Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Ивангородская ДШИ»
Методическое сообщение
«Развитие русской фортепианной музыки в первой трети XIX века ».
преподаватель фортепиано М.В. Зрянина
г. Ивангород
2023 год
Инструментальная культура первой трети 19 века характеризуется развитием фортепианной музыки. Она приобретает большое значение в музыкально-общественной жизни. Тесно связанная с условиями домашнего быта, доступная для самых широких кругов любителей, она гибко откликалась на новые требования растущей национальной культуры.
В своих истоках русская фортепианная музыка тесно связана с вокальными жанрами песни и бытового романса. Широка напевность, кантилена, искусство «пения на фортепиано» отличают русский пианистический стиль уже на раннем этапе его развития. Отсюда особая теплота, интимность и задушевность русской фортепианной музыки, сближающая ее с бытовым жанром романса. Как и романс, она развивалась по преимуществу в сфере лирических настроений. В эпоху Пушкина и Глинки фортепиано становится неизменным спутником любителей музыки.
И в то же время характерная для русской музыки лирическая настроенность далеко не исчерпывает содержания фортепианного искусства. Уже в первых десятилетиях19 века в русской фортепианной музыке проявляются черты широкой концертности и виртуозного блеска, свидетельствующие о росте исполнительской техники и профессионального мастерства. Песенное начало органически сочетается с виртуозным размахом, разнообразием фактуры, обогащением тембровых красок.
Как и в других жанрах русской музыки, в фортепианном искусстве наглядно отразилась смена различных стилистических направлений. В начале 19 века произведения русских авторов еще несут на себе печать эпохи классицизма. В них разрабатывается чаще всего традиционный жанр строгих классических вариаций с преобладанием фактурного развития.
Значительный интерес представляет фортепианное творчество талантливого крепостного композитора Льва Степановича Гурилева (1770 – 1844), отца известного автора романсов А.Л. Гурилева. Широко образованный музыкант Л. Гурилев создал произведения различных жанров: вариации на русские народные темы, танцевальные пьесы, прелюдии, фугу, сонату. Продолжая в своих вариациях классицистские традиции европейской музыки, а также стилевые тенденции русского инструментализма 18 века, он в то же время значительно расширяет цикл, включает в него каденции импровизационного типа, технически сложные пассажи. Это придает его стилю черты концертности.
К лучшим образцам фортепианной литературы начала 19 века относится, созданный Гурилевым цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях (1810). В небольших импровизационного склада пьесах слышатся задушевные интонации русской романсовой лирики, проскальзывают черты раннего романтического стиля. Цикл заканчивается широко развитой фугой русского песенного склада. Это один из первых образцов сложной полифонической формы в русской фортепианной музыке.
Сочетание характерных приемов классицистского и раннего романтического стиля придает музыке Гурилева переходный характер.
На переломе от старых традиций к новому романтическому направлению находится фортепианное творчество Кашина и Жилина, также отдавших щедрую дань вариационному жанру.
Фортепианные вариации Д.Н. Кашина более монументальны в сравнении с вариациями Гурилева, по стилю всецело примыкают к его обработкам народных песен. Их главные достоинства – выявление песенного начала, стремление передать широкий размах, энергию и молодецкую удаль русской песни. Более утонченное, изящное творчество А.Д. Жилина тяготеет к интимно-лирическому камерному жанру. Присущая романсам Жилина элегическая мечтательность проявилась и в его фортепианном искусстве. В этом смысле особенно примечательны вальсы Жилина, в которых отразились самые привлекательные стороны его лирического дарования.
Новые романтические тенденции проявились в творчестве Алябьева, Есаулова, Ласковского, А.Гурилева. Значительно расширяется жанровый диапазон фортепианной музыки. Появляются типичные жанры романтической миниатюры – ноктюрн, баркарола, прелюдия, экспромт. Характерный для эпохи романтизма процесс поэтизации бытового танца нашел свое отражение и в русской музыке.
Особую роль в развитии русской пианистической школы сыграл выдающийся пианист-педагог и композитор Джон Фильд ( 1782 – 1837). Ирландец по происхождению, он с 1803 года и до конца жизни работал в России, тесно сблизился с русской культурой ( в Англии его называли «русским Фильдом») и создал здесь свою исполнительскую традицию. Среди его учеников – Глинка, Верстовский, Одоевский, Гурилев, Ласковский, Дюбюк.
Большую концертную и педагогическую деятельность в России вели представители фильдовской школы – польская пианистка Мария Шимановская и пианист Карл Мейер – учитель Глинки. Деятельность Фильда всецело связана с началом нового, романтического периода фортепианного искусства. В историю фортепианной музыки он вошел как один из первых представителей этого направления, создатель романтической фортепианной миниатюры. «Его сочинения, особенно ноктюрны, принадлежали к числу самых популярных фортепианных пьес не только в России, но и на Западе, - пишет А.Д. Алексеев.-Он справедливо считался одним из лучших пианистов своего времени. Учиться у него было честью, и многие стремились взять у прославленного виртуоза хоть несколько уроков, чтобы иметь право с гордостью называть себя учеником «самого Фильда»… Именно у Фильда сформировался тот тип лирико-романтической пьесы, который получил ярчайшее воплощение в ноктюрнах Шопена и имел распространение также в русской фортепианной литературе. Этим пьесам свойственна певучая, плавно льющаяся мелодия, движущаяся на фоне непрерывно текущего сопровождения. Особая, специфически фортепианная певучесть кантилены достигается использованием густой педали.
Большим успехом в России пользовались также и виртуозные сочинения Фильда, в особенности его концерты - блестящие пьесы импровизационного склада, основанные на характерных приемах мелкой пальцевой техники, так называемой «жемчужной игры».
Влияние пианистической школы Фильда заметно отразилось в творчестве многих талантливых композиторов. Среди них можно назвать в первую очередь Александра Львовича Гурилева. Если в своих танцевальных миниатюрах (вальсы, польки, мазурки) Гурилев создает изящные, но не сложные произведения бытового репертуара, то в циклах вариаций он проявил себя подлинным мастером русского фортепианного искусства, превосходно владевший виртуозной техникой фильдовского плана. Его вариации на тему Глинки и на темы Варламова принадлежат к лучшим образцам русских фортепианных вариаций романтического виртуозного стиля.
Немалую роль в истории русской музыки сыграли те пианисты-композиторы, у которых фортепианные жанры стали основной сферой творчества: Иосиф Иосифович Геништа (1795-1853) – известный автор романсов, фортепианных сонат, вариаций, этюдов, впитавший влияние бетховенского стиля; Иван Карлович Черлицкий (1799 – 1865) – педагог, пропагандист Баха, автор трудов по методике преподавания фортепианной игры; Иван Федорович Ласковский (1799 – 1855)- один из наиболее выдающихся представителей фильдовской школы.
В обширном наследии Ласковского на первый план выступают типичные жанры романтической фортепианной миниатюры, близкие к шопеновской традиции, - скерцо, ноктюрны, экспромты, вальсы, мазурки. В произведениях более крупного плана (баллада, вариации на тему «Камаринской») Ласковский стремится преодолеть некоторую салонность своего фортепианного стиля и придать ему более широкий концертный размах.
Являясь наиболее развитой областью русского инструментализма первой трети 19 века, фортепианная музыка оказывала влияние на другие виды инструментального творчества.
Используемая литература:
«История русской музыки» общая редакция А. Кандинского издательство «Музыка» 1972 год