Морфема – это наименьшая единица языка или минимальная значимая и неделимая часть слова. Понятие происходит от греч. «morphe», что переводится как форма, вид. В отличие от слов она не может существовать самостоятельно и приобретает смысл только в составе лексической единицы.
Морфемика — раздел науки о языке, который изучает морфемный строй слова и каждую морфему в отдельности.
Словообразование – раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования. В русском языке процесс словообразования происходит путём соединения друг с другом корня и других морфем.
Методика обучения словообразования в начальной школе
Словообразование – это раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы, связанные с составом слова (морфемикой), отношения между родственными словами и основные способы словообразования. Усиление практической направленности обучения русскому языку привело к выделению в школьном курсе русского языка самостоятельного раздела «Морфемика», в котором изучается строение слова.
Принципы методики изучения словообразования:
1. структурно-словообразовательный. Он означает, что в школьной практике 2 разбора: морфемный и словообразовательный дополняют друг друга,
2. мотивационный. Он предполагает определение структуры слова путем его мотивирования.
3. лексико-словообразовательный. Он означает сопоставление лексического значения слова и словообразовательной модели.
В процессе изучения словообразования необходимо опираться на общедидактические (научность, систематичность, преемственность и др.); общеметодические (экстралингвистический, нормативно-стилистический, исторический и др.), а также частнометодические принципы.
Частнометодические принципы обучения словообразованию:
структурно-словообразовательный принцип диктует необходимость в процессе анализа слова сопоставлять структуру слова и способ его образования, предполагает развитие способности опираться на морфемную структуру слова в процессе словообразовательного анализа. Например, слово дворник образовано от производящей основы двор- с помощью суффикса –ник;
лексико-словообразовательный принцип связан с соотношением лексического и грамматического значений словообразовательной модели. Например, слово ельник обозначает место, где растут одни ели; словообразовательный суффикс -ник обозначает место, на котором растут породы деревьев, обозначенные корнем (осинник, малинник);
мотивационный принцип заключается в определении структуры слова путем его мотивирования (толкования): стрелять – стрела, черепаха – череп и т.д.
Таким образом, изучение словообразования на уроках русского языка имеет практическую, коммуникативную направленность, осуществляется с учетом ряда принципов: общедидактических, общеметодических и частнометодических.
Система упражнений по словообразованию
Обычно в методике преподавания русского языка все упражнения по словообразованию делят на 4 группы:
Морфемные упражнения развивают у учащихся умение видеть структуру слова: выделение основы и окончания; выделение суффиксов и выяснение их значения; сопоставление слов с приставками, имеющими противоположное значение; выделение в производных словах всех составных частей; подбор родственных слов; составление с анализируемыми словами словосочетаний и предложений; выполните графический диктант; найдите слова, в которых приставка не выделяется.
Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова: определение, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово; составить цепочку однокоренных слов; определить способ образования слова; подобрать однокоренные слова к слову; образование от данных слов новых при помощи приставок, суффиксов, соединительных гласных и др.
Упражнения, сочетающиеся с лексической работой, когда слово анализируется в составе предложения.
Упражнения, связанные с упражнениями по орфографии: словарный диктант с выборочным или полным морфемным анализом слов; выборочный диктант на какие-либо приставки или корни с чередующимися гласными и т.д.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами (называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные, окончания).
С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов:
вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;
сего дня → сегодня;
с ума сшедший → сумасшедший.
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Понаблюдаем:
мостовая (прил.) → булыжная мостовая (сущ.);
животное (прил.) существо → диковинное животное (сущ.) ;
набережная (прил.) улица → красивая набережная (сущ.);
приёмная комната → приёмная директора;
рабочий человек → квалифицированный рабочий.
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:
любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом;
темной ночью — спать (когда?) ночью.
морозной зимой — родился (когда?) зимой.
лексико-семантический.
Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:
титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;
титан — большой металлический бак для кипячения воды;
титан — твердый металл.
Словообразующие суффиксы
Словообразующие суффиксы служат для образования новых слов.
1. Существительных: -тель, -чик, -щик, -ник, -ниц-, -к-, -иц-, -юх, -ёнок, -ушк-, -ышк-,-ость, -як, -ун, -ач, -ущ-
2. Прилагательных: -ив-, -чив-, -лив-, -ист-, -ск-, -ов-, -ев-, -н-, -евит-, -ин-
3. Глаголов: -ова-, -ева-, -ыва-, -и-, -я-, -е-, -а-
4. Наречий: -а, -о, -у
Формообразующие суффиксы
Формообразовательные суффиксы представляют собой суффиксы, с помощью которых образуются не новые слова, а формы слова.
Степени сравнения имён прилагательных и наречий: -е, -ее, -ей, -ше, же, -ейш, -айш
Действительных причастий: -ущ, -ющ, -ащ, -ящ, -вш, -ш
Страдательных причастий: -ем, - им, - ом, - ин, -еин, -т
Страдательных деепричастий: -а, -я, -учи, -ючи, -в, -вш, -ши
Неопределённой формы глагола: -ть, -ти, -чь
Глагола прошедшего времени: -л
Глаголов повелительного наклонения: -и, -й
Глаголов совершенного и несовершенного вида: -ыва, -ива, -иу
Возвратные: -ся, -сь
Виды морфем
В русском языке различают несколько видов морфем:
главная морфема — корень слова;
аффиксы — приставка, суффикс, окончание, постфикс;
интерфиксы и соединительные гласные.
Окончание
Окончания выражают различные грамматические значения, например:
принести — принес (м.р.) — принесла (ж.р.), принесло (ср.р.), принесли (мн. ч.);
дорога (ж.р. ед.ч.) — дороги (мн. ч.):
смо́трите (2 лицо, мн. ч. настоящего времени глагола).
У некоторых слов окончание является нулевым.
Основа слова
Основа — значащая часть слова без окончания и формообразующих суффиксов и постфиксов.
глаза — основа глаз-;
уходила — основа уходи-;
светящийся — основа свет-.
Основа является постоянной частью слова во всех его формах в отличие от окончания. В зависимости от того, сколько корней имеется в морфемной структуре слова, основа бывает:
простая, содержащая один корень в сочетании с аффиксами;
сложная, содержащая два и более корней.
Например:
словечко: словечк- простая основа (слов- корень);
землечерпалка: землечерпалк- — сложная основа (земл-, черп- — 2 корня).
Основа слова бывает производная и непроизводная.
Непроизводную основу имеют нечленимые слова, состоящие только из корня и окончания или только из корня, например:
сестра
гроза
пестрый
когда
чуть.
Производные основы образованы от других слов и состоят из корня, приставки, суффикса, постфикса:
сестринский — сестринск-;
предгрозовой — предгрозов-;
пестрота — пестрот-.
Основа, которая образует новое слово с помощью аффиксов, называется производящей.
весна → весенний;
холодный → холодность;
Корень — главная морфема слова
В корне заключается лексическое значение однокоренных слов. Корень объединяет родственные слова в одну семью, например:
-уч-: учить, ученый, учитель, учительница, учебник, ученик, ученица, заучить, научить, приучить;
-трав-: трава, травушка, травяной, травник, травница, затравенеть;
-прям-: прямой, прямо, прямиком, прямота, прямизна, выпрямить, распрямить, прямодушный.
Приставка
Словообразовательной морфемой является приставка, или по-латински префикс (praefixus — «прикрепленный впереди»). С помощью приставки можно образовать новые слова и выразить разные оттенки их значения, например:
ходить — уходить, приходить, заходить, переходить, отходить, входить, исходить;
бежать — прибежать, забежать, убежать, перебежать, сбежать, отбежать, вбежать, избежать.
В русском языке в составе слов выделяют исконно русские и иноязычные приставки.
Суффикс
Суффикс — это морфема, которая находится сразу после корня и служит для образования новых слов.
Например:
гриб → грибник;
победить → победитель;
резать → резчик;
заяц → зайчонок;
серебро → серебристый.
Постфикс
Постфикс — морфема, которая стоит после окончания и служит для образования новых слов или форм слов.
Например, постфиксы образуют новые слова:
что — что-то;
как — как-нибудь;
где — где-либо.
Постфикс -ся образует возвратные формы глаголов:
славить — славиться;
строить — строиться;
бросать — бросаться.
При морфемном разборе таких слов формообразуюший постфикс -ся не входит в их основу. Но в составе ряда глаголов постфикс -ся выполняет словообразовательную роль, и тогда их основа является прерывистой, например:
улыба-ть-ся — улыба_ся;
нрави-ть-ся — нрави_ся;
доби-ть-ся — доби_ся.
Глагольный постфикс -те образует формы множественного числа повелительного наклонения глаголов:
сидеть — сидите;
стоять — стойте;
плакать — плачьте.
Постфикс
Интерфиксы и соединительные гласные
Интерфиксы (лат. inter — «между», fixus — «прикреплённый») — структурные элементы слов, которые не выражают никаких значений, а выполняют только соединительную функцию между их частями.
Интерфиксы и соединительные гласные находятся между корнями в составе сложных слов, например:
сух-о-фрукты;
овощ-е-хранилище;
птиц-е-лов;
пят-и-томник;
тр-ёх-палубный пароход;
дв-у-стишие;
дв-ух-уровневая квартира.