть основную мысль эпизода?
Какова роль эпизода в произведении?
ПЛАН
РЕЦЕНЗИИ НА УСТНЫЙ ОТВЕТ
Содержание ответа
Раскрыта ли тема выступления?
Рационально ли отобран материал?
Выделена ли мысль в выступлении главная мысль?
Заметно ли отношение выступающего к тому, о чем он говорит?
Форма ответа.
Удачно ли построено выступление?
Соблюдены ли такие требования как логичность, последовательность изложения материала?
Достаточно ли богат словарь выступающего?
Что вы можете сказать о темпе речи, её эмоциональной окраске?
Какие недостатки речи вы заметили? Что посоветуете товарищу?
26