СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика на выявление одарённости младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном документе находится комплекс методик на выявление одарённости младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Методика на выявление одарённости младших школьников»

Методика «карта одаренности»

Методика адресована родителям, ее также могут использовать педагоги. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, – от 5 до 10 лет.

Методика рассчитана на выполнение функций:

1) первой, основной, – диагностической. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований;

2) второй – развивающей. Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития.

Эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция:

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(+ + ) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(–) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т. д.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

8. Интересуется механизмом и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.



Тест - опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника

Определить собственный уровень самооценки школьник сможет с помощью несложного теста-опросника.

Он включает 32 суждения, по поводу которых возможно пять вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов.

Отвечая на вопросы теста, необходимо проставлять баллы в зависимости от избранного варианта ответа: «очень часто» - 4 балла

«часто» - 3 балла

«иногда» - 2 балла

«редко» - 1 балл

«никогда» - 0 баллов

1. Я не нуждаюсь в признании моих успехов.

2. Чувствую себя неуверенным в окружении эрудитов.

3. Я не беспокоюсь по поводу незавершенного любимого дела.

4. Многие мне завидуют.

5. Меня считают безынициативным.

6. Я чувствую свою психическую неуравновешенность.

7. Я боюсь выглядеть смешным.

8. Я считаю себя малосимпатичным.

9. Меня охватывает страх перед публичным выступлением.

10. К своим ошибкам отношусь равнодушно.

11. Я не считаюсь с мнением собеседника.

12. Я не стремлюсь к усиленному самосовершенствованию.

13. Меня считают эгоистом.

14. Мне хочется, чтобы мне сочувствовали в моих неудачах.

15. Я теряю уверенность в себе в незнакомых ситуациях.

16. Я чрезмерно скромен.

17. Я чувствую никчемность своего существования.

18. Меня мучают сомнения по поводу моего таланта.

19. окружающие ждут от меня многого.

20. Мои соклассники не интересуются моими достоинствами.

21. Бремя моих способностей меня удручает.

22. Я склонен к риску и авантюрам.

23. Я делюсь со своими одноклассниками оригинальными мыслями

24. Я смущаюсь от похвал.

25. Мое высокомерие меня выручает.

26. Я раз, что меня не понимают.

27. Я чувствую себя в безопасности.

28. Спорить я ни с кем не хочу.

29. Я чувствую себя скованным.

30. Я нахожусь в ожидании неприятностей.

31. Меня расстраивает то, что обо мне плохо думают.

32. Мои любимые увлечения.

Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям.



Сумма баллов от 48 до 128 указывает низкий уровень самооценки, при котором одаренный ребенок болезненно переживает критические замечания в свой адрес. Он «подстраивается» под мнения других людей, «маскирует» свои способности, избегает случаи самовыражения.

Сумма баллов от 25 до 47 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Одаренный учащийся находится в состоянии «обороны» в классе, ощущает неловкость во взаимоотношениях с соклассниками, «опасается» за непризнание его интеллектуального потенциала, а иногда недооценивает свои способности без достаточных оснований.

Сумма баллов от 0 до 25 свидетельствует о высоком уровне самооценки, о перфекционизме одаренного учащегося, об отсутствии «комплекса неполноценности», о редких сомнениях в своих действиях.



Первичная диагностика одарённости детей педагогом

Инструкция. Ниже приведены шкалы, которые предназначены для того, чтобы педагог мог изучить характеристики обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях.

Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто Вы наблюдали проявление какой-либо из характеристик.. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам НЕ суммируются.

Пожалуйста, внимательно прочтите утверждения и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:

1 – если Вы почти никогда не наблюдаете этой характеристики;

2 – если Вы наблюдаете эту характеристику время от времени;

3 – если Вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;

4 – если Вы наблюдаете эту характеристику почти всё время.



Шкала 1. Познавательные характеристики обучающегося.

1.Обладает довольно большим для этого возраста запасом слов, использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью.

1 2 3 4 2.

Обладает обширным запасом по разнообразным темам (выходящих за пределы интересов детей это возраста).

1 2 3 4 3.

Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

1 2 3 4 4.

Легко «схватывает» причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задаёт много вопросов (в отличии от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать что лежит в основе явлений и действий людей.

1 2 3 4 5.

Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно «видит больше» или «извлекает больше», чем другие, из рассказа, фильма, из того, что происходит.

1 2 3 4

Подсчитайте число обведённых цифр по каждой колонке _______________ Умножьте на соответствующий коэффициент 1 2 3 4 _______________ Сложите полученные числа Общий показатель _______________