Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Балаганская средняя общеобразовательная школа № 2
Методическое пособие
Выявление и психокоррекция
школьной тревожности в младших классах
Балаганск 2024 г
Методическое пособие «Выявление и психокоррекция школьной тревожности в младших классах» // Степанкина Н. С. 2024 г – 42 стр.
Материалы данного методическое пособия призваны помочь педагогу-психологу при выявлении школьной тревожности, эмоционального состояния, уровня самооценки младших школьников. Контроль над эффективностью школьного обучения, выявление уровня тревожности, уровня самооценки, определение и психокоррекция школьной неуспеваемости.
Данное методическое пособие предназначено для школьных педагогов-психологов, а также могут использовать в своей работе классные руководители, социальные педагоги.
Предисловие
В последнее время все чаще встречается такое понятие как «тревожность». В школе с этим сталкиваются педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя предметники и конечно сами школьники. Ребята, которые испытывают тревожность отличаются повышенным беспокойством, эмоционально не устойчивы, обнаруживается низкая, пониженная, и резко заниженная самооценка. Плохо адаптируются в классном коллективе, жалуются на плохое самочувствие, страдает нервная система, успеваемость.
Тревожность — это состояние нервно-психического напряжения, когда нейтральная ситуация воспринимается как угрожающая. Определенный уровень тревожности необходим для успеха деятельности. Всем известно, как небольшое волнение повышает результативность. Однако, если тревожность становится чрезмерной, она резко препятствует успешности, тормозит деятельность, ухудшает ее результативность.
Наиболее благоприятным для человека является сочетание невысокой тревожности с уверенностью и хорошей результативностью при признании и положительной оценке такой результативности другими людьми. В таких ситуациях человек чувствует себя комфортно, готов на дальнейшие достижения. Повышенная тревожность в сочетании с неуверенностью, сопровождаемая низкой результативностью и отрицательными оценками других, переживается болезненно, особенно в детском возрасте. Преодоление повышенной тревожности выступает в качестве актуальной задачи психокоррекционной работы со стороны учителя и психолога.
Глава 1. Диагностические методики
Для того, чтобы знать причину высокой тревожности нужно провести ряд диагностических исследований.
В качестве психодиагностического инструментария можно использовать следующие методики: Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо»; Шкала тревожности Сирса; Опросник Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М «Уровень тревожности ребенка»; Экспресс - методика выявления тревожности учащихся 1 – 4 классов; Методика «Лесенка» на выявление уровня самооценки учащихся 1-4 классов; Методика «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой; Методика «Градусник»; Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
Данные методики помогают выявить какого рода тревожность испытывает школьник, а также уровень самооценки.
1.1 Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
Цель методики: определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.
Экспериментальный материал: 14 рисунков (8,5x11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.
Проведение исследования: Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию.
Инструкция.
-
Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»
-
Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»
-
Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
-
Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»
-
Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»
-
Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»
-
Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»
-
Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
-
Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: веселое или печальное?»
-
Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
-
Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»
-
Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
-
Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»
-
Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».
Во избежание навязывания выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.
Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).
Образец протокола:
Рисунок | Высказывание | Выбор |
Веселое лицо | Печальное лицо |
1. Игра с младшими детьми | Ему надоело играть | | |
2. Ребенок и мать с младенцем | Гуляет с мамой, люблю гулять с мамой | | |
3. Объект агрессии | Хочется ударить его стулом. У него грустное лицо | | |
4. Одевание | Он пойдет гулять. Надо одеваться | | |
5. Игра со старшими детьми | Потому что у него дети | | |
6. Укладывание спать в одиночестве | Я всегда беру спать игрушку | | |
7. Умывание | Потому что он умывается | | |
8. Выговор | Мама хочет уйти от него | | |
9. Игнорирование | Потому что тут малыш | | |
10. Агрессивность | Потому что кто-то отбирает игрушку | | |
11. Собирание игрушек | Мама заставляет его, а он не хочет | | |
12. Изоляция | Они не хотят играть с ним | | |
13. Ребенок с родителями | Мама и папа гуляют с ним | | |
14. Еда в одиночестве | Пьет молоко, и я люблю нить молоко | | |
Анализ результатов: Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.
Количественный анализ
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
ИТ = | Число эмоциональных негативных выборов | х100% |
14 |
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Качественный анализ
Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать высоким ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.
Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок - взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).
Стимульный материал к тесту тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
Картинки к тесту для девочек:
Картинки к тесту для мальчиков:
1.2. Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение
(методика Р. Сирса)
Лист наблюдений за проявлением тревожности в ______ классе
Период наблюдения с «__» по «___» __________20__ г.
0 –признак отсутствует; 1 – признак слабо выражен; 2 – признак достаточно выражен;
3 –признак резко выражен.
ФИ ребенка | Признаки тревожности | Сумма баллов | Уровень тревожности |
Часто напряжен, скован | Часто грызет ногти. Сосет палец | Легко пугается | Сверхчувствителен | Плаксив | Часто агрессивен | Обидчив | Нетерпелив, не может ждать | Легко краснеет, бледнеет | Недостаточно сосредоточен, особенно в экстремальной ситуации | Суетлив, много лишних жестов | Потеют руки | При непосредственном общении с трудом включается в работу | Чрезмерно громко или чрезмерно тихо отвечает | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
Дата заполнения листа наблюдения ________________________ Педагог_______________________________
Оценка результата:
До 20 баллов – низкий уровень тревожности;
20-30 баллов – средний уровень тревожности;
Более 30 баллов — высокий уровень тревожности.
Примечание: сумма менее 4 баллов диагностируется как сомнительная достоверность результата.
1.3. Методика Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М
«Уровень тревожности ребенка»
Эта методика предназначена для выявления уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребенка и воспитателей.
Положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл.
1.Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество баллов, чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность — 15—20 баллов
Средняя — 7—14 баллов
Низкая — 1—6 баллов
1.4. Экспресс методика «Выявления тревожности у обучающихся в период адаптации»
Детям предлагается оценить изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время. Положительное утверждение принимается только в том случае, если произошло изменение. Например, ребенок быстро уставал и так же быстро или меньше устает сейчас, в этом случае ответ будет отрицательным. Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы «В последнее время...»
-
Я быстро устаю (да, нет).
-
Думаю, что у меня дела лучше, чем у других ребят (да, нет).
-
Я чувствую себя свободнее (да, нет).
-
У меня появились головокружения, слабость, подташнивание (да, нет).
-
Учителя недовольны мной (больше замечаний) (да, нет).
-
Мне не хватает уверенности в себе (да, нет).
-
Я чувствую себя в безопасности (да, нет).
-
Я избегаю трудностей (да, нет).
-
Я могу легко расстроиться и даже заплакать (да, нет).
-
У меня стало больше конфликтов (да, нет).
-
Домашние задания стали интереснее (да, нет).
-
Я хуже понимаю объяснения учителей (да, нет).
-
Я долго переживаю неприятности (да, нет).
-
Я не высыпаюсь (да, нет).
-
Хочу, чтобы в 5-м классе учили прошлогодние учителя (да, нет). Подсчет баллов:
Начисляется по 1 баллу за каждый ответ «да» на вопросы - 1,4,5,6,9,10,12,13,14,15 и «нет» на вопросы -2,3,7,11.
Оценка уровня тревожности:
I- 4 балла - низкий уровень
5 -7 баллов - средний уровень
8-10 баллов - повышенный уровень
II-15 баллов - высокий уровень
1.5. «Лесенка»
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
Рисунок «лесенки» для изучения самооценки
Инструкция (групповой вариант)
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
Инструкция (индивидуальный вариант)
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.
Обработка результатов и интерпретация
При анализе полученных данных исходите, из следующего:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).
Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».
Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.
«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.
Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.
Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).
Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.
Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.
1.6. Методика «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой.
Цель: Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Оборудование: при проведении диагностики ребенку выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
В ходе работы вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Инструкция к выполнению: предлагаем ребенку на листе бумаги (формат А4) нарисовать кактус, такой, какой ты его себе представляешь.
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
Обработка результатов и интерпретация:
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
1. пространственное положение 2. размер рисунка
3. характеристики линий 4. сила нажима на карандаш
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
1. характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)
2. характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
3. характеристика иголок (размер, расположение, количество)
Интерпретация.
1. По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.
• Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
• Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
• Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
• Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
• Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
• Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
• Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
• Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
• Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
• Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
• Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
• Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
• Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
-
Интерпретация цветовой гаммы рисунка:
• темно-синий: покой, слияние, объединение, гармония, любовь (матери и младенца). Темно-синий — это небо и океан, где зародилась жизнь. Это состояние блаженства.
• темно-зеленый: символ — росток, пробивающийся сквозь асфальт. Воля, целеустремленность, жизнелюбие, решительность, упорство, честолюбие, упрямство.
• оранжево-красный: символ — огонь, кровь, взрыв. Экспансия, подчинение окружающей среды, сила, энергия, активность во всех направлениях.
• лимонно-желтый: изменение, творчество, гибкость, отзывчивость на внешние стимулы, радость.
• бордовый: искусство, необычность, гармония духовности, рождение нового, удвоение сущности, хрупкое динамическое равновесие.
• светло-коричневый: тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность, переживание не уютности, физический и психологический дискомфорт.
• черный: пустота, эксцентричность, ночь. смерть, уничтожение.
-
Методика «Градусник»
Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это - градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо и тревожно. Такая температура бывает 38°, 39°, 40°, 41° (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека - 36, 6°. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура бывает 35°. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая них условно появляется при назывании этого предмета. Пример:
русский язык — 39°
математика - 36,6° и т.д.
Это позволяет определить степень тревожности первоклассников, которая связана с учебной деятельностью.
Данная диагностика показывает какую наибольшую степень тревожности у первоклассников вызывают такие предметы, как окружающий мир, рисование, чтение, математика, письмо, труд, физкультура. Это связано с психологическими и физическими особенностями детей.
-
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».
Обработка и интерпретация результатов.
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы | № вопросов |
1. Общая тревожность в школе | 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58; сумма = 22 |
2. Переживание социального стресса | 5, 10, 15, 20, 24. 30, 33, 36, 39, 42, 44 сумма = 11 |
3. Фрустрация потребности в достижение успеха | 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13 |
4. Страх самовыражения | 27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6 |
5. Страх ситуации проверки знаний | 2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 3, 8, 13, 17, 22; сумма = 5 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 9, 14, 18, 23, 28; сумма = 5 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47; сумма = 8 |
КЛЮЧ К ВОПРОСАМ
1 - | 7 - | 13 - | 19 - | 25 + | 31 - | 37 - | 43 + | 49 - | 55 - |
2 - | 8 - | 14 - | 20 + | 26 - | 32 - | 38 + | 44 + | 50 - | 56 - |
3 - | 9 - | 15 - | 21 - | 27 - | 33 - | 39 + | 45 - | 51 - | 57 - |
4 - | 10 - | 16 - | 22 + | 28 - | 34 - | 40 - | 46 - | 52 - | 58 - |
5 - | 11 + | 17 - | 23 - | 29 - | 35 + | 41 + | 47 - | 53 - | |
6 - | 12 - | 18 - | 24 + | 30 + | 36 + | 42 - | 48 - | 54 - | |
РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Число несовпадений знаков («+» - да, «-» - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: 50 % и 75%).
Для каждого респондента.
2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - 50 % и 75%.
4) Представление этих данных в виде диаграммы.
5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).
6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).
-
Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
-
Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
-
Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
-
Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
-
Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно-публичной) знаний, достижений, возможностей.
-
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
-
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
-
Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Текст опросника
-
Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
-
Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
-
Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
-
Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
-
Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
-
Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
-
Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
-
Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
-
Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
-
Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
-
Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
-
Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
-
Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
-
Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
-
Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
-
Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
-
Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
-
Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
-
Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
-
Похож ли ты на своих одноклассников?
-
Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
-
Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
-
Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
-
Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
-
Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
-
Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
-
Боишься ли ты временами вступать в спор?
-
Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
-
Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
-
Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
-
Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
-
Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
-
Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
-
Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
-
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
-
Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
-
Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
-
Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
-
Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
-
Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
-
Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
-
Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
-
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
-
Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
-
Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
-
Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
-
Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
-
Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
-
Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
-
Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
-
Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
-
Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
-
Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
-
Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
-
Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
-
Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
-
Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
-
Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Протокол по результатам
исследования уровня тревожности
Методика Тест школьной тревожности Филлипса
Цель определить уровень и характер тревожности, связанной со школой, у обучающихся
Класс ______ Количество испытуемых _____ Дата ______ Время ____
№ | Фамилия, имя | Уровень тревожности | Уровень тревожности по каждому фактору | Всего факторов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1 | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | | | | |
13 | | | | | | | | | | | |
Всего для класса | | | | | | | | | |
Низкая Повышенная Высокая
тревожность (НТ) _____ тревожность (ПТ) _________ тревожность (ВТ) ________
Наиболее тревожные факторы для учащихся класса (почеркнуть):
1 – общая тревожность в школе;
2 – переживание социального стресса;
3 – фрустрация потребности в достижении успеха;
4 – страх самовыражения;
5 – страх ситуации проверки знаний;
6 – страх не соответствовать окружающим;
7 – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;
8 – проблемы и страхи в отношении с учителями.
Глава 2. Программа тренинга по снижению тревожности учащихся начальных классов
Пояснительная записка
Тревожность — это состояние нервно-психического напряжения, когда нейтральная ситуация воспринимается как угрожающая. Определенный уровень тревожности необходим для успеха деятельности. Всем известно, как небольшое волнение повышает результативность. Однако, если тревожность становится чрезмерной, она резко препятствует успешности, тормозит деятельность, ухудшает ее результативность.
Наиболее благоприятным для человека является сочетание невысокой тревожности с уверенностью и хорошей результативностью при признании и положительной оценке такой результативности другими людьми. В таких ситуациях человек чувствует себя комфортно, готов на дальнейшие достижения. Повышенная тревожность в сочетании с неуверенностью, сопровождаемая низкой результативностью и отрицательными оценками других, переживается болезненно, особенно в детском возрасте. Преодоление повышенной тревожности выступает в качестве актуальной задачи психокоррекционной работы со стороны учителя и психолога.
Критерии определения тревожности у ребенка
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ТРЕНИНГА
«СВЕТЯЩИЕ ЛУЧИ»
1 этап - диагностический
Цель - выявить индивидуально-типические проявления тревожности у младших школьников, проследить взаимосвязь ее с самооценкой детей, с реальными достижениями ребенка, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми.
Методы:
- наблюдение за детьми в самых различных ситуациях (параметры проявления тревожности: постоянное беспокойство, трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо, мышечное напряжение (например, в области лица, шеи), раздражительность, повышенная чувствительность к критике, часто не может сдержать слезы);
- беседа с учителем о поведении детей в школе, о проявлениях тревожности;
- беседы с родителями о поведении детей дома, проявлениях тревожности в ситуациях вне школы;
- использование методик: тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо»; шкала тревожности Сирса; опросник Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М «Уровень тревожности ребенка»; экспресс - методика выявления тревожности учащихся 1 – 4 классов; методика «Лесенка» на выявление уровня самооценки учащихся 1-4 классов.
2 этап - установочно информационный
Цель - создать установку у детей и родителей на активный психокоррекционный процесс, задействовать соответствующие мотивационные механизмы.
Методы:
- собрание родителей детей, нуждающихся в коррекции. Обсуждение основных направлений работы с такими детьми дома;
- индивидуальные беседы с родителями с целью создания установок на коррекцию у детей уровня тревожности;
- беседы с учителем с целью создания установок на коррекцию у детей уровня тревожности;
- проведение ненавязчивого настроя младших школьников на выполнение определенной деятельности.
3 этап - коррекционный
Цель - постепенное устранение симптомокомплекса «Тревожность», повышение уверенности в себе, повышение самооценки.
Методы:
- изменение отношения учителей к детям с высоким уровнем тревожности (создание ситуаций успеха, позитивная оценка малейших положительных сдвигов, привлечение детей к оценке себя с акцентом на положительные стороны);
- рациональное объединение детей для выполнения определенной деятельности, игры и т. п.;
- активизация положительного “общественного мнения”, позитивных оценок других детей по отношению к тревожному ребенку;
- обсуждение с родителями конкретной тактики работы с ребенком дома, нацеливание их на изменение отношения к ребенку;
- использование специальных психотерапевтических форм, методов и приемов (психогимнастика, релаксация, игротерапия, тренинг и др.).
Критерии эффективности программы:
Условия проведения занятий: принятие ребёнка таким какой он есть; нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс; учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации; начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия; игра не комментируется взрослым; в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.
Содержание программы занятий
1 блок – развлекательные (контактные) занятия – включает объединение детей, задания, направленные на создание доброй и безопасной обстановки (1 занятие).
2 блок – коррекционные, обучающие занятия – коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе), обучение (8 занятий).
3 блок – развлекательные, обучающие, контрольные занятия.
Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных. Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются.
Структура занятия.
Ритуал приветствия – 2 минуты.
Разминка - 10 минут.
Коррекционно-развивающий этап- 20 минут
Подведение итогов- 6 минут.
Ритуал прощания – 2 минуты.
Программа занятий
2.1 ЗАНЯТИЕ 1 «Приятно познакомится»
Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.
Материалы для занятия: проектор, колонка, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.
-
Разминка: Упражнение «Паутинка»
Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать, друг друга называя себя по имени, при этом бросить клубок ниток любому участнику и сказать Доброе утро! Упражнение проделывается до тех пор, пока клубок не вернется к первому участнику.
-
Упражнение «Что я люблю?»
Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.
-
Упражнение - энергизатор «Я не тормоз»
Участники стоят в кругу. Попросите рассчитаться по порядку и запомнить каждому свой номер. Объясните, что после фразы «поменяйтесь местами» участники под теми номерами, которые будут названы должен поменяться местами, а вы в это время постарайтесь занять место одного из них. Тот, кто не успел занять место встает на ваше место и говорит: «Я не тормоз». Все участники ему отвечают «А мы заметили и т.д.»
-
Упражнение «Комплимент»
Один из участников садится на стул в середине круга, закрывает глаза, остальные по очереди говорят на ушко хорошие качества участника, он в свою очередь должен отгадать того участника кто будет говорить.
-
Упражнение «Лягушки на болоте»
Ребятам предлагается побыть в роли лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.
-
Упражнение «Художники – натуралисты»
Ребятам предлагается нарисовать совместный рисунок по теме «Солнышко лучистое».
Подведение итогов, ритуал прощания.
2.2 ЗАНЯТИЕ 2 «Меня зовут»
Цель: раскрытие своего «Я», Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.
Материалы к занятию: проектор, колонка, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования.
-
Разминка Упражнение «Волна»
Ребята садятся в круг. «Каждый участник кладет свою правую руку на левое калено соседа справа, а левую руку — на правое колено соседа слева». Далее тренер произносит: «Волна пошла по часовой стрелке» и хлопает левой ладонью по колену соседа. «Волна», с хлопками каждого участника каждой ладошкой по каждой коленке соседа, должна вернуться к тренеру. Усложнение упражнения: сначала тренер отправляет левой рукой волну по часовой стрелке, и сразу же — еще одну, правой рукой против часовой стрелки.
2. Упражнение «Мухобойка»
Ребята садятся в круг на стульях, кладут одну ногу на другую, слегка ей помахивая. В центре ведущий в руках у него сверток газеты. Его задача, резко задеть ногу любого участника свертком газеты, задача остальных вовремя убрать закинутую ногу вниз. Если ведущий попал по ноге участника он выбывает.
3. Игра «Моё имя»
Ведущий задаёт вопросы; дети по кругу отвечают.
При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает понравившееся.
Ведущий говорит: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте и имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например, Маша – Мария; Дима – Дмитрий. т.д.
4. Игра «Поводырь»
Дети выстраиваются змейкой друг за другом. В зале расставляются стулья беспорядочно. Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.
5. Рисование самого себя.
Ведущий предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:
-
в зелёном- такими какими они представляются себе;
-
в голубом – какими они хотят быть;
-
в красном – какими их видят друзья.
6. Упражнение «Доверяющее падение»
Ребята встают друг против друга и сцепляют руки. Один из детей встаёт и падает спиной на сцепленные руки.
7.Упражнение «Горячие ладошки»
Ребята встают в круг и касаясь ладошками друг друга, говорят, что они чувствуют при этом.
Подведение итогов, ритуал прощания.
2.3. ЗАНЯТИЕ 3 «Мои страхи»
Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.
Материалы к занятию: проектор, колонка, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги.
-
Разминка «Росточек под солнцем»
Ребятам предлагается побыть в роли семян разных цветов. Садятся на корточки. Ведущий говорит солнышко проснулось в это время, ребята, поднимают руки вверх, детям улыбнулось – ребята начинают потихоньку вставать, растите семечки детки, становитесь цветочками- соседками – ребята встают во весь рост, держа руки вверх, вставая на носочки.
2. Упражнение «Превращения»
Ведущий предлагает детям:
-
нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;
-
позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого забрали конфету;
-
испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;
-
улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;
3. Упражнение «Расскажи свой страх»
Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают, что они боятся.
4. Упражнение «Закончи предложение»
Детям предлагается закончить предложение:
Взрослые обычно боятся…; дети обычно боятся…; мамы обычно боятся…; папы обычно боятся….
5. Рисование на тему «Чего я боюсь»
Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.
6. Упражнение «Чужие рисунки»
Детям по очереди показывают рисунки «страхов», только что нарисованных, все вместе придумывают чего боялись эти дети и как им можно помочь.
Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога.
7.Упражнение «Горячие ладошки»
Ребятам предлагается подуть на свои ладошки и немного их растереть, после приложить к своим щекам, тоже немного потереть, а потом стряхнуть вниз три раза.
Подведение итогов, ритуал прощания
2.4. ЗАНЯТИЕ 4 «Мои чувства»
Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Материалы для занятия: проектор, колонка, спокойная музыка, краски, альбомные листы; «пружинки» на отдельных листах.
1. Разминка: Упражнение «Пальчики»
Участники сидят на стульях. Ребятам предлагается встать со стульев столько человек, сколько будет показано пальцев ведущим. Это может быть разное количество. Задание ускоряется, выполняется три раза.
2. Упражнение «Возьми и передай»
Ребята встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку, при этом сжимая руку.
3. Упражнение «Неваляшка»
Ребята делятся по три человека. Один из них неваляшка, двое других раскачивают эту неваляшку.
4. Упражнение «Петушиные бои»
Дети разбиваются на пары – петушки. Они, стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, чтобы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.
5. Рисование на тему «Мои чувства»
После выполнения рисунков дети рассказывают какие чувства они изобразили.
6.Упражнение «Горячие ладошки»
Ребятам предлагается встать в круг, и передать свое настроение с помощью хлопка по руке соседа.
Подведение итогов, ритуал прощания.
2.5. ЗАНЯТИЕ 5 «Настроение»
Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.
Материал к занятию: проектор, колонка, спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел.
1. Упражнение Разминка «Все как один»
Ребятам предлагается встать в круг, ведущий считает до трех. На счет «три» каждый должен выкинуть определенное число пальцев на одной руке. Ведущий повторяет счет до тех пор, пока все не станут выкидывать одно число. Договариваться между собой нельзя. Выполняется разминка до тех пор, пока все участники не станут выбрасывать одинаковое количество пальцев.
2. Упражнение «Злые и добрые кошки»
Чертим ручеёк. По обе стороны ручейка находятся злые кошки. Они дразнят друг друга, злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.
3. Игра «На что похоже моё настроение?»
Ребятам предлагается по кругу при помощи сравнения говорить, на что похоже настроение. Начинает ведущий: «Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе», кидает мячик любому из участников.
4. Упражнение «Ласковый мелок»
Ребятам предлагается разделиться на пары. По очереди нарисовать на спине друг другу различные предметы. Тот, кому рисуют должен угадать, что нарисовано. Анализируют чувства и ощущения.
5. Упражнение «Угадай что спрятано в песке?»
Ребята разбиваются на пары. Один прячет что – то в песке, другой пытается найти.
6. Рисование на тему «Автопортрет»
Ребятам предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым они пойдут с занятия.
7.Упражнение «Горячие ладошки»
Ребятам предлагается по кругу передать с помощью ладошек свое настроение другим участникам.
Подведение итогов, ритуал прощания.
2.6. ЗАНЯТИЕ 6 «Я бесстрашный»
Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.
Материалы к занятию: проектор, колонка, спокойная музыка, краски, альбомные листы, подушка, задорная музыка.
1. Упражнение «Дыхание»
Ребятам рассказывается о значении ритмического дыхания, предлагаются способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд. Повторить упражнение несколько раз.
2. Упражнение «Отважные ребята»
Ребятам предлагается выбрать ведущего – он огромный Лев-людоед. Лев-людоед становиться на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь, меня бойтесь!» ребята отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2-3 раза. От слов детей огромный Лев-людоед постепенно уменьшается (ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробышка. Начинает чирикать, летать по комнате.
3. Упражнение «Азбука страхов»
Ребятам предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее участники рассказывают о том, что нарисовали. Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.
4. Упражнение «Страшная сказка по кругу»
Ребятам предлагается вместе с ведущим сочинить страшную сказку. Они говорят по очереди, по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.
5. Упражнение «На лесной полянке»
Ведущий предлагает ребятам представить, что они попали на залитую солнцем полянку. На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки, таракашки. Звучит музыка, дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания, соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.)
6. Упражнение «Прогони Бабайку»
Одному из ребят предлагается представить, что в подушку залезла Бабайка, её необходимо прогнать громкими криками. Можно громко стучать по подушке палкой.
7. Упражнение «Я тебя не боюсь»
Один участник стоит перед ведущим, остальные участники начинают его пугать по очереди. Участник, которого пугают, громким уверенным голосом говорит: «Я тебя не боюсь!»
8.Упражнение «Горячие ладошки»
Ребятам предлагается по кругу передать с помощью ладошек свое настроение другим участникам.
Подведение итогов, ритуал прощания.
2.7. ЗАНЯТИЕ 7 «Волшебный лес»
Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.
Материалы к занятию: проектор, колонка, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек.
1. Упражнение «Лимон»
Ребятам предлагается сесть на стулья вокруг ведущего, расслабиться и закрыть глаза. Ведущий говорит: «Представьте себе, что у вас в правой руке половина лимона, попробуйте выдавить из него сок, далее представьте себе, что вы берете вторую половину лимона в левую руку, вам тоже нужно из нее выдавить сок». После того ка сок выдавлен предлагается открыть глаза. Делимся впечатлениями.
2. Упражнение «За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.»
Ребятам предлагается сказать за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.
3. Упражнение «Штанга»
Ребятам предлагается представить, что они будут поднимать штангу средней тяжести высоко над головой, при этом в начале сделать вдох. Ведущий говорит: «Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы». Упражнение можно выполнить несколько раз.
4. Упражнение «Неизвестные фигуры»
Ведущий на доске рисует различные фигуры, ребята говорят на какие страшные существа они похожи.
5. Игра «Тропинка»
Участники выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия. «Спокойно идём по тропинке … Вокруг кусты, деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья. Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идём по тропинке… и т. д.
6. Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему: «Волшебный лес»
Ведущий предлагает ребятам представить тот лес, по которому они шли по тропинке. Далее обсуждение, что получилось, что удалось нарисовать вместе.
7. Упражнение «Доверяющее падение»
Вызываются трое желающих участников. Двум из них нужно сцепиться руками, а третьему, не поворачиваясь к ним, спиной упасть на эти руки.
8. Упражнение «Горячие ладошки»
Ребятам предлагается по кругу передать с помощью ладошек свое настроение другим участникам.
Подведение итогов, ритуал прощания.
2.8. ЗАНЯТИЕ 8 «Сказочная шкатулка»
Цель: Формирование положительной «Я-концепции», само принятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.
Материалы к занятию: проектор, колонка, спокойная музыка, шкатулка, мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки.
1. Упражнение «Сухой листик»
Ребятам предлагается побыть в роли сухого листика. Спокойная погода листик не двигается, дует ветерок, кидая листочек в разные стороны. Ветер стих вновь спокойная погода.
2. Игра «Сказочная шкатулка»
Ведущий сообщает ребятам, что Фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых сказочных героев и скажите какие они, чем они вам нравятся, как они выглядят.» Далее с помощью волшебной полочки все дети превращаются в сказочных героев.
3. Упражнение «Конкурс боюсек»
Ребята по кругу передают мяч. Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно «Я… этого не боюсь!»
4. Игра «Принц и принцесса»
Ребята стоят по кругу. В центр ставится стул – это трон. Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Участник садится по желанию на трон. Остальные оказывают ему знаки внимания, говорят что-то хорошее.
5. Упражнение «Придумай весёлый конец»
Ведущий читает ребятам начало детской страшной сказки. Необходимо придумать смешное продолжение и окончание.
6. Рисование на тему «Волшебные зеркала»
Ведущий предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, волшебных: в первом- маленьким и испуганным; во-втором – большим и весёлым; в третьем- не боящимся ничего и сильным.
После задаются вопросы: какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?
7. Упражнение «Горячие ладошки»
Ребятам предлагается по кругу передать с помощью ладошек свое настроение другим участникам.
Подведение итогов, ритуал прощания.
2.9. ЗАНЯТИЕ 9 «Волшебники»
Цель: снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия.
Материалы к занятию: проектор, колонка, спокойная музыка,
1. Упражнение «Жил был охотник»
Ребятам предлагается повторять все слова и действия за ведущим. Ведущий говорит: «Жил был охотник, который говорил так (вытягивая губы и подставив указательный палец, к губам произносит -УУ), была у него жена, которая говорила так (вытягивая губы и подставив два пальца к губам, произносит – УУ), и был у него маленький сын который говорил так (произносит – УУ, при этом указательным пальце в горизонтальном положении водя по губам). Однажды маленький мальчик говорит: «Папа убей мне медведя!» охотник отвечает: «Хорошо я убью медведя», Жена говорит: «Я соберу тебя в дрогу». Идет охотник по дороге (Кулаками стучим о грудь), идет по мосту (стучим ладонями по груди), идет по песочку (Растираем ладони между собой), идет по кочкам (Стучим кулачком об ладонь). Пришел охотник в лес, заглянул в берлогу, а там огромный медведь, охотник как напугался и побежал, по кочкам, по песочку, по мосту, по дороге, прибежал домой запыхаясь. Сын спрашивает: Папа ты убил медведя?» охотник отвечает: «Нет, я не убил медведя», жена говорит: «Правильно, природу нужно охранять!»»
2. Игра «Путаница»
Выбирается один водящий. Остальные ребята запутываются, не расцепляя руки. Водящий должен распутать клубок.
3. Игра «Кораблик»
Матрос – один из участников, остальные участники – кораблик в бушующем море. Матрос, находящийся на корабле должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!» Буря в ответ отвечает: «Погублю, утоплю, волнами зашибу!»
4. Упражнение «Кони и всадники»
Ребятам предлагается разделится на пары – один ребёнок превращается в «коня», другой во «всадника». «Коням» завязывают глаза, а всадники встают сзади, берут за локти и готовятся ими править. На скачках задача «коня» - бегать быстрее, а задача «всадника» – не допускать столкновения с другими конями.
5. Упражнение «Волшебный сон»
Все участники отдыхают и всем снится один и тот же сон, который рассказывает ведущий.
6. Рисуем, что увидели во сне.
Ребятам предлагается вспомнить, что они увидели во сне и нарисовать эту картинку.
7. Упражнение «Волшебники»
Один из участников превращается в волшебника. Ему завязывают глаза и предлагают догадаться, кто будет к нему подходить; он ощупывает кисти рук, дотрагивается до мочек ушей.
8. Упражнение «Горячие ладошки»
Ребятам предлагается по кругу передать с помощью ладошек свое настроение другим участникам.
Подведение итогов, ритуал прощания.
2.10. ЗАНЯТИЕ 10 «Солнце в ладошке»
Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.
Материалы к занятию: проектор, колонка, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы.
1. Упражнение «Жил был охотник»
Ребятам предлагается повторять все слова и действия за ведущим. Ведущий говорит: «Жил был охотник, который говорил так (вытягивая губы и подставив указательный палец, к губам произносит -УУ), была у него жена, которая говорила так (вытягивая губы и подставив два пальца к губам, произносит – УУ), и был у него маленький сын который говорил так (произносит – УУ, при этом указательным пальце в горизонтальном положении водя по губам). Однажды маленький мальчик говорит: «Папа убей мне медведя!» охотник отвечает: «Хорошо я убью медведя», Жена говорит: «Я соберу тебя в дрогу». Идет охотник по дороге (Кулаками стучим о грудь), идет по мосту (стучим ладонями по груди), идет по песочку (Растираем ладони между собой), идет по кочкам (Стучим кулачком об ладонь). Пришел охотник в лес, заглянул в берлогу, а там огромный медведь, охотник как напугался и побежал, по кочкам, по песочку, по мосту, по дороге, прибежал домой запыхаясь. Сын спрашивает: Папа ты убил медведя?» охотник отвечает: «Нет, я не убил медведя», жена говорит: «Правильно, природу нужно охранять!»»
2. Упражнение «Неоконченные предложения»
Ребятам предлагается предложения, которые нужно закончить.
«Я люблю…», «Меня любят…», «Я не боюсь…», «Я верю…»
«В меня верят…», «Обо мне заботятся…»
3. Игра «Баба- Яга»
По считалке выбирается Баба- Яга. В центре кабинета рисуем круг. Баба- Яга берёт веточку- помело и становится в круг. Дети бегают вокруг Бабы- Яги и дразнят её. «Баба-Яга, костяная нога. С печки упала, ногу сломала. Пошла в огород, испугала весь народ. Побежала в баньку испугала зайку! Баба-Яга выпрыгивает из круга и старается коснуться ребят помелом.
4. Игра «Комплименты»
Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, участник говорит: «Мне нравится в тебе…» Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!»
Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждение чувств, которые испытали при выполнении данного задания.
5. Упражнение «В лучах солнышка»
Ведущий рисует солнышко, в лучах которого находятся фотографии ребят. По сигналу ведущего ребята по очереди называют понравившиеся качества данного участника, которые он показал на занятиях.
6. Упражнение «Солнце в ладошке»
Ведущий зачитывает стихотворение, затем участники рисуют и дарят подарки (рисунки) друг другу.
Солнце в ладошке, тень на дорожке,
Крик петушиный, мурлыканье кошки,
Птица на ветке, цветок у тропинки,
Пчела на цветке, муравей на травинке,
И рядышком - жук, весь покрытый загаром. -
И всё это - мне, и всё это- даром!
Вот так – ни за что! Лишь бы жил я и жил,
Любил этот мир и другим сохранил….
7. Упражнение «Горячие ладошки»
Ребятам предлагается по кругу передать с помощью ладошек свое настроение другим участникам.
Подведение итогов, ритуал прощания.
Глава 3. Заключение
На сегодняшний день феномен тревожности является самым распространенным в психическом развитии. Школьная тревожность, возникающая в детском возрасте тесно связана с возникновением ситуации постоянного оценивания умений и навыков и самого человека как личности. От эффективности проявления тревожности адаптации у младших школьников, зависит успешность обучения и особенность взаимоотношений со сверстниками.
Многие исследователи и авторы методик сходятся в едином мнении о том, что тревожность необходимо рассматривать как личностную характеристику и как ситуативное явление. Самым уязвимым в плане происхождения тревожности считается младший школьный возраст. Именно на начало обучения в школе, проявляются переломные моменты в нравственном и физическом отношении. Стоит заметить, что на данном возрастном этапе тревожность не является устойчивой чертой характера, эффект относительно обратимый будет при проведении профилактических, коррекционных мероприятий.
Эффективность данного методического пособия апробирована на базе МБОУ Балаганской СОШ № 2, и дает положительный результат. В заключении хочется сказать, что данная работа будет продолжена.
Содержание
Глава 1. Диагностические методики ……………………………………………… стр. 4
-
Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо» …………………………………………………………………………………… стр. 4
-
Шкала тревожности Сирса ……………………………………………………..стр. 14
-
Опросник Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М «Уровень тревожности ребенка» …………………………………………………………………………………… стр. 15
-
Экспресс - методика выявления тревожности учащихся 1 – 4 классов …… стр. 16
-
Методика «Лесенка» на выявление уровня самооценки учащихся 1-4 классов…………………………………………………………………………… стр. 17
-
Методика «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой ……………… стр.19
-
Методика «Градусник» ………………………………………………………….стр. 20
-
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса ………….стр. 21
Глава 2. Программа тренинга по снижению тревожности учащихся начальных классов ………………………………………………………………………………………. стр. 26
-
«Приятно познакомиться!» …………………………………………………… стр.29
-
«Меня зовут» …………………………………………………………………… стр. 30
-
«Мои страхи» …………………………………………………………………… стр. 31
-
«Мои чувства» ……………………………………………………………………стр. 32
-
«Настроение» …………………………………………………………………… стр. 33
-
«Я бесстрашный» ……………………………………………………………….. стр. 34
-
«Волшебный лес» ……………………………………………………………….. стр. 35
-
«Сказочная шкатулка» ………………………………………………………….. стр. 36
-
«Волшебники» …………………………………………………………………... стр. 37
-
«Солнце в ладошке» ………………………………………………………… стр. 38
Глава 3. Заключение ………………………………………………………………… стр. 39
32