Методическое пособие
Теоретические основы проблемы универсальных учебных действий
Разработчик: Петрова Екатерина Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Луговская основная школа» им. М. П. Хваткова»
Ульяновск, 2024
Глобальные изменения в сфере образования кардинальным образом иизменили представления о целях образования и путях их достижения. Сегодня цель обучения – это формирование умения учиться, формирование умений организовывать учебную деятельность и осмысливать её. В настоящее время приоритетной задачей современных государственных образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала, в силу этого актуальным становится обеспечение развития универсальных учебных действий у учащихся: «В результате изучения всех без исключения предметов, у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться». «Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщённых действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию».
Концепция УУД появилась в педагогической науке не так давно, и поэтому при попытках реализовать ее на практике возникает ряд сложностей. Одной из них является проблема классификации УУД. Общепринятой считается структура УУД, состоящая из четырех групп: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Основные разногласия и неопределенность существует в отношении структуры и состава каждой из них. В настоящее время отсутствуют общепризнанные четкие представления о критериях отбора конкретных УУД в каждую из групп. Некоторые УУД включены в несколько групп одновременно. Некоторые же представляют собой укрупненные интегрированные метаумения, требующие для своего освоения и включающие в себя менее сложные УУД всех групп. Например, смысловое чтение, исследовательская и проектная деятельность, решение задач.
Нужно отметить, что предложенная структура универсальных учебных действий, как и сама программа по их формированию, более или менее детально разработана только для начальной школы. Но идея перехода от знаниевого обучения к универсальным учебным действиям не может ограничиваться только начальной школой. Учащиеся средней и старшей ступеней школы также должны быть включены в данный процесс. Но здесь возникает вопрос: какие универсальные учебные действия необходимо формировать у этой возрастной группы учащихся? На наш взгляд, предложенная А.Г. Асмоловым и его научной группой классификация УУД приемлема для любого уровня школьного образования. Различие должно начинаться в наполнении каждой из четырех групп конкретными действиями, с учетом уже освоенных УУД.
Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения конкретного учебного предмета, который раскрывает определенные возможности для универсальных учебных действий
Концепция формирования универсальных учебных действий позволяет установить гармонию между гуманитарной и естественно-научной составляющей образовательного процесса. Каждая из выделенных групп УУД позволяет реализовать во взаимосвязи действия, которые традиционно были разделены между навыками и умениями, приобретаемыми в гуманитарном и естественно-научном циклах. В результате развитые УУД должны стать инструментом самостоятельного использования приобретенного учебного опыта в любом виде деятельности.
Роли учителя и ученика при переходе от Зуновской модели к формированию УУД также преображаются. Если раньше учитель воспринимался как носитель ЗУНов, владеющий методикой их передачи учащимся, то в новой образовательной модели он должен играть роль организатора образовательного процесса учащихся. Но это не значит, что уровень ЗУНов учителя может быть ниже, чем раньше. Количество фактических знаний в каждой области современной науки, растет значительно быстрее возможностей человеческого мышления. И если даже в середине ХХ века хороший учитель мог знать почти все в области преподаваемого предмета и был в состоянии ответить практически на любой вопрос учащегося, касающийся фактического материала, то сегодня, - это невозможно. Сегодня все разносторонние знания учителя должны быть поставлены на службу основной его роли: организации такой ситуации, чтобы у учащихся возникли вопросы и желание найти на них ответ. Для этого современный учитель каждый день должен знать и уметь больше, чем вчера, развиваясь и образовываясь вместе со своими учащимися. У него самого должны быть развиты в значительной мере УУД, и при этом он должен не только ими пользоваться, но и владеть методиками их формирования у учащихся.
Роль учащихся также изменяется. Если раньше выпускник школы должен был быть человеком-знающим, то сегодня он должен выйти из школы человеком, умеющим решать разнообразные жизненные задачи в быстро меняющихся условиях. Источником знаний и умений для него должны стать разнообразные информационные ресурсы, среди которых учитель как источник информации играет далеко не самую важную роль.
Необходимо отметить, что в современной российской образовательной системе концепция формирования УУД встречает серьезные затруднения. И не только потому, что еще
не отработаны педагогические технологии, но также и из-за проблем контроля уровня сформированности УУД. ФГОС ООО возложил эту задачу на образовательные учреждения и требует отразить в программах развития УУД в них "систему оценки деятельности образовательного учреждения по формированию и развитию УУД у обучающихся", а также " методику и инструментарий мониторинга успешности усвоения и применения обучающимися УУД" 3. На наш взгляд, для корректного сравнения результатов формирования УУД должна существовать единая стандартизированная система оценки, методика и инструментарий мониторинга. В настоящее время такой системы нет, и каждое образовательное учреждение самостоятельно ее разрабатывает и внедряет, исходя из своего понимания функций, состава и характеристик УУД. Боле того, пока слишком мало апробированных методик и по формированию УУД в рамках каждой предметной области. В школе нет и не может быть специальной дисциплины, направленной только на это, т.к. УУД носят метапредметный характер. Следовательно, необходима переработка предметных программ в этом направлении, формулирование целей всего курса и каждого урока в категориях УУД, разработка предметных методик обучения, направленных на формирование УУД.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системнодеятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов и др.).
Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательновоспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и обеспечения преемственности образования. Концепция должна стать основой для разработки учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий в системе начального образования.
Актуальность концепции развития универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена следующими факторами:
необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия
ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми, формируется Я концепция, включая культурную и этническую самоиндентификацию. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации;
необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы. Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, неудовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом и динамикой психического развития детей. В связи
со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встает задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться;
возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью.
Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы. .Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
Связь универсальных учебных действий с содержанием
учебных предметов
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Учебный предмет "Русский язык: обучение грамоте, формирование грамматического строя речи, грамматика" обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивают развитие знаково-символических действий - замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского языка создает условия для формирования языкового чутья как результата ориентировки ребенка в грамматической и синтаксической структуре языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.
Учебный предмет "Русский язык обучение: грамоте, формирование грамматического строя речи, грамматика" обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- стремление к более точному выражению собственных мыслей; умение задавать вопросы;
- умение выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, глухой, слабослышащий);
- умение использовать (при необходимости) дактилологию как вспомогательное средство.
Учебный предмет "Развитие речи" является основой формирования познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления). Формирование языковых обобщений и правильного использования языковых средств в процессе общения, учебной деятельности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения продуктивными и непродуктивными способами словоизменения и словообразования, связью в предложении, моделями различных конструкций предложений. Развитие связной речи: формирование умения планировать собственное связное высказывание.
Учебный предмет "Развитие речи" обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- овладение различными формами связной речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная) и типами или стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждении);
- умение анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно-следственные, пространственные, временные и другие семантические отношения;
- стремление к более точному выражению собственных мыслей; умение задавать вопросы;
- умение выбирать и адекватно использовать языковые средства связной речи;
- умение использовать (при необходимости) дактилологию как вспомогательное средство;
- воспитание потребности в словесной речи, формировании речевого поведения на основе интенсивного развития нарушенной слуховой функции.
Приоритетной целью учебного предмета "Литературное чтение" является формирование читательской компетентности слабослышащего и позднооглохшего обучающегося, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении. В процессе работы с художественным произведением слабослышащий позднооглохший обучающийся осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Учебный предмет "Литературное чтение" обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
- овладение осознанным, правильным, беглым, выразительным чтением;
- умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
- умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;
- умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;
- умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации;
- умение выбирать интересующую литературу; пользоваться справочниками для понимания и получения информации;
- формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных эстетических представлениях, понятиях о добре и зле, нравственности.
На ступени начального общего образования учебный предмет "Математика" является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий, в первую очередь логических и алгоритмических. В процессе знакомства с математическими отношениями, зависимостями у школьников формируются учебные действия планирования последовательности шагов при решении задач; различения способа и результата действия; выбора способа достижения поставленной цели; использования знаково-символических средств для моделирования математической ситуации, представления информации; сравнения и классификации (например, предметов, чисел, геометрических фигур) по существенному основанию. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.
Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов на этой ступени образования. В процессе обучения обучающийся осваивает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для его обучения, так и для социализации.
При изучении учебного предмета "Математика" формируются следующие универсальные учебные действия:
- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;
- умение строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи;
- умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Учебные предметы "Ознакомление с окружающим миром", "Окружающий мир" помогают обучающемуся в формировании личностного восприятия, эмоционально положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля. Знакомство с началами естественных и социально гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов. В ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций:
При изучении предметов "Ознакомление с окружающим миром", "Окружающий мир" развиваются следующие универсальные учебные действия:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества. Учебный предмет "Основы религиозных культур и светской этики" направлен на формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
При изучении предмета "Основы религиозных культур и светской этики" развиваются следующие универсальные учебные действия:
- формирование основ исторической памяти - умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее; ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России;
- умения фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;
- развитие морально-этического сознания - норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.
Значимость учебного предмета "Изобразительное искусство" определяется нацеленностью этого предмета на развитие способностей и творческого потенциала слабослышащего и позднооглохшего ребенка, формирование ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции. У обучающихся развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Универсальные учебные действия при освоении предмета "Изобразительное искусство":
- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно эстетическим содержанием;
- умение организовывать самостоятельную художественно творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способность оценивать результаты художественно творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Важнейшей особенностью учебного предмета "Технология" в начальной школе является то, что он строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения).
Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Поэтому он является опорным для формирования системы универсальных учебных действий для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета "Технология" естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Учебный предмет "Физическая культура" обеспечивает формирование личностных универсальных действий: основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте; освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность; развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости; освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
"Физическая культура" как учебный предмет способствует:
- в области регулятивных действий развитию умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
- в области коммуникативных действий развитию взаимодействия, ориентации на партнера, сотрудничеству и кооперации (в командных видах спорта - формированию умений планировать общую цель и пути ее достижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнера и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).