Методика изучения учебной мотивации по итогам обучения в 1-м классе
При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его книге «Изучение учебной мотивации». Формулировка вариантов окончания каждого неоконченного предложения и его балльная оценка учитывают наличие шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, позиционного, социального, учебного).
Учащимся сообщается инструкция:
Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак «+».
1. Я учусь в школе, потому что...
а) так хотят мои родители;
б) мне нравится учиться;
в) я чувствую себя взрослым;
г) я люблю хорошие отметки;
д.) хочу получить профессию;
е) у меня хорошие друзья.
2. Самое интересное на уроке...
а) игры и физкультминутки;
б) хорошие оценки и похвала учителя;
в) общение с друзьями;
г) ответы у доски;
д.) познание нового и выполнение задания;
е) готовиться к жизни,
3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) больше знать и уметь;
в) мне покупали красивые вещи;
г) у меня было больше друзей;
д.) меня любила и хвалила учительница;
е) приносить пользу, когда вырасту.
4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...
а) я хорошо все выучил(а);
б) в дневнике стоит хорошая отметка;
в) учительница будет рада;
г) дома меня похвалят;
д.) смогу больше поиграть на улице;
е) я узнаю больше нового.
Спасибо!
Обработка результатов
Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе (табл.).
Таблица
Варианты ответов | Количество баллов по номерам вопросов |
1 | 2 | 3 | 4 |
а) б) в) г) д.) е) | 0 5 3 2 4 1 | 1 2 3 0 5 4 | 2 5 0 1 3 4 | 5 2 3 0 1 4 |
Баллы суммируются, и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации.
Таблица
Уровни мотивации | Количество баллов по номерам | Сумма баллов итогового уровня мотивации |
1 | 2 | 3 | 4 |
I | 5 | 5 | 5 | 5 | 17—20 |
II | 4 | 4 | 4 | 4 | 13—16 |
III | 3 | 3 | 3 | 3 | 9—12 |
IV | 2 | 2 | 2 | 2 | 5—8 |
V | 0—1 | 0—1 | 0—1 | 0—1 | 6—4 |
I — очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху;
II — высокий уровень учебной мотивации;
III — нормальный (средний) уровень мотивации;
IV — сниженный уровень учебной мотивации;
V — низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.
Для оценки эффективности образовательного процесса на этапе тестирования первоклассников определяются следующие показатели:
количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как очень высокий;
количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как высокий;
количество учащихся с нормальным уровнем учебной мотивации;
количество учащихся со сниженным уровнем учебной мотивации;
— количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации.
Все названные показатели необходимо выразить в процентах от общего числа обследуемых детей. Полученные процентные показатели информируют педагогов о начальном уровне учебной мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являются отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих возрастных этапах.