Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Ивангородская ДШИ»
Методическое сообщение
«Творческий путь А.Н. Верстовского»
преподаватель фортепиано М.В. Зрянина
г. Ивангород
2023 год
Годы жизни: 1799- 1862
Творчество А.Н. Верстовского занимает особое место в истории русского музыкального театра. Именно этому композитору было суждено завершить весь путь развития русской оперы до М.И. Глинки и подвести ее вплотную к классическому периоду.
Среди русских композиторов первой половины 19 века Верстовский выступил как наиболее типичный представитель романтического направления. Правда, мировосприятие Верстовского было в известной мере ограниченным – его мало затрагивали темы и образы современности: художественный мир композитора – мир старины, народных легенд и преданий, сфера таинственной сказочной фантастики. Своеобразное претворение находят у него темы и образы русской истории, в особенности картины древнеславянского быта, эпические образы Киевской Руси. Развертывая в своих операх поэтические образы древнего славянства, он словно любуется ими, погружаясь в созерцание старины. Все это сближает Верстовского с определенной линией русского романтизма, близкой к поэзии Жуковского.
От элегической лирики Жуковского творчество Верстовского отличается большей активностью, действенностью, стремлением к яркой жанровости и характерности. В лучших произведениях, с их сочной народно-жанровой и даже фольклорной окраской, их темпераментными, активными ритмами, в гораздо большей степени сказалось влияние нового, пушкинского романтизма, сближение с ранним творчеством Пушкина.
В понимании романтического как характерного и национального в первую очередь – с Вебером, творчество которого он любил, хорошо знал и широко пропагандировал. Но при этом Верстовский всегда оставался русским композитором. В его операх находят отражение типичные образы, характеры и ситуации русской народной жизни. Музыка Верстовского, как и творчество его современников Алябьева, Варламова, Гурилева, выросла на народно-бытовой почве и питалась народными истоками. Будучи одаренным мелодистом, он почти не пользовался подлинными фольклорными темами, свободно претворял народно-песенные интонации в своем индивидуальном и ярком мелодическом стиле. Многие мелодии из опер Верстовского, особенно песни и хоры из «Аскольдовой могилы», надолго вошли в народную среду; в течение ста с лишним лет они звучали в самых глухих, отдаленных уголках России.
Главный источник творчества Верстовского русская песня-романс городского быта. Его сочные, полнозвучные, свободнольющиеся мелодии питались русским городским, отчасти цыганским фольклором. В них особенно отчетливо слышатся также отзвуки украинских, западнославянских, особенно польских интонаций, живые и энергичные ритмы польских танцев: полонезы, мазурки. Горячим темпераментом, активностью ритма, яркостью смело прочерченных мелодий музыка Верстовского отличается от мягкой, чувствительной лирики эпохи сентиментализма. Это в подлинном смысле романтическое искусство – горячее и страстное, насыщенное живым и сочным колоритом.
Творчество Верстовского еще не достигло высокого классического уровня. Оно не имеет глубоких общенародных корней, которыми питалась музыка Глинки. В своих эстетических взглядах композитор далек от высоких критериев глинкинского реализма. Но как талантливый представитель определенного исторического этапа русского искусства, Верстовский внес в музыку ценный вклад. В его операх ярко запечатлелись те самобытные черты русского, национального романтизма, которые были в дальнейшем по-новому переосмыслены, развиты и углублены великими творцами классической оперы – Глинкой и Даргомыжским, Чайковским и Римским-Корсаковым.
Алексей Николаевич Верстовский родился 18 февраля 1799 года в Тамбовской губернии в имении своего отца Селиверстово. Будущий композитор воспитывался и рос в обычных условиях помещичьего, дворянского быта. В семье процветало домашнее музицирование; отец Верстовского держал у себя крепостной оркестр и был обладателем большой нотной библиотеки. И сам композитор и его брат – скрипач Василий Верстовский – с детства принимали участие в любительских и благотворительных концертах. В Петербурге, кудп семья Верстовских переселилась после окончания Отечественной войны, юный музыкант брал уроки у пианистов Штейбельта и Фильда, изучал игру на скрипке у Бема и Маурера, занимался теорией музыки под руководством того же известного музыканта, учеником которого был Алябьев, - И.Г. Миллера. Одновременно Верстовский обучался в Институте инженеров путей сообщения, а затем, с 1817 года, служил в различных государственных учреждениях.
Но подлинной страстью молодого музыканта становится театр. В начале 20-х годов Верстовский приобретает известность в художественных кругах Петербурга. К этому времени относится появление первых произведений композитора, составивших ранний этап его творческого развития (романсы и песни, первые водевили). Верстовский становится близким другом Алябьева, сближается с театральными деятелями: А.А. Шаховским, Н.И. Хмельницким, П. Н. Араповым, Н.В. Всеволожским. Знакомство с Пушкиным, Грибоедовым и Одоевским содействовало его творческому росту. С Пушкиным он встречался на собраниях литературного общества «Зеленая лампа», где бывал также и Алябьев.
Увлекаясь театром, молодой Верстовский принимает участие в создании модных в то время водевилей. С большим успехом он ставит на петербургской сцене свой первый водевиль «Бабушкины попугаи» на текст Н.И. Хмельницкого. Работа над водевильной музыкой в сотрудничестве с Алябьевым, Маурером и другими музыкантами вооружила его сценическим опытом и подготовила к созданию более сложных форм – оперы, мелодрамы, кантаты.
С 1823 года начинается музыкально-театральная деятельность Верстовского. Наступает зрелый период его творчества. Он отмечен созданием крупных вокальных композиций – баллад на слова Пушкина и Жуковского, а также обращением композитора к оперному жанру и другим видам музыкально-драматических произведений( сценические кантаты, интермедии). С этого времени Верстовский поселяется в Москве и получает назначение на должность «инспектора музыки императорских театров», а затем с 1830 года становится «инспектором репертуара». Широкая театральная деятельность Верстовского продолжалась более тридцати лет, до выхода композитора в отставку.
Работа Верстовского как театрального деятеля оставила большой след в истории русской сцены. На протяжении 1820-1850-х годов он был главным, бессменным руководителей московской театральной жизни, организатором московской оперной труппы и воспитателем московских артистов. Обладая большим сценическим опытом и знанием драматического искусства, он лично руководил репетициями, проходил с артистами оперные партии, входил во все детали сценической постановки. Своей бескорыстной любовью к театру, энергией и настойчивостью он сумел завоевать высокий авторитет в артистическом мире. Заслуги Верстовского не были забыты и позже, в эпоху расцвета русского драматического театра.
Нельзя отрицать в то же время, что деятельность Верстовского как чиновника и администратора несла на себе печать ограниченности, присущей театральным нравам того времени. Работая под начальством всесильного директора императорских театров, угодливого царедворца А.М. Гедеонова, он должен был проводить ту консервативную репертуарную политику, которая диктовалась требованиями двора.
Однако в целом заслуги Верстовского перед русским театром, конечно, неоспоримы. Начиная с 1828 года Верстовский создает ряд опер, которые надолго вошли в репертуар московской сцены. Вершиной его творческой деятельности явилась опера «Аскольдова могила», впервые исполненная в 1835 году. Последующие оперы Верстовского, написанные им в период 1839- 1857 годов, уступали «Аскольдовой могиле».
Руководя московской оперной труппой, Верстовский широко включал в репертуар, помимо собственных опер, произведения русских и зарубежных авторов. Особым успехом пользовался «Волшебный стрелок» Вебера – одна из любимых опер в русском театральном репертуаре. Большой заслугой Верстовского была постановка первой оперы Даргомыжского «Эсмеральда» (1847), которую театральная дирекция долгое время не пропускала на сцену.
В последние годы жизни композитор уделял особое внимание воспитанию молодых артистов. В учебную программу театральной школы он ввел дополнительное обучение мальчиков игре на струнных и духовых инструментах с целью подготовки оркестровых музыкантов.
В 1859 году композитор прекратил работу в театре и вышел в отставку. Умер Верстовский в Москве 5 ноября 1862 года.
Используемая литература:
«История русской музыки» О.Левашева, Ю. Келдыш, А. Кандинский
Издательство «Музыка» 1972 год