Требования к современному уроку физической культуры в рамках ФГОС, применение технологии проектного обучения
Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Физическая культура» и является основой физического воспитания обучающихся. В период с 2011 по 2020 годы запланирован постепенный переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Переход на ФГОС осуществляется поэтапно. Наша школа одна из многих, которая перешла на новую форму обучения. Главной задачей школы является развитие личности ученика, повышения уровня мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, обучение применять полученные знания в жизни. Как для учеников, так и для учителя, урок будет интересен тогда, когда он актуален и современен. ФГОС ставит перед педагогом следующие требования для проведения современного урока нового поколения:
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;
- вывод делают сами обучающиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- время-сбережение и здоровье-сбережение;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей обучающиеся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи [1] .
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса, главным деятелем. Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД): личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Особенность организации работы по формированию УУД (самостоятельный поиск решения двигательных задач, анализ и оценка двигательных действий, поиск и формулирование целей, систематизация полученных знаний и умений) заключается в том, что на уроке физической культуры это все необходимо выполнять в процессе двигательной активности. ФГОС нового поколения впервые определил такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования. Физическая культура рассматривается как важнейшая часть государственной программы оздоровления населения, укрепления здоровья, формирования привычек здорового образа жизни у школьников.
Для повышения познавательной самостоятельности и активности обучающихся необходимо использование современных педагогических технологий: проблемного обучения, активных методов, информационно-коммуникационных технологий, проектное обучение и др.
Обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании, через совместный труд, сотрудничество учащихся в процессе работы над проектом. Физическое развитие школьника необходимо осуществлять с опорой на глубокие теоретические знания. Попытка развития телесной сферы без прочных знаний обречены, как правило, на неудачу. Поэтому следует прилагать особые усилия, чтобы развивать у школьников стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию, приобретению новых теоретических знаний о строении человека, о видах спорта, которыми занимаются, об умении строить занятия самостоятельно.
Метод проектов является одним из новых направлений в совершенствовании физического воспитания школьников. Проектная деятельность позволяет реализовать требования к результатам освоения основной образовательной программы по ФГОС второго поколения, которые предусматривают развитие личностных, метапредметных и предметных умений. Метод проектов, являясь личностно-ориентированной технологией обучения, реализует ряд педагогических принципов — развитие потенциала личности, самодеятельность, сотрудничество, индивидуализация, дифференциация, успешность, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой, творчество, что является критериями здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения. Использование проектной технологии в образовательном процессе требует изменения в отношениях учитель — ученик, изменения в стиле поведения педагога — таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учения, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует. Новые образовательные стандарты нацеливают учащихся на самостоятельное и осознанное развитие физических качеств. А использование проектной технологии позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы, учащиеся приобретают опыт организации самостоятельных занятий физической культурой. Существует много возможностей, чтобы пробудить интерес к теме или ситуации [3].
Виды проектных работ учащихся под руководством учителя физкультуры могут быть следующие:
- Прикладной проект имеет чётко обозначенный с самого начала конечный продукт деятельности его участников (комплекс общеразвивающих упражнений, программа по саморазвитию физических качеств, сборник игр, акробатические комбинации, комплексы физических упражнений).
- Социальный проект, направленный на решение социальной проблемы, задачи (видеофильм, видеоролик).
- Учебно-исследовательские проекты являются межпредметными, поэтому решают проблему формирования метапредметных результатов и представлений (проекты-презентации, исследовательская деятельность)
- Информационный проект можно использовать как форму домашнего задания исследовательского характера (выступления, буклеты, презентации).
- Игровые и ролевые проекты (спортивные конкурсы, подвижные ролевые игры, мини-соревнования на уроках физической культуры и организуемые учащимися во внеурочное время).
- Мини-проекты, которые укладываются во временные рамки одного урока (показ: акробатических упражнений, технических или тактических приемов игр).
Такие виды работы формируют уровень образованности в области физической культуры, закладывают основу для самообразования, самовоспитания [2]. Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок общеобразовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами.
Список литературы:
- Давыдова С. В. Требования к современному уроку физической культуры в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 142-144. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9501/ .
- Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.— М., 2005.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.—М., 2011.
Требования к современному уроку физической культуры в рамках ФГОС, применение технологии проектного обучения
Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Физическая культура» и является основой физического воспитания обучающихся. В период с 2011 по 2020 годы запланирован постепенный переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Переход на ФГОС осуществляется поэтапно. Наша школа одна из многих, которая перешла на новую форму обучения. Главной задачей школы является развитие личности ученика, повышения уровня мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, обучение применять полученные знания в жизни. Как для учеников, так и для учителя, урок будет интересен тогда, когда он актуален и современен. ФГОС ставит перед педагогом следующие требования для проведения современного урока нового поколения:
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;
- вывод делают сами обучающиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- время-сбережение и здоровье-сбережение;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей обучающиеся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи [1] .
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса, главным деятелем. Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД): личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Особенность организации работы по формированию УУД (самостоятельный поиск решения двигательных задач, анализ и оценка двигательных действий, поиск и формулирование целей, систематизация полученных знаний и умений) заключается в том, что на уроке физической культуры это все необходимо выполнять в процессе двигательной активности. ФГОС нового поколения впервые определил такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования. Физическая культура рассматривается как важнейшая часть государственной программы оздоровления населения, укрепления здоровья, формирования привычек здорового образа жизни у школьников.
Для повышения познавательной самостоятельности и активности обучающихся необходимо использование современных педагогических технологий: проблемного обучения, активных методов, информационно-коммуникационных технологий, проектное обучение и др.
Обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании, через совместный труд, сотрудничество учащихся в процессе работы над проектом. Физическое развитие школьника необходимо осуществлять с опорой на глубокие теоретические знания. Попытка развития телесной сферы без прочных знаний обречены, как правило, на неудачу. Поэтому следует прилагать особые усилия, чтобы развивать у школьников стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию, приобретению новых теоретических знаний о строении человека, о видах спорта, которыми занимаются, об умении строить занятия самостоятельно.
Метод проектов является одним из новых направлений в совершенствовании физического воспитания школьников. Проектная деятельность позволяет реализовать требования к результатам освоения основной образовательной программы по ФГОС второго поколения, которые предусматривают развитие личностных, метапредметных и предметных умений. Метод проектов, являясь личностно-ориентированной технологией обучения, реализует ряд педагогических принципов — развитие потенциала личности, самодеятельность, сотрудничество, индивидуализация, дифференциация, успешность, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой, творчество, что является критериями здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения. Использование проектной технологии в образовательном процессе требует изменения в отношениях учитель — ученик, изменения в стиле поведения педагога — таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учения, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует. Новые образовательные стандарты нацеливают учащихся на самостоятельное и осознанное развитие физических качеств. А использование проектной технологии позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы, учащиеся приобретают опыт организации самостоятельных занятий физической культурой. Существует много возможностей, чтобы пробудить интерес к теме или ситуации [3].
Виды проектных работ учащихся под руководством учителя физкультуры могут быть следующие:
- Прикладной проект имеет чётко обозначенный с самого начала конечный продукт деятельности его участников (комплекс общеразвивающих упражнений, программа по саморазвитию физических качеств, сборник игр, акробатические комбинации, комплексы физических упражнений).
- Социальный проект, направленный на решение социальной проблемы, задачи (видеофильм, видеоролик).
- Учебно-исследовательские проекты являются межпредметными, поэтому решают проблему формирования метапредметных результатов и представлений (проекты-презентации, исследовательская деятельность)
- Информационный проект можно использовать как форму домашнего задания исследовательского характера (выступления, буклеты, презентации).
- Игровые и ролевые проекты (спортивные конкурсы, подвижные ролевые игры, мини-соревнования на уроках физической культуры и организуемые учащимися во внеурочное время).
- Мини-проекты, которые укладываются во временные рамки одного урока (показ: акробатических упражнений, технических или тактических приемов игр).
Такие виды работы формируют уровень образованности в области физической культуры, закладывают основу для самообразования, самовоспитания [2]. Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок общеобразовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами.
Список литературы:
- Давыдова С. В. Требования к современному уроку физической культуры в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 142-144. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9501/ .
- Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.— М., 2005.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.—М., 2011.
Просмотр содержимого документа
«Требования к современному уроку физической культуре в рамках ФГОС»
Требования к современному уроку физической культуры в рамках ФГОС, применение технологии проектного обучения
Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Физическая культура» и является основой физического воспитания обучающихся. В период с 2011 по 2020 годы запланирован постепенный переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Переход на ФГОС осуществляется поэтапно. Наша школа одна из многих, которая перешла на новую форму обучения. Главной задачей школы является развитие личности ученика, повышения уровня мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, обучение применять полученные знания в жизни. Как для учеников, так и для учителя, урок будет интересен тогда, когда он актуален и современен. ФГОС ставит перед педагогом следующие требования для проведения современного урока нового поколения:
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;
вывод делают сами обучающиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
время-сбережение и здоровье-сбережение;
в центре внимания урока - дети;
учет уровня и возможностей обучающиеся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи [1] .
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса, главным деятелем. Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД): личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Особенность организации работы по формированию УУД (самостоятельный поиск решения двигательных задач, анализ и оценка двигательных действий, поиск и формулирование целей, систематизация полученных знаний и умений) заключается в том, что на уроке физической культуры это все необходимо выполнять в процессе двигательной активности. ФГОС нового поколения впервые определил такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования. Физическая культура рассматривается как важнейшая часть государственной программы оздоровления населения, укрепления здоровья, формирования привычек здорового образа жизни у школьников.
Для повышения познавательной самостоятельности и активности обучающихся необходимо использование современных педагогических технологий: проблемного обучения, активных методов, информационно-коммуникационных технологий, проектное обучение и др.
Обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании, через совместный труд, сотрудничество учащихся в процессе работы над проектом. Физическое развитие школьника необходимо осуществлять с опорой на глубокие теоретические знания. Попытка развития телесной сферы без прочных знаний обречены, как правило, на неудачу. Поэтому следует прилагать особые усилия, чтобы развивать у школьников стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию, приобретению новых теоретических знаний о строении человека, о видах спорта, которыми занимаются, об умении строить занятия самостоятельно.
Метод проектов является одним из новых направлений в совершенствовании физического воспитания школьников. Проектная деятельность позволяет реализовать требования к результатам освоения основной образовательной программы по ФГОС второго поколения, которые предусматривают развитие личностных, метапредметных и предметных умений. Метод проектов, являясь личностно-ориентированной технологией обучения, реализует ряд педагогических принципов — развитие потенциала личности, самодеятельность, сотрудничество, индивидуализация, дифференциация, успешность, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой, творчество, что является критериями здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения. Использование проектной технологии в образовательном процессе требует изменения в отношениях учитель — ученик, изменения в стиле поведения педагога — таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учения, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует. Новые образовательные стандарты нацеливают учащихся на самостоятельное и осознанное развитие физических качеств. А использование проектной технологии позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы, учащиеся приобретают опыт организации самостоятельных занятий физической культурой. Существует много возможностей, чтобы пробудить интерес к теме или ситуации [3].
Виды проектных работ учащихся под руководством учителя физкультуры могут быть следующие:
Прикладной проект имеет чётко обозначенный с самого начала конечный продукт деятельности его участников (комплекс общеразвивающих упражнений, программа по саморазвитию физических качеств, сборник игр, акробатические комбинации, комплексы физических упражнений).
Социальный проект, направленный на решение социальной проблемы, задачи (видеофильм, видеоролик).
Учебно-исследовательские проекты являются межпредметными, поэтому решают проблему формирования метапредметных результатов и представлений (проекты-презентации, исследовательская деятельность)
Информационный проект можно использовать как форму домашнего задания исследовательского характера (выступления, буклеты, презентации).
Игровые и ролевые проекты (спортивные конкурсы, подвижные ролевые игры, мини-соревнования на уроках физической культуры и организуемые учащимися во внеурочное время).
Мини-проекты, которые укладываются во временные рамки одного урока (показ: акробатических упражнений, технических или тактических приемов игр).
Такие виды работы формируют уровень образованности в области физической культуры, закладывают основу для самообразования, самовоспитания [2]. Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок общеобразовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами.
Список литературы:
Давыдова С. В. Требования к современному уроку физической культуры в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 142-144. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9501/ .
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.— М., 2005.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.—М., 2011.