СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сообщение "Формирование русской национальной композиторской школы"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предпосылки для формирования русской национальной композиторской школы

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение "Формирование русской национальной композиторской школы"»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Ивангородская ДШИ»







Методическое сообщение

«Формирование русской национальной композиторской школы»

преподаватель фортепиано М.В. Зрянина



























г. Ивангород

2023 год

Последняя треть 18 века занимает рубежное положение в истории русской музыки. В это время в России складывается и созревает своя национальная композиторская школа. Наступает первый расцвет молодой светской музыкальной культуры, подготовленный реформами Петра I и всем предшествующим развитием музыкально-общественной жизни. Выдвигается группа талантливых композиторов, завоевывающих известность не только в России, но и за рубежом. Березовский, Бортнянский, Пашкевич, Фомин, Хандошкин утверждают самостоятельное значение молодой русской композиторской школы.

Это не было случайным явлением. Блестящими достижениями отмечен в конце 18 века весь путь русского искусства. Особенно крупными сдвигами ознаменовался этот период в русской литературе, представленной именами Фонвизина, Новикова, Крылова, Державина, Карамзина. ЕЕ идейной вершиной явилось творчество Радищева, определившее великое историческое значение этой переломной эпохи.

Подъем русской культуры в конце 18 столетия был подготовлен всем ходом общественно-политического развития России. После разгрома крестьянского восстания в России усилился гнет самодержавия. Жестокие репрессии, ссылка в Сибирь Радищева, заточение в крепость писателя-просветителя Новикова, упразднение всех вольных типографий – вот меры, которыми правительство стремилось подавить всякое проявление свободной мысли.

В кругах народного дворянства и просвещенной интеллигенции назревает протест против сословного неравенства и крепостнического гнета. Наступила радищевская пора. В последней трети века творчество русских писателей приобретает новую социальную окраску. Расширяется сфера влияния просветительских идей. В поэзии и в прозе заметно проявляется стремление к жизненной правде, естественности и простоте. В творчестве русских писателей формируются реалистические черты.

С большой силой пробивается критическая струя в русской литературе и драматургии. Сатирические очерки Новикова, комедии Фонвизина смело обличают дворянские нравы екатерининской России, а книге Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» с беспощадной правдивостью раскрывается трагедия закрепощенного народа.

Углубляется и понимание народности в искусстве. Народное творчество все больше привлекает внимание мыслителей и художников. Растет интерес к народной поэзии, эпосу, песне и сказке. Видную роль сыграл Н.И. Новиков, ценнейший вклад в литературу внесли его современники М.Д. Чулков и М.И. Попов, которые любовно собирали и обрабатывали произведения народного творчества, создавая свои сборники народных песен и сказок. Именно Чулкову принадлежит заслуга первого печатного издания текстовых записей русских народных песен.

К передовому направлению русской литературы близко примыкает русская композиторская школа. Возникшая на волне общественного подъема, она сложилась как школа подлинно народная и национальная по своим эстетическим принципам. Создателями русской оперы были Фомин – сын солдата, Пашкевич – музыкант из придворного оркестра; крупнейшими композиторами хоровой музыки – украинские певчие Бортнянский и Березовский; самыми выдающимися мастерами инструментальной музыки – выходцы из н7арода Хандошкин и Кашин. Рядом с ними работали многие безвестные представители крепостной интеллигенции – композиторы, дирижеры, певцы.

Деятельность всех этих музыкантов развертывалась в условиях бесправия, сословного неравенства и социального гнета. Даже самые талантливые из них влачили существование людей, с трудом добывавших кусок хлеба своим искусством. Их творческие успехи оставались незамеченными в печати и общественной жизни. В оперном репертуаре, в театральных афишах и печатных либретто имена композиторов упоминались далеко не всегда, а созданные ими партитуры нередко уничтожались «за ненадобностью». О поразительном равнодушии высшего образованного общества к творениям русских музыкантов свидетельствует факт почти полной неразработанности их биографий. До сего времени невыясненными остаются многие факты жизни и творчества Березовского, Пашкевича, Фомина, Хандошкина и других деятелей русского музыкального искусства. Их современников мало интересовала личность композитора, его творческий облик, его стремления.

Одной из главных проблем в изучении русской композиторской школы 18 века до сих пор остается вопрос о влиянии на русскую музыку установившихся западноевропейских традиций, соотношение в ней «русского» и «западного».

Значительность этих влияний не подлежит сомнению. В условиях стремительного роста светского искусства русские музыканты неминуемо должны были усваивать опыт старших композиторских школ Европы. Ведь именно им, талантливым создателям первых русских опер, ораторий, инструментальных произведений, и надлежало вывести отечественную музыку на путь общеевропейского развития и приобщить ее к достижениям мировой культуры. В первых опытах русских композиторов нетрудно обнаружить следы влияния итальянской или французской оперы, инструментальных традиций итальянской, немецкой, австрийской или чешкой школы, а главное – классических творений Моцарта, Глюка, Гайдна. Но это отнюдь не лишало русскую композиторскую школу национального своеобразия. Скорее напротив: помогало ей обрести свой самостоятельный облик, свое лицо.

Как и в других областях русского искусства, в русской музыке нашли отображение различные стилистические направления – классицизм, сентиментализм, реализм. Но положение музыки было неодинаковым с литературой, архитектурой, живописью, ибо русская композиторская школа ко времени ее формирования была самой молодой среди различных художественных школ нашей страны.

Музыка конца 18 века не дает ясной картины последовательной эволюции. Русская композиторская школа, развивавшаяся всего лишь на протяжении 30 лет, не могла за столь короткий срок пройти весь сложный путь; в ней не успели оформиться художественные направления, которые нашли более полное выражение в смежных искусствах.

Наиболее прогрессивная для литературы критическая тенденция нашла открытое выражение в опере – самом развитом жанре, а потому и объединившим совместные усилия писателей и музыкантов. В камерной музыке и особенно в раннем романсе, напротив, преобладало влияние сентиментализма, стремление проникнуть в интимный мир человеческих чувств. Поэзия сентиментализма сыграла в целом положительную роль в камерном музыкальном искусстве этого времени, направив творческую мысль музыкантов по пути углубления психологической выразительности, отображения внутреннего мира человека. Этот популярнейший жанр чувствительной песни-романса («российской песни»), был связан с демократической линией русской сентиментальной поэзии, проявившейся в творчестве поэтов-песенников Чулкова, Попова и их подражателей.

Явственно прослеживается в русской музыке и влияние классицизма. В настойчивом стремлении русских музыкантов овладеть конструктивными законами музыкального искусства, сложившимися музыкальными формами, в уменье подчинить свои замыслы строгой логике музыкального мышления нельзя не усмотреть воздействия эстетики классицизма, с ее идеалом гармонии форм, пластических образов, ясности выражения. Наиболее отчетливо и наглядно этот эстетический идеал выразился в творчестве Дмитрия Степановича Бортнянского – крупнейшего русского композитора 18 века – в его хоровых композициях, сонатах и увертюрах. Принципы классицизма нашли отражение и в творчестве других русских композиторов – Березовского, Пашкевича, Фомина, Козловского, Хандошкина, умевших развить свое мастерство на почве общих законов классического искусства конца века. Осваивая достижения западноевропейской музыки, русские композиторы сумели проявить к ним творческое отношение, использовать их в духе своей национальной культуры.

При всей незрелости художественных форм, при всем недостатке высокого мастерства, русские композиторы 18 века стремились выразить в музыке свое национальное содержание, свою тематику, свой образный строй.

Народная песня – главный источник творчества композиторов 18 века. На основе оригинального, самобытного народно-песенного тематизма формировались все музыкальные жанры этого времени: опера, симфония, камерная музыка, ансамбль, вокальная лирика. Овладевая сложными вокальными и инструментальными формами , русские композиторы стремились прежде всего использовать в них богатство своих народных мелодий. Первое место в русской музыке 18 века заняла комическая опера – народная по сюжету и языку, насыщенная народно-песенным материалом. Русской музыке того времени не хватало еще той глубины и силы художественного обобщения, того метода высокого реализма, которым характеризуется музыкальное искусство классической, глинкинской поры. Тем не менее уже в эту раннюю пору национальная композиторская школа обрела свой истинный путь развития, оказавшийся небывало плодотворным, - путь народности и жизненной правды. Он был указан народной традицией.









Используемая литература:

«История русской музыки» издательство «Музыка» общая редакция А.И. Кандинского, 1972 год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс