СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика формирования обобщающих понятий в процессе закрепления и обобщения знаний детей о предметах и объектах окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика формирования обобщающих понятий в словаре дошкольников построена на основе ознакомления с разными группами предметов и сравнении их между собой. 

Просмотр содержимого документа
«Методика формирования обобщающих понятий в процессе закрепления и обобщения знаний детей о предметах и объектах окружающего мира»

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБОБЩАЮЩИХ ПОНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О ПРЕДМЕТАХ И ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА



Методика формирования обобщающих понятий в словаре дошкольников построена на основе ознакомления с разными группами предметов и сравнения их между собой.

В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с предметами ближайшего окружения через игры с игрушками. Ряд игр с дидактической куклой, рекомендованных еще Е.И. Тихеевой, способствует усвоению детьми основных признаков посуды, мебели, одежды. Это такие игры, как «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу обедом», «Кукла переезжает на новую квартиру» и др. Часто признаками для обобщения являются функции предметов, их назначение, хотя дети больше обращают внимание на внешние признаки (цвет, форма, величина). Необходимо при каждом рассматривании и сравнении предметов задавать детям обобщающие вопросы, типа: «Как назвать все эти предметы одним словом? Как называется эта группа предметов?». Педагог должен сам акцентировать внимание детей на словах, обозначающих группы предметов: «Это – игрушка. Она называется мяч, она нужна для игры».

Для закрепления знания детей о группах предметов и обогащения словаря соответствующими словами используются игры на классификацию. Например, «Помоги Маше», предложить детям помочь кукле Маше навести порядок, сложить в одну коробку посуду, в другую – одежду. Часто такие игры проводятся с картинками, например, «Найди пару».

В среднем дошкольном возрасте работа по формированию обобщающих понятий идет в двух направлениях: увеличивается количество групп предметов для обобщения (овощи, фрукты, транспорт и др.); дифференцируются понятия, усвоенные ранее (разные подгруппы одежды, посуды, мебели).

Для развития у детей умственных операций анализа, сравнения, обобщения при рассматривании группы в ряд однородных предметов включают предмет из другой группы, близкой по каким-либо внешним признакам. Например, роза, мак, ромашка, бабочка. Дети должны научиться отличать предметы из разных групп, близкие по внешним признакам. Важно на занятиях создавать для детей проблемную ситуацию, в которой необходимо разделить или объединить предметы по группам. Например, отобрать товары для игры в магазин «Овощи – фрукты».

С целью формирования обобщающих знаний у детей о группах предметов проводятся разнообразные дидактические игры на классификацию: «Рыба, птица, зверь», «Четвертый лишний», «Детский мир» и др. Активизировать слова, обозначающие обобщающие понятия, можно в речевых упражнениях, типа: «Скажи по-другому», «Назови двумя словами», «Придумай три слова» (детям предлагают придумать три слова на разные группы предметов – три цветка, три птицы, три названия ягод и др.).

В старшей возрастной группе дети учатся соотносить видовые и родовые понятия, продолжается работа по делению предметов на подгруппы по разным признакам. Основным методом формирования понятий является обобщающая беседа. В беседах используется наглядность в виде картинок, натуральных предметов, моделей. При рассматривании предметов дети должны научиться выделять все общие признаки и среди них – существенные для обобщения предметов в группы.

Для отображения отношений между родовидовыми классами вещей Л. Венгер предлагает использовать в качестве модели круги Эйлера. Эта форма пространственной модели разработана в логике – науке о законах правильного мышления. В ней более общее родовое понятие изображается большим кругом, а частные видовые понятия – находящимися внутри него маленькими кругами.

Такая модель передает одновременно различные отношения между родовым и видовым понятием:

- род всегда имеет больший объем (т.е. охватывает большее количество объектов), чем входящие в него виды;

- один род может включать много отдельных видов;

- каждый вид имеет особые признаки, отличающие его от других видов того же рода.

Для упражнения детей в различении и назывании понятий проводятся игры без опоры на наглядный материал. Это могут быть игры с мячом, типа «Съедобное – несъедобное». Активно используются настольно-печатные игры, в которые дети могут играть самостоятельно, например, «Лото», «Домино» и др.