СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика «Фейс-тест»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика «Фейс-тест»»

ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ

(МЕТОДИКА «ФЕЙС-ТЕСТ»)


Эмоциональный (или психологический) климат в школе или в классе, существенным образом влияет на эмоциональное состояние детей. Обеспечение положительного психологического климата является необходимым условием для сохранения эмоционального благополучия ребенка и развития его личности.

Для диагностики эмоционального климата в классных коллективах, особенно в работе с детьми младшего школьного возраста, мы предлагаем использовать методику «Фейс-тест». Методика хорошо зарекомендовала себя, она очень проста в использовании и за короткое время позволяет психологу выполнить психодиагностическую задачу по оценке эмоционального состояния ребенка и психологического климата в классе.

При оценке эмоционального климата должна раскрываться содержательная сторона социальной жизни ребенка. Поэтому составляющие социальной жизни учащихся будут разными в зависимости от возраста.

В младшем школьном возрасте наиболее значимыми являются следующие аспекты:

 Отношения с одноклассниками;

 Отношения с учителями;

 Отношение к выполнению домашнего задания;

 Отношение к школе в целом.

В среднем и старшем школьном возрасте наиболее значимыми являются:

 Отношения с учителями;

 Вклад в жизнь школы;

 Оценка собственных учебных достижений;

 Оценка коммуникативных способностей.

Психолог показывает детям 4 рожицы («весёлый», «серьёзный», «грустный»,

«сердитый»), которые пронумерованы соответственно 1, 2, 3, 4 (см. приложение 1).

Предлагается выбрать рожицу в ответ на заданную ситуацию. Цифру, соответствующую выбранной рожице, надо написать на листе бумаги.

Инструкция «Ребята, в школе у вас бывают разные переживания. А какими вы бываете чаще всего: довольными и радостными, или серьёзными, или грустными и печальными, а может быть злыми и сердитыми? Каким чаще всего бывает ваше настроение в школе? Вам необходимо выбрать подходящую рожицу, отражающую ваше обычное настроение в школе и на своём листочке поставить соответствующую цифру. А теперь выберете рожицу, отражающую ваше настроение, когда вы выполняете домашнее задание, на листочке поставьте соответствующую цифру. Какое у тебя настроение, когда ты общаешься с одноклассниками? Какое у тебя настроение, когда учитель обращается к тебе?».

В первом классе целесообразно задавать детям инструкцию в форме более коротких и чётких вопросов.

Обработка результатов

По каждому параметру у всех детей в классе суммируются отдельно положительные и отрицательные ответы. Положительными считаются ответы 1 («радостный, весёлый») и 2 («серьёзный»). Отрицательными считаются ответы 3 («грустный») и 4 («сердитый, злой»). Показатели фиксируются следующим образом:

H– общее количество ответов учащихся по одному параметру

R– общее количество положительных ответов по одному параметру плюс

К- коэффициент положительности

Коэффициент положительности высчитывается по следующей формуле:

К = R+ / H * 100%

Подсчёты проводятся по каждой шкале отдельно. Полученные коэффициенты положительности вносятся в сводную таблицу (таб. 1.1).

Критерии оценки:

К 75% высокий коэффициент положительности

50%

K

Тревожной считается ситуация, когда менее 75% детей дают положительный ответ, т.е. испытывают положительные эмоции.

Оценку психологического климата в классных коллективах можно проводить не только среди детей младшего школьного возраста, но и в старших классах.

Для подростков стимульный материал лучше предъявлять в виде «смайлов» (см.приложение 2). Инструкция примерно та же самая, но психолог ее видоизменяет в зависимости от составляющих социальной жизни подростков и от той задачи, которая ставится при исследовании.



























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика «Фейс-тест» - стимульный материал для учащихся 1-4 классов











































































































































































ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методика «Фейс-тест» - стимульный материал для подростков