СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика обучения русскому языку и чтению» в школе XVII вида. Добукварный период

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика обучения русскому языку и чтению» в школе XVII вида. Добукварный период»

«Методика обучения русскому языку и чтению» в школе XVIII вида  «Добукварные занятия»  Подготовила Никитченко Татьяна Геннадьевна

«Методика обучения русскому языку и чтению»

в школе XVIII вида

«Добукварные занятия»

Подготовила

Никитченко Татьяна Геннадьевна

Обучению грамоте предшествует период добукварных занятий. Он продолжается от одного до двух месяцев. Устанавливает степень его ориентации Уровень развития речи Педагог тщательно изучает каждого ребенка Состояние фонематического слуха Объем владения школьными навыками (знание звуков и букв, техника чтения, умение записывать буквы, слоги, слова). Состояние моторики Состояние зрительных восприятий

Обучению грамоте предшествует период добукварных занятий.

Он продолжается от одного до двух месяцев.

Устанавливает степень его ориентации

Уровень развития речи

Педагог тщательно изучает каждого ребенка

Состояние фонематического слуха

Объем владения школьными навыками (знание звуков и букв, техника чтения, умение записывать буквы, слоги, слова).

Состояние моторики

Состояние зрительных восприятий

Совместно с логопедом учитель проверяет и заносит полученные данные в дневник наблюдений - звукопроизношение    - лексический запас    - грамматический строй речи

Совместно с логопедом учитель проверяет и заносит полученные данные в дневник наблюдений

- звукопроизношение

- лексический запас

- грамматический строй речи

В период добукварных занятий решаются следующие задачи: 1. Развитие у детей интереса к учению. 2. Уточнение, расширение их представлений и речи. 3. Исправление недостатков слухового восприятия, воспитание фонематического слуха, некоторых умений в области звукового анализа. 4. Укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие навыков четкого артикулирования звуков. 5. Исправление недостатков зрительного восприятия и    пространственной ориентации.   6. Координация мелких мышц кисти руки.

В период добукварных занятий решаются следующие задачи:

1. Развитие у детей интереса к учению.

2. Уточнение, расширение их представлений и речи.

3. Исправление недостатков слухового восприятия, воспитание фонематического слуха, некоторых умений в области звукового анализа.

4. Укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие навыков четкого артикулирования звуков.

5. Исправление недостатков зрительного восприятия и пространственной ориентации.

6. Координация мелких мышц кисти руки.

Программный материал добукварных занятий составлен таким образом, чтобы учащиеся, приобретая точные сведения о природе, жизни детей в школе, в семье, о труде взрослых, продвигались в речевом развитии. Практическая работа первоклассников с глиной, картоном, бумагой на занятиях ручного труда; На уроках развития устной речи; чтение сказок, рассказов; Игры во внеучебное время Все это позволяет использовать и развивать   различные формы речи детей (отраженную,   хоровую, диалогическую, простейшие   виды монолога).

Программный материал добукварных занятий составлен таким образом, чтобы учащиеся, приобретая точные сведения о природе, жизни детей в школе, в семье, о труде взрослых, продвигались в речевом развитии.

  • Практическая работа первоклассников с глиной, картоном, бумагой на занятиях ручного труда;
  • На уроках развития устной речи; чтение сказок, рассказов;
  • Игры во внеучебное время

Все это позволяет использовать и развивать различные формы речи детей (отраженную, хоровую, диалогическую, простейшие виды монолога).

В период добукварных занятий большое внимание уделяется: - развитию звукового анализа и синтеза - зрительного анализа и синтеза - речедвигательного анализа и синтеза.

В период добукварных занятий большое внимание уделяется:

- развитию звукового анализа и синтеза

- зрительного анализа и синтеза

- речедвигательного анализа и синтеза.

Формирование слухового восприятия у умственно отсталого ребенка начинается с развития грубых дифференцировок:  умений различать неречевые звуки окружающего мира (шуршание листьев на дереве, под ногами; звуки, издаваемые различными игрушками); сопоставлять звуки, воспроизводимые предметами, со звуками речи (з — звенит комар, р — трещит мотор, в — воет ветер, ш — шипит гусь и т.п.); узнавать людей по тембру их голоса (игра   « Угадай, чей голосок » ); находить игрушки (игра « Громко —   тихо » );  определять направление звука. находить игрушки (игра « Громко —   тихо » );  определять направление звука. находить игрушки (игра « Громко —   тихо » );  определять направление звука.

Формирование слухового восприятия у умственно отсталого ребенка начинается с развития грубых дифференцировок:

  • умений различать неречевые звуки окружающего мира (шуршание листьев на дереве, под ногами; звуки, издаваемые различными игрушками);
  • сопоставлять звуки, воспроизводимые предметами, со звуками речи (з — звенит комар, р — трещит мотор, в — воет ветер, ш — шипит гусь и т.п.);
  • узнавать людей по тембру их голоса (игра « Угадай, чей голосок » );
  • находить игрушки (игра « Громко — тихо » ); определять направление звука.
  • находить игрушки (игра « Громко — тихо » ); определять направление звука.
  • находить игрушки (игра « Громко — тихо » ); определять направление звука.
Развитие фонематического восприятия начинается с исправления недостатков и совершенствования фонематического слуха. Психологи отмечают, что именно четкость фонематических дифференцировок помогает ребенку овладеть правильным произношением звуков .

Развитие фонематического восприятия начинается с исправления недостатков и совершенствования фонематического слуха.

Психологи отмечают, что именно четкость фонематических дифференцировок помогает ребенку овладеть правильным произношением звуков .

Умственно отсталые дети слабо различают фонемы родного языка. Особенно это касается звуков, которые находятся в оппозиции друг к другу: с-ш, з-с, л-р, ч-т', м-м' и др. Задержка в формировании фонематического слуха отрицательно сказывается на развитии произносительных навыков. В свою очередь нарушения фонематического слуха и произношения затрудняют формирование навыков звукового анализа и синтеза, что в конечном итоге препятствует овладению учащимися навыками чтения и письма . !!!ВАЖНО преодолеть в период добукварных занятий некоторые недостатки фонематического развития детей!!!

Умственно отсталые дети слабо различают фонемы родного языка. Особенно это касается звуков, которые находятся в оппозиции друг к другу: с-ш, з-с, л-р, ч-т', м-м' и др.

Задержка в формировании фонематического слуха отрицательно сказывается на развитии произносительных навыков. В свою очередь нарушения фонематического слуха и произношения затрудняют формирование навыков звукового анализа и синтеза, что в конечном итоге препятствует овладению учащимися навыками чтения и письма .

!!!ВАЖНО преодолеть в период добукварных занятий некоторые недостатки фонематического развития детей!!!

Работа по совершенствованию фонематического слуха начинается с сопоставления слов, так называемых фонетических паронимов.

Работа по совершенствованию фонематического слуха начинается с сопоставления слов, так называемых фонетических паронимов.

 Более сложным является сопоставление оппозиционных слоговых структур и звуков, поскольку те и другие не могут быть представлены в виде реальных предметов. Дети играют, повторяя за учителем двухслоговую или двухзвуковую цепочку: МА-НА БА-ПА М-МЬ ЛА-ЛЯ К-Х !!!В эту цепочку не включают звуки, нарушенные в речи детей!!!

Более сложным является сопоставление оппозиционных слоговых структур и звуков, поскольку те и другие не могут быть представлены в виде реальных предметов. Дети играют, повторяя за учителем двухслоговую или двухзвуковую цепочку:

МА-НА

БА-ПА

М-МЬ

ЛА-ЛЯ

К-Х

!!!В эту цепочку не включают звуки, нарушенные в речи детей!!!

Параллельно с исправлением недостатков фонематического слуха идет работа, направленная на формирование простейших операций по звуковому анализу. Учащимся предлагают назвать предметы (2—3), находящиеся на столе, затем одного-двух школьников просят повторить слова, которые были сказаны предыдущим учеником, выделить по порядку каждое слово; самим назвать слова, посмотрев на окружающие предметы.

Параллельно с исправлением недостатков фонематического слуха идет работа, направленная на формирование простейших операций по звуковому анализу.

Учащимся предлагают назвать предметы (2—3), находящиеся на столе, затем одного-двух школьников просят повторить слова, которые были сказаны предыдущим учеником, выделить по порядку каждое слово; самим назвать слова, посмотрев на окружающие предметы.

Так же, с опорой на предметные действия, вводится термин «предложение». Составленное предложение делится на слова. После этих упражнений школьники вновь возвращаются к слову и учатся делить его на слоги.

Так же, с опорой на предметные действия, вводится термин «предложение». Составленное предложение делится на слова. После этих упражнений школьники вновь возвращаются к слову и учатся делить его на слоги.

Заключительной работой по анализу речи является выделение звука. Сначала первоклассники воспроизводят звуки вслед за учителем. Затем дети учатся слышать эти звуки в словах и, наконец, выделять их. Игра «Раз, два, три — без ошибки повтори» — [а], [о], [у] !!!Вся работа по анализу речи в добукварный период проводится преимущественно в виде игр!!!

Заключительной работой по анализу речи является выделение звука. Сначала первоклассники воспроизводят звуки вслед за учителем. Затем дети учатся слышать эти звуки в словах и, наконец, выделять их.

Игра «Раз, два, три — без ошибки повтори» —

[а], [о], [у]

!!!Вся работа по анализу речи в

добукварный период

проводится преимущественно в виде игр!!!

Составление предложений происходит на основе последовательной демонстрации предмета и его действия.  Предложения и слова обозначаются полосками различной длины. Деление слов на слоги сопровождается отбиванием такта рукой. Применяется также визуальное наблюдение за движением нижней челюсти в момент произнесения слогов.

Составление предложений происходит на основе последовательной демонстрации предмета и его действия.

Предложения и слова обозначаются полосками различной длины.

Деление слов на слоги сопровождается отбиванием такта рукой. Применяется также визуальное наблюдение за движением нижней челюсти в момент произнесения слогов.

согласными [м], [с]. согласными [м], [с]. Количество слогов в слове дети могут определить, также приложив ладонь тыльной стороной к нижней челюсти во время его произнесения. В добукварный период учащиеся работают с немногими звуками — гласными - [а], [о], [у]. согласными - [м], [с].

согласными [м], [с].

согласными [м], [с].

Количество слогов в слове дети могут определить, также приложив ладонь тыльной стороной к нижней челюсти во время его произнесения. В добукварный период учащиеся работают с немногими звуками —

гласными - [а], [о], [у].

согласными - [м], [с].

Упражнения на выделение всех остальных звуков переносят на период обучения грамоте. Для выделения гласных звуков подбирают слова, в которых нужный звук находится под ударением в начале слова Выделение звука в начале слова отличается его протяжным произнесением до соединения с гласной. О СЫ О ЛЯ

Упражнения на выделение всех остальных звуков переносят на период обучения грамоте. Для выделения гласных звуков подбирают слова, в которых нужный звук находится под ударением в начале слова

Выделение звука в начале слова отличается его протяжным произнесением до соединения с гласной.

О СЫ

О ЛЯ

 Работа по фонематическому воспитанию учащихся тесно связана с развитием артикуляционного аппарата.  В период добукварных занятий логопед и учитель ведут совместную работу по уточнению движений артикуляционного аппарата в двух направлениях:   -закрепления правильной артикуляции;   -воспитания четкости произнесения    каждого звука.

Работа по фонематическому воспитанию учащихся тесно связана с развитием артикуляционного аппарата.

В период добукварных занятий логопед и учитель ведут совместную работу по уточнению движений артикуляционного аппарата в двух направлениях:

-закрепления правильной артикуляции;

-воспитания четкости произнесения каждого звука.

Ежедневная артикуляционная гимнастика, включающая: -упражнения для укрепления мышц артикуляционного аппарата -правильное громкое произнесение звуков, слов, слогов, -заучивание стихотворений на определенный звук, -постоянное предъявление детям с первых дней их пребывания в школе требования четкого артикулирования  звуков и слов на всех уроках   основа для преодоления этого недостатка    в добукварный период.

Ежедневная артикуляционная гимнастика,

включающая:

-упражнения для укрепления мышц артикуляционного аппарата

-правильное громкое произнесение звуков, слов, слогов,

-заучивание стихотворений на определенный звук,

-постоянное предъявление детям с первых дней их пребывания в школе требования четкого артикулирования звуков и слов на всех уроках

основа для преодоления этого недостатка в добукварный период.

Работа по развитию зрительно-пространственного восприятия направлена на совершенствование у детей:  - точности;  - объема;  - зрительной памяти;  - формирование умения выделять части предмета;  - сравнивать два предмета;  - последовательно переводить взгляд при назывании предметов слева направо,  - располагать предметы в определенном  направлении.

Работа по развитию зрительно-пространственного восприятия направлена на совершенствование у детей:

- точности;

- объема;

- зрительной памяти;

- формирование умения выделять части предмета;

- сравнивать два предмета;

- последовательно переводить взгляд при назывании предметов слева направо,

- располагать предметы в определенном направлении.

Первоначально детей учат различать цвет, величину, форму предметов. В дальнейшем они дифференцируют предметы по всем этим признакам, знакомятся с цветными полосками (всего 6 цветов), с геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, круг), учатся составлять из них различные предметы, выделять и называть части предметов.

Первоначально детей учат различать цвет, величину, форму предметов. В дальнейшем они дифференцируют предметы по всем этим признакам, знакомятся с цветными полосками (всего 6 цветов), с геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, круг), учатся составлять из них различные предметы, выделять и называть части предметов.

В период добукварных занятий ведется работа по координации движений мелких мышц кисти рук –лепка, шитьё по контуру, вырезывание из бумаги, рисование. Подобные занятия организуются и непосредственно на уроках русского языка. Упражнения (по нарастающей сложности) выстраивают в таком порядке: 1. Специальные упражнения для развития мелких мышц кисти рук (зарядка для пальцев).  2. Обведение по трафарету, контуру, соединение по точкам различных геометрических фигур относительно крупных форм.   3. Рисование в пределах строки бордюров,   состоящих из прямых, наклонных, ломаных   линий.   4. Рисование предметов, по форме     напоминающих буквы.   5. Письмо элементов букв.

В период добукварных занятий ведется работа по координации движений мелких мышц кисти рук –лепка, шитьё по контуру, вырезывание из бумаги, рисование. Подобные занятия организуются и непосредственно на уроках русского языка. Упражнения (по нарастающей сложности) выстраивают в таком порядке:

1. Специальные упражнения для развития мелких мышц кисти рук (зарядка для пальцев).

2. Обведение по трафарету, контуру, соединение по точкам различных геометрических фигур относительно крупных форм.

3. Рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий.

4. Рисование предметов, по форме напоминающих буквы.

5. Письмо элементов букв.

Следует заметить, что не всегда бывает возможно корригировать недостатки детей путем фронтальных занятий. Если у ребенка имеются значительные нарушения в функционировании какого-либо анализатора, то учитель и логопед оказывают ему индивидуальную помощь .

Следует заметить, что не всегда бывает возможно корригировать недостатки детей путем фронтальных занятий. Если у ребенка имеются значительные нарушения в функционировании какого-либо анализатора, то учитель и логопед оказывают ему индивидуальную помощь .

Так, при нарушении фонематического слуха звуковой анализ сочетается со зрительным более длительное время, чем для всех учащихся. Например, звук соотносится с квадратиком или кубиком определенного цвета. В случае сложного нарушения зрительно-пространственной ориентировки рекомендуется ставить на строчке ориентиры в виде особых значков, обводить в тетрадях детей линии цветным карандашом, упражнять школьников в вычерчивании бордюров по контурам.

Так, при нарушении фонематического слуха звуковой анализ сочетается со зрительным более длительное время, чем для всех учащихся. Например, звук соотносится с квадратиком или кубиком определенного цвета. В случае сложного нарушения зрительно-пространственной ориентировки рекомендуется ставить на строчке ориентиры в виде особых значков, обводить в тетрадях детей линии цветным карандашом, упражнять школьников в вычерчивании бордюров по контурам.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!