Краткое методическое руководство для учеников по индивидуальным самостоятельным занятиям по дисциплине «Физическая культура». Предназначено для учеников 9-11 классов.
ВВЕДЕНИЕ.
Дневник самоконтроля является документом, заполняемым учеником период обучения по дисциплине «Элективный курс по физической культуре и спорту» в рамках индивидуальных самостоятельных занятий. Дневник предназначен для регистрации показателей физического и функционального состояния организма в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом, что предусмотрено учебной программой.
Анализ результатов самоконтроля позволяет детям оптимизировать интенсивность и характер физических нагрузок в соответствии с состоянием их здоровья и индивидуальными предпочтениями в выборе средств и методов физического воспитания.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Самоконтроль – это система наблюдений занимающегося за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием, физической подготовленностью, переносимостью физических нагрузок, влиянием на организм занятий физическими упражнениями и спортом.
Задачи самоконтроля:
- расширить знания о физическом развитии;
- приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки;
- ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля;
- определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы скорректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.
Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм. Основные методы самоконтроля – инструментальные и визуальные .
Дневник самоконтроля является важным элементом учебного процесса, одной из форм педагогического контроля, основным требованием методико-практического раздела по физической культуре и достаточно информативным показателем отношения учеников к своему здоровью.
Регулярные самостоятельные наблюдения (самоконтроль) за общим состоянием здоровья и влиянием на организм занятий физическими упражнениями повышают интерес к двигательной активности и здоровому образу жизни, способствуют осознанному отношению к укреплению здоровья и физическому развитию, также позволяют выявить ранние признаки переутомления.
2. СУБЪЕКТИВНЫЕ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ САМОКОНТРОЛЯ
Самоконтроль включает в себя оценку субъективных и объективных показателей состояния организма человека. Субъективные показатели
К субъективным показателям относятся:
- работоспособность
- самочувствие
- сон
-аппетит
- жалобы
- болевые ощущения и др.
Для удобства субъективные показатели целесообразно оценивать по 5-балльной системе, а более подробно рекомендуется записывать только жалобы.
К объективным показателям относятся :
- параметры, имеющие точную количественную оценку в различных единицах измерения.
В процессе занятий физическими упражнениями рекомендуется периодически оценивать уровень своего физического развития и физической (функциональной) подготовленности. Оценка физического развития проводится с помощью антропометрических измерений, которые дают возможность определить уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту, имеющиеся отклонения, а также улучшение физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями. По полученным данным можно сделать оценку физического развития с помощью следующих антропометрических индексов.
Оценить свое физическое развитие и функциональное состояние организма можно методами стандартов, антропометрических индексов, номограмм и функциональных проб.
Оценка субъективных показателей состояния организма
Работоспособность - способность человека к выполнению достаточно интенсивной внешней умственной и физической работы длительное время без снижения ее эффективности. Снижение работоспособности связано с недостаточными функциональными возможностями систем организма, ответственных за транспорт кислорода из окружающей среды к работающим мышцам, может наблюдаться при перегрузке (умственной или физической) или при наличии заболевания.
- отличная /5 баллов/ - очень хорошая в любом виде деятельности, высокая продуктивность, отсутствует чувство усталости;
- хорошая /4 балла/ - задание выполняется, но без эмоционального подъема;
- удовлетворительная /3 балла/ - выполнение задания с нежеланием;
- неудовлетворительная /2 балла/ - хаотичная, неупорядоченная деятельность, намеченное дело выполняется, но характерна неудовлетворенность собой и сделанным, наличие чувства усталости;
- плохая /1 балл/ - ничем не хочется заниматься.
Самочувствие - субъективное ощущение своего здоровья. Критерием его оценки служат ощущения физического и духовного подъема. Оно во многом определяется состоянием работы сердечно-сосудистой системы и значительно меняется, если появляются нарушения в ее деятельности. Посредством постоянного контроля за частотой сердечных сокращений и др. показателями эти нарушения можно прогнозировать и предупредить ухудшения здоровья.
- отличное /5 баллов/ - ощущение физического и духовного подъема, радости, бодрости, желания трудиться;
- хорошее /4 балла/ - чувствуешь себя бодрым, уверенным, хорошо работается, жизнь воспринимается оптимистично;
- удовлетворительное /3 балла/ - работа воспринимается нормально, но день ощущается как обычный, будничный;
- неудовлетворительное /2 балла/ - состояние неудовлетворительное, вялость, слабость, уныние, нежелание выполнять любую работу;
- плохое /1 балл/ - состояние плохое, практически болезненное.
Сон - чувствительный показатель здоровья. Критерием его оценки служит время засыпания, глубина и продолжительность сна, наличие сновидений, ощущения после пробуждения. Здоровый крепкий сон определяет хорошую реакцию на нагрузки. При нарушениях сна наблюдается сонливость, а чаще, особенно после чрезмерных физических нагрузок, нарушениях режима - бессонница.
- отличный /5 баллов/ - глубокий сон, достаточный /6-8 часов/, легкое засыпание, ощущение бодрости и свежести после пробуждения;
- хороший /4 балла/ - продолжительность сна обычная, возможные короткие сновидения, самочувствие после пробуждения хорошее;
- удовлетворительный /3 балла/ - неглубокий прерывистый сон, длительность его меньше нормы при пробуждения - ощущение недосыпания;
- неудовлетворительный /2 балла/ - слишком короткий либо беспокойный сон, со сновидениями, вызывающими отрицательные эмоции, трудное засыпание из-за навязчивых мыслей, состояние апатии, разбитости утром;
- плохой /1 балл/ - крайне трудное засыпание, поверхностный сон, утром ощущение тяжести в голове, возможна головная боль, подавленность.
Аппетит - свидетельствует о работе органов пищеварения и всего организма. Всякого рода нарушения указывают на переутомление или начало заболевания. Нерациональное питание может служить причиной снижения этого показателя.
- отличный /5 баллов/ - отличный аппетит, ощущается острая потребность в пище, прием пищи вызывает удовлетворение;
- хороший /4 балла/ - аппетит хороший, но острого ощущения потребности в пище нет;
- удовлетворительный /3 балла/ - желание поесть появляется в определенные для приема пищи часы;
- неудовлетворительный /2 балла/ - аппетита нет, от приема пищи не ощущается удовлетворения;
- плохой /1 балл/ - аппетит полностью отсутствует, отказ от пищи /обычно наблюдается при заболевания
Жалобы и болевые ощущения - достаточно информативный субъективный показатель состояния организма. Так, сильное сердцебиение, боли в грудной клетке, стеснение груди, одышка (учащенное дыхание, сопровождающееся ощущением недостатка воздуха) может служить сигналом ухудшения состояния сердечно-сосудистой системы, мышечные болевые ощущения - сигналом перетренировки, наличия или повышенной возможности получения травмы, боли в горле - возможным наличием или началом простудного заболевания.
Усталость - субъективное ощущение утомления, которое проявляется в неделании или невозможности выполнять обычную трудовую или тренировочную нагрузку. Усталость непосредственно связана с состоянием центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата.
Отметку в дневнике следует выставлять вечером.
Оценка объективных показателей состояния организма
1. Определение частоты дыхательных движений
Частота дыхательных движений — это динамический показатель вентиляции легких. Данный показатель выражается как число циклов дыхательных движений в единицу времени. Точнее — это количество полных изменений периодической функции внешнего дыхания в единицу времени, в результате которых названная функция каждый раз приобретает свое первоначальное вероятностное значение. Частота дыхательных движений и глубина дыхания определяют минутный объем вентиляции легких. Подсчитывается ЧДД за минуту в двух положениях: стоя и лежа.
Частота дыхательных движений у взрослого здорового человека в покое составляет 16-20 в минуту, у женщин она на 2-4 дыхания больше, чем у мужчин. В положении «лежа» число дыханий обычно уменьшается (до 14-16 в минуту), в вертикальном положении - увеличивается (18-20 в минуту).
2. Проба Штанге
Проба выполняется следующим образом: после 5 минутного отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, затем сделать полный вдох (80-90% от максимального) и задержать дыхание. Время засекается по секундомеру от момента задержки дыхания до его прекращения. Средние результаты проба Штанге приведены в таблице 1.
Таблица 1
Средние показатели задержки дыхания на вдохе
Время задержки дыхания, с | Степень тренированности |
30 – 35 с 40 – 55 с 60 – 90 с и более | при переутомлении или заболевании для нетренированных людей для тренированных людей |
При увеличении тренированности время задержки дыхания возрастает.
3. Проба Генчи.
Проба Генчи выполняется также как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха, таблица 2.
Таблица 2
Средние показатели задержки дыхания на выдохе
Время задержки дыхания, с | Степень тренированности |
25 – 30 с 40 – 60 с и более | для нетренированных людей для тренированных людей |
ВАЖНО
Не нужно делать на максимум. Делать нужно до «комфортного состояния».
4. Частота сердечных сокращений в покое лежа
Характеризует состояние сердечно-сосудистой системы. Частота сердечных сокращений измеряется пальпаторно на любой точке у поверхности артерий (как правило, лучевой или сонной) утром после сна, не вставая с постели, в течение 1 минуты.
Характеризует состояние механизмов регуляции сердечно-сосудистой системы (ССС), реакцию ССС на нагрузку, степень физической тренированности.
5 минут отдых, лежа на спине.
ЧСС лежа за 1 минуту (PS1).
отдых стоя 1 минуту.
ЧСС стоя за 1 минуту (PS2).
Вычесть из показаний ЧСС стоя показания ЧСС лежа:
Δ PS = (PS2 — PS1)
Оценка пробы: разница Δ PS:
от 0 до 12 ударов — хорошее состояние физической тренированности;
от 13 до 18 — удовлетворительное;
от 19 до 25 — неудовлетворительное (отсутствие физической тренированности);
более 25 — переутомление или заболевание.
6. Одномоментная проба
Характеризует состояние сердечно-сосудистой системы на нагрузку.
Отдых стоя без движения 3 минуты.
Подсчитать частоту сердечных сокращений (ЧСС) до нагрузки за 1 минуту (PS1).
Сделать 20 глубоких приседаний за 30 с (И. п.— ноги на ширине плеч, руки вниз. 1 — присесть, руки вперед; 2 — выпрямиться, руки вниз).
Без паузы подсчитать стоя ЧСС после нагрузки за 1 минуту (PS2)
Принимая ЧСС до нагрузки (PS1) за 100 %, вычислить в процентах ЧСС после нагрузки (PS2). Составляем пропорцию:
PS1 — 100 %; PS2 — х%;
х = PS2 * 100 / PS1
ΔPS = (PS2 % — PS1 %)
По величине учащения ΔPS проведите оценку пробы.
Оценка пробы: величина учащения Δ PS:
до 20 % — очень хорошая реакция ССС на выполненную нагрузку;
от 21 до 40 % — хорошая реакция;
от 41 до 65 % — удовлетворительная;
от 66 до 75 % — плохая;
от 76 и более — очень плохая.
Самоконтроль за физической подготовленностью
Физическая подготовленность – процесс и результат физической активности, обеспечивающий формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, повышение уровня работоспособности. Для того чтобы обеспечить контроль за уровнем физической подготовленности, необходимо, прежде всего, периодически контролировать состояние своих физических (двигательных) качеств: мышечной силы, быстроты движений, ловкости, гибкости и выносливости
Для оценки физической подготовленности используется ряд тестов.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа выполняется из ИП: упор лежа на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более 45 градусов, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры. Сгибая руки, до угла в 90 градусов, затем, разгибая руки, вернуться в ИП и, зафиксировав его на 0,5 сек., продолжить выполнение упражнения. Засчитывается количество правильно выполненных сгибаний и разгибаний рук.
Не нужно торопиться при выполнении данного упражнения. Это не сдача нормативов.
Поднимание туловища из положения лежа выполняется из ИП: лежа на спине, руки за головой, локти вперед, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни прижаты партнером к полу. Участник выполняет максимальное количество подниманий (за 1 мин.), касаясь локтями бедер (коленей), с последующим возвратом в ИП. Засчитывается количество правильно выполненных подниманий туловища.
Для определения гибкости позвоночника выполняется наклон вперед из положения стоя на полу с прямыми ногами. При выполнении испытания (теста) выполняется два предварительных наклона. При третьем наклоне касается пола пальцами или ладонями двух рук и фиксирует результат в течение 2 сек. Результат фиксируется:
-выполнил (коснулся пола и зафиксировал себя на 2 сек) - (1)
-не выполнил - (0)
3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА САМОКОНТРОЛЯ.
Дневник самоконтроля учеников является составной частью физической культуры и отражает качество самостоятельной работы, уровень применения теоретических знаний в области самоконтроля за состоянием здоровья на практике. Поэтому его добросовестное и ежедневное ведение обязательно. Основные требования, предъявляемые к ученикам по ведению дневника самоконтроля:
1. Своевременное, точное и добросовестное внесение в дневник самоконтроля данных субъективных и объективных показателей.
2. Оценку всех субъективных показателей, частоты дыхательных движений и частоты сердечных сокращений следует производить по 5-балльной шкале. В дневник самоконтроля показатели заносятся ежедневно
3. Значения объективных показателей (кроме показателей частоты дыхательных движений и частоты сердечных сокращений) следует заносить в дневник самоконтроля еженедельно.
4. В конце периода самоконтроля после таблиц цифровых значений строится графическое изображение изменения всех субъективных и объективных показателей (оно может быть как ежедневным, так и еженедельным).
5. На основе полученных результатов в дневнике делается письменный вывод об изменениях в состоянии здоровья по результатам субъективных и объективных показателей).
6. Дневник самоконтроля должен быть аккуратно оформлен, выводы написаны четким, разборчивым почерком.
ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ
Ученика (ФИО)________________________________________
Школа______________________________________________
Класс________________________________________________
Оценка субъективных показателей (ежедневно)
Дата | Работо-способность, балл | Самочувствие, балл | Сон | Аппетит, балл | Жалобы, болевые ощущения, есть/нет | Усталость, сильная/ средняя/ слабая/ нет |
час | балл |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Оценка объективных показателей (ежедневно)
Дата | Частота дыхательных движений, вдохов в минуту | Частота сердечных сокращений, ударов в минуту |
| | |
| | |
| | |
Оценка объективных показателей (еженедельно)
Дата | Проба Штанге, сек | Проба Генчи, сек | Ортостатическая проба, уд/мин | Одномоментная проба, % |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Оценка физической подготовленности (еженедельно)
Дата | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз | Поднимание туловища из положения лежа, раз/мин | Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами, балл |
| | | |
| | | |
| | | |
Графики
Необходимо создать графики по ежедневным показателям
Вывод
Необходимо написать вывод по полученным показателям