СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методичка "Лабораторные работы по физике"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методичка "Лабораторные работы по физике"»

40


Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Училище (техникум) олимпийского резерва»



















Рабочая тетрадь для лабораторных работ по общеобразовательной учебной дисциплине «Физика»



____________________________________________________________________

Ф.И.О. студента


____________________________________________________________________

Группа Специальность

















Абакан, 2024



Рабочая тетрадь для студентов по общеобразовательной учебной дисциплине «Физика», предназначена для выполнения лабораторных работ.







Составитель:

Афанасьева Е.В. – преподаватель физики

Абакан ГБПОУ РХ «У(Т)ОР»,2024





Настоящее учебное пособие ориентировано на помощь студентам в выполнении лабораторных работ
































СОДЕРЖАНИЕ


№ п/п

Лабораторная работа

страницы

Раздел «Механика»

1.

Исследование движения тела под действием постоянной силы.

10

2.

Определение коэффициента трения скольжения

12

Раздел «Основы молекулярной физики и термодинамики»

3.

Проверка закона Гей-Люссака

15

4.

Измерение влажности воздуха

17

Раздел «Электродинамика»

5.

Изучение последовательного и параллельного соединения проводников

19

6.

Изучение явления электромагнитной индукции.

23

Раздел «Оптика»

7.

Определение показателя преломления света

26

8.

Изучение интерференции и дифракции света

28

9.

Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки

31

Раздел «Строение Вселенной»

10.

Изучение карты звёздного неба

34


























Пояснительная записка

Рабочая тетрадь для лабораторных работ по общеобразовательной учебной дисциплине «Физика» разработана в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Физика» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.

Содержание рабочей тетради охватывает все предусмотренные программой лабораторные работы, включает правила поведения и технику безопасности при проведении лабораторных работ, справочный материал, бланки для оформления опытов, лист самооценки, критерии оценки выполненной работы, рекомендуемую литературу.

Рабочая тетрадь для лабораторных работ по общеобразовательной учебной дисциплине «Физика» способствует достижению студентами профильного и профессионально значимого содержания:

-умения постановки цели деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей;

-произведение измерений физических величин и оценка границ погрешностей измерений;

-умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений;

-указание границ применения физических законов.




1.Правила поведения и техника безопасности при проведении лабораторных работ

1.Внимательно изучите содержание и порядок проведения лабораторной работы, а также безопасные приёмы её выполнения.

2. Подготовьте к работе рабочее место, уберите посторонние предметы. Приборы и оборудование разместите так, чтобы исключить их падение и опрокидывание.

3. Точно выполняйте все указания преподавателя, без его разрешения не приступайте к началу эксперимента.

4. При работе со спиртовкой берегите одежду и волосы от воспламенения, не зажигайте одну спиртовку от другой, не извлекайте горелку с фитилём, не задувайте пламя спиртовки ртом, а гасите его, накрывая специальным колпачком.

5. При нагревании жидкости в пробирке используйте специальные держатели (штативы), отверстие пробирки не направляйте на себя и на своих товарищей.

6. Во избежание ожогов, жидкость и другие физические тела нагревайте не выше 60-700С. Не берите их незащищенными руками .

7. Соблюдайте осторожность при обращении с приборами из стекла и лабораторной посудой, не бросайте, не роняйте и не ударяйте их.

8. Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях, не прикасайтесь и не наклоняйтесь близко к вращающимся и движущимся частям механизмов.

9. При сборке электрической схемы используйте провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегайте пересечения проводов, источник тока подключайте в последнюю очередь. Помните о том, что лабораторное напряжение равно 42 В.

10. Собранную электрическую схему включайте под напряжением только после проверки её преподавателем .

11.Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам электрической цепи, к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам конденсаторов, не производите переключений в цепях до отключения источника тока.

12. Наличие напряжения в электрической цепи проверяйте только приборами.

13. Не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов.

14. Не оставляйте без надзора не выключенные электрические устройства и приборы.

15. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением, повышенном их нагревании, появлении запаха горелой изоляции, искрения и т. д. немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом преподавателю.

16. В случае если разбились приборы из стекла, не собирайте их осколки незащищенными руками, а используйте для этой цели щетку и совок.

17. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании немедленно сообщите об этом преподавателю и по его указанию покиньте помещение.

18. При получении травмы сообщите об этом преподавателю, который окажет первую помощь, при необходимости отправит в ближайшее лечебное учреждение.

19. По окончании работы отключите источник тока. Разрядите конденсаторы с помощью изолированного проводника и разберите электрическую схему.

20. Разборку установки для нагревания жидкости производите после её остывания.

21. Приведите в порядок рабочее место, сдайте преподавателю приборы, оборудование, материалы и тщательно вымойте руки с мылом.




2.КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Оценка 5 ставится в том случае, если обучающийся, соблюдая требования техники безопасности, выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтировал необходимое оборудование; все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполнил анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если обучающийся, соблюдая требования техники безопасности, выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтировал необходимое оборудование; все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполнил анализ погрешностей, но допустил некоторые недочеты, не влияющие на результат.

Оценка 3 ставится в том случае, если обучающийся, соблюдая требования техники безопасности, выполнил работу не в полном объеме, нарушая необходимую последовательность проведения опытов и измерений; затруднялся в использовании необходимого оборудования; в отчете выполнил не все записи, допустил ошибки в вычислениях.

Оценка 2 ставится в том случае, если обучающийся выполнил работу частично, и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если обучающийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если обучающийся не соблюдал требований правил безопасного труда.



3.Рекомендации по обработке результатов измерений

Выполнение лабораторных работ связано с измерением физических величин. Ошибки (погрешности), возникающие при измерениях, объясняются несовершенством методов измерения, измерительных приборов, условиями опыта.

Для повышения степени точности, полученных результатов, необходимо проводить всегда несколько измерений, а потом найти среднее арифметическое.

Обозначим через х – измеренные физические величины. Расчет погрешностей измерения можно осуществлять двумя методами.

3.1. Метод среднего арифметического

  1. Производят измерение искомой величины несколько раз и находят
    среднее арифметическое результатов этих измерений:

  1. Находят абсолютную погрешность каждого измерения:

.

Определяют среднее арифметическое этих погрешностей

и принимают его за абсолютную погрешность измерений. Абсолютную погрешность округляют до одной значащей цифры (х  0,17 = 0,2;

у  0.012 = 0,01). Численное значение хср округляют так, чтобы его последняя цифра оказалась в том же разряде, что и цифра погрешности (х = 10,332  10,3; у = 1,846  1,85).

  1. Находят относительную погрешность измерений :

Как правило, относительную погрешность округляют до целого значения.

3.2. Метод сравнения с табличным значением

Если существует табличное значение, определяемой в ходе лабораторной работы величины, то полученные результаты сравниваются с табличным значением.

  1. Производится несколько измерений физической величины и определяется
    среднее значение.

.

  1. Абсолютная погрешность измерений вычисляется по формуле:

  1. Относительная погрешность находится по формуле: .

Лабораторные работы по разделу «Механика»

Лабораторная работа №1

Исследование движения тела под действием постоянной силы.

Урок 09. Лабораторная работа № 01. Исследование движения тела под действием постоянной силы (отчет) (infofiz.ru)

Цель работы:___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Оборудование:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


Вопросы для подготовки к выполнению лабораторной работы.

1.Дайте определение механическому движению.

2. Назовите виды движений.

3. Какое движение называют равноускоренным?

4. Дайте определение ускорению. Запишите формулу.

5. Запишите уравнение равноускоренного движения.

6. Чему равно ускорение свободного падения?

7. Запишите уравнение движения по вертикали.



Ход работы.

1.Соберите установку, изображенную на рисунке.

2. Отметьте на желобе начальное положение шарика, а также его конечное положение - верхний торец металлического цилиндра.

3. Измеряйте расстояние между верхней и нижней отметками на желобе (путь, пройденный шариком). S = _______ м.

4. Включив секундомер, отпустите шарик без толчка и заметьте время t до его удара о цилиндр. = _________с.

5.Повторите опыт 3 раза. Во время каждого опыта пускайте шарик из того же начального положения, а также следите за тем, чтобы верхний торец цилиндра находился на соответствующей отметке.

6. Измерьте время движения шарика = ______c, = ______c.

7. Вычислите ускорение а, с которым он скатывается, по формуле: .

8. Найдите среднее значение ускорения. .

9.Определите абсолютную погрешность каждого измерения

10. Определите среднее арифметическое этих погрешностей

11.Найдите относительную погрешность измерений

12. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.



Таблица измерений и вычислений

S, м

t, c

а, м/с2

аср, м/с2

Δа, м/с2

Δаср, м/с2

δ, %

1








2




3




Вычисления:













Вывод.

В результате проведенных опытов мы экспериментально доказали, что_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Лист самооценки

Уровень освоения

Эксперимент

Могу помочь другим


Выполнил без затруднений


Испытывал затруднения


Лабораторная работа № 2

Определение коэффициента трения скольжения

Урок 09. Лабораторная работа № 01. Исследование движения тела под действием постоянной силы (отчет) (infofiz.ru)

Цель работы:___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Оборудование:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Вопросы для подготовки к выполнению лабораторной работы.

1. Чем отличаются сила трения скольжения и сила трения покоя?

2. При каких условиях силу трения можно измерить при помощи динамометра?

3. Начертите все силы, действующие на брусок в данной лабораторной работе:



Запишите 2-й закон Ньютона в векторном виде для рассмотренной ситуации.

4. Брусок положили на наклонную плоскость, и он начал соскальзывать с нее вниз. Начертите все силы, действующие на брусок.






Запишите 2 закон Ньютона в векторном виде для рассмотренной ситуации.



Ход работы.

  1. Собрать установку по схеме:

1 – динамометр

2 – брусок

3 – подставка

  1. Медленно и равномерно передвигая брус, измерить динамометром силу трения.

  2. Рассчитать силу реакции опоры для каждого опыта: N = m*g.

  3. Определить коэффициент трения для каждого опыта:

  1. Вычислить погрешности:

  1. Построить график зависимости от массы тела, отложив по вертикали

Таблица измерений и вычислений





Вычисления.











Вывод:

В результате проведенных опытов мы экспериментально доказали, что_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Лист самооценки

Уровень освоения

Эксперимент

Могу помочь другим


Выполнил без затруднений


Испытывал затруднения







Лабораторные работы по разделу

«Основы молекулярной физики и термодинамики»


Лабораторная работа № 3

Проверка закона Гей-Люссака

Цель работы: ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование:__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вопросы для подготовки к выполнению лабораторной работы.

1.Определение идеального газа.

2.Запишите уравнение состояния идеального газа.

3. Дайте определение изопроцессам.

4. Охарактеризуйте изохорный, изотермический и изобарный процессы.



Ход работы.

1.Подготовьте стакан с водой комнатной температуры и сосуд с горячей водой.

2.Измерьте длину стеклянной трубки и температуру воды в цилиндрическом сосуде с горячей водой. = __________________, = _________________________

3.Стеклянная трубка открытым концом вверх помещается на 3-5 мин в цилиндрический сосуд с горячей водой.

4.Открытый конец стеклянной трубки, находящийся в горячей воде, замазывают пластилином.

5.После этого трубку вынимают из сосуда с горячей водой, и замазанный конец быстро опускают в стакан с водой комнатной температуры. Подождите несколько минут, пока трубка остынет до комнатной температуры .

6.Измерьте воды в стакане. = __________________

7.Аккуратно выньте пластилин. Вода в трубке поднимется. Опускайте трубку в стакане до тех пор, когда уровни воды в стакане и трубке станут равны.

8.Измерьте длину столбика воздуха в трубке. = _______________________

9.Вычислите отношения объемов для двух состояний .

10.Переведите значения температур в кельвины. ________________, =______________


11.Вычислите отношения абсолютных температур =________________________________


12.Погрешность измерения длины =1мм, погрешность измерения температуры 1K. Вычислите относительную погрешность определения отношения длин столбиков воздуха по формуле .

13.Вычислите относительную погрешность определения отношения температур +

14. Вычислите абсолютные погрешности определения отношений этих величин ,

15. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.



Таблица измерений и вычислений



,мм

оС

,мм














Вычисления.

















Вывод: В результате проведенных опытов мы экспериментально доказали, что_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Лист самооценки

Уровень освоения

Эксперимент

Могу помочь другим


Выполнил без затруднений


Испытывал затруднения







Лабораторная работа № 4

Измерение влажности воздуха

Урок 19. Лабораторная работа № 04. Измерение влажности воздуха (отчет) (infofiz.ru)

Цель работы: ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование:__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для подготовки к выполнению лабораторной работы.

  1. Дайте определение влажности воздуха.

  2. Дайте определение относительной влажности воздуха.

  3. Запишите формулу относительной влажности воздуха.

  4. Какие приборы используют для определения относительной влажности воздуха. Принцип работы.


Ход работы.

1. Измерьте температуру воздуха в аудитории: tсух = ________________________

2.Проверить наличие воды в стаканчике психрометра и при необходимости долить ее.

3. Подержите влажный термометр некоторое время в воздухе. Как только понижение температуры прекратится, запишите его показания: ________________________

4. Найдите разность температур «сухого» и «влажного» термометров:

= __________________________________________________

5.Определите с помощью психрометрической таблицы относительной влажности:

φ% =_______________

6. По таблице «Давление и плотность насыщенного водяного пара при различных температурах» определяем плотность насыщенного водяного пара (ρ0) при данной температуре воздуха и относительной влажности. ρ0 = ____________________

7. Определить абсолютную влажность воздуха по формуле

8. Найдите в колонке плотности значение, наиболее близко совпадающее со значением ρa, и определите значение точки росы = _________

9. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.



Таблица измерений и вычислений

tсух , оС


tвл, оС


t, оС

, %

ρ0, кг/м3

а, кг/м3

, оС










Вычисления.










Вывод: В ходе выполнения лабораторной работы я определил __________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Дополнительные задания.

1.Разность показаний сухого и влажного термометров равна 5°С. Относительная влажность воздуха 58%. Чему равны показания сухого и влажного термометра.







2. Влажность воздуха равна 78%, а показание сухого термометра равно 12 °С. Какую температуру показывает влажный термометр?







3. Разность в показаниях сухого и влажного термометров равна 4 °С. Относительная влажность воздуха 60%. Чему равны показания сухого и влажного термометра?







4. На улице идет холодный осенний дождь. В каком случае быстрее высохнет белье, развешенное на кухне: когда форточка открыта, или когда закрыта? Почему?







Лист самооценки

Уровень освоения

Эксперимент

Дополнительное задание

Могу помочь другим



Выполнил без затруднений



Испытывал затруднения







Лабораторные работы по разделу «Электродинамика»


Лабораторная работа № 5

Изучение законов последовательного и параллельного соединений проводников

Цель работы: ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование:__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вопросы для подготовки к выполнению лабораторной работы.

1.Какие способы соединения проводников в электрической цепи вам известны?

2. Какое соединение проводников называют последовательным?

3. Какие законы последовательного соединения проводников вам известны?

4.Какое соединение проводников называют параллельным?

5. Какие законы параллельного соединения проводников вам известны?


Ход работы.


Опыт 1. Изучение законов последовательного соединения проводников.

1.Соберите электрическую цепь по схеме (вольтметр не подключайте).









2. С помощью реостата установите стрелку амперметра на определенное деление. Снимите показания амперметра (Iобщ). Iобщ=______________________.

3. Не изменяя положения ползунка реостата, измерьте силу тока между резисторами (I1) и между резистором и реостатом (I2). I1=______________, I2 =___________________.



Вывод: _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

4. Измерьте вольтметром напряжение на участке, состоящем из двух резисторов (Uобщ) и напряжение на концах каждого резистора (U1, U2). Uобщ= ___________, U1 = __________, U2=_____________.



Вывод: _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

5. Используя закон Ома (I = U / R → R = U / I), определите полное сопротивление участка (Rобщ ) состоящем из двух последовательно соединенных резисторов с сопротивлениями R1 и R2. R1 = U1 / I1 , R2 = U2 / I2, R = R1 + R2



Вывод:_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

6.Вычислите относительную погрешность определения сопротивления:

7.Вычислите абсолютную погрешность определения сопротивления:

8. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.



Таблица измерений и вычислений

I (А)

U (В)

R (Ом)

I1

I2

Iобщ

U1

U2

Uобщ

R1

R2

Rобщ











Вычисления.













Вывод: В результате проведенных опытов мы экспериментально установили, что__________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Опыт 2. Изучение законов последовательного соединения проводников.

1. Соберите электрическую цепь по схеме.













2. С помощью реостата установите стрелку вольтметра на определенное деление шкалы. Снимите показания вольтметра (Uобщ). Uобщ =____________________________.

3.Не изменяя положения ползунка реостата, измерьте напряжение на первом (U1) и втором резисторе (U2). U1=____________________, U2=___________________________.

Вывод:__________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

4.Измерьте поочередно амперметром силу электрического тока в общей цепи (Iобщ) и силу тока в первом (I1 ) и во втором резисторе (I2). Iобщ=______________, I1=________________,

I2=____________________.

Вывод:__________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

5. Используя закон Ома (I = U / R → R = U / I), определите полное сопротивление участка (Rобщ ) состоящем из двух параллельно соединенных резисторов с сопротивлениями R1 и R2.

R1 = U1 / I1, R2 = U2 / I2,

Вывод:_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

6.Вычислите относительную погрешность определения сопротивления:

7.Вычислите абсолютную погрешность определения сопротивления:

8. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

Таблица измерений и вычислений

I (А)

U (В)

R (Ом)

I1

I2

Iобщ

U1

U2

Uобщ

R1

R2

Rобщ











Вычисления.

























Вывод: В результате проведенных опытов мы экспериментально установили, что_________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общий вывод: В ходе выполнения лабораторной работы, я определил __________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


Лист самооценки

Уровень освоения

Опыт 1

Опыт 2

Могу помочь другим



Выполнил без затруднений



Испытывал затруднения





Лабораторная работа № 6

Изучение явления электромагнитной индукции

Урок 38. Лабораторная работа № 09 "Изучение явления электромагнитной индукции" (infofiz.ru)


Цель работы: ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование:__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вопросы для подготовки к выполнению лабораторной работы.

1.В чем суть явления электромагнитной индукции?

2. Кто открыл явление электромагнитной индукции?

3. Как рассчитать ЭДС индукции?

4.Сформулируйте правило Ленца.

5. План применения правила Ленца.

Ход работы.


Опыт 1. Выяснение условий возникновения индукционного тока.

1.Подключите катушку-моток к зажимам миллиамперметра.

2.Наблюдая за показаниями миллиамперметра, отметьте, возникал ли индукционный ток, если:

А) в неподвижную катушку вводить магнит


Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Б) магнит разместить внутри катушки, оставляя неподвижным


Вывод:_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

В) из неподвижной катушки выводить магнит


Вывод:_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3.Выясните, как изменялся магнитный поток Ф, пронизывающий катушку в каждом случае. Сделайте вывод о том, при каком условии в катушке возникал индукционный ток.

Вывод: В результате выполнения экспериментов я установил, что _______________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Опыт 2. Изучение направления индукционного тока.

1.О направлении тока в катушке можно судить по тому, в какую сторону от нулевого деления отклоняется стрелка миллиамперметра.

2. Проверьте, одинаковым ли будет направление индукционного тока, если:

А) вводить в катушку и удалять магнит северным полюсом

,


Вывод: _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Б) вводить магнит в катушку магнит северным полюсом и южным полюсом

,


Вывод:_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3.Выясните, что изменялось в каждом случае. Сделайте вывод о том, от чего зависит направление индукционного тока.


Вывод: В результате выполнения экспериментов я установил, что _______________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


Опыт3. Изучение величины индукционного тока.

1.Приближайте магнит к неподвижной катушке медленно, отмечая, на сколько делений N1 отклоняется стрелка миллиамперметра. N1= __________,

2. Приближайте магнит к неподвижной катушке с большей скоростью, отмечая, на сколько делений N2 отклоняется стрелка миллиамперметра. N2=_____________

3. Приближайте магнит к катушке северным полюсом. Отметьте, на сколько делений N1 отклоняется стрелка миллиамперметра. N1=_____________

4.К северному полюсу дугообразного магнита приставьте северный полюс полосового магнита. Выясните, на сколько делений N2 отклоняется стрелка миллиамперметра при приближении одновременно двух магнитов.

N2=_____________

5.Выясните, как изменялся магнитный поток в каждом случае. Сделайте вывод, от чего зависит величина индукционного тока.

Вывод: В результате выполнения экспериментов я установил, что _______________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


Лист самооценки

Уровень освоения

Опыт 1

Опыт 2

Опыт 3

Могу помочь другим




Выполнил без затруднений




Испытывал затруднения




Раздел « Оптика»


Лабораторная работа № 7

Определение показателя преломления стекла

Цель работы: ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование:__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для подготовки к выполнению лабораторной работы.

1.Понятие луча. Закон прямолинейного распространения света.

2. Дайте определение понятию отражение света.

3.Сформулируйте законы отражения света

4. Дайте определение понятию преломление света.

5. Сформулируйте законы преломления света.

6. От чего зависит показатель преломления вещества?

7. Абсолютный показатель преломления среды. Его физический смысл. Значение показателя преломления стекла.

8. В чём заключается явление полного отражения света на границе раздела двух сред?


Ход работы.


1.Положите стеклянную пластинку на середину листа картона и обведите карандашом ее границы.

2. С одной стороны стеклянной пластинки вколоть две иглы так, чтобы одна из них расположилась на верхней грани пластинки, а вторая произвольно, но так, чтобы прямая, проходящая через эти иглы не совпа­дала с перпендикуляром к верхней грани.

3. Поднять картон на уровень глаз и, глядя через стекло, вколоть третью иглу в нижнюю грань контура стеклянной пластинки так, чтобы она закрыла собой изображение двух первых игл (смотри рисунок).

4. Стекло и иглы снять с листа, места проколов обозначить точками 1, 2 и 3. Через точки 1,2 и 3 провести прямые линии до пересечения с контурами стекла. Через точку 2 провести перпендикуляр к границе раздела двух сред: воздух – стекло.

5. Измерить угол падения и угол преломления . =_______, =_______. Значения синусов этих углов определить по таблице, округлив до сотых. =______ , =_______

6. Опыт повторить еще два раз, меняя каждый раз угол падения луча =_______, =______, =____________, =________________

=_____________, =________, =____________, =________________

7. Для каждого опыта вычислить показатель преломления по формуле

8. Определить среднее значение показателя преломления стекла

9. Сравните результат опыта с табличным значением показателя преломления стекла. =_____________

10.Вычислите абсолютную погрешность ,

11. Определите относительную погрешность: 100%

12. Результаты всех измерений и вычислений занесите в таблицу.

Таблица измерений и вычислений

n
















Вычисления














Вывод: В результате выполнения лабораторной работы я установил,_____________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Лист самооценки

Уровень освоения

Эксперимент

Могу помочь другим


Выполнил без затруднений


Испытывал затруднения








Лабораторная работа № 8

Изучение интерференции и дифракции света

Урок 53. (дополнительный материал) Лабораторная работа № 13 «Наблюдение интерференции и дифракции света» (infofiz.ru)

Цель работы:___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Оборудование:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Вопросы для подготовки к выполнению лабораторной работы.

1. Дайте определение понятию интерференция волн.

2.Какие волны называют когерентными?

3. Запишите условие максимума.

4. Запишите условие минимума.

5. Дайте определение понятию интерференция света.

6. Дайте определение понятию дифракция.

7.Охарактеризуйте    условие проявления дифракции.



Ход работы.

Опыт 1.

1. Опустите проволочное кольцо в мыльный раствор. На проволочном кольце получается мыльная плёнка.

2. Расположите её вертикально. Опишите ваши наблюдения: ___________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Объясните наблюдаемые явления.__________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3. Освещаем мыльную пленку белым светом. Опишите ваши наблюдения: ________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Объясните наблюдаемые явления. __________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


Опыт 2. 

1. С помощью стеклянной трубки выдуйте мыльный пузырь и внимательно рассмотрите его. 

Опишите ваши наблюдения: _______________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Ответьте на вопросы:

1.Почему мыльные пузыри имеют радужную окраску?_________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

2.Какую форму имеют радужные полосы?____________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3.Почему окраска пузыря все время меняется?________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Опыт 3. 

1.Рассмотрите внимательно под разными углами поверхность компакт-диска (на которую производится запись).

2. Опишите ваши наблюдения: _____________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Объясните наблюдаемые явления. __________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Опыт 4. 

1. Сдвигаем ползунок штангенциркуля до образования между губками щели шириной 0,5 мм.

2. Приставляем скошенную часть губок вплотную к глазу (располагая щель вертикально).

3. Сквозь эту щель смотрим на вертикально расположенную нить горящей лампы. Наблюдаем по обе стороны от нити параллельные ей радужные полоски. Изменяем ширину щели в пределах 0,05 – 0,8 мм. При переходе к более узким щелям полосы раздвигаются, становятся шире и образуют различимые спектры. При наблюдении через самую широкую щель полосы очень узки и располагаются близко одна к другой.

4. Зарисуйте в тетрадь увиденную картину.












5. Объясните наблюдаемые явления. ________________________________________________

________________________________________________________________________________

________



_____________________________________________________

________________________________________________________________________________

Опыт 5.

 1. Посмотрите сквозь капроновую ткань на нить горящей лампы. Поворачивая ткань вокруг оси, добейтесь четкой дифракционной картины в виде двух скрещенных под прямым углом дифракционных полос.

2. Зарисуйте наблюдаемый дифракционный крест. 














Объясните наблюдаемые явления. __________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Вывод: В результате выполнения лабораторной работы я установил,_____________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Лист самооценки

Уровень освоения

Опыт1

Опыт 2

Опыт 3

Опыт 4

Опыт 5

Могу помочь другим






Выполнил без затруднений






Испытывал затруднения











Лабораторная работа № 9

Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки

Урок 53. Лабораторная работа 13. Определение длины волны светового излучения с помощью дифракционной решётки (infofiz.ru)

Цель работы:___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Оборудование:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для подготовки к выполнению лабораторной работы.

1. Что такое дифракция?

2. В каких конкретных явлениях она проявляется?

3. Как формулируется принцип Гюйгенса-Френеля?

4. Что такое главные максимумы? Как они возникают?

5. Что такое дифракционные минимумы? Какова их природа?

6. Что такое дифракционная решетка? Как она изготавливается?

7.Как записать и объяснить формулу главных максимумов (формулу дифракционной решетки)?

8. Какая картина наблюдается на экране при освещении решетки белым светом, светом ртутной лампы?

9. Каков порядок следования цветов в дифракционных спектрах?

Ход работы.

1. Соберите установку, изображенную на рисунке.











2. Приблизив глаз к дифракционной решётке, направьте прибор на источник света так, чтобы были видны по обе стороны от щели на щитке дифракционные спектры 1-го и 2-го порядков.

3.Замерьте расстояние b - от щитка до дифракционной решётке. b =___________

4.Определить расстояние от нулевого деления «0» шкалы экрана до середины фиолетовой полосы, как в левую сторону «ал», так и в правую «ап». ал1=_________, ап1=_______________

5. Для спектров первого порядка и вычислить среднее значение «аср.ф» . аср.ф1= (ал1 + ап1 ) / 2

6. Опыт повторить со спектром второго порядка. ал2=_________, ап2=_______________

7. Определить для него аср.ф2. аср.ф2= (ал2 + ап2 ) / 2

8. Вычислить длину волны фиолетового света, длину волны красного света (для 1го и 2 го порядков) по формуле: λф=

9. Определить расстояние от нулевого деления «0» шкалы экрана до середины красной полосы, как в левую сторону «ал», так и в правую «ап». ал2=_________, ап2=_______________

10. Для спектров первого порядка и вычислить среднее значение «аср.кр» . аср.кр1= (ал1 + ап1 ) / 2

11. Опыт повторить со спектром второго порядка. ал2=_________, ап2=_______________

12. Определить для него аср.кр2. аср.кр2= (ал2 + ап2 ) / 2

13. Вычислить длину волны фиолетового света, длину волны красного света (для 1го и 2 го порядков) по формуле: λкр=

14. Сравните результат опыта с табличным значением длины волны фиолетового света =________________, =_____________

15. Вычислите абсолютную погрешность , .

16. Определите относительную погрешность: 100%, 100%,

17. Результаты всех измерений и вычислений занесите в таблицу.


Таблица измерений и вычислений

к

b,мм

Видимые границы спектра фиолетового света

Видимые границы спектра красного света

,

мм

мм

ал, мм

ап, мм

аср.ф, мм

ал, мм

ап, мм

аср.кр, мм







1














2












Вычисления















Вывод: В результате выполнения лабораторной работы я установил,_____________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Лист самооценки

Уровень освоения

Эксперимент

Могу помочь другим


Выполнил без затруднений


Испытывал затруднения



Лабораторная работа №10

Изучение звёздного неба с помощью подвижной карты звёздного неба

Урок 04. Практическая работа № 1 "Изучение звёздного неба с помощью подвижной карты звёздного неба" (infofiz.ru)

Цель работы:___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Оборудование:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Вопросы для подготовки к выполнению лабораторной работы.

1. Что такое звёздное небо?

2. Что такое созвездия?

3. Сколько на сегодняшний день созвездий?

4. Перечислить основные созвездия или те, которые вы знаете.

5. Что такое карта неба

6. Что такое небесный экватор?

Ход работы.

1. Определите экваториальные координаты Альтаира (α Орла), Сириуса (α Большого Пса) и Веги (α Лиры).

2. Используя карту звёздного неба, найдите звезду по её координатам: δ = +35о; α = 1ч 6м.

3. Определите, какой является звезда δ Стрельца, для наблюдателя, находящего на широте 55о 15ʹ. Определить, восходящей или невосходящей является звезда двумя способами: с использованием накладного круга подвижной карты звездного неба и с использованием формул условия видимости звезд.

Практический способ. Располагаем подвижный круг на звездной карте и при его вращении определяем, является звезда восходящей или невосходящей.

Теоретичекий способ.

Используем формулы условия видимости звезд:

Если , то звезда является восходящей и заходящей.

Если то звезда в Северном полушарии является незаходящей

Если , то звезда в Северном полушарии является невосходящей.

4. Установить подвижную карту звёздного неба на день и час наблюдения и назвать созвездия, расположенные в южной части неба от горизонта до полюса мира; на востоке – от горизонта до полюса мира.

5. Найти созвездия, расположенные между точками запада и севера, 10 октября в 21 час. Проверить правильность определения визуальным наблюдением звёздного неба.

6. Найти на звёздной карте созвездия с обозначенными в них туманностями и проверить, можно ли их наблюдать невооруженным глазом глазом на день и час выполнения лабораторной работы.

7. Определить, будут ли видны созвездия Девы, Рака. Весов в полночь 15 сентября? Какое созвездие в это же время будет находиться вблизи горизонта на севере?

8. Определить, какие из перечисленных созвездий: Малая Медведица, Волопас, Возничий, Орион - для вашей широты будут незаходящими?

9. На карте звёздного неба найти пять любых перечисленных созвездий: Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея, Андромеда, Пегас, Лебедь, Лира, Геркулес, Северная корона – и определить приближённо небесные координаты (склонение, и прямое восхождение) a- звёзд этих созвездий.

10. Определить, какие созвездия будут находиться вблизи горизонта на Севере, Юге, Западе и Востоке 5 мая в полночь.

Вычисления:



















Вывод.

В результате проведенных опытов мы экспериментально доказали, что_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Лист самооценки

Уровень освоения

Эксперимент

Могу помочь другим


Выполнил без затруднений


Испытывал затруднения







Литература

  1. Дмитриева В. Ф. Физика. Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. 2012 

  2. Физика 10 класс под редакцией А.А. Пинского, О.Ф. Кабардина. «Просвещение» 2011

  3. Физика 11 класс под редакцией А.А. Пинского, О.Ф. Кабардина. «Просвещение» 2011

  4. Физика, 10 класс, Тетрадь для лабораторных работ, Парфентьева Н.А., Просвещение 2012.

  5. Физика, 10 класс, Тетрадь для лабораторных работ, Парфентьева Н.А., Просвещение 2012.

  6. Физика. Тетрадь для лабораторных работ. 10 класс. Касьянов В.А., Коровин В.А. Дрофа 2012

  7. Физика. Тетрадь для лабораторных работ. 11 класс. Касьянов В.А., Коровин В.А. Дрофа 2012









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!