Методика формирования представлений о массе предметов и её измерении
Воспитатель: Молчанова Н.В .
Масса – это свойство предмета иметь тяжесть (легкость) Масса – физическое свойство предмета, измеряемое взвешиванием. Массу объектов нельзя сравнивать на глаз или приложением, массу можно найти взвешиванием или сравнить приблизительно прикидкой на руке. В основе измерения лежит один и тот же принцип: измеряемый объект сравнивается с эталоном, т.е. с предметом или явлением, величина которого принята за единицу измерения. В результате сравнения получается число, характеризующее измеряемую величину.
Предварительная работа
Восприятие массы осуществляется с помощью зрительного, тактильного и двигательного анализаторов .
На 2-ом году жизни ребенок уже воспринимает массу предмета (не может поднять стул, потому что он тяжелый)
3-4 года ребенок понимает значение слов «легкий», «тяжелый», различает контрастные по массе предметы
Развитие барического чувства зависит от условий обучения, а не спонтанно.
Старшие дошкольники располагают сведениями о взвешивании на весах, как способе определения массы, об использовании гирь, о движении стрелки на весах (посещение магазинов со взрослыми).
Но представления о массе и единицах её измерения поверхностные.
Методика обучения
Этапы обучения
Подготовительный этап
Младшая группа - накопление представлений о массе в опыте детей (игры, жизненные ситуации)
1 этап
Средняя группа – различие массы предметов контрастных по тяжести
Знакомство с рациональными способами обследования сравнения массы предметов путем их «взвешивания» на весах.
2 этап
Старшая группа – определение отношений между несколькими предметами по возрастающей и убывающей массе.
3 этап
Подготовительная группа – знакомство со способами измерения массы на весах, затем знакомство с килограммом.
Педагогическая работа строится в определенной последовательности
- формирование представлений о массе «тяжелый-легкий»,
- развитие барического чувства «тяжелее-легче», «одинаковые по тяжести» (выкладывание сериационных рядов по массе),
- измерительная деятельность(знакомство с правилами взвешивания на весах и килограммом).
Наглядный материал
1.Одинаковые по размеру мешочки, наполненные разными веществами (вата, песок, металлические шарики и пр.)
2.Одинаковые по форме и размерам предметы (кубики, шарики и пр.)
3.Одинаковые коробочки с разным количеством песка.
Усложнение наглядного материала:
1.Уменьшаем разницу в массе.
2.Увеличиваем количество рассматриваемых предметов.
3.Сначала рассматриваем предметы одинаковые по всем признакам (цвет, форма, размер),
Кроме массы, затем учим абстрагироваться от цвета, формы, размера, внешнего вида, материала и др.)
Последовательность обучения
возраст
действия
Младший-средний
метод
Сравнение двух резко контрастных по массе предметов
Средний-старший
правило
«взвешивание предметов на ладонях»
Старший-подготовительный
-Сравнение предметов по массе
«взвешивание предметов на ладонях»
- Знакомство с простейшими весами,
Руками имитировать движение весов вверх-вниз
упражнения
Выкладывать в ряд «самый легкий, тяжелее, самый тяжелый» и т.п.
Чашка с предметом большей массы опускается вниз
«взвешивание предметов на ладонях»
кусков пластилина лепим разные формы- масса не меняется, сравнение предметов одинакового объема, но разной массы и наоборот
Выбрать самый тяжелый (легкий) из оставшихся (от 3до 5)
-Построение сериационного ряда по массе
Определение массы предметов на весах условной меркой (кубики, шарики и др.)
Масса одинакова у тел, уравновешивающих др. друга на весах
Взвешивание одного предмета разными мерками, сравнение масс предметов при помощи измерения на весах
- Нахождение предмета определенной массы в сериационном ряду
Знакомство с килограммом, измерение масс с помощью килограммовых гирь
- Группировка предметов по массе
Определение массы предметов в 1,2,3..кг
Отвешивание сыпучих веществ (крупы и др.)нужной массы
Спасибо за внимание!
Таким образом, обучение идет от формирования представлений о том, что каждый предмет обладает той или иной массой и развитие барического чувства к ознакомлению с массой, как измеряемой величиной.