СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика. Использование алгоритма и схем при изучении темы «Правописание личных окончаний глагола».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика. Использование алгоритма и схем при изучении темы «Правописание личных окончаний глагола».»

Источник: https://content.edsoo.ru/case/item/43/

Учебный предмет: Русский язык

Использование алгоритма и схем при изучении темы

«Правописание личных окончаний глагола»

Актуальные планируемые результаты


Личностные

Проявление интереса к познанию русского языка в контексте учебного предмета

«Русский язык»:

  • осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;

  • осознание ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития языка;

  • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

  • овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования

Метапредметные

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;



  • устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения;

  • классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов;

  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии.

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

  • составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач.

Работа с информацией:

  • выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

  • использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом

поставленных целей

Предметные

Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, в том

числе во время списывания текста объёмом 90–100 слов; словарного диктанта объёмом 15–20 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 90–100 слов,



составленного с учётом ранее изученных правил правописания. Уметь пользоваться электронным словарём. Распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание), выделять основу слова. Применять знания по морфологии при выполнении орфографического анализа в практике правописания

безударных гласных в личных окончаниях глагола


Маргарита Михайловна Разумовская «Методика обучения орфографии в школе»

Для современного учителя представляют интерес книги, в которых описаны орфографические трудности школьников и методика обучения орфографии в школе. Среди этих книг особое место занимает книга Маргариты Михайловны Разумовской «Методика обучения орфографии в школе». В этой книге содержатся методические ключи к преодолению трудностей учащихся при обучении орфографии.

Опыт письменной деятельности значительно уступает практическим навыкам других интеллектуальных видов деятельности. Естественно, что этот опыт необходимо накапливать.

Письмо играет важнейшую роль в эволюции человеческого общества, в его культурном и интеллектуальном развитии.

«Уметь писать обозначает умение думать. Когда человек пишет, он общается не с бумагой, а с вечностью. Он излагает своё понимание вещей и приобщается к общему мировому движению мысли», – это слова известного филолога Николая Ивановича Либана.

Формирование орфографических умений становится успешным только тогда, когда оно проводится

в системе. Если учащиеся понимают, с какой целью ими выполняется то или иное упражнение и какой

результат в ходе его выполнения должен быть достигнут, эффективность обучения заметно возрастает. С помощью систематических упражнений отрабатываются умения обнаруживать орфограммы, характеризовать их и соотносить с правилом; отрабатывается способ определения написания на основе правила.

Как можно организовать усвоение орфограммы «Правописание корней с безударными проверяемыми гласными»?

  1. Вводим понятие «орфограмма». Орфограмма – место в слове, где возможна ошибка.

  2. Знакомим с видами орфограмм-гласных в корне. Изучаем таблицу, сопоставляем и сравниваем примеры

  3. Знакомим с приёмами подбора однокоренного слова.

  4. Анализируем слова с корнями, где есть проверяемая гласная.

  5. Организуем тренировочную работу: комментирование языковых примеров, осложнённое списывание, проводим диктанты разных видов.

  6. Проводим орфографический анализ небольших текстов (деформированного и недеформированного).

  7. Проводим проверочную работу.

  8. Анализируем результаты проверочных работ.

Приведём примеры орфографических заданий на опознавание орфограмм:

    • Прочитайте выразительно текст. Сначала выпишите слова с безударной гласной в корне, а затем спишите весь текст.

    • Выпишите слова с безударными гласными в корне. Обозначьте орфограмму: поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, выделите корень.

    • Выпишите глаголы (имена существительные, имена прилагательные) с проверяемой (непроверяемой) безударной гласной в корне.

Упражнения на опознавание орфограммы должны предлагаться ежеурочно до тех пор, пока эта орфограмма не будет опознаваться в тексте не менее чем в 80 % случаев. Текст должен быть недеформированным, он должен включать не более восьми слов с орфограммой в корне, так как большее их количество уже утомляет ученика и не приводит к улучшению результатов. Те ученики, у которых этот процесс идёт трудно, любое домашнее задание начинают с того, что выписывают 2-3 слова с орфограммой, обозначая корень.

Обратите внимание на типичные трудности школьников, которые знают учителя:

  • ученик работает медленно, а писать нужно быстро: школьник не успевает всё проверить, он не умеет ещё распределять своё внимание, ведь проверка орфограмм должна протекать одновременно с письмом;

  • орфограмм очень много: успеть заметить все орфограммы, осознать их тип, да ещё и правило вспомнить и выполнить операцию проверки – на всё это не хватает времени даже сильному ученику;

  • мы порой подходим к ученику с собственными мерками, но они непригодны для оценки умственных действий ученика, ведь взрослый образованный человек редко задумывается над правописанием, он пишет автоматически.




Дополнительные задания для учащихся

Задание 1.

Рассмотрите схемы и объясните, какую информацию они содержат, а какие сведения отсутствуют. Заполните пропуски.

I спряжение II спряжение



шь шь

-ут (-ют) т -ат (-ят) т

м м

те те


Задание 2.

Вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания глаголов. При выборе написания пользуйтесь образцом устного ответа.

Образец устного ответа. Уступ_шь – ч т о с д е л а е ш ь? Это глагол

совершенного вида, вопрос к инфинитиву – ч т о с д е л а т ь? Уступить

исключение на -ить, относится ко II-ому спряжению, поэтому пишем окончание

-ишь: уступишь.

Уступа..шь – ( ), расстел..шь — ( ), расстила_шь – ( ), выраст_шь (цветок) –

( ), выращива_шь – (

), обид_те – ( ), обижа_м – (

), выступ_те – ( ), отступа_м –

( ), погон_те – ( ), подгоня_шь –

( ), удерж_те – ( ), задержива_шь – ( ).


Задание 3.

Вставьте пропущенные буквы, рассуждая по образцу. Сделайте вывод, почему сначала необходимо задавать вопрос к личной форме глагола, а уже после этого ставить глагол в форму инфинитива для определения спряжения.

Образец записи. Поддержива_т — что делает? — что делать? — поддерживать (I спр.) — поддерживает.

Поддержишь — искл. II спр.

Разгоня_мся —

( ) — .




Разгон_мся — искл. II спр.

Обижа_шься —

( ) — . Обид_шься — .

Подсматрива_те —

( ) — . Подсмóтр_те — .

Слуша_те —

( ) — . Слыш_те — .

Выговарива_шь —

( ) — . Выговор_шь — .


Задание 4.

Письменно проспрягайте глаголы. Выделите личные окончания.


Глаголы

Число

1 лицо

2 лицо

3 лицо


Переписать

Ед. ч.





Мн. ч.




Подсмотреть

Ед. ч.








Мн. ч.





Расстелить

Ед. ч.





Мн. ч.




Приклеить

Ед. ч.





Мн. ч.




Закашляться

Ед. ч.





Мн. ч.




Помаячить

Ед. ч.





Мн. ч.





Задание 5.

Вставьте пропущенные буквы и определите спряжение глаголов. От каждого глагола образуйте личные формы единственного числа и запишите их в третий столбик таблицы. Выделите личные окончания глаголов.


Инфинитив

Спряжение

Личные формы множественного числа


Наде_ться



Вер_ть



Кашл_ть



Увид_ть







Зате_ть




Подта_ть



Обид_ть



Раска_ться



Пове_ть



Взлеле_ть



Надстро_ть



Откле_ть



Зала_ть



Исполн_ть



Выслуш_ть



Состар_ться



Заброс_ть



Отмет_ть



Рекомендуемая литература
  1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков: пособие для учителя. –

    1. М.: Просвещение, 1987.

    2. Баранов, М. Т. Применение графической наглядности в процессе обучения орфографии // Русский язык в школе. – 1991. – № 2.

    3. Бойко, Е. С. Орфография русского языка в свете теории речевой деятельности как функционально- деятельностный подход в обучении // Лингвистика и школа: доклады международной научной конференции. – Красноярск: КГУ, 2002.

    4. Богатырёва, И. И. Волошина, О. А. Словарь школьных лингвистических терминов. – М.: «Добросвет»,

«Издательство ″КДУ″», 2012. – 358 с.

    1. Валгина Н. Н., Светлышева В. Н. Орфография и пунктуация: Справочник для абитуриентов, студентов, редакторов. Москва: Авторская академия; Товарищество научных изданий КМК. 2008. 353 с.

    2. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с. – (Образовательный стандарт XXI).

    3. Касаткин, Л. Л. Современный русский язык. Словарь-справочник: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, П. А. Лекант; под ред. П. А. Леканта. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 303 с.

    4. Клёпова, Е. А. Все правила русского языка для школьников. Быстрый способ запомнить / Е. А. Клёпова. – Москва: Издательство АСТ, 2017 – 256 с. – (Быстрый способ запомнить).

    5. Клёпова, Е. А. Все правила русского языка для тех, кто учил, но забыл/ Е. А. Клёпова. – Москва: АСТ, 2014. – 187, [5] с. – (Говорим и пишем правильно).

    6. Львов М. Р., Словарь-справочник по методике русского языка: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.

    7. Львов, М. Р., Горецкий, В. Г., Сосновская, О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2000. – 472 с.

    8. Морковкин, В. В. Богачёва, Г. Ф. Луцкая, Н. М. Большой универсальный словарь русского языка / Гос. Ин-т рус. Яз. Им. А. С. Пушкина; Под ред. В. В. Морковкина. – М.: Словари XXI века; АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2016. –1456 с. – (Фундаментальные словари).

    9. Г. И. Панова. Морфология русского языка: Энциклопедический словарь-справочник. М. КомКнига, 2010. – 448 с.

    10. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2009. – 480 с.

    11. Приступа, Г. Н. Основы методики орфографии в средней школе – Рязань: Изд-во 4. Рязанского гос. пед. ин-та, 1973.

    12. Разумовская, М. М., Методика обучения орфографии в школе / М. М. Разумовская. – М.: Дрофа, 2005. – 183 с.

    13. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение. Литературное редактирование/ Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова. Н. П. Кабанова. – 12-е изд. – М.: АЙРИС-пресс, 2018. – 496 с.

    14. Текучёв, А. В. Методика русского языка в средней школе: учебник для студентов пед. ин-тов. – Изд. 3-е, перераб. – М.: Просвещение, 1980. – 414 с.


Информация об авторах-разработчиках материалов
  1. Александрова О. М., заместитель заведующей лабораторией филологического общего образования ФБГНУ «ИСРО РАО».

  2. Васильевых И. П., научный сотрудник лаборатории филологического общего образования ФБГНУ

«ИСРО РАО».

  1. Гостева Ю. Н., старший научный сотрудник лаборатории филологического общего образования ФБГНУ «ИСРО РАО».

  2. Добротина И. Н., заведующая лабораторией филологического общего образования ФБГНУ «ИСРО РАО».