ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ
(МЕТОДИКА «ФЕЙС-ТЕСТ»)
Эмоциональный (или психологический) климат в школе или в классе, существенным образом влияет на эмоциональное состояние детей. Обеспечение положительного психологического климата является необходимым условием для сохранения эмоционального благополучия ребенка и развития его личности.
Для диагностики эмоционального климата в классных коллективах, особенно в работе с детьми младшего школьного возраста, мы предлагаем использовать методику «Фейс-тест». Методика хорошо зарекомендовала себя, она очень проста в использовании и за короткое время позволяет психологу выполнить психодиагностическую задачу по оценке эмоционального состояния ребенка и психологического климата в классе.
При оценке эмоционального климата должна раскрываться содержательная сторона социальной жизни ребенка. Поэтому составляющие социальной жизни учащихся будут разными в зависимости от возраста.
В младшем школьном возрасте наиболее значимыми являются следующие аспекты:
Отношения с одноклассниками;
Отношения с учителями;
Отношение к выполнению домашнего задания;
Отношение к школе в целом.
В среднем и старшем школьном возрасте наиболее значимыми являются:
Отношения с учителями;
Вклад в жизнь школы;
Оценка собственных учебных достижений;
Оценка коммуникативных способностей.
Психолог показывает детям 4 рожицы («весёлый», «серьёзный», «грустный»,
«сердитый»), которые пронумерованы соответственно 1, 2, 3, 4 (см. приложение 1).
Предлагается выбрать рожицу в ответ на заданную ситуацию. Цифру, соответствующую выбранной рожице, надо написать на листе бумаги.
Инструкция «Ребята, в школе у вас бывают разные переживания. А какими вы бываете чаще всего: довольными и радостными, или серьёзными, или грустными и печальными, а может быть злыми и сердитыми? Каким чаще всего бывает ваше настроение в школе? Вам необходимо выбрать подходящую рожицу, отражающую ваше обычное настроение в школе и на своём листочке поставить соответствующую цифру. А теперь выберете рожицу, отражающую ваше настроение, когда вы выполняете домашнее задание, на листочке поставьте соответствующую цифру. Какое у тебя настроение, когда ты общаешься с одноклассниками? Какое у тебя настроение, когда учитель обращается к тебе?».
В первом классе целесообразно задавать детям инструкцию в форме более коротких и чётких вопросов.
Обработка результатов
По каждому параметру у всех детей в классе суммируются отдельно положительные и отрицательные ответы. Положительными считаются ответы 1 («радостный, весёлый») и 2 («серьёзный»). Отрицательными считаются ответы 3 («грустный») и 4 («сердитый, злой»). Показатели фиксируются следующим образом:
H– общее количество ответов учащихся по одному параметру
R– общее количество положительных ответов по одному параметру плюс
К- коэффициент положительности
Коэффициент положительности высчитывается по следующей формуле:
К = R+ / H * 100%
Подсчёты проводятся по каждой шкале отдельно. Полученные коэффициенты положительности вносятся в сводную таблицу (таб. 1.1).
Критерии оценки:
К 75% высокий коэффициент положительности
50%
K
Тревожной считается ситуация, когда менее 75% детей дают положительный ответ, т.е. испытывают положительные эмоции.
Оценку психологического климата в классных коллективах можно проводить не только среди детей младшего школьного возраста, но и в старших классах.
Для подростков стимульный материал лучше предъявлять в виде «смайлов» (см.приложение 2). Инструкция примерно та же самая, но психолог ее видоизменяет в зависимости от составляющих социальной жизни подростков и от той задачи, которая ставится при исследовании.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика «Фейс-тест» - стимульный материал для учащихся 1-4 классов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методика «Фейс-тест» - стимульный материал для подростков