Секция №7
Методическое сопровождение учителей начальных классов
по самообразованию
Нуждина Эка Тристановна,
заместитель директора по УВР МАОУ «Школа № 21» Г.о.Балашиха,
Россия,
Московская обл. г.Балашиха
E-mail: [email protected]
«Учитель живёт до тех пор, пока он учится.
Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель».
(К.Д. Ушинский)
В Российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический и методический процессы по любой модели. В этом направлении идет процесс развития образования: разработка различных вариантов его содержания; использование возможностей современной науки и повышение эффективности образовательных и методических структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
Режим поиска, размышления и инновации становятся нормой профессиональной деятельности учителя. В условиях модернизации общего образования приоритетной целью системы образования становится развитие личности, готовой к открытому взаимодействию с миром, к самообразованию и саморазвитию. Учитель является ключевой фигурой современной школы. От его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть:
креативный,
владеющий современными образовательными технологиями;
эффективно взаимодействующий с семьями обучающихся;
открытый новшествам;
мотивированный на работу с учащимися;
способный к личностному и профессиональному развитию.
Л.Н. Толстой в юности составил программу самосовершенствования на основе выделения трёх разделов:
- качеств ума, которые надо вырабатывать, чтобы стать культурным человеком;
- качеств души, которые надо приобрести, чтобы служить людям с пользой;
- перечень пороков и недостатков, от которых надо избавиться, чтобы уважать себя.
«Постоянные упражнения в самонаблюдении, тонкий анализ собственных психологических процессов и состояний, - пишет Н.Г. Чернышевский, - позволяли Л.Н. Толстому полно и реалистично изображать психологию различных людей».
Анализируя качества собственной личности, Л.Н. Толстой подвергает себя суровой критике. Тут же он намечает программу самоисправления: «Важнее всего для меня в жизни избавление от 3-х главных пороков: бесхарактерности, раздражительности и лени». Эту программу он выполнил полностью. Н.Г. Чернышевский, отмечает, что тот, «кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей».
Саморазвитие – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Саморазвитие осуществляется в рамках жизнедеятельности человека в процессе проявления активности, определяемой способностью осуществлять личностные выборы на основе познания себя. Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни.
Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему активов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания преподавателя называют потребность в самосовершенствовании.
Процессы модернизации содержания образования, новые приоритеты в образовательной политике, изменение концептуальных ориентиров системы образования побуждают к поиску новых подходов к методической деятельности и, особенно, к содержанию процесса повышения квалификации в системе начального общего образования. Для того, чтобы систематически, планово и на научной основе шло развитие профессионализма педагогических кадров нашего образовательного учреждения, выявление, обобщение и распространение наиболее ценного опыта в условиях зарождения нового коллектива в школе-новостройке, создание педагогами собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса - разработана программа методической работы ШМО учителей начальных классов и план самообразования учителей.
Основная тема методической работы начальной школы: профессиональная компетентность учителя начальных классов как основной ресурс развития современного урока (учебного занятия) и образовательной среды школы.
Основная идея работы: оптимальное развитие каждого педагога на основе методико-педагогической поддержки его индивидуальности, способностей, интересов, склонностей.
С целью повышения уровня профессиональной компетентности учителей начальной школы в проектировании и реализации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с ФГОС выдвигаются задачи деятельности МО:
1-й год:
познакомить участников методического объединения с достижениями современной педагогической науки и практики, инновационными педагогическими технологиями и методиками как средствами достижения высокого качества образования и воспитания учащихся начальной школы с целью актуализации проблемы развития профессиональной деятельности;
осмыслить и проанализировать системные основания, обеспечивающие современную профессионально-педагогическую деятельность и разработать тему самообразования;
составить свою программу личностного роста, найти пути и средства её реализации, методы и приёмы работы над собой.
2-й год:
повысить технологическую (педагогическую, информационную, здоровье сберегающую) профессиональную компетентность учителей начальных классов, создав условия для качественного освоения педагогами новых технологий;
диагностика затруднений учителей и выбор форм повышения квалификации на основе анализа потребностей;
развивать современный стиль педагогического мышления учителя (таких его черт, как системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность) и его готовность профессиональному самосовершенствованию, работе над собой;
3-й год:
актуализировать процесс формирования устойчивой мотивации учителей начальных классов к развитию педагогического творчества, самообразованию и саморазвитию;
обеспечение профессионального, культурного и творческого роста учителей, выявление, пропагандирование и осуществление новых подходов к организации обучения и воспитания;
анализ проделанной работы и разработка рекомендаций.
Совершенствование педагогического мастерства будет реализовываться через деятельность ШМО в виде информативных семинаров, заседаний, круглых столов, мастер-классов и т.д. по обобщению и распространению эффективного педагогического опыта по реализации ФГОС, в рамках которых будет переводиться деятельность учителей начальных классов из режима получения информации в режим инновационной работы, совместного поиска рабочих ориентиров.
Основные направления работы методического объединения:
аналитическая деятельность,
информативная деятельность,
инструктивно-методическая деятельность.
Главная цель работы информативной деятельности: обеспечение членов ШМО актуальной профессиональной информацией. Работа методического объединения по реализации информативной деятельности предусматривает: освещение основных проблем реформирования и модернизации начального образования, нормативных и правовых основ образовательной деятельности; ознакомление с психолого-педагогическими принципами построения учебно-методических комплектов, современными образовательными технологиями; определение планируемых результатов освоения школьниками основной образовательной программы начального общего образования; создание программы формирования УУД; разработку и обсуждение рабочих программ учебных предметов и курсов дополнительного образования внеурочной деятельности; изучение основных критериев оценки качества современного образования и т. д.
Задачи инструктивно-методической деятельности: выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам, оказание эффективной консультативной помощи по современным проблемам воспитания и образования; поиск путей и механизмов по созданию условий эффективного психолого-педагогического и методического сопровождения участников педагогического процесса. Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями в условиях перехода на ФГОС через систему повышения квалификации и саморазвитие каждого учителя.
Аналитическая деятельность предусматривает условия для внедрения педагогических технологий, организации инновационной деятельности учителей, условий, при которых глубокий анализ собственной деятельности и деятельности МО становится осознанной необходимостью.
Межсекционная деятельность
В начале учебного года мы, педагоги, выбираем тему самообразования, которая фиксируется в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество. Тему учитель выбирает исходя из своих потребностей.
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план (программу) работы над поставленной перед собой проблемой.
В предлагаемом варианте личная программа самообразования учителя начальных классов включает в себя следующие пункты:
Ф.И.О. педагога
2. Образование
3. Тема самообразования
4. Сроки работы над темой самообразования
5. Цель
6. Задачи
7. Основные вопросы
8. Предполагаемый результат
9. Форма самообразования
10. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
11. Практический выход
12. Форма отчета по проделанной работе. По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей. Отчёт по работе можно представить в виде презентации.
Повышению уровня профессионального мастерства способствуют различные курсы повышения квалификации, семинары и конференции, посещение уроков коллег и т.п. Но их роль невелика без процесса самообразования учителя.
В ходе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, взаимопосещение уроков коллег с последующим обменом опыта, обучение в мастер-классе и т.п. При этом учитель может выбрать любую форму обучения: индивидуальную или групповую, традиционную или дистанционную.
Планируемый результат:
Повышение уровня профессиональной компетентности учителей начальной школы в проектировании и реализации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с ФГОС.
Знакомство с достижениями современной педагогической науки и практики, инновационными педагогическими технологиями и методиками для достижения высокого качества образования и воспитания учащихся начальной школы.
Формирование устойчивой мотивации учителей начальных классов к педагогическому творчеству и саморазвитию.