Методика обследования пассивного словаря
Задание 1. Понимание речи на уровне диалога.
Материалом обследования служат вопросы.
Ребенку задаются следующие вопросы:
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
Как зовут твою маму (папу)?
Где ты живешь?
Как ты добирался сюда?
Какие у тебя есть любим20ые игрушки?
В какие игры ты любишь играть?
У тебя есть друзья?
Данное задание проводится для выявления возможностей понимания речи ребенком в условиях диалога.
Задание 2. Понимание значений слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов.
Материалом обследования служат предметные и сюжетные картинки.
Перед ребенком выкладываются предметные и сюжетные картинки и дается следующая инструкция:
«Покажи, где книга (мяч, кастрюля и т.д.)».
«Я буду называть слова. А ты показывай, где нарисовано то, о чем я скажу: сидит (пишет, смеется и т.д.)».
«Покажи, какая машина едет близко? А какая далеко? Какая птица сидит низко? А какая высоко? и т.д.».
Данное задание выполняется с целью уточнения понимания значений слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов.
Задание 3. Понимание инструкций.
Материалом обследования служат предметы.
Ребенку предлагается последовательно выполнить ряд словесных инструкций:
«Возьми со стола куклу»;
«Положи ручку под книгу»;
«Встань со стула, положи карандаш в коробку»;
«Подойди к шкафу, возьми на нижней полке пирамиду и положи ее на стол»;
«Положи мяч на пол, возьми тетрадь и открой дверь».
Эти задания необходимы для выявления возможности понимания простых и сложных словесных инструкций.
Задание 4. Понимание предложений.
Материалом обследования служат сюжетные картинки и вопросы экспериментатора.
Ребенку произносится фраза и предлагается ответить на вопрос. В случае затруднения ребенка в речевом оформлении ответа, ему предлагается сюжетные картинки, иллюстрирующие соответствующие предложения. При этом ребенку разрешается вербальный ответ заменить (или дополнить) невербальным (показом и т.д.).
Список фраз:
В лесу слышатся голос птиц. Кто поет в лесу?
Петя идет за Сашей. Кто идет первый?
Володя пришел домой с братом. Кто пришел домой?
Валя бежит за Наташей. Кто бежит быстрее?
Характер ответа ребенка свидетельствует о правильности понимания предложений.
Задание 5. Различение значений существительных единственного и множественного числа.
Материалом обследования служат упражнения с предметными картинками (стол – столы, стул – стулья, игрушка – игрушки, книга – книги).
Ребенку дается задание – показать, где стол (столы и т.д.). С помощью этого упражнения необходимо уточнить возможности понимания категории числа существительных.
Задание 6. Понимание значений существительных с суффиксами уменьшительности.
Материалом обследования служат задания с предметными картинками (дом – домик, утюг – утюжок, сумка – сумочка, кровать – кроватка).
Ребенку предлагается показать то, что называет взрослый. Это задание помогает выяснить возможности понимания детьми существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Задание 7. Понимание значений грамматических категорий глаголов.
Материалом обследования служат сюжетные картинки и куклы (Петя и Маша).
Данное задание делиться на несколько частей:
Часть 1. Ребенку предлагается указать на картинку, о которой говорит педагог. Возможны варианты инструкции: «Покажи картинку, о которой я скажу: «идет» (идут и т.п.)»; «Покажи, где идет (идут, летит – летят, везет – везут)».
Часть 2. Ребенку рассказывается о знакомом мальчике Пете и предлагается отгадать, что он делал вчера, а что делает сегодня. Инструкция следующая: «Отгадай, когда это было – вчера или сегодня: читал (читает, ел – ест и т.д.)».
Часть 3. Педагог знакомит ребенка с Петей и Машей (куклы) и предлагает отгадать, что делал каждый из них: играл, играла, писал, читала и т.п.
Целью данных заданий является: выяснить возможности понимания грамматических категорий числа (в изъявительном наклонении), времени и рода (в прошедшем времени) у глаголов.
Задание 8. Различение значений глаголов совершенного и несовершенного вида.
Материалом обследования служат сюжетные картинки.
Перед ребенком выкладываются по две картинки и предлагается указать на ту, о которой говорит логопед. Инструкция может даваться в двух вариантах:
1 вариант: «Покажи ту картинку, о которой я скажу: рубит (срубил, рисует – нарисовал, моет – вымыла, ловит – поймал)».
2 вариант: «Покажи, где рубит (мальчик рубит дерево); где срубил (мальчик срубил дерево)» и так далее.
Необходимость задания в том, чтобы уточнить, как дети понимают значения глаголов совершенного и несовершенного вида.
Задание 9. Различение значений глаголов с приставками (близких и далеких по значению).
Данное задание выполняется с целью: выявить, как ребенок понимает значение приставочных глаголов.
Материалом обследования явились картинки с изображением дома и моста, контурное изображение мальчика.
Перед ребенком выкладываются вырезанные по контуру изображения дома, моста и фигурка, изображающая мальчика, и дается задание: «Покажи, как мальчик шел, перешел мост; подошел к дому, вошел в дом, из дома вышел, от дома отошел и т.д.).
Задание 10. Понимание значений возрастных глаголов (единственного и множественного числа).
Материалом обследования служат сюжетные картинки.
Ребенку попарно предлагаются сюжетные картинки и дается задание: «Покажи ту картинку, о которой скажу: «одевается» (одеваются, оделся – оделись, умывается – умываются, умылся – умылись)».
Методика обследования активного словаря
Задание 1. Классификация и обобщение понятий.
Материалом обследования служит картинки с изображением посуды, мебели, одежды, обуви, животных, птиц, овощей, фруктов, транспорта.
Данное задание делится на две части:
Часть 1. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит ребенка дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки.
Часть 2. Ребенку предлагается набор картинок и задается вопрос: «Как можно назвать одним словом все эти предметы?».
Задание 2. Подбор слов – антонимов.
Материалом обследования служат слова (грустный, молодой, тонкий, трусливый, высоко, далеко, смеяться, бежать, разговаривать, добро).
Данное задание проводиться в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению.
Задание 3. Подбор слов – синонимов.
Материалом обследования служат слова (хмурый, веселый, старый, большой, трусливый, идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).
Задание проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагается слово-стимул и дается задание: «Подбери к данному слову другое, близкое по смыслу».
Задание 4. Подбор определений.
Материалом обследования служат упражнения с предметными картинками (мяч, яблоко, дерево, собака, человек).
Ребенку дается задание – найти признак предмета. Одним из видов помощи ребенку могут быть дополнительные вопросы такого плана: «Дерево. Какое оно? Как про него можно сказать еще? Каким оно может быть?».
Задание 5. Подбор действий.
Материалом обследования служит картинный материал (кошка, собака, рыба, змея, птица, лошадь, лягушка, человек, врач, учитель, повар, художник, милиционер и др.) и вопросы.
Перед ребенком раскладываются предметные картинки и предлагается ответить на ряд вопросов:
Вопрос 1. Что ты делаешь в течение дня?
Вопрос 2. Кто как передвигается?
Вопрос 3. Кто что делает (с использованием названий профессий)?