СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика формирования представлений о массе предметов и её измерении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика формирования представлений о массе предметов и её измерении»

Методика формирования представлений о массе предметов и её измерении  Воспитатель: Молчанова Н.В .

Методика формирования представлений о массе предметов и её измерении

Воспитатель: Молчанова Н.В .

Масса  – это свойство предмета иметь тяжесть (легкость) Масса – физическое свойство предмета, измеряемое взвешиванием.  Массу объектов нельзя сравнивать на глаз или приложением, массу можно найти взвешиванием или сравнить приблизительно прикидкой на руке.   В основе измерения лежит один и тот же принцип: измеряемый объект сравнивается с эталоном, т.е. с предметом или явлением, величина которого принята за единицу измерения. В результате сравнения получается число, характеризующее измеряемую величину.

Масса – это свойство предмета иметь тяжесть (легкость) Масса – физическое свойство предмета, измеряемое взвешиванием. Массу объектов нельзя сравнивать на глаз или приложением, массу можно найти взвешиванием или сравнить приблизительно прикидкой на руке. В основе измерения лежит один и тот же принцип: измеряемый объект сравнивается с эталоном, т.е. с предметом или явлением, величина которого принята за единицу измерения. В результате сравнения получается число, характеризующее измеряемую величину.

Предварительная работа  Восприятие массы осуществляется с помощью зрительного, тактильного и двигательного анализаторов . На 2-ом году жизни ребенок уже воспринимает массу предмета (не может поднять стул, потому что он тяжелый) 3-4 года ребенок понимает значение слов «легкий», «тяжелый», различает контрастные по массе предметы  Развитие барического чувства зависит от условий обучения, а не спонтанно. Старшие дошкольники располагают сведениями о взвешивании на весах, как способе определения массы, об использовании гирь, о движении стрелки на весах (посещение магазинов со взрослыми).  Но представления о массе и единицах её измерения поверхностные.

Предварительная работа

Восприятие массы осуществляется с помощью зрительного, тактильного и двигательного анализаторов .

На 2-ом году жизни ребенок уже воспринимает массу предмета (не может поднять стул, потому что он тяжелый)

3-4 года ребенок понимает значение слов «легкий», «тяжелый», различает контрастные по массе предметы

Развитие барического чувства зависит от условий обучения, а не спонтанно.

Старшие дошкольники располагают сведениями о взвешивании на весах, как способе определения массы, об использовании гирь, о движении стрелки на весах (посещение магазинов со взрослыми).

Но представления о массе и единицах её измерения поверхностные.

Методика обучения Этапы обучения Подготовительный этап Младшая группа - накопление представлений о массе в опыте детей (игры, жизненные ситуации) 1 этап Средняя группа – различие массы предметов контрастных по тяжести Знакомство с рациональными способами обследования сравнения массы предметов путем их «взвешивания» на весах. 2 этап Старшая группа – определение отношений между несколькими предметами по возрастающей и убывающей массе. 3 этап Подготовительная группа – знакомство со способами измерения массы на весах, затем знакомство с килограммом.

Методика обучения

Этапы обучения

Подготовительный этап

Младшая группа - накопление представлений о массе в опыте детей (игры, жизненные ситуации)

1 этап

Средняя группа – различие массы предметов контрастных по тяжести

Знакомство с рациональными способами обследования сравнения массы предметов путем их «взвешивания» на весах.

2 этап

Старшая группа – определение отношений между несколькими предметами по возрастающей и убывающей массе.

3 этап

Подготовительная группа – знакомство со способами измерения массы на весах, затем знакомство с килограммом.

Педагогическая работа  строится в определенной последовательности - формирование представлений о массе «тяжелый-легкий», - развитие барического чувства «тяжелее-легче», «одинаковые по тяжести» (выкладывание сериационных рядов по массе), - измерительная деятельность(знакомство с правилами взвешивания на весах и килограммом). Наглядный материал 1.Одинаковые по размеру мешочки, наполненные разными веществами (вата, песок, металлические шарики и пр.) 2.Одинаковые по форме и размерам предметы (кубики, шарики и пр.) 3.Одинаковые коробочки с разным количеством песка. Усложнение наглядного материала: 1.Уменьшаем разницу в массе. 2.Увеличиваем количество рассматриваемых предметов. 3.Сначала рассматриваем предметы одинаковые по всем признакам (цвет, форма, размер), Кроме массы, затем учим абстрагироваться от цвета, формы, размера, внешнего вида, материала и др.)

Педагогическая работа строится в определенной последовательности

- формирование представлений о массе «тяжелый-легкий»,

- развитие барического чувства «тяжелее-легче», «одинаковые по тяжести» (выкладывание сериационных рядов по массе),

- измерительная деятельность(знакомство с правилами взвешивания на весах и килограммом).

Наглядный материал

1.Одинаковые по размеру мешочки, наполненные разными веществами (вата, песок, металлические шарики и пр.)

2.Одинаковые по форме и размерам предметы (кубики, шарики и пр.)

3.Одинаковые коробочки с разным количеством песка.

Усложнение наглядного материала:

1.Уменьшаем разницу в массе.

2.Увеличиваем количество рассматриваемых предметов.

3.Сначала рассматриваем предметы одинаковые по всем признакам (цвет, форма, размер),

Кроме массы, затем учим абстрагироваться от цвета, формы, размера, внешнего вида, материала и др.)

Последовательность обучения

возраст

действия

Младший-средний

метод

Сравнение двух резко контрастных по массе предметов

Средний-старший

правило

«взвешивание предметов на ладонях»

Старший-подготовительный

-Сравнение предметов по массе

«взвешивание предметов на ладонях»

- Знакомство с простейшими весами,

Руками имитировать движение весов вверх-вниз

упражнения

Выкладывать в ряд «самый легкий, тяжелее, самый тяжелый» и т.п.

Чашка с предметом большей массы опускается вниз

«взвешивание предметов на ладонях»

кусков пластилина лепим разные формы- масса не меняется, сравнение предметов одинакового объема, но разной массы и наоборот

Выбрать самый тяжелый (легкий) из оставшихся (от 3до 5)

-Построение сериационного ряда по массе

Определение массы предметов на весах условной меркой (кубики, шарики и др.)

Масса одинакова у тел, уравновешивающих др. друга на весах

Взвешивание одного предмета разными мерками, сравнение масс предметов при помощи измерения на весах

- Нахождение предмета определенной массы в сериационном ряду

Знакомство с килограммом, измерение масс с помощью килограммовых гирь

- Группировка предметов по массе

Определение массы предметов в 1,2,3..кг

Отвешивание сыпучих веществ (крупы и др.)нужной массы

Спасибо за внимание!  Таким образом, обучение идет от формирования представлений о том, что каждый предмет обладает той или иной массой и развитие барического чувства к ознакомлению с массой, как измеряемой величиной.

Спасибо за внимание!

Таким образом, обучение идет от формирования представлений о том, что каждый предмет обладает той или иной массой и развитие барического чувства к ознакомлению с массой, как измеряемой величиной.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!