СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка для преподавателя. Семинарское занятие по теме: Лекарственные средства, влияющие на функцию крови. Средства, влияющие на функцию матки.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка состоит из заданий различной степени сложности: тестовых заданий 2 уровня, вопросов для устного опроса, ситуационных задач.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для преподавателя. Семинарское занятие по теме: Лекарственные средства, влияющие на функцию крови. Средства, влияющие на функцию матки.»

Департамент здравоохранения Брянской области

ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателя









Специальность: 33.02.01 Фармация (базовая подготовка)



ПМ.01. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, МДК.01.01.1 Лекарствоведение. Фармакология.

Тема: Лекарственные средства, влияющие на функцию крови. Средства, влияющие на функцию матки.

Курс: 2

Вид занятия: семинарское



Кол-во времени: 90 мин.











Брянск, 2021



Рассмотрена

на заседании методической комиссии

по специальности 33.02.01 Фармация

«______ » _______ 2021г.

Протокол № __

Председатель ___________ /Алексеева С.Н.

Рекомендована

методическим советом

«_______» __________ 2021г.

Протокол № __


Утверждаю

Зам. директора по учебной работе

ГАПОУ «Брянский

базовый медицинский колледж»

___________________М.А. Захарова

«_______ » ________________2021г.











Методическая разработка семинарского занятия для преподавателя составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО, примерной программой и рабочей программой по ПМ.01. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента по теме «Лекарственные средства, влияющие на функции крови» для специальности 33.02.01. Фармация.

Авторы: Мирмова Д.М., преподаватель ГАПОУ «Брянский базовый

медицинский колледж»

Храменок Я.Б., преподаватель ГАПОУ «Брянский базовый

медицинский колледж»

Рецензент: Богданова Е.В., методист ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж».









Цели занятия:


Образовательная: проверить усвоение студентами классификации, особенностей фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств, влияющих на функции крови.


После изучения темы студент должен:


Знать:

- современный ассортимент средств, применяемых при заболеваниях крови;

- характеристику отдельных препаратов, синонимы и аналоги, показания и способ применения, противопоказания, побочные действия.


Уметь:

- применять современные технологии и давать обоснованные рекомендации при отпуске кровоостанавливающих средств; антикоагулянтов прямого и непрямого действия; антианемических средств; антиагрегантов; фибринолитических и антифибринолитических средств.

- оказывать консультативную помощь в целях обеспечения ответственного самолечения.


Воспитательная: воспитывать положительное отношение к обучению, формировать познавательный интерес, воспитывать любовь к будущей профессии.


Развивающая: развитие общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

формирование профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы.

ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.

ПК 1.4. Участвовать в оформлении торгового зала.

ПК 1.5. Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента.

Место проведения: аудитория ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»

Время проведения: 90 минут

Оснащение:

- методическая разработка

- дидактические материалы

- контрольно-оценочные средства (вопросы, задания по рецептуре, задания в тестовой форме с эталоном ответов и критериями оценивания, ситуационные задачи).


Внутридисциплинарные (внутримодульные) связи:

Средства, влияющие на сердечно -сосудистую систему.

Междисциплинарные (межмодульные) связи:

ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией;

ОП.07 Ботаника;

ПМ.01. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента Фармакогнозия; ПМ.02. Технология изготовления лекарственных форм.



Литература

Основная:

1. Лекарствоведение. Учебник для фармацевтических училищ и колледжей/ Аляутдин Р.Н. и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017

2. Федюкович Н.И. Фармакология: учебник / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 702 с.

Дополнительная:

1. Фармакология под редакцией Харкевича Д.А.– М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2010.

2. Аляутдин Р.Н. и др. Фармакология. Руководство к лабораторным занятиям – учебное пособие. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009.














Технологическая карта семинарского занятия:


Содержание этапа занятия

Методическое обоснование

Количество

минут

1.

Организационный момент

Оценить внешний вид студентов.

Нацелить на активную работу на практическом

занятии.

Учёт посещаемости, регистрация «нб» в журнале.


Организует и дисциплинирует студентов, создает рабочую обстановку, воспитывает аккуратность и ответственность студентов.

2 мин

2.

Тема семинарского занятия: Лекарственные средства, влияющие на функцию крови. Средства, влияющие на функцию матки.

Цель занятия (см.3 стр.)

Практическая значимость, актуальность темы:

Тема является очень важной, так как заболевания системы крови встречаются довольно часто.

Имеется большое количество препаратов для лечения данных заболеваний, в которых фармацевт должен хорошо ориентироваться.

План семинарского занятия:

1. Фронтальный опрос

2. Выполнение заданий в тестовой форме

3. Выполнение заданий по рецептуре

4. Решение ситуационных задач

5. Анализ и оценивание работы каждого студента, выставление отметок

Формирует познавательный интерес к учебной деятельности по теме, определяет степень подготовленности студентов группы по заданному материалу.

5 мин

3.

Фронтальный опрос (Приложение 1)

Контроль исходного уровня знаний студентов

10 мин

4.

Тест-контроль (с эталоном ответов и критериями оценивания) (Приложение 2)

Взаимопроверка, анализ ответов

Контроль исходного уровня знаний студентов по заданной теме.


10 мин


5 мин

5.

Выполнение заданий по рецептуре (Приложение 3)


С целью закрепления навыков по выписыванию рецептов.

25 мин

6.

Решение ситуационных задач (Приложение 4)

Развитие логического мышления, применение теоретических знаний.

25 мин

7.

Подведение итогов, выводы, обобщение, ответы на вопросы студентов, анализ достижения поставленных в начале занятия целей.

Анализ результативности занятия, анализ успешности достижения цели занятия.

3 мин

8.

Анализ и оценивание работы каждого студента, выставление отметок.

С целью указания на имеющиеся недостатки в усвоении материала. Выставляются итоговые оценки каждому студенту.

2 мин

9.

Домашнее задание:

Тема: Гормоны стероидной и нестероидной структуры.

Учебник:

Федюкович Н.И. Фармакология стр. 515-547

Подготовить сообщение по теме: Анаболические стероиды.

Активизирует самоподготовку, отрабатывает навыки самостоятельной работы со справочной литературой и интернет-ресурсами.

3 мин

10.

Уборка учебной аудитории

Прививает любовь к чистоте и порядку.




























Приложение 1

Вопросы для фронтального опроса



  1. Какая группа препаратов и почему относится по классификации одновременно к утеростимулирующим и утеротоническим средствам?

  2. Можно ли применять утеротонические средства для стимуляции родов (дать развернутый ответ).

  3. Чем отличается применение аспирина в качестве антиагреганта от его применения в качестве противовоспалительного и жаропонижающего средства?

  4. Почему большинство антиагрегационных препаратов аспирина покрывают кишечнорастворимой оболочкой, а Кардиомагнил обычной пленочной?

  5. Назовите основные преимущества низкомолекулярных гепаринов по сравнению с гепарином.

  6. Объясните разницу между кальция хлоридом и кальция глюконатом.

  7. Предложите препараты для самостоятельного применения больными при небольших кровотечениях (ответ обосновать).

  8. В чем особенность препарата Сорбифер дурулес? С какой целью в него добавлена аскорбиновая кислота?

































Приложение 2



Тестовый контроль знаний по теме: «Лекарственные средства, влияющие на функцию крови»

Вариант 1


  1. Побочные эффекты препаратов железа:

-

-

-

2. Назовите антиагрегационные средства:

-

-

-

3. Показания к применению кальция хлорида:

-

-

-

4. Назовите антидоты антикоагулянтов прямого и непрямого действия:

-

-

5. Синонимы клопидогреля:

-

-

6. Препараты низкомолекулярного гепарина:

-

-

7. Способы введения этамзилата:

-

-

-























Тестовый контроль знаний по теме: «Лекарственные средства, влияющие на функцию крови»

Вариант 2

  1. Стимулятор лейкопоэза и его побочные эффекты:

-

-

-

2. Эффекты действия ацетилсалициловой кислоты:

-

-

-

-

3. Синонимы пентоксифиллина:

-

-

4. Способы введения хлорида кальция:

-

-

5. Фармакодинамика метилурацила:

-

-

-

-

-

6. Показания к применению дипиридамола:

-

-

-

7. Антикоагулянт прямого действия:

-























Тестовый контроль знаний по теме: «Лекарственные средства, влияющие на функцию крови»

Вариант 3

  1. Препараты железа:

-

-

-

-

2. Лекарственные формы препарата Феррум Лек:

-

-

-

3. Назовите антифибринолитические средства:

-

-

-

4. Синонимы тиклопидина, этамзилата:

-

-

5. Побочные эффекты гепарина:

-

-

-

-

6. Классификация средств, повышающих свертывание крови:

-

-

-

-



























Тестовый контроль знаний по теме: «Лекарственные средства, влияющие на функцию крови»

Вариант 4

  1. Назовите средства для лечения гиперхромных анемий:

-

-

2. Лекарственные формы глюконата кальция:

-

-

-

3. Назовите антикоагулянты непрямого действия:

-

-

-

-

4. Эффекты действия гепарина:

-

-

-

-

5. Принадлежность к фармакологической группе и способы введения

глюконата кальция:

-

-

-

-

6. Побочные эффекты непрямых антикоагулянтов:

-

-

7. Средство для лечения апластической анемии:

-

























Тестовый контроль знаний по теме: «Лекарственные средства, влияющие на функцию крови»

Вариант 5

  1. Лекарственные формы метилурацила:

-

-

-

2. Препараты аспирина с антиагрегационным эффектом:

-

-

-

3. Способы введения гепарина:

-

-

-

4. Состав препарата Ферро-фольгамма:

-

-

-

-

5. Классификация средств, понижающих свертывание крови:

-

-

-

6. Синтетический аналог витамина К, способы его введения:

-

-

-

7. Фибринолитическое средство:

-



























Приложение 3

Задание по рецептуре



  1. Коагулянт для местного применения.

  2. Антикоагулянт прямого действия.

  3. Коагулянт из группы солей кальция.

  4. Средство для стимуляции родовой деятельности.

  5. Утеротоническое средство.

  6. Этамзилат в ампулах и таблетках.

  7. Фибринолитическое средство.

  8. Препарат аспирина в качестве антиагреганта.

  9. Препарат низкомолекулярного гепарина.

  10. Непрямой антикоагулянт.




































Приложение 4



Ситуационные задачи

Задача №1

В отделение гастроэнтерологии поступил больной 52 лет с желудочным кровотечением на фоне течения язвенной болезни.

Назначены лекарственные препараты:

Омепразол,

Аминокапроновая кислота,

Викасол,

Мизопростол,

Маалокс,

Феррум-лек,

Ранитидин.

Задание:

1.Определите фармакологическую принадлежность ЛП, механизм их действия и эффекты действия.

2. Замените подчеркнутые препараты на аналогичные по фармакологическому действию. Объясните свой выбор.

Задача №2

У больного острый тромбоз. В вашем распоряжении гепарин и варфарин. Какой препарат целесообразно использовать и почему?

Задача №3

При поверхностном тромбофлебите конечностей, тромбозе геморроидальных вен, язвах конечностей применяется наружно гепариновая мазь.

Почему нужно соблюдать осторожность при применении мази больными, получающими антикоагулянты внутрь?

Задача №4

Сколько раз в день назначают викасол? В каких случаях его применяют? Особенности и механизм действия.