СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика 6. Побери фигуру к предмету (модифицированный вариант методики Л.А. Венгера)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: изучение уровня сформированности перцептивных  действий; выявление способности соотносить предмет с эталоном, уровня сформированности знаний о формах; выявление     способности  к          переносу        усвоенного перцептивного действия в новые условия.

Просмотр содержимого документа
«Методика 6. Побери фигуру к предмету (модифицированный вариант методики Л.А. Венгера)»

Методика 6. Побери фигуру к предмету (модифицированный вариант методики Л.А. Венгера)

Методика предназначена для детей дошкольного возраста (для детей с умственной отсталостью эта методика используется как обучающая).

Данная методика была описана Л.А. Венгером, применялась и видоизменялась многими исследователями. Наиболее подходящей для выполнения детьми с интеллектуальными нарушениями вариантом методики является, на наш взгляд, методика О.Н. Усановой, предусматривающая использование яркого стимульного материала и активизацию предметно-практической деятельности ребенка (раскладывание испытуемым предметных картинок к соответствующим им по форме абстрактным фигурам-эталонам). Дополнительно к методике О.Н. Усановой, где применяются эталоны геометрических форм, непривычных для восприятия ребенка и поэтому представляющими трудность для оперирования ими даже в наглядно-действенном плане, мы разработали две серии экспериментальных заданий, геометрические формы в которых более привычны для восприятия ребенка: это круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, трапеция. Данные серии предъявляются ребенку первоначально как менее сложные, а затем по мере врабатываемости и возрастания степени понимания испытуемым экспериментального задания, предлагают более трудное задание – эталоны методики О.Н.Усановой.

Цель:

  • изучение уровня сформированности перцептивных действий;

  • выявление способности соотносить предмет с эталоном, уровня сформированности знаний о формах;

  • выявление способности к переносу усвоенного перцептивного действия в новые условия.

Стимульный материал:

  • карточки с предметными изображениями:

  • а) первая серия: арбуз, мяч, солнце, кубик, телевизор, окно, крыша, елка, пирамидка (см. Приложение 6, рис. 6.1.-6.2.);

  • б) вторая серия: кирпич, шкаф, книга, огурец, яйцо, дыня, ведро, цветочный горшок, фартук (см. Приложение 6, рис. 6.2.-6.3.);

  • б) третья серия: кресло, грузовик, коляска, чашка, корзина, шапочка, груша, лампочка, матрешка, пирамида, перец, ракета (см. Приложение 6, рис. 6.4.-6.5.);

  • 10 силуэтных эталонов форм (см. Приложение 6, рис. 6.6.- 6.7.)

Ход исследования

Перед ребенком выкладываются эталоны форм и дается инструкция: «Нужно разложить подходящие к фигуркам картинки. Вот так (на примере двух картинок демонстрируется принцип группировки)». Далее ребенку посредством жестов предлагается продолжить работу самостоятельно.

Серии предъявляются последовательно.

Оценка результатов

  1. уровень – ребенок не понимает инструкцию, не выполняет задание либо нецеленаправленно манипулирует картинками.

  2. уровень – ребенок понимает инструкцию, однако неверно соотносит предметные изображения с эталонами их форм, допускает ошибки.

  3. уровень – ребенок выполняет задание полностью правильно, используя метод проб, т.е. действует путем наложения.

  4. уровень – безошибочное зрительное соотнесение ребенком предметных изображений с эталонами их форм.

Виды помощи

    1. Если ребенок действует соответственно I уровню выполнения, инструкция дается в более развернутой форме, содержание задания уточняется, сопровождается выраженными жестами: «К кругу нужно положить предметы круглой формы (экспериментатор обводит эталон рукой), к квадрату – квадратной ...».

    2. При регистрации II уровня выполнения задания, ребенку говорят: «Неправильно, подумай еще».

    3. Испытуемому предлагают наложить эталон на изображение, т.е. «примерить» фигуру-эталон к предметным изображениям. При этом функцию примеривания на двух картинках выполняет экспериментатор, затем предлагает сделать то же самое ребенку.

Испытуемому показывают, как проводить приложение, т.е. обучают, после чего предлагают продолжить примеривание самостоятельно. Данные виды помощи могут предъявляться в каждой серии в зависимости от того, врабатывается ребенок в задание или нет.

За безошибочное выполнение задания на уровне зрительного соотнесения оценка – 3 балла. Таким образом, максимальная сумма баллов по трем сериям составит 9 баллов. Использование проб уменьшает эту оценку на 0,5 балла. Количество предъявляемой помощи также снижает балл оценивания – каждый вид помощи уменьшает сумму баллов на 0,5 балла.


Протокол фиксации результатов исследования по методике «Подбери фигуру к предмету»

ФИО ребенка Возраст:

Группа: Дата исследования:



№ серии

Характер выполнения

Уровень выполнения

Виды и

количество помощи


Баллы

1





2





3





Итоговая

оценка



Анализ результатов

Группы детей

Баллы

Нормально развивающиеся дошкольники

6-9

Дошкольники с задержкой психического развития

3-8

Дошкольники с умственной отсталостью

0-4,5


Нормально развивающиеся дошкольники выполняют данное задание достаточно успешно, особенно первую и вторую серию. При выполнении задания дети руководствуются зрительным соотнесением. Отмечается четкая тенденция к переносу детьми усвоенного действия от первой серии ко второй. Некоторые трудности у дошкольников может вызвать задание третьей серии, с нетрадиционными эталонными фигурами. Однако даже здесь детям требуется только стимулирующая помощь, реже направляющая, в виде использования действия примеривания.

Дошкольники с ЗПР понимают поставленную перед ними диагностическую задачу и чаще всего показывают III уровень выполнения задания (правильно соотносят предметы с эталонами «методом проб»), реже демонстрируют II уровень выполнения (допускают ошибки в действии соотнесения). Таким образом, дети с ЗПР нуждаются во втором и третьем видах помощи. Дошкольники данной группы характеризуются склонностью адаптировать положение карточки с изображением предмета под стимульную фигуру. Так, они могут расположить шкаф в лежачем положении, шапку в перевернутом виде и т.п. Дети с ЗПР переносят усвоенный в первой серии способ деятельности на задание второй серии, которую они выполняют быстрее и продуктивнее. Задание третьей серии вызывает большие трудности, чем первые две, в связи с нестандартностью эталонных фигур.

Дошкольники с умственной отсталостью не всегда понимают инструкцию при первом предъявлении, в связи с чем нуждаются в оказании первого вида помощи – даче экспериментатором более развернутой инструкции. Часть детей данной группы показывает I уровень выполнения задания, другая часть – II уровень. Дошкольники данной группы начинают использовать примеривание после неоднократного обучения, т.е. применения четвертого вида помощи. Однако даже в условиях примеривания наблюдаются ошибки в соотнесении предметов и эталонных фигур. Так же, как и у детей с ЗПР, у детей с умственной отсталостью наибольшие трудности вызывает задание третьей серии.