СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика обучения второму иностранному языку

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика обучения второму иностранному языку»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 42»




Методические принципы обучения немецкому языку

как второму иностранному


Учитель немецкого и английского языков

Митриковская Любовь Васильевна





















Нижневартовск, 2018.

Методические принципы обучения немецкому языку

как второму иностранному

Введение в учебные планы школы изучение второго иностранного языка создает принципиально новую ситуацию в обучении языкам. Родной, первый иностранный и второй иностранный языки образуют уникальное явление, которое обязывает рассматривать вопрос о целях обучения второму иностранному языку с учетом реально существующего трилингвизма.

Изучение второго иностранного языка с учетом уже имеющихся компетенций в первом языке является мощным средством расширения общего и лингвистического кругозора учащихся. Приоритетными целями обучения второму иностранному языку в школе являются когнитивно-развивающая и когнитивно-коммуникативная цели. Реализация когнитивно-коммуникативной цели предполагает в первую очередь овладение учащимися чтением аутентичных иноязычных текстов. Умение читать аутентичные тексты относится к числу тех умений, которые не утрачиваются длительное время, а также легко восстанавливаются и даже совершенствуются. Когнитивно-развивающая цель реализуется в процессе обучения чтению аутентичных текстов. Чтение развивает общемыслительные и речевые способности учащихся, обостряет их внимание к языковым формам выражения мысли на иностранном и родном языках.

Ниже предлагаются методические рекомендации обучения четырем основным видам речевой деятельности на немецком языке.


Обучение четырём видам речевой деятельности

Обучение чтению


При работе с текстом необходимо определиться, с какой целью он изучается:

  • для совершенствования техники чтения (5-6 классы);

  • для понимания основного содержания прочитанного;

  • для извлечения полной информации.

Обучая технике чтения, нужно добиваться непосредственного понимания содержания читаемого. В этой связи должны быть продуманы установки на чтение. На данном этапе целесообразно чтение вслух и про себя.

Специфика заданий на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах зависит от вида чтения. Необходимо варьировать способы проверки понимания содержания текста, включая текстовые задания.

Не стоит забывать специфику работы над текстами для домашнего чтения и осуществлять систематический контроль в нестандартных формах, поддерживая познавательный интерес учащихся.

Обучение устной речи

Развитие навыка устной речи играет важнейшую роль. Её целью является вовлечение учащихся разного уровня обученности в иноязычную коммуникацию. Структуры и речевые образцы, грамматический и лексический материал служат достижению этой цели.

Ориентировка:

Введение в ситуацию с визуальной опорой или аудиоопорой. Анализ с помощью контекста, языковой догадки, перевода, таблиц и рубрик, разъяснений учителя.

Активизация:

Чтение по образцу, произносительный аспект, инсценирование, активизация отдельных моментов на письме, восприятие на слух схожих речевых ситуаций с контролем понимания, чтение аналогичных диалогов с пониманием.

Трансформация:

Переработка текста диалога соответственно личности учащегося, его уровню обученности и мотивированности, создание собственного варианта, преломление усвоенных лексических и грамматических моментов в иной речевой ситуации, выход на приближенную к естественным коммуникационным условиям речевую деятельность, как то: беседа, интервью, социологический опрос, проектная работа.

Диалогическая речь

Начиная работать с мини-диалогами, учащиеся отрабатывают структуры и речевые образцы. Парная и групповая беседы, обмен мнениями позволяют использовать в речи эмоционально окрашенные выражения, употреблять выражения уточнения и переспроса, а также научиться аргументировать своё мнение.

Проектные работы позволяют проявиться творческим способностям учащихся, применить свои умения в области иноязычной коммуникации в проблемной ситуации.

Проект для ученика — это возможность максимального раскрытия его творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально и в группе. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы. Результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы— носит практический характер, имеет прикладное значение и ценен для участников.

Проект для учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения, воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки: ставить проблему, определять цель, планировать деятельность, анализировать свою деятельность, делать презентацию, подводить итоги и делать выводы.

Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения знаний и умений, самообучения, исследовательской и творческой деятельности.

Любой проект должен иметь:

  • наличие исходной проблемы,

  • цели,

  • план или документацию,

  • полученный продукт,

  • презентацию.

Предполагая провести работу по проекту, учитель должен хорошо продумать этапы работы:

1. Какое время понадобится для выполнения проекта?

2. Что учащийся сможет сделать самостоятельно, а в чём ему потребуется помощь?

3. Что учащиеся знают и умеют и чему они научатся в ходе работы над проектом?

4. Какие общеучебные и предметные навыки будут развиваться в ходе работы над проектом?

Только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проектом даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся.

В проектной работе задействуются все учащиеся. Распределение ролей зависит от индивидуальных особенностей, уровня обученности и мотивации.

Работу следует вести по плану, это приучает детей к систематизации и организует их речемыслительную деятельность. Научите учащихся фиксировать свои действия, записывать мысли и ходы, чтобы в презентации не забывать про детали.

Монологическая речь

При подготовке общих постеров учащиеся готовят маленькие, а в проектной работе более объёмные презентации, демонстрируя навыки подготовленной и неподготовленной монологической речи.

При обсуждении опросов и результатов интервьюирования предполагается комментирование статистических данных.

При обсуждении и сравнении страноведческого материала учащиеся высказывают своё мнение по отношению к тому или иному явлению в жизни сверстников страны изучаемого языка.

Учащимся предлагается и парная, и групповая работа, соревновательные моменты, большое количество игровых

ситуаций, интервьюирование, творческая проектная деятельность. Всё это направлено на мотивирование учащихся к активной речевой деятельности.

Обучение письменной речи

Обучение письменной речи — одна из главных задач. Учащийся должен уметь писать краткий текст, состоящий из простых предложений. Поэтому задания по развитию навыков письменной речи становятся систематическими. В рамках работы над портфолио учащиеся составляют небольшие рассказы. Важно, чтобы они использовали выученные речевые образцы и грамматические структуры. Перед

написанием, как правило, представлен текст-образец, на который учащиеся опираются. Конечно, некоторые слова учащиеся находят в словаре, но это не правило.

Перед учащимися стоит несколько задач, а именно:

  • научиться в рамках изученных тем орфографическому и грамматическому оформлению письменной речи;

  • уметь выразить свою мысль на немецком языке в письменной форме;

  • формулировать краткое письменное высказывание.

При знакомстве с каждой новой темой учащиеся выполняют упражнения, направленные на тренировку орфографических навыков, для этого предусмотрены упражнения открытого и закрытого типа: ассоциативные, подстановочные, выборочные и т. д.

Обучение аудированию

Как на тестировании, так и в реальной жизни, при контакте с носителями языка, учащиеся могут встретиться с «живым» немецким и могут испытывать психологические трудности при понимании и общении. Чтобы этого избежать необходимо предъявлять для прослушивания аудиотексты, лексико-грамматический материал которых выходит за рамки изученного. В произносительном плане учащиеся должны научиться понимать, основываясь на своих знаниях и языковой догадке, и речь ребёнка, и речь взрослого, если он говорит не очень чётко или непривычно. В данном случае речь может идти только о глобальном понимании, не заостряя внимания на деталях. Вполне достаточно, если учащиеся могут выполнить задания на контроль понимания к этим записям.

Обучение аудированию занимает значительное место и реализуется как в диалогическом общении на уроке (понимание речи учителя, речи партнёра), так и в виде аудиозаписей. Одна из главных задач обучения — обучение аудированию как виду речевой деятельности в рамках развития речевой компетенции.

Проводится целенаправленное обучение разным видам понимания речи на слух:

  • глобальному, с общим охватом понимания содержания;

  • детализированному, с полным пониманием.











Список использованных источников:

1. Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты». 5-9 классы./М.М. Аверин и др. –М.: Просвещение, 2011.

2. Немецкий язык. 6 класс./М.Аверин, Ф. джин, Л. Рорман. -М.: Просвещение: Cornelsen, 2012.

3. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2009. – (Серия «Стандарты второго поколения»).

4. Книга для учителя. 6 класс./ М.Аверин, Ф. джин, Л. Рорман. -М.: Просвещение, 2012

5. Электронный вариант методических указаний «Педагогическая практика по второму иностранному языку»:/ [авт. -сост.: А.В. Гойнаш, Г.В. Нестерчук, О.П. Шкутник]; Брест, гос. ун-т им. А.С. Пушкина. – Брест: Изд-во БрГУ, 2007.