СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика обучения словообразования в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика обучения словообразования в начальной школе»

Морфема – это наименьшая единица языка или минимальная значимая и неделимая часть слова. Понятие происходит от греч. «morphe», что переводится как форма, вид. В отличие от слов она не может существовать самостоятельно и приобретает смысл только в составе лексической единицы.

Морфемика — раздел науки о языке, который изучает морфемный строй слова и каждую морфему в отдельности.

Словообразование – раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования. В русском языке процесс словообразования происходит путём соединения друг с другом корня и других морфем.

Методика обучения словообразования в начальной школе

Словообразование – это раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы, связанные с составом слова (морфемикой), отношения между родственными словами и основные способы словообразования. Усиление практической направленности обучения русскому языку привело к выделению в школьном курсе русского языка самостоятельного раздела «Морфемика», в котором изучается строение слова.

Принципы методики изучения словообразования:

1. структурно-словообразовательный. Он означает, что в школьной практике 2 разбора: морфемный и словообразовательный дополняют друг друга,

2. мотивационный. Он предполагает определение структуры слова путем его мотивирования.

3. лексико-словообразовательный. Он означает сопоставление лексического значения слова и словообразовательной модели.

В процессе изучения словообразования необходимо опираться на общедидактические (научность, систематичность, преемственность и др.); общеметодические (экстралингвистический, нормативно-стилистический, исторический и др.), а также частнометодические принципы.

Частнометодические принципы обучения словообразованию:

  • структурно-словообразовательный принцип диктует необходимость в процессе анализа слова сопоставлять структуру слова и способ его образования, предполагает развитие способности опираться на морфемную структуру слова в процессе словообразовательного анализа. Например, слово дворник образовано от производящей основы двор- с помощью суффикса –ник;

  • лексико-словообразовательный принцип связан с соотношением лексического и грамматического значений словообразовательной модели. Например, слово ельник обозначает место, где растут одни ели; словообразовательный суффикс -ник обозначает место, на котором растут породы деревьев, обозначенные корнем (осинник, малинник);

  • мотивационный принцип заключается в определении структуры слова путем его мотивирования (толкования): стрелять – стрела, черепаха – череп и т.д.

Таким образом, изучение словообразования на уроках русского языка имеет практическую, коммуникативную направленность, осуществляется с учетом ряда принципов: общедидактических, общеметодических и частнометодических.

Система упражнений по словообразованию

Обычно в методике преподавания русского языка все упражнения по словообразованию делят на 4 группы:

  1. Морфемные упражнения развивают у учащихся умение видеть структуру слова: выделение основы и окончания; выделение суффиксов и выяснение их значения; сопоставление слов с приставками, имеющими противоположное значение; выделение в производных словах всех составных частей; подбор родственных слов; составление с анализируемыми словами словосочетаний и предложений; выполните графический диктант; найдите слова, в которых приставка не выделяется.

  2. Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова: определение, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово; составить цепочку однокоренных слов; определить способ образования слова; подобрать однокоренные слова к слову; образование от данных слов новых при помощи приставок, суффиксов, соединительных гласных и др.

  3. Упражнения, сочетающиеся с лексической работой, когда слово анализируется в составе предложения.

  4. Упражнения, связанные с упражнениями по орфографии: словарный диктант с выборочным или полным морфемным анализом слов; выборочный диктант на какие-либо приставки или корни с чередующимися гласными и т.д.

В русском языке выделяются следующие способы словообразования

  • морфологический;

Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами (называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные, окончания).

  • лексико-синтаксический;

С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов:

вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;

сего дня → сегодня;

с ума сшедший → сумасшедший.

При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.

  • морфолого-синтаксический;

Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.

Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.

Понаблюдаем:

мостовая (прил.) → булыжная мостовая (сущ.);

животное (прил.) существо → диковинное животное (сущ.) ;

набережная (прил.) улица → красивая набережная (сущ.);

приёмная комната → приёмная директора;

рабочий человек → квалифицированный рабочий.

Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:

любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом;

темной ночью — спать (когда?) ночью.

морозной зимой — родился (когда?) зимой.

  • лексико-семантический.

  • Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:

титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;

титан — большой металлический бак для кипячения воды;

титан — твердый металл.

Словообразующие суффиксы

Словообразующие суффиксы служат для образования новых слов.

1. Существительных: -тель, -чик, -щик, -ник, -ниц-, -к-, -иц-, -юх, -ёнок, -ушк-, -ышк-,-ость, -як, -ун, -ач, -ущ-

2. Прилагательных: -ив-, -чив-, -лив-, -ист-, -ск-, -ов-, -ев-, -н-, -евит-, -ин-

3. Глаголов: -ова-, -ева-, -ыва-, -и-, -я-, -е-, -а-

4. Наречий: -а, -о, -у

Формообразующие суффиксы

Формообразовательные суффиксы представляют собой суффиксы, с помощью которых образуются не новые слова, а формы слова.

  1. Степени сравнения имён прилагательных и наречий: -е, -ее, -ей, -ше, же, -ейш, -айш

  2. Действительных причастий: -ущ, -ющ, -ащ, -ящ, -вш, -ш

  3. Страдательных причастий: -ем, - им, - ом, - ин, -еин, -т

  4. Страдательных деепричастий: -а, -я, -учи, -ючи, -в, -вш, -ши

  5. Неопределённой формы глагола: -ть, -ти, -чь

  6. Глагола прошедшего времени: -л

  7. Глаголов повелительного наклонения: -и, -й

  8. Глаголов совершенного и несовершенного вида: -ыва, -ива, -иу

  9. Возвратные: -ся, -сь

Виды морфем

В русском языке различают несколько видов морфем:

  1. главная морфема — корень слова;

  2. аффиксы — приставка, суффикс, окончание, постфикс;

  3. интерфиксы и соединительные гласные.

Окончание

Окончания выражают различные грамматические значения, например:

  1. принести — принес (м.р.) — принесла (ж.р.), принесло (ср.р.), принесли (мн. ч.);

  2. дорога (ж.р. ед.ч.) — дороги (мн. ч.):

  3. смо́трите (2 лицо, мн. ч. настоящего времени глагола).

У некоторых слов окончание является нулевым.

Основа слова

Основа — значащая часть слова без окончания и формообразующих суффиксов и постфиксов.

  1. глаза — основа глаз-;

  2. уходила — основа уходи-;

  3. светящийся — основа свет-.

Основа является постоянной частью слова во всех его формах в отличие от окончания. В зависимости от того, сколько корней имеется в морфемной структуре слова, основа бывает:

  1. простая, содержащая один корень в сочетании с аффиксами;

  2. сложная, содержащая два и более корней.

Например:

  1. словечко: словечк- простая основа (слов- корень);

  2. землечерпалка: землечерпалк- — сложная основа (земл-, черп- — 2 корня).

Основа слова бывает производная и непроизводная.

Непроизводную основу имеют нечленимые слова, состоящие только из корня и окончания или только из корня, например:

  1. сестра

  2. гроза

  3. пестрый

  4. когда

  5. чуть.

Производные основы образованы от других слов и состоят из корня, приставки, суффикса, постфикса:

  1. сестринский — сестринск-;

  2. предгрозовой — предгрозов-;

  3. пестрота — пестрот-.

Основа, которая образует новое слово с помощью аффиксов, называется производящей.

  1. весна → весенний;

  2. холодный → холодность;

Корень — главная морфема слова

В корне заключается лексическое значение однокоренных слов. Корень объединяет родственные слова в одну семью, например:

  1. -уч-: учить, ученый, учитель, учительница, учебник, ученик, ученица, заучить, научить, приучить;

  2. -трав-: трава, травушка, травяной, травник, травница, затравенеть;

  3. -прям-: прямой, прямо, прямиком, прямота, прямизна, выпрямить, распрямить, прямодушный.

Приставка

Словообразовательной морфемой является приставка, или по-латински префикс (praefixus — «прикрепленный впереди»). С помощью приставки можно образовать новые слова и выразить разные оттенки их значения, например:

  1. ходить — уходить, приходить, заходить, переходить, отходить, входить, исходить;

  2. бежать — прибежать, забежать, убежать, перебежать, сбежать, отбежать, вбежать, избежать.

В русском языке в составе слов выделяют исконно русские и иноязычные приставки.

Суффикс

Суффикс — это морфема, которая находится сразу после корня и служит для образования новых слов.

Например:

  1. гриб → грибник;

  2. победить → победитель;

  3. резать → резчик;

  4. заяц → зайчонок;

  5. серебро → серебристый.

Постфикс

Постфикс — морфема, которая стоит после окончания и служит для образования новых слов или форм слов.

Например, постфиксы образуют новые слова:

  1. что — что-то;

  2. как — как-нибудь;

  3. где — где-либо.

Постфикс -ся образует возвратные формы глаголов:

  1. славить — славиться;

  2. строить — строиться;

  3. бросать — бросаться.

При морфемном разборе таких слов формообразуюший постфикс -ся не входит в их основу. Но в составе ряда глаголов постфикс -ся выполняет словообразовательную роль, и тогда их основа является прерывистой, например:

  1. улыба-ть-ся — улыба_ся;

  2. нрави-ть-ся — нрави_ся;

  3. доби-ть-ся — доби_ся.

Глагольный постфикс -те образует формы множественного числа повелительного наклонения глаголов:

  1. сидеть — сидите;

  2. стоять — стойте;

  3. плакать — плачьте.

Постфикс

Интерфиксы и соединительные гласные

Интерфиксы (лат. inter — «между», fixus — «прикреплённый») — структурные элементы слов, которые не выражают никаких значений, а выполняют только соединительную функцию между их частями.

Интерфиксы и соединительные гласные находятся между корнями в составе сложных слов, например:

  1. сух-о-фрукты;

  2. овощ-е-хранилище;

  3. птиц-е-лов;

  4. пят-и-томник;

  5. тр-ёх-палубный пароход;

  6. дв-у-стишие;

  7. дв-ух-уровневая квартира.