СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сопровождение учителей начальных классов по самообразованию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации начинающему заместителю директора по УВР.

Просмотр содержимого документа
«Методическое сопровождение учителей начальных классов по самообразованию»

Секция №7


Методическое сопровождение учителей начальных классов

по самообразованию

Нуждина Эка Тристановна,

заместитель директора по УВР МАОУ «Школа № 21» Г.о.Балашиха,

Россия,

Московская обл. г.Балашиха

E-mail: [email protected]


«Учитель живёт до тех пор, пока он учится.

Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель».

(К.Д. Ушинский)


В Российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический и методический процессы по любой модели. В этом направлении идет процесс развития образования: разработка различных вариантов его содержания; использование возможностей современной науки и повышение эффективности образовательных и методических структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

Режим поиска, размышления и инновации становятся нормой профессиональной деятельности учителя. В условиях модернизации общего образования приоритетной целью системы образования становится развитие личности, готовой к открытому взаимодействию с миром, к самообразованию и саморазвитию. Учитель является ключевой фигурой современной школы. От его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть:

  • креативный,

  • владеющий современными образовательными технологиями;

  • эффективно взаимодействующий с семьями обучающихся;

  • открытый новшествам;

  • мотивированный на работу с учащимися;

  • способный к личностному и профессиональному развитию.

Л.Н. Толстой в юности составил программу самосовершенствования на основе выделения трёх разделов:

- качеств ума, которые надо вырабатывать, чтобы стать культурным человеком;

- качеств души, которые надо приобрести, чтобы служить людям с пользой;

- перечень пороков и недостатков, от которых надо избавиться, чтобы уважать себя.

«Постоянные упражнения в самонаблюдении, тонкий анализ собственных психологических процессов и состояний, - пишет Н.Г. Чернышевский, - позволяли Л.Н. Толстому полно и реалистично изображать психологию различных людей».

Анализируя качества собственной личности, Л.Н. Толстой подвергает себя суровой критике. Тут же он намечает программу самоисправления: «Важнее всего для меня в жизни избавление от 3-х главных пороков: бесхарактерности, раздражительности и лени». Эту программу он выполнил полностью. Н.Г. Чернышевский, отмечает, что тот, «кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей».

Саморазвитие – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Саморазвитие осуществляется в рамках жизнедеятельности человека в процессе проявления активности, определяемой способностью осуществлять личностные выборы на основе познания себя. Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни.

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему активов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания преподавателя называют потребность в самосовершенствовании.

Процессы модернизации содержания образования, новые приоритеты в образовательной политике, изменение концептуальных ориентиров системы образования побуждают к поиску новых подходов к методической деятельности и, особенно, к содержанию процесса повышения квалификации в системе начального общего образования. Для того, чтобы систематически, планово и на научной основе шло развитие профессионализма педагогических кадров нашего образовательного учреждения, выявление, обобщение и распространение наиболее ценного опыта в условиях зарождения нового коллектива в школе-новостройке, создание педагогами собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса - разработана программа методической работы ШМО учителей начальных классов и план самообразования учителей.

Основная тема методической работы начальной школы: профессиональная компетентность учителя начальных классов как основной ресурс развития современного урока (учебного занятия) и образовательной среды школы.

Основная идея работы: оптимальное развитие каждого педагога на основе методико-педагогической поддержки его индивидуальности, способностей, интересов, склонностей.

С целью повышения уровня профессиональной компетентности учителей начальной школы в проектировании и реализации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с ФГОС выдвигаются задачи деятельности МО:

1-й год:

    • познакомить участников методического объединения с достижениями современной педагогической науки и практики, инновационными педагогическими технологиями и методиками как средствами достижения высокого качества образования и воспитания учащихся начальной школы с целью актуализации проблемы развития профессиональной деятельности;

    • осмыслить и проанализировать системные основания, обеспечивающие современную профессионально-педагогическую деятельность и разработать тему самообразования;

    • составить свою программу личностного роста, найти пути и средства её реализации, методы и приёмы работы над собой.

2-й год:

    • повысить технологическую (педагогическую, информационную, здоровье сберегающую) профессиональную компетентность учителей начальных классов, создав условия для качественного освоения педагогами новых технологий;

    • диагностика затруднений учителей и выбор форм повышения квалификации на основе анализа потребностей;

    • развивать современный стиль педагогического мышления учителя (таких его черт, как системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность) и его готовность профессиональному самосовершенствованию, работе над собой;


3-й год:

    • актуализировать процесс формирования устойчивой мотивации учителей начальных классов к развитию педагогического творчества, самообразованию и саморазвитию;

    • обеспечение профессионального, культурного и творческого роста учителей, выявление, пропагандирование и осуществление новых подходов к организации обучения и воспитания;

    • анализ проделанной работы и разработка рекомендаций.

Совершенствование педагогического мастерства будет реализовываться через деятельность ШМО в виде информативных семинаров, заседаний, круглых столов, мастер-классов и т.д. по обобщению и распространению эффективного педагогического опыта по реализации ФГОС, в рамках которых будет переводиться деятельность учителей начальных классов из режима получения информации в режим инновационной работы, совместного поиска рабочих ориентиров.

Основные направления работы методического объединения:

  • аналитическая деятельность,

  • информативная деятельность,

  • инструктивно-методическая деятельность.

      1. Главная цель работы информативной деятельности: обеспечение членов ШМО актуальной профессиональной информацией. Работа методического объединения по реализации информативной деятельности предусматривает: освещение основных проблем реформирования и модернизации начального образования, нормативных и правовых основ образовательной деятельности; ознакомление с психолого-педагогическими принципами построения учебно-методических комплектов, современными образовательными технологиями; определение планируемых результатов освоения школьниками основной образовательной программы начального общего образования; создание программы формирования УУД; разработку и обсуждение рабочих программ учебных предметов и курсов дополнительного образования внеурочной деятельности; изучение основных критериев оценки качества современного образования и т. д.

      2. Задачи инструктивно-методической деятельности: выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам, оказание эффективной консультативной помощи по современным проблемам воспитания и образования; поиск путей и механизмов по созданию условий эффективного психолого-педагогического и методического сопровождения участников педагогического процесса. Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями в условиях перехода на ФГОС через систему повышения квалификации и саморазвитие каждого учителя.

      3. Аналитическая деятельность предусматривает условия для внедрения педагогических технологий, организации инновационной деятельности учителей, условий, при которых глубокий анализ собственной деятельности и деятельности МО становится осознанной необходимостью.

      4. Межсекционная деятельность

    • Проведение недели начальных классов

    • Участие в конкурсах и олимпиадах различных уровней

    • Работа с родителями

    • Взаимопосещение уроков

В начале учебного года мы, педагоги, выбираем тему самообразования, которая фиксируется в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество. Тему учитель выбирает исходя из своих потребностей.

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план (программу) работы над поставленной перед собой проблемой.
В предлагаемом варианте личная программа самообразования учителя начальных классов включает в себя следующие пункты:

  1. Ф.И.О. педагога
    2. Образование
    3. Тема самообразования
    4. Сроки работы над темой самообразования
    5. Цель
    6. Задачи
    7. Основные вопросы
    8. Предполагаемый результат
    9. Форма самообразования
    10. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
    11. Практический выход
    12. Форма отчета по проделанной работе. По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей. Отчёт по работе можно представить в виде презентации.

Повышению уровня профессионального мастерства способствуют различные курсы повышения квалификации, семинары и конференции, посещение уроков коллег и т.п. Но их роль невелика без процесса самообразования учителя.

В ходе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, взаимопосещение уроков коллег с последующим обменом опыта, обучение в мастер-классе и т.п. При этом учитель может выбрать любую форму обучения: индивидуальную или групповую, традиционную или дистанционную.


Планируемый результат:

  • Повышение уровня профессиональной компетентности учителей начальной школы в проектировании и реализации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с ФГОС. 

  • Знакомство с достижениями современной педагогической науки и практики, инновационными педагогическими технологиями и методиками для достижения высокого качества образования и воспитания учащихся начальной школы.

  • Формирование устойчивой мотивации учителей начальных классов к педагогическому творчеству и саморазвитию.