Методика «Характеристика ученика» по А.И. Савенкову
Общая характеристика методики:
Предлагаемая методика создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес как для самого учителя, так и для родителей учащегося.
Ученик____________________
дата _____
класс ____
учитель_______________________________
Учебная, мотивационная, творческая и лидерская характеристики.
Инструкция: Пожалуйста, охарактеризуйте типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строчки «да» или «нет».
Учебные характеристики:
Имеет необычно большой запас слов.
Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы.
Понимает смысл и причины действий людей и вещей.
Является живым наблюдателем; «видит больше» или «берет больше» из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие.
Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем требуется в этом классе.
Показал быстрое понимание арифметики.
Мотивационные характеристики:
1. Настойчив в поисках решения задания.
2. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела.
3. Обычно прерывает других.
4. Прилагает усилия для завершения действия.
5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей.
6. Упорный в отстаивании своего мнения.
Чувствителен к мнениям других.
8. Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может осуждать людей, события, вещи.
9. Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером.
Творческие характеристики:
1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не только на реальные темы).
2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям (интересно, что случилось бы, если...).
3. Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению.
4. С увлечением стремится рассказать другим об открытиях (голос возбужден).
5. Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористичными, получает удовольствие от игры слов (играет в слова).
6. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства.
7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок.
Лидерские характеристики:
1. Берет на себя ответственность.
2. Его любят одноклассники.
3. Лидер в нескольких видах деятельности.
Обработка результатов:
Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что вы уже сделали, не нужно. Результаты, как говорится, налицо. Если же вы проводите исследовательскую работу в одном или нескольких классах, тогда в зависимости от задач исследования может возникнуть необходимость в обобщении и даже математической обработке, но это уже специальная работа.
Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено или из основной в старшие классы. Не безынтересна эта информация и для администраторов (директоров, завучей, методистов и др.).