Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Ивангородская ДШИ»
Методическое сообщение
«Творчество сыновей И.С. Баха»
преподаватель М.В. Зрянина
г. Ивангород
2023 год
В немецкой инструментальной музыке второй половины 18 века в становлении сонатно-симфонического цикла важнейшую роль сыграло творчество сыновей И.С. Баха: Вильгельма Фридемана (1710-1784), Филиппа Эммануила (1714-1788), Иоганна Христиана (1735-1782).
Гениально одаренный музыкант, наиболее талантливый среди всех сыновей И.С. Баха, Вильгельм Фридеман Бах вел непоседливую, беспорядочную жизнь. Безалаберное отношение к собственным рукописям было главной причиной того, что значительная часть его творческого наследия утеряна. Он даже распродал рукописи своего отца. Работая в качестве органиста сначала в Дрездене, а затем в Галле ( почему был прозван «галльским Бахом»), он в последние годы жизни скитался по различным городам Германии (Лейпциг, Берлин, Брауншвейг, Геттинген и др.). Большая часть его сохранившихся произведений существует в рукописях. Некоторые клавирные концерты, сонаты, фантазии, органная фантазия и фуга, 12 полонезов были изданы и представляли собой незаурядное явление в инструментальной музыке 18 века. Известные нам произведения В.Ф. Баха приближаются по своему стилю к музыке его отца и отличаются богатством фантазии, красочностью звучания, импровизационной свободой, полифоничностью фактуры, динамическими контрастами.
В развитии клавирной музыки 18 века огромную роль сыграло творчество Филиппа Эммануила Баха, прозванного «берлинским» или «гамбургским» Бахом ( по тем городам, в которых протекала наиболее существенная часть его творчества). Ф.Э. Бах родился в Веймаре, учился на юридическом факультете, музыкальное образование получил под руководством отца. С 1740 до 1767 года работал в Берлине при дворе Фридриха II в качестве придворного клавесиниста. Поэтому принято причислять Ф.Э. Баха к берлинской школе, в которую входили: флейтист Квантц, композиторы братья Граун и др. Но казенно-бюрократическая атмосфера и казарменный режим, господствовавшие при прусском дворе, как и солдафонская личность Фридриха II были крайне неприятны Ф.Э. Баху. Бах переехал в Гамбург, бывший в ту пору средоточием немецкой музыкальной культуры.
Направление творчества Ф.Э. Баха было во многом противоположно тому, что осуществил его великий отец. Не полифоническая, а гомофонно-гармоническая фактура – основа его музыки; не фуга, а соната – преимущественно разрабатываема им музыкальная форма. Перу Ф.Э. Баха принадлежит множество произведений, среди которых около 300 сочинений для клавира (сонаты, концерты, фантазии, мелкие пьесы), десятки духовных сочинений (пассионы, кантаты, оратории), песни для голоса с клавирным сопровождением.
Наиболее историческое значение имеют его клавирные сонаты. В этой области Ф.Э. Бах достиг выдающихся результатов и проложил дорогу классической фортепианной сонате Гайдна, Моцарта и Бетховена. Тщательно и с увлечением изучал сонаты Ф.Э. Баха Гайдн, испытав его значительное влияние; последнее достаточно заметно и в ранних сонатах Бетховена. Создавая клавирные сонаты на протяжении всей своей творческой жизни, Ф.Э. Бах развивал в них трехчастный цикл: подвижным крайним частям обычно контрастировала медленная лирическая средняя часть. Но иногда соната заканчивалась медленной частью. В некоторых сонатах первая часть представляет собой развитое сонатное аллегро, в других же сонатах она является импровизированной фантазией или токкатой.
Клавирные сонаты и фантазии Ф.Э. Баха насыщены большой эмоциональностью, страстностью выражения, особенно в первых частях. Этому способствуют: ритмическая прихотливость мелодии, усложненная большим количеством группетто и мордентов (что связывает музыку Ф.Э. Баха с так называемым «галантным» стилем и творчеством французских клавесинистов), модуляционное богатство, неожиданность и вместе с тем естественность переходов в разные тональности, обилие хроматизмов, динамические контрасты, импровизационность. Такая музыка напоминает эмоционально взволнованную речь. Медленные части в сонатах Ф.Э. Баха полны большого лирического чувства со значительным налетом сентиментальности, характерного для той эпохи. Это проявление чувствительности охватило литературу и искусство разных стран.
Страстная порывистость музыки Ф.Э. Баха наряду с ее чувствительностью имеет идейную и эмоционально-психологическую связь с литературно-художественным движением «Бури и натиска», охватившим передовую немецкую литературу в последней трети 18 века.
Ф.Э. Баха занимался не только композиторской и исполнительской, но и писательской деятельностью. Его «Руководство к истинному искусству игры на клавире» сохранило во многом свою ценность и в настоящее время. Он предлагал слушать хороших певцов, учиться у них мысленно петь, чтобы переносит пение в игру на клавире. Ф.Э. Бах выступал против внешнего, пустого вируозничанья, за содержательность и выразительность игры.
Младший сын И.С. Баха – Иоганн Христиан родился в Лейпциге, вначале учился под руководством отца, а затем в Берлине под руководством брата Филиппа Эммануила. Но в отличие от своих старших братьев, живших и работавших в Германии, Иоганн Христиан уехал в Италию, где учился в Милане у падре Мартини. В 1762 году И.Х. Бах переселился в Лондон, где жил до конца своих дней. Поэтому его принято называть «миланским» или «лондонским» Бахом.
По характеру творчества И.Х. Бах наиболее «итальянский» среди всех представителей семейства Бахов. Этому во многом способствовала его работа над итальянскими opera seria, которые с успехом ставились как в Италии, так и в Лондоне. Тем не менее он проложил путь к венским классикам, в особенности к творчеству Моцарта. Влияние итальянской музыки сказалось не только в его операх, но и в клавирных сонатах, камерных ансамблях, симфониях. В отличие от произведений страстно-мятежного Филиппа Эммануила и величественно Вильгельма Фридемана, музыка Иоганна Христиана Баха проникнута нежностью, спокойствием, безмятежной ясностью. Фактура его сонат и симфоний прозрачна, мелодика по-итальянски певуча, пластична и сладостна, форма гармонически уравновешена.
В творчестве сыновей И.С. Баха классический стиль еще не установился и не отстоялся. У каждого из них были свои искания, иногда эксперименты (особенно у Филиппа Эммануила), противоречия. Но в подготовку и формирование венского классического стиля они внесли важный вклад.
Используемая литература:
Б. Левик – «История зарубежной музыки» 1966 год издательство «Музыка»