СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика адаптации первоклассников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика адаптации первоклассников»

Карта адаптации


(адаптация первоклассников)


Карта адаптации предназначена для фиксации наблюдений и оценок учителя по отношению к отдельным детям, в частности для более углубленного изучения проблемных детей. В ней представлены параметры, на основании которых можно оценить деятельность ребенка, особенности его эмоционально–волевой сферы и положение в классе. Эти сведения могут быть дополнительными для оценки адаптации ребенка в школе.


Ф.И. ребёнка ____________________________________

Класс: 1 класс. Возраст: _________________________


Симптомы нормальной адаптации.

Степень выраженности.

сильно

средне

слабо

нет

Физиологическая адаптация.

1. Трудоспособность.





2. Уравновешенность.





3. Жизнерадостность, оптимистичность.





4. Внимательность, сосредоточенность.





5. Хороший аппетит.





6. Нормальный сон.





Социально-психологическая адаптация.

К учебной деятельности.

1. В школу ходит с желанием.





2. Активный, продолжительная заинтересованность.





3. Адекватная реакция на замечания.





4. Старательный, усердный.





5. Активный на уроке.





6. Самостоятельно выполняет задания.





7. Быстро включается в учебный процесс.





8. Равномерная успешность в учении.





9. Прогресс успешности в учении.





10. Аккуратный.





К общению с ровесниками, учителями.

1. Дружелюбный, отзывчивый.





2. Вступает в контакт с детьми.





3. Пользуется симпатией детей.





4. Активный, эмоциональный в игре.





5. В совместной учебной деятельности стремится к руководству детьми.





6. Стремится к общению с учителем.





7. Вежливый.





Физиологическая дезадаптация.

1. Утомляемость.





2. Тревожность, неуверенность, заторможенность.





3. Импульсивность, расторможенность в поведении.





4. Плаксивость, раздражительность, обидчивость.





5. Неуважительность, неумение сосредоточиться на чём-либо одном.





1 6. Жалобы на головную боль.





7. Жалобы на тошноту, боль в животе.





| 8. Отсутствие аппетита.





9. Плохой сон.





10. Заикается, запинается.





11. Грызёт ногти, очень взволнованный.





12. Засыпает на уроке.





Социально-психологическая дезадаптация.

К учебной деятельности.

1. Отказывается ходить в школу.





2. Пассивный, быстро теряет интерес к заданию.





3. Отказывается выполнять задания.





4. Нестарательный, равнодушный к неудачам.





5. Негативно относится к замечаниям, плачет.





6. «Присутствует» на уроке, молчит.





7. Нуждается в помощи и контроле.





8. Медленно включается в учебный процесс.





9. Наблюдается падение успеваемости.





10. Неаккуратный, несобранный.





К общению с ровесниками, учителями.

1. Агрессивный к детям.





2. Ссорится, обзывает детей.





3. Кусается, царапается.





4. Отказывается от общения с детьми.





5. Не принимает участие в игре, стремится к одиночеству.





6. Требует особого внимания к себе.





7. Избегает общения с учителем.





8. Кривляется, стремится обратить на себя внимание.





9. Ни с кем не здоровается.





10. Создаёт конфликтные ситуации.






Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.)
(адаптация первоклассников)
(схема изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе (заполняют родители))

Инструкция: Выберите утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребёнка на данный момент

I шкала «Успешность выполнения школьных заданий»

5. Правильное безошибочное выполнение школьных заданий.

4. Небольшие помарки, единичные ошибки.

3. Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой.

2. Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий.

1. Плохое усвоение программного материала по всем предметам.

II шкала «Степень усилий, необходимых ребёнку для выполнения школьных заданий»

5. Ребенок работает легко, свободно, без напряжения.

4. Выполнение школьных заданий не вызывает у ребёнка особых затруднений.

3. Иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения.

2. Выполнение школьных заданий требует от ребёнка определённой степени напряжения.

1. Ребёнок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.

III шкала «Самостоятельность ребёнка при выполнении школьных заданий»

5. Ребёнок сам справляется со школьными заданиями.

4. Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого.

3. Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам.

2. Ребёнок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого.

1. Для выполнения ребёнком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.

IV шкала «Настроение, с которым ребёнок идёт в школу»

5. Ребёнок улыбается, смеётся, с хорошим настроением идёт в школу.

4. Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения.

3. Иногда бывают проявления сниженного настроения.

2. Случаются проявления отрицательных эмоций:

а) тревожность, огорчение, иногда страх;

б) обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.

1. Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).

V шкала «Взаимоотношения с одноклассниками».

5. Общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых.

4. Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.

3. Сфера общения несколько ограниченная: общается только с некоторыми ребятами.

2. Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт.

1. а) Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться в одиночестве.

б) Инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерётся.

VI шкала «Общая оценка адаптированности ребёнка»

5. Высокий уровень адаптированности.

4. Уровень адаптированности выше среднего.

3. Средний уровень адаптированности.

2. Уровень адаптированности ниже среднего.

1. Низкий уровень адаптированности.


Обработка результатов:

19-30 баллов – зона адаптации;

13-18 баллов – зона неполной адаптации;

0-12 баллов – зона дезадаптации.


Література: Лескова-Савицкая А. А. Проблема адаптации первокласников к школе. – Одеса, 2001.