Дополнительное образование
Методическая разработка
«Методика использования здоровьесберегающих технологий на вокальных занятиях и их влияние на психо-физическое состояние детей и подростков».
(целевой возраст учащихся 6 -22г)
педагог дополнительного образования Калинина Наталья Владимировна.
Санкт-Петербург 2019г.
Основные понятия и термины работы : вокалотерапия
( использование вокальных занятий в целях физического и психического оздоравления) ; социально-психологическая адаптация(навыки адаптации и развитии личности подростка в условиях данной социальной среды); психокоррекции личности (влияние на психологическое и эмоциональное состояние данной личности); Вокальный аппарат(совокупность физиологических данных человека, участвующих в певческом звукообразовании); вокально-телесная схема(перечень определённых навыков, позволяющих оптимально осуществлять процесс звукообразования); нижнерёберное диафрагмальное дыхание( способ дыхания при котором задействованы нижние рёбра и диафрагма); ротоглоточный рупор( части вокального аппарата объединяющие гортань и части ротовой полости); Универсальная гласная(гласная, сформированная с учётом возможностей достижения максимально эффективного голосоведения с точки зрения акустических свойств голоса).
Здоровье ребенка и подростка, социально-психологическая адаптация, его физическое и психическое развитие определяются условиями жизни и, прежде всего, условиями созданными в семье, дошкольном учреждении, в школе. Современные условия жизни, особенно для городских жителей, к сожалению, нельзя назвать благоприятными для формирующегося только организма ребёнка. Как правило, уже в раннем возрасте у многих детей диагностируется отклонение и даже патология развития органов дыхания, позвоночника, грудной клетки. Даже из моей педагогической практики я могу заметить что даже девочки 10 и 11 лет носят портфели и рюкзаки весом более 10 кг. С всё более возрастающей ролью новых средств компьютеризации общества, страдает развитие коммуникативных навыков и навыков личностной адаптации в социальной среде.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить воспитаннику возможность сохранения и укрепления здоровья за период обучения, создать условия для психокоррекции личности ребёнка и подростка. Одна из основных задач занятий по вокалу: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально- энергетический тонус учащихся.
Положительное влияние вокальных занятий можно проследить прежде всего
в области различных проблем, связанных с развитием речи у ребёнка, логопедические недостатки произношения
дефекты развития позвоночника, дефекты осанки
в вопросах коррекции психоэмоционального состояния ребёнка и подростка и улучшения работы органов дыхания
Упрощённая методика певческого вдоха «На раз-два-три», оказывающая воздействия на все вышеперечисленные проблемы, возникающие у детей.
На «раз» – обучающемуся предлагается начать осуществление вдоха с открытия рта в объёме будущего звука, с учётом его высоты и диапазона исполняемой фразы. Акцентируется внимание на поднятии нёбной занавески, положении задней части языка и положении гортани, активизации ротоглоточного рупора. На «два» – обучающийся осознанно корректирует положение туловища, выпрямляет позвоночник. На «три» – осуществляется сознательное закрепление диафрагмы окружающими мышцами, психологический настрой на вокальную фразу, акцентируется внимание на характере атаки звука и отношении к звуку. Методика позволяет сформировать навыки гармоничной вокально-телесной схемы, также в ней заложен определённый медитативный аспект.
Дефекты развития позвоночника, дефекты осанки.
Основными факторами, препятствующими работе вокального аппарата, являются различные психологические и мышечные зажимы, сколиозы и другие дефекты развития позвоночника, что приводит к неправильному положению позвоночника во время звукоизвлечения; кроме того, это влияет на дикцию, мешает пластичности, двигательной координации, тормозит развитие артистических навыков.
Понятие правильной вокально-телесной схемы включает отсутствие зажимов и ощущение опоры звука с точки зрения диафрагмального, нижнерёберного дыхания. Положение позвоночника обязательно входит в понятие вокально-телесной схемы. Осознанный контроль обучающегося за положением позвоночника на первоначальном этапе обучения составляет серьёзную проблему. Мышцы спины, поддерживающие позвоночник в выпрямленном состоянии у большинства детей и подростков очень слабо развиты и не способны выполнять свою функцию. Необходимость соответственного положения тела во время пения приводит к тренировки и развитию данных мышц, что и позволяет корректировать дефекты осанки у детей и подростков . Навыки , полученные на занятиях сохраняются и после занятий.
Упражнения , направленные на снятие различных зажимов спины и ротоглоточного рупора, способствующие развитию дикции(из опыта педагога по сценической речи Понамарёвой М.Ю.).
Упражнение «Жук» направлено на снятие зажимов мышц шейного и плечевого отделов позвоночника, мышц рук и активизацию работы диафрагмы с отработкой буквы «Ж». Так же упражнение развивает навык «посыла» звука. Техника исполнения заключается в попытке изобразить жука, который лапками прилип к стене. Не отрывая ладоней от стены, ребятам надо постараться буквой «Ж» обратить внимание на его «бедственное» положение. Следующее упражнение «Раскол чурки», выполняется на слоги «ши» и «со» с движениями «замаха» и «удара». Выполнение упражнений обычно выявляет различные зажимы поясничного отдела у воспитанников, но в процессе тренировки многие выравниваются и завершают выполнение упражнения достаточно качественно. Комплекс упражнений «Стирка белья» очень заинтересовывает подростков. Упражнения направлены на развитие пластичности рук, корпуса, с отработкой слогов «ши», «жи», «буль» и др. В упражнения выполняется ряд движений, имитирующих действия стирки, полоскания, отжимания, и движения белья на верёвке во время сушки. У обучающихся пояаляются различные варианты движений, что говорит о снятии психо- логического зажима и активизации творческого воображения.
По мере освоения упражнений развивается пластичность позвоночника, дыхательная функция активизируется, челюстной зажим, свойственный многим подросткам пропадает. Кроме того подобные упражнения помогают снятию психологических зажимов и создают позитивный эмоциональный фон на занятиях.
Дефекты в области различных проблем, связанных с развитием речи у ребёнка, логопедические недостатки произношения
Развитие ротоглоточного рупора подразумевает и развитие входящих в него органов речи. Активность языка, небной занавески и рта помогает навыкам правильного формирования гласных и согласных звуков.
При обучении пению осваивается техника правильного дыхания, при котором укрепляются кровеносные сосуды и решаются речевые проблемы.
При помощи преподавания специальных навыков вокального дыхания и снятия зажимов и спазмов, происходит лечение посттравматических проблем с речью, заикания, снятие спазмов и корректировка нервной системы.
У каждого человека существует свой способ произношения того или иного звука, но в вокальном звукоизвлечении , необходимо формировать «универсальную», как бы «очищенную» от особенностей произношения гласную и согласную.
По результатам исследований, каждая пропетая гласная имеет определённый оздоравливающий эффект.
Гласные.
“А” – помогает снять боли различного происхождения, лечит сердце и верхние доли легких, помогает при параличе и респираторных заболеваниях, оказывает мощное действие на весь организм, способствуя насыщением тканей кислородом.
“И” – помогает в лечении глаз, ушей, тонкого кишечника. “Прочищает” нос, стимулирует работу сердца.
“О” – лечит кашель, бронхит, трахеит, воспаление легких, снимает спазмы и боли, облегчает течение туберкулеза легких.
“У” – улучшает дыхание, стимулирует работу почек, лечит горло и голосовые связки, а также все органы, расположенные в области живота.
“Ы” – помогает при лечении ушей, улучшает дыхание.
“Э” – улучшает работу головного мозга.
Согласные.
Научно доказана целебная сила некоторых согласных звуков.
“В”, “Н”, “М” – улучшают работу головного мозга.
“К”, “Щ” – помогают при лечении ушей.
“Х” – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание.
“С” – помогает при лечении кишечника, полезен для сердца, сосудов, желез внутренней секреции.
Звукосочетания.
“ОМ” – помогает в снижении артериального давления. Он приводит в баланс тело, успокаивает ум, устраняя причину повышенного давления. Этот звук распахивает сердце, и оно становится способным принимать мир, любя, не сжимаясь от страха или негодования.
“УХ”, “ОХ”, “АХ” – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергетики.
Пение и легкая форма заикания.
Чем раньше заикающийся ребенок начнет заниматься пением, тем больше у него есть шансов избавиться от этого недостатка. Особенно это касается детей.
Уже доказано, что легкая степень заикания может устраниться полностью, если человек занимается пение регулярно.
Вопросы коррекции психоэмоционального состояния ребёнка и подростка и улучшения работы органов дыхания.
Современный ритм жизни, наличие проблем и стрессов вносит свои негативные коррективы в организацию работы детского и подросткового организма.
В обычной жизни чаще всего у нас задействован «стрессовый» тип дыхания- поверхностный, сбивчивый. Поверхностный, означает ключичный, не диафрагмальный.
На занятиях тренируется нижнерёберное диафрагмальное дыхание. При данном типе дыхания улучшается кровообращение, нормализуется давление, головные боли, простудные заболевания не посещают так часто, как это было до занятия вокалом.
Некоторые гласные заставляют вибрировать гланды, железы, что помогает очищать организм от шлаков. Есть звуки, которые помогают восстановить кровообщение, устранить застойные явления.
Тренируется диафрагмальное дыхание, дыхательная мускулатура, улучшается дренаж легких. Вдох и последующая задержка на вдохе воздействуют на симпатический отдел нервной системы, который отвечает за активизацию внутренних органов.
Пение не только снимает приступ бронхиальной астмы, но и излечивает этот недуг.
Пение не только хорошо развивает легкие и грудную клетку (как хорошо развита грудная клетка у профессиональных певцов), но и укрепляет сердечную мышцу.
Пение и депрессия.
Известно давно, что пение – как сольное, так и хоровое – испокон веков использовалось для лечения душевных недугов. Аристотель и Пифагор рекомендовали пение при лечении душевных расстройств. На Тибете монахи до сих пор лечат нервные болезни пением. В Древней Греции с помощью хорового пения лечили от бессонницы.
Петь в любом случае полезно, даже если человек считает, что у него нет ни голоса, ни слуха.
Научившись выражать свои эмоции голосом, человек получает эффективное средство для снятия стрессов, внутреннего напряжения. Занятия пением способствуют психическому развитию и укреплению нервной системы.
Во время пения, обертоны резонируют с костями черепа и с головным мозгом, отвечающим за иммунную систему. Благодаря этому стимулируется иммунитет, и поющий ребенок значительно меньше простужается, чем ребенок, лишенный этого занятия.
Когда человек поет, только 20% звука направляется во внешнее пространство, а 80% внутрь, в наш организм, заставляя более интенсивно работать наши органы. Звуковые волны, попадая в резонансные частоты, соответствующие тому или иному органу, вызывают его максимальную вибрацию, оказывая на этот орган непосредственное воздействие.
Ученые обнаружили, что в мозге во время пения вырабатываются эндорфин, вещество, благодаря которому человек ощущает радость, умиротворение, прекрасное настроение и повышенный жизненный тонус.
Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная сила звуков произносимых собственным голосом. Современная медицина давно уже обратила внимание на то, что пение, особенно профессиональное занятие вокалом, оказывает благотворное влияние на здоровье человека. Пение – тот самый необходимый инструмент, позволяющий найти не только радость жизни, но и значительно улучшить свое здоровье. По образному выражению ученых гортань – второе сердца человека. Голос, оздоравливаясь в процессе вокальной тренировки, оздоравливает весь организм Таким образом, с помощью пения можно вызвать и выразить те или иные чувства. При помощи пения можно привести в порядок легкие улучшить кровообращение и цвет лица, исправить осанку, улучшить дикцию и постановку разговорной речи и избавится от синдрома дефицита внимания, так распространенного среди современных детей и подростков.
Список литературы.
1. Вайкль Бернд. О пении и прочем умении.- М.: Аграф,2002. – 187с.
2. Вопросы музыкальной педагогики. / Выпуск №7-М.: Музыка, 1984. – 151с.
3. Жданов В.В. Артист музыкального театра: принципы формирования вокально-сценического мастерства. – М.: Олма-пресс Гранд, 1996. – 400с.
4. Мышкина В. Психологическая готовность к художественно-творческой деятельности / В.Мышкина. – М., 1987. – 32с.
5. Юссон Р. «Певческий голос» – Париж, 1960.
6. Мануэльдель Пополо Висенте Гарсия «Школа пения» ч.1-2. – М.: Музыка, 1956.
7. Рубаха Е. «Тенор»: «classic-music.ru.
8. «Весь русский язык в таблицах от фонетики до синтаксиса». Оникс. «Мир и Образование».
.