СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сообщение " Принципы развивающего обучения в фортепианной педагогике"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пути решения проблемы общемузыкального развития учащегося

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение " Принципы развивающего обучения в фортепианной педагогике"»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Ивангородская ДШИ»







Методическое сообщение

«Принципы развивающего обучения в фортепианной педагогике»

преподаватель фортепиано М.В. Зрянина



























г. Ивангород

2023 год

Общемузыкальное развитие учащихся совершается не иначе, как в процессе обучения. В музыке, как и всюду развитие вне учения в принципе быть не может. Пути к решению проблемы общемузыкального развития учащегося в правильной организации обучения , при которой были бы обеспечены высокие результаты в развитии. Как и каким образом должно быть построено обучение музыкальному исполнительству? Здесь встает вопрос об определенных музыкально-дидактических принципах, призванных стать основой, фундаментом такого рода обучения. Практика свидетельствует: при одной организации дела коэффициент развивающего действия музыкального преподавания может значительно возрастать, в иных условиях столь же заметно снижаться. Принято в таких случаях, - прежде всего, когда речь идет о педагогике в сфере искусств, - адресоваться преимущественно к личности преподающего, ее индивидуальным чертам и особенностям, духовному складу и т.д. Между тем за внешним чаще всего скрывается внутреннее, за персонально характерными приметами облика того или иного педагога – система дидактических принципов, претворяемых в учебной деятельности.

Вопрос о музыкально-дидактических принципах, нацеленных на достижение максимального развивающего эффекта в обучении, - по существу, центральный, кульминационный в рассматриваемой проблематике.

Перечислим четыре основных музыкально-дидактических принципа, сложенных воедино, способны образовать достаточно прочный фундамент развивающего обучения в исполнительских классах.

Увеличение объема используемого в учебно-педагогической работе материала, расширение репертуарных рамок за счет обращения к возможно большему количеству музыкальных произведений, большему кругу художественно-стилевых явлений, освоение многого – первый из названных принципов. Первый по своему значению для общемузыкального развития учащегося, обогащения его профессионального сознания, музыкально-интеллектуального опыта.

Ускорение темпов прохождения определенной части учебного материала, отказ от непомерно длительных сроков работы над музыкальными произведениями, установка на овладение необходимыми исполнительскими умениями и навыками в сжатые отрезки времени – таков второй принцип, обусловленный первым и сосуществующий с ним в неразрывном единстве. Реализация этого принципа, обеспечивая постоянный и быстрый приток различной информации в музыкально-педагогический процесс, также прокладывает пути к решению проблемы общемузыкального развития учащегося, раздвижения его профессионального кругозора.

Третий принцип непосредственно касается содержания урока в исполнительском классе, а также способов его проведения. Увеличение меры теоретической емкости занятий музыкальным исполнительством, т.е. отказ от «узкоцеховой» трактовки этих занятий; использование в ходе урока возможно более широкого диапазона сведений музыкально-теоретического и музыкально-исторического характера – тем самым общая интеллектуализация его. Обогащение сознания играющего на музыкальном инструменте развернутыми системами представлений и понятий, связанными с конкретным материалом, представленным в исполнительском репертуаре, - все это и отражает существо упомянутого принципа.

Четвертый принцип требует отхода от пассивных способов деятельности, имеющих широкое хождение в ученической среде , подчеркивает необходимость такой работы с материалом, при которой с максимальной полнотой проявлялись бы самостоятельность, творческая инициатива учащегося – исполнителя..

Поскольку действительное, а не мнимое развитие музыкально-интеллектуальных качеств может быть достигнуто лишь в русле энергичной, самостоятельной мыслительной деятельности обучающегося. Нет необходимости доказывать, что последний из перечисленных принципов по своей важности не уступает предыдущим.

Таковы главные принципы, основываясь на которых обучение музыке, конкретно – музыкальному исполнительству, может стать действительно развивающим по своему характеру. Воплощение их на практике затрагивает, как можно было видеть, содержание обучения, выдвигает на передний план в учебном процессе определенные виды и формы работы, не оставляет в стороне и методов (способов) преподавания.









Используемая литература:

Г.М. Цыпин – «Обучение игре на фортепиано» издательство «Просвещение» 1984 год