СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сообщение "Исследовательская деятельность учащихся на уроках музыкально-теоретического цикла в детской музыкальной школе"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое сообщение "Исследовательская деятельность учащихся на уроках музыкально-теоретического цикла в детской музыкальной школе".

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение "Исследовательская деятельность учащихся на уроках музыкально-теоретического цикла в детской музыкальной школе"»

Муниципальное казенное учреждение

Дополнительного образования

«Лаганская детская музыкальная школа им.Лиджиевой У.Б.»

















Методическое сообщение

«Исследовательская деятельность учащихся

на уроках музыкально-теоретического цикла

в детской музыкальной школе»















Автор-составитель:

Колякина Анна Владимировна

преподаватель высшей

квалификационной категории





г.Лагань, 2024 г.



Цель данного сообщения - показать методику организации учебной исследовательской работы на уроках музыкально-теоретического цикла в ДШИ. Целесообразность её использования для развития личности учащихся.

В наше время возникла острая необходимость в творческом развитии подрастающего поколения. Так как творчество немыслимо без познавательной активности современное качественное школьное образование невозможно без исследовательской работы учащихся.

Музыкальное воспитание строится на принципах отбора специальных методов применительно к возрасту и способностям детей.

На теоретическом отделении нашей школы основной целью работы с учащимися является развитие творчества, создание не стандартных уроков, а именно урока - концерта, урока - игры, урока - конкурса в рамках государственной программы.

Перед собой я ставила проблему: как заинтересовать учащихся предметом? Ведь критерием успешности обучения становиться не только результативность в изучении учебных предметов, но и отношение ученика к возможностям собственного познания, приобретения личностного опыта в процессе обучения нестандартными средствами, стремлением самостоятельно добывать и использовать новые знания.

Анализируя свои уроки, наблюдая за детьми, вижу что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Поэтому исследовательская деятельность открывает учащимся возможность творческого самовыражения в различных формах исполнительской деятельности - игре, пении, художественной импровизации, музыкально­драматической театрализации. На уроках «музыкальной литературы и сольфеджио» стараюсь поддерживать доброжелательный стиль общения между всеми участниками образовательного процесса, ободрять учащихся при возникновении у них трудностей, заботится о разнообразии методов преподавания учебного материала.

Сейчас в российских школах широко используется метод проектов.

Метод проектного обучения используется для реализации поставленной задачи развития личности. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения (умения выявить проблему, сбор информации, наблюдения, анализа, обобщения), мышление. Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Можно выделить три вида учебных проектов: краткосрочные (2-4 часа): среднесрочные (12-15 часов): долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала. Занятия целесообразно строить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Это поможет правильно определить объем и содержание учебного материала, наметить пути индивидуально - дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения. Можно использовать индивидуальную и групповую форму работ. Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность.

Примеры тем проектов, используемые мной на уроках «музыкальной литературы».

В 1 классе перед темой «Инструменты симфонического оркестра», я предлагаю учащимся мини- проект «Мой музыкальный инструмент». Это индивидуальная форма работы. Дети мастерят дома шумовые инструменты, предлагают их на уроке классу, показывают способы игры на них. Работа заключается в исследовании дома и на улице того, что может издавать необычные шумовые звуки: баночки, крышечки, пуговки, столовые принадлежности. После представления инструментов исполняем необычным шумовым оркестром ритмический аккомпанемент к любой известной детской песни, можно с репертуара, исполняемого на уроке «сольфеджио».

Во 2 классе предлагаю проект по теме «Музыкальная сказка». Цель этого проекта - разработка и сочинение своих сказок о музыке. Сначала на уроках по этой теме ставится задача - найти литературные жанры, где можно услышать про музыку (на страницах книг; в стихах, рассказах, баснях) показываю, как тесно связаны два вида искусств литература и музыка. Для закрепления пройденного материала предлагаю два творческих задания (по желанию самих учащихся):

  1. Провести исследовательскую работу. Найти стихотворение, где присутствует музыка.

  2. Попробовать самим сочинить стихотворение, где музыке будет отведена главная роль. Аналогичное задание можно использовать и по теме «Музыка в баснях», «Музыка в сказках». Главное чтобы на занятиях не было равнодушных, ведь эмоциональное состояние влияет на мотивацию учения. Ведь большое искусство начинается с малого.

Для учащихся старших классов в преддверии празднования 85-летия Победы был предложен групповой проект «Песни наших отцов».

Исследовательская деятельность осуществляется в области музыки и истории (песни военных лет).

На первом этапе работы ученикам предлагается приготовить материал о том, как музыка помогала побеждать нашим воинам во время Великой отечественной войны.

Второй этап. Планирование. Ученики делятся на группы. Кто- то готовит материал литературный, кто- то музыкальные фрагменты (дается задание).

Третий этап. Исследовательский. Выполняется самостоятельно, согласно принятому в группе плану. У каждого свое задание: кто -то разучивает военную песню, кто -то ищет материал про эту песню, кто- то оформляет работу.

Четвертый этап. Результаты. Выводы.

Пятый этап. Оценка результатов (за активность, качество и объем используемых источников, креативность).

Шестой этап. Накануне празднования 80-летия Победы, провести внеклассное мероприятие для учащихся других отделений по теме «Песни наших отцов».

Вывод: Творчество - это результат груда и усилий самого ребенка. Исследование - всегда творчество. Оно имеет высокую ценность для современного образования. По проведенным мною экспериментам, наблюдениям и выводам, дети с желанием посещают уроки, активны, когда их что то затягивает, увлекает, а именно творческие задания. Используя на уроках исследовательскую деятельность, решается главная задача - открыть креативные способности каждого ребенка, ведь «именно она - музыка, ни с чем несравнимое средство воспитания творческих сил разума». (В. А. Сухомлинский) Ищите таланты в себе и в ваших учениках, развивайте их, совершенствуйте.