Государственное образовательное бюджетное учреждение
среднего профессионального образования
Воронежской области
«Борисоглебский сельскохозяйственный техникум»
Методика использования элементов мультимедиатехнологий в обучении студентов
Методическая разработка
2012г.
ОДОБРЕНА УТВЕРЖДАЮ
Предметно-цикловой комиссией заместитель директора по УР
математических и _____________ Т.Г.Овсянкина
естественнонаучных дисциплин «_____» _________20 г.
Протокол № ___ от «___» ___20 г.
Председатель_______ЦЫПЛАКОВА В.В.
Методист________ М.С. Копылова
Автор: Якшева Г.В., преподаватель ГОБУ СПО ВО «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум», высшая категория.
Рецензент: Михайлов А.А., руководитель по ИТ ГОБУ СПО ВО «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум»
Аннотация: Методическая разработка написана в помощь преподавателям дисциплины Информатика и ИКТ.
Оглавление
Введение 4
Основная часть 5-10
Заключение 11
Литература 12
1.Введение.
Для грамотного специалиста мало только хорошо работать – нужно уметь наглядно представить результаты своего труда коллегам, начальству, деловым партнерам. Это и предполагает создание презентации, когда при выступлении используются различные иллюстративные материалы. Элементами использования мультимедиатехнологий в обучении студентов первого курса является создание презентаций.
Под презентацией подразумевается передача или представление аудитории новой информации, то есть в общепринятом понимании презентация – это демонстрационные материалы для публичного выступления. Всем известно, что перспектива публичного выступления на многих просто наводит парализующий ужас, а компьютерная программа создания презентации как раз и позволит не заучивать все выступление назубок, да и слайды презентации будут канвой подготовленного выступления.
Компьютерная презентация (praesento (лат.) – передаю, вручаю, present (англ.) – представлять) – это файл, в который собраны материалы выступления, подготовленные в виде компьютерных слайдов. При наличии проектора эти слайды можно проецировать на экран в увеличенном виде.
К достоинствам слайдовой презентации можно отнести:
последовательность изложения; при помощи сменяющихся слайдов легко удержать внимание аудитории;
возможность воспользоваться официальными шпаргалками; презентация это не только то, что видит и слышит аудитория, но и заметки для выступающего – как расставить акценты, о чем не забыть;
мультимедийные эффекты; слайд презентации – это не просто изображение, в нем могут быть элементы анимации, аудио- и видеофрагменты;
копируемость; копии презентации создаются мгновенно, поэтому каждый желающий может получить материалы презентации на руки;
транспортабельность; внешний носитель информации гораздо компактнее рулона плакатов, при этом файл презентации легко переслать по электронной почте или опубликовать в Интеренете.
Основными инструментами для подготовки и показа презентаций в мировой практике являются программы Power Point компании Microsoft, CorelPresentations фирмы Corel и пакет StarOffice компании SterDivisionGMBH.
Методическая разработка написана в помощь преподавателям дисциплины “Информатика и ИКТ“.
2. Основная часть.
План занятия.
Тема занятия: Мультимедийные технологии.
На создание презентации студентами отводится 3 занятия по 90 минут. Задание выполняется по инструкционной карте.
Тип занятия: практическая работа.
Цель занятия:
Дидактическая: изучение информационной технологии создания и редактирования презентации.
Воспитательная: воспитать интерес к предмету, вызвать желание постоянно пополнять свои знания, стремление к глубокому усвоению изучаемого материала.
Раздаточный материал: инструкционная карта по выполнению практической работы по дисциплине информатика и ИКТ
Технические средства обучения: ПК.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Проверка посещаемости. Проверка готовности к уроку.
2.Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, создание проблемной ситуации.
3.Выполнение задания по инструкционной карте.
4.Подведение итогов.
5.Основные знания, полученные на занятиях: презентация, назначение презентации, программа для создания и работы с презентацией.
6.Основные умения и навыки, полученные на занятии: навыки создания презентации и работы с ней.
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
по выполнению практической работы №37-39.
по дисциплине информатика и ИКТ
ТЕМА: Мультимедийные технологии.
НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ: Создание презентации с помощью программы Power Point.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучение информационной технологии создания и редактирования презентации.
НОРМЫ ВРЕМЕНИ: 270 мин
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: кабинет информатики и ИКТ
ЛИТЕРАТУРА:
Информатика. Е.В.Михеева.-М.: «Академия»,2010.
Практикум по информатике. Е.В.Михеева.-М.: «Академия»,2008.
Информатика и информационные технологии 10-11. Н.Д.Угринович. -М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Информатика. Л.З.Шауцукова.-М.Просвещение, 2004.
Информатика. И.А.Черноскутова. –СПб.:Питер, 2005.
Содержание работы.
О программе.
Приложение Power Point предназначено для создания и редактирования произвольных презентаций. С помощью PowerPoint Вы научитесь создавать презентации. PowerPoint - это программа, которая даёт Вам возможность наглядно иллюстрировать Ваш рассказ. В современном деловом мире лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!
Это приложение запускается любым из стандартных способов, предусмотренных в среде Windows. Объектом обработки (документом) Power Point является файл презентации, имеющий произвольное имя и расширение .ppt. В этот файл входят структурные элементы презентации – слайды, вместе с дополнительной информацией (заметки, примечания и т.п.). Создавая слайды, приложение снабжает их порядковыми номерами. Power Point – многооконное приложение Windows, и в любой момент может быть открыто несколько окон документа, т.е. несколько файлов .ppt.
С чего начать?
После загрузки программы на экране появляется окно приложения с диалоговым окном Microsoft Power Point.
Окно приложения в верхней части содержит:
строку заголовка;
строку меню;
панели инструментов;
окно документа;
О
кно документа состоит из трех частей:
1.Область, содержащая кнопки для выбора способа отображения презентации (режима презентации)
2.Область работы со слайдом
3
.Область задач, содержащая различные команды для работы
Если область задач отсутствует, то для ее вывода на экран нужно вызвать контекстное меню в свободном месте от панелей инструментов ( в верхней части окна), выбрать пункт область задач.
От вас ожидают стандартного распоряжения – создать новую или открыть существующую презентацию.
Область задач предлагает выполнить следующие действия:
новая презентация – предлагает начать создание презентации с выбора макета текста и содержимого;
из шаблона оформления – предлагает начать создание презентации с выбора шаблона оформления;
из мастера автосодержания – пользуясь вашими ответами мастер за несколько шагов создаст «черновик» презентации из 8-15 слайдов;
Документ Power Point может отображаться четырьмя способами. Для изменения способа представления используются четыре кнопки в левой области окна (или пункт меню Вид):
- режим слайдов, в котором выполняется основная работа по созданию слайда (ввод и редактирование текста, вставка и редактирование различных объектов и т.д.);
- режим структуры документа, в котором отображаются только заголовки и маркированные списки слайдов;
- обычный вид слайдов;
- режим сортировщика слайдов, в котором отображается миниатюрная версия презентации, в виде пронумерованного набора слайдов; в этом режиме появляется понятие «выделенный слайд» (для выделения слайда нужно щелкнуть на слайде, и он окаймляется черной рамкой).
Изучите окно и сравните все режимы работы с презентацией.
Работа со слайдами.
1) Создание слайдов:
при запуске программы первый слайд создается автоматически; обычно первый слайд имеет разметку «титульный слайд» (заголовок презентации);
для создания следующего слайда нужно выполнить меню Вставка/Создать слайд; появится второй слайд, который отличную разметку от 1-го слайда: заголовок и текст (при этом в области задач эта структура отображается в закладке Макеты текста); используя различные варианты разметки слайда, мы можем применить их к каждому слайду отдельно;
действуя, таким образом, мы можем создать любое количество слайдов;
к слайдам может быть применена разметка: выполнить Формат/Разметка слайда, в открывшемся окне в области задач выбрать подходящую разметку.
2) Дизайн слайда:
К слайдам можно применять различное оформление: выполнить Формат/Оформление слайда, в области задач откроется список для оформления. Дизайн слайда содержит три вкладки:
шаблоны оформления;
цветовые схемы;
эффекты анимации;
Обычно при создании презентации принято использовать одно оформление (дизайн) на все слайды.
Изучите и примените к слайдам выбранное оформление.
3) Работа с текстом в слайде
Область ввода текста в слайде окаймляется штриховой рамкой. Для ввода текста достаточно щелкнуть внутри рамки и начать набор.
После щелчка на рамке возникают маркеры масштабирования, с помощью которых можно менять размеры заполнителя (рамки для ввода текста). Для изменения размера нужно установить указатель мыши на границу рамки (на маркер в углах и посередине сторон), нажать левую клавишу мыши и переместить границу.
Для перемещения рамки целиком, нужно указать мышью на рамку (вне маркера), нажать левую кнопку мыши и переместить рамку.
Для создания дополнительных рамок для ввода текста нужно:
выполнить Вставка/Надпись (или щелкнуть по кнопке Надпись на панели инструментов Рисование);
выделить курсором прямоугольную область для ввода текста, курсор должен быть в виде тонкого черного крестика;
4) Вставка объектов в слайд.
В слайд могут быть помещены различные объекты:
рисунки, полученные с помощью панели инструментов Рисование;
рисунки, полученные в программах Word и Paint(эти рисунки помещаются в слайд с помощью буфера обмена);
готовые рисунки (Вставка/Рисунок/Из файла).
4. Подготовка презентации к демонстрации
Идея анимации состоит в том, чтобы в начале показать на экране слайд без объектов или только с некоторой частью объектов, а затем последовательно выносится на экран остальные скрытые объекты. Для этого нужно сделать:
отобразите слайд, в который необходимо внести изменения;
в области задач раскрыть список около команды Создание презентации (в верхней строке области задач), выбрать Дизайн слайда – Эффекты анимации;
в области задач в окне Применить к выделенным слайдам выбрать нужный эффект анимации щелчком мыши;
если необходимо, выберите кнопку Применить ко всем слайдам;
для изменения порядка появления объектов в слайде используется пункт Настройка анимации (раскрыть список в верхней строке области задач); порядок появления объектов меняется с помощью кнопки Порядок.
2) Анимация в процессе смены слайдов
отобразите слайд, в который необходимо внести изменения;
выполните Показ слайдов/Смена слайдов;
в области задач в окне Применить к выделенным слайдам выбрать нужный эффект анимации щелчком мыши;
в группе опций Изменить переход установите, если требуется, скорость перехода и звуковое оформление перехода слайдов;
в группе опций Смена слайда установите способ инициирования перехода от одного слайда к другому:
если необходимо, выберите кнопку Применить ко всем слайдам.
5. Демонстрация презентации
выполните Показ слайдов/Начать показ; программа покажет первый слайд;
если способ инициирования был установлен с помощью мыши, то для появления последующих слайдов нужно выполнить щелчок; в противном случае слайды будут появляться через установленные создателем промежутки времени;
чтобы увидеть предыдущий слайд, используются кнопки стрелка влево или стрелка вверх;
чтобы остановить показ презентации используется клавиша Esc.
6. Используя описание данной практической работы, создайте свою презентацию, состоящую из 10-15 слайдов.
Контрольные вопросы.
С помощью каких программ, возможно создание презентации?
Какие режимы программы используются для работы с презентацией?
Каким образом выполняется ввод текста в слайд?
Что входит в понятие редактирование презентации?
Каким образом подготовить презентацию к демонстрации?
Каким образом презентация демонстрируется?
3.Заключение.
После выполнения комплекса данных занятий студент:
должен обосновать выбор темы презентации;
должен уметь:
создать слайд;
создать презентацию из нескольких слайдов;
редактировать презентацию;
подготовить презентацию к демонстрации;
демонстрировать презентацию.
должен знать:
общие положения программы;
способы создания презентации;
режимы отображения презентации;
каким образом выполняется ввод текста в слайд;
каким образом создать презентацию из нескольких слайдов;
что входит в понятие редактирование презентации;
каким образом подготовить презентацию к демонстрации;
каким образом презентация демонстрируется.
4.Литература.
Информатика. Е.В.Михеева.-М.: «Академия»,2010.
Практикум по информатике. Е.В.Михеева.-М.: «Академия»,2008.
Информатика и информационные технологии 10-11. Н.Д.Угринович. -М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Информатика. Л.З.Шауцукова.-М.Просвещение, 2004.
Информатика. И.А.Черноскутова. –СПб.:Питер, 2005.
Рецензия
на методическую разработку
«Методика использования элементов мультимедиатехнологий в обучении студентов» по дисциплине Информатика и ИКТ для студентов 1 курса, разработанную Якшевой Г.В., преподавателем информатики и ИКТ
ГОБУ СПВО «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум».
Методическая разработка будет являться хорошей поддержкой для преподавателей при рассмотрении темы «Мультимедийные технологии» дисциплины Информатика и ИКТ. Методическая разработка содержит подробный теоретический материал по описанию программы, комментарии автора, подробные инструкционную карту для выполнения заданий, контрольные вопросы для проверки полученных знаний и навыков.
Содержание методической разработки соответствует названию работы и соответствует содержанию рабочей программы дисциплины Информатика и ИКТ.
Методическая разработка состоит из следующих частей: ведение, основная часть, заключение, литература. Основная часть содержит инструкционную карту для выполнения задания.
Материал в работе излагается доступно, грамотно, для наглядности используются иллюстрации.
Пользуясь данным материалом, студент может более качественно и с большей пользой для себя выполнить создание и редактирование презентации.
Рекомендовано автору подумать о создании методических указаний для других нерассмотренных разделов при изучении дисциплины Информатика и ИКТ
Вывод: Данная методическая разработка по дисциплине Информатика и ИКТ для студентов 1 курса, разработанная Якшевой Г.В., преподавателем информатики и ИКТ ГОБУ СПВО «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум» может быть использована в учебном процессе.
Рецензию составил ____________ Михайлов А.А., руководитель по ИТ ГОБУ СПВО «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум»
7