Методика обучения написанию сочинения
1 . Внимательно прочти тему сочинения. Определи, к какому типу тем относится формулировка: — тема-суждение: в ней уже сформулирован тезис рассуждения, назван предмет рассуждения и то, что утверждается или отрицается о нём («Татьяна Ларина – идеальный женский образ в русской литературе»); — тема-вопрос: вопросительное предложение, ответом на который окажется тезис («Почему выбор жертвы пал на старуху-процентщицу?»); — тема-понятие: слово или словосочетание; о предмете рассуждения ничего не утверждается и не отрицается.
Такую формулировку переводим в тему-вопрос, а тему-вопрос – в тему-суждение («Обломовщина» ® «Что такое обломовщина?» ® «Обломовщина – это отображенное И. Гончаровым явление помещичьего строя эпохи распада крепостничества в России…»);
а) при необходимости произведи понятийный анализ темы. По толковому словарю определяется значение каждого слова в формулировке темы, затем «расшифрованные» значения «связываются» воедино: Например, тема: «Нравственный максимализм Базарова». Нравственный – относящийся к нормам поведения в обществе. Максимализм – доведение каких-либо требований до крайности. Нравственный максимализм Базарова = Доведение Базаровым до крайности требований, относящихся к нормам поведения в обществе. Тема «Трагичность судьбы Григория Мелехова (по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»)» «расшифровывается» так: трагичность – выражение тяжёлого душевного состояния, страдания;судьба – участь, доля, жизненный путь. = Выражение тяжёлого душевного состояния, страдания на жизненном пути Григория Мелехова.
б) если в формулировке темы два предмета рассуждения, то следует установить отношения между ними или сравнить их: «Онегин и Ленский в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В подобных случаях у нас два пути написания сочинения: характеризуем их отношения или даём сравнительную характеристику.
3. Определи объём темы. Выдели из текста произведения только те эпизоды, в которых раскрывается тема. 4. Задай вопрос, заключённый в теме, дай прямой, полный ответ на этот вопрос. 5. Из эпизодов, включённых в объём темы (шаг 3),выдели аргументы для доказательства тезиса(то, что утверждается или отрицается о предмете рассуждения).
6. Выбери способ доказательства: а) индуктивный – от частного к общему (сначала идут аргументы, потом делается вывод); б) дедуктивный – от общего к частному (сначала тезис, затем доказательства). 7. Напиши план сочинения, придерживаясь избранной стратегии. Серьёзное внимание в работе над сочинением следует уделить различным вариантамвступительной и заключительной части. Введение может быть представлено одним из способов:
1. Историческое (об эпохе, когда было написано произведение, или об изображённом в нём времени); 2. Аналитическое (объясняется какое-либо понятие, слово, входящее в формулировку темы); 3.Биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к его проблеме); 4. Сравнительное (проведение литературных параллелей); 5. Опора на вводящую идею текста цитату из рассматриваемого произведения, или на фрагмент, содержащий ключевые слова текста, или на цитату из другого источника, точно отражающую позицию автора исходного текста; 6. Лирическое введение (от «я»), увязывающее тему сочинения с личными впечатлениями пишущего (какое влияние оказал на вас писатель, его личность и творчество, что заставило полюбить данное произведение, задуматься).
В заключении уместны такие подходы, как: 1.Обобщение основных мыслей автора; 2.Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, возвращающее читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность; 3.Концовки, перекликающиеся с зачинами (слова почти те же, а мысль новая); 4. Взгляд вперёд: раздумья о том, что будет, если… (в контексте темы); 5. Обращение к читателю. Если вступление было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить работу можно таким же обращением (призвать к какому-то поступку, задать риторический вопрос).
К основным задачам системной подготовки к написанию сочинения на литературную тему можно отнести следующие: — развивать умение сопоставлять художественные произведения, находить аналогии в творчестве разных писателей. Регулярно проводить сравнительный анализ художественных произведений, близких по тематике, проблематике, идее, особенностям жанра, художественной речи и пр.; — научить пониманию роли выразительных средств художественной речи в выявлении идеи произведения и авторской позиции; — прививать вкус к художественной речи и мотивировать детей на использование средств выразительности в собственной устной и письменной речи; — обучать различным методикам написания сочинений различных жанров, уделяя особое внимание сочинению-рассуждению и эссе; — систематизировать информацию о прочитанных произведениях с обязательным лаконичным выделением темы, проблемы и идеи произведения, периодически проводить повторение изученного по темам, проблемам, мотивам и т.д. Объединить изученные программные произведения по группам в зависимости от темы и проблемы; — обучать умению анализировать и редактировать готовые сочинения и выявлять их сильные и слабые стороны (сравнение двух сочинений на одну тему, создание вариантов вступления, дописывание заключения, «выравнивание» логики, моделирование перехода от одной мысли к другой и т.п.); — регулярно включать в процесс обучения письменные задания небольшого объёма, требующие ответа на проблемный вопрос.