№ | Этапы обучения Подбор подводящих и специальных упражнений | Способ выполнения | Методические указания |
1 | Ознакомление. Мотивация: разъяснение учащимся необходимости освоения техники броска; безошибочная демонстрация броска учителем или учеником, владеющим правильной техникой. |
2 | Разучивание. 1. Упражнение на координацию. Задача: научить учащихся координировать свои действия в безопорном положении. |
| Фронтально От боковой линии до боковой. | Сделать акцент на быстрое вертикальное отталкивание, правильный вынос бедра, стопы (стопа «на себя»), выполнять с небольшим продвижением вперед: почти на месте. |
|
|
2. Подводящие упражнения. Задача: отработать ритм броска до автоматизма. | | |
Из правосторонней стойки (левая нога впереди, правая сзади, мяч справа «в кармане») выполнить 2-шаговый ритм. | Фронтально | Удар мяча направлять к впереди стоящей ноге (левой), после отскока привести мяч к груди или к подбородку (не опуская его), проговаривать ритм вслух: «правая – левая – бросок!» |
| Фронтально | Удар мяча направлять к впереди стоящей ноге (правой), после отскока привести мяч к груди или к подбородку (не опуская его), проговаривать ритм вслух: «Левая – правая – бросок!» |
| Исходное положение (и.п.) то же, но с подбросом мяча перед собой: – Справа; – Слева. | Фронтально | Справа – поймать мяч под правую ногу. Слева – поймать мяч под левую ногу. |
И.п. правосторонняя, левосторонняя стойка. Выполнять ритм с атакой на кольцо. | С помощью учителя, учеников | При необходимости учитель может фиксировать левую (правую) стопу учащегося, чтобы движение начиналось с нужной ноги. |
И.п. то же, но с подбросом мяча перед собой. | Групповой | |
3. Специальное упражнение. Задача: облегчить учащимся переход от броска из стойки к броску в движении. Выполнить 2-шаговый ритм в ходьбе с остановкой. Без остановки. То же в беге. То же с атакой на кольцо. | Фронтально | Вести мяч без зрительного контроля до определенной отметки, акцент на последний удар мяча под шаг левой (правой) ноги. Темп медленный. |
3 | Закрепление. Задача: выработать динамический стереотип выполнения броска в различных упражнениях. |
выполнить бросок с хода с передачи партнера (учителя): справа; слева; по прямой. | Поточно | Мяч принимать на вытянутые руки, привести его к груди, при броске не разводить локти. |
Выполнить бросок с обводкой 3-секундной зоны: | Групповой | И.п. стоя на лицевой линии. Обозначить ворота стойками для подхода к кольцу под углом 45 градусов; считать попадания всей командой вслух. Ведение и бросок левой рукой. |
Передачи без ведения с атакой на кольцо. | В парах, 1/2 площадки | Выполнить бросок с третьей передачи. |
Передачи без ведения с атакой на кольцо, подбором и добиванием в кольцо. | В тройках | Бросок может выполнять любой игрок. Не нарушать 2-шаговый ритм. |
С ведением в беге по всем кольцам в зале: | Поточно | Вести мяч без зрительного контроля, выполнять бросок под углом 45 градусов к кольцу, подбор мяча – до отскока на площадку. |
| Учебная игра с целевым заданием. Цена броска – 4 очка, если мяч забит в движении с 2-х шагов. | | |
4 | Совершенствование. Броски с финтами: ложная передача, с поворотом на 360 градусов, с проносом мяча вокруг корпуса; на максимальной скорости; с сопротивлением; «с вертушкой» и т.д. | | |
№ | Ошибки | Методы исправления |
1 | Нарушение ритма броска: Учащийся делает один шаг вместо двух; Учащийся не попадает мячом под нужную ногу. | Повторить ритм из стойки; в ходьбе с ведением, делая акцент на последний удар мяча под шаг правой (левой) ноги: он должен быть более сильным. При броске справа проговаривать вслух алгоритм «правая – левая – бросок!»; при броске слева соответственно «левая – правая – бросок!». |
2 | Учащийся неправильно отталкивается, перемещаясь не вверх к кольцу, а вперед, т.е. не может перевести горизонтальную скорость в вертикальную. | Повторить упражнение «лезгинка». В разминке многократно выполнять имитацию прыжка под щитами в беге (темп медленный). Обратить внимание учащегося на ритм броска: первый шаг длинный, второй – короткий, стопорящий. Ключевая фраза при объяснении ученику его ошибки: «Где оттолкнулся – там и приземлись». |
3 | Нарушение правил игры в баскетбол - «Опасная игра!»: при отталкивании учащийся задерживает разгибание маховой ноги, выхлестывает голень вперед. | Повторить упражнение «лезгинка» с более быстрым приземлением на две ноги. |
4 | Учащийся выполняет бросок глубоко под кольцом. | Вести мяч без зрительного контроля, смотреть на кольцо, что позволит правильно выбрать место отталкивания. |
5 | Учащийся преждевременно выполняет бросок мяча в корзину, не достигнув максимальной точки взлета. Поэтому мяч попадает в щит, а не в кольцо. | Ключевая фраза при объяснении ученику его ошибки: «Бросай мяч, когда опускаешься». Еще раз обратить внимание учащегося на ритм броска: первый шаг длинный, второй более короткий, стопорящий. |
6 | При выполнении броска учащийся размахивает руками. | Мяч ловить на вытянутые руки, т.к. время приведения мяча и двух шагов будет равным, и руки не будут выполнять размахиваний. |
7 | При броске в кольцо контролировать: Выполнение броска от головы; Полное разгибание локтя; Правильную работу кисти, т.е. придать мячу обратное вращение; При бросках справа и слева предпочтительно играть через щит. | |