СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика организации деятельности учащихся на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обычно учителя физкультуры в школе считают, что успешное преподавание уроков физкультуры зависит  от наличия соответствующей спортивной базы, достаточного количества оборудования и спортивного инвентаря. И с этим, пожалуй, нельзя не согла­ситься. Но для того, чтобы на высоком уровне проводить уро­ки, нужна еще и соответствующая подготовка.

Основополагающей здесь является продуманная организа­ция и методика проводимого урока.

Просмотр содержимого документа
«Методика организации деятельности учащихся на уроках физической культуры»

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Обычно учителя физкультуры в школе считают, что успешное преподавание уроков физкультуры зависит от наличия соответствующей спортивной базы, достаточного количества оборудования и спортивного инвентаря. И с этим, пожалуй, нельзя не согла­ситься. Но для того, чтобы на высоком уровне проводить уро­ки, нужна еще и соответствующая подготовка.

Основополагающей здесь является продуманная организа­ция и методика проводимого урока.

В практике физкультурной работы применяются различные методы организации деятельности учащихся на уроке. К ним относятся: групповой метод, фронтальный, фронтально-груп­повой (сменный), поточный методы, метод круговой трени­ровки и индивидуальный метод.

Групповой метод. На уроке гимнастики, например, в V классе для разучивания нового двигательного действия (пры­жок через козла или коня способом «согнув ноги») и со­вершенствования в лазанье по канату, равновесии и акробати­ческих упражнениях используется групповой способ организа­ции деятельности учащихся.

Групповой метод характеризуется разделением класса на несколько групп (отделений), чаще всего на четыре группы. Во главе групп находятся физорги или старшие отделений. Каждая группа может заниматься не только на основном сна­ряде, но и на дополнительном — для подготовительных и под­водящих упражнений. Это позволяет каждому ученику в те­чение основной части урока тренироваться на 8—10 различных снарядах, и класс не обязательно делить на группы по сте­пени подготовленности. Обычно практикуют прикрепление сильных учеников к слабым на длительное время для товари­щеской помощи.

При групповом методе задания могут выполняться одновременно всей группой и поочередно (по одному, по два уче­ника). Имея в поле зрения все группы, учитель занимается только с одной. Поочередно группы меняются местами (или ос­таются на месте, а учитель последовательно переходит от одной группы к другой).

Учитель, осуществляя общее руководство всем классом, непосредственно занимается с тем отделением, где изучаются новые упражнения, требующие страховки или точности ис­полнения. Когда же все отделения выполняют освоенные ра­нее упражнения, учитель может, наблюдая за всем классом, переходить поочередно от одного отделения к другому.

В групповом способе обязательным условием должны быть дисциплинированность, высокая организованность, сознатель­ное отношение учеников к уроку, их умение самостоятельно осваивать движения. В противном случае от группового метода лучше отказаться до тех пор, пока ученики не научатся вы­полнять необходимые требования. Применение группового ме­тода можно начинать с IV—VI класса, уделив особое внимание организации отделений, подготовке помощников, обучению са­мостоятельно упражняться.

В V—XI классах групповой способ надо использовать сис­тематически, поскольку он позволяет осуществлять диффе­ренцированное обучение, способствует внедрению в учебный процесс разнообразных форм самостоятельной работы, уделять внимание каждому ученику не в ущерб остальным, которые в это же время занимаются под руководством помощников учи­теля.

Отделения могут составлять учащиеся разной и одинаковой

подготовленности. Когда состав отделений неоднороден, это хорошо тем, что более сильные могут помогать слабым, по­ложительно влиять на них. Деление класса на группы, при­мерно равные по силам, выгодно возможностью дифференци­ровать учебные задания. Например, первому отделению, (в котором сильные ученики) дается двигательное действие в целом, а второму (менее подготовленные)—подготовительные и подводящие упражнения. На следующем занятии оба отделе­ния выполняют действие в целом, но первое отделение — в ус­ложненных условиях, а второе — в облегченных.

Дифференциация заданий позволяет эффективнее обучать детей, развивать их двигательные способности и воспитывать у них интерес к занятиям физическими упражнениями.

Фронтальный метод чаще всего используется в подготови­тельной и заключительной частях школьного урока. Иной раз пригоден и для основной части при ее однородном содержании.


При фронтальном способе проведения урока одни и те же задания выполняет весь класс одновременно под руководст­вом учителя. Применяется во всех классах, но особенно ши­роко в IV—VI классах, поскольку ученики этих возрастных, групп еще недостаточно подготовлены для самостоятельного овладения движениями.

Этот метод чаще всего используется при ознакомлении с но­вым материалом, разучивании простых движений, в которых не обязательна страховка. Достоинства его в том, что он позволяет включать в работу сразу всех учеников, повысить двигательную плотность урока. Недостатки — не способствует совершенствованию в выполнении сложных упражнений, за­трудняет индивидуальное обучение.

Сменный метод применяется во всех классах. Класс делит­ся на несколько смен (групп), которые выполняют одинако­вые или разные задания. Число смен зависит от количества инвентаря и пропускной способности снаряда. Обычно, когда одна смена упражняется, другая должна наблюдать, анализи­ровать движения, страховать, определять и помогать исправ­лять недостатки товарищей.

Учитель комментирует действия и объяснения учеников, де­лает общие замечания, а при повторении — индивидуальные. Проходя вдоль шеренг, помогает правильно выполнять, наме­чает дифференцированные задания.

В этом и заключается эффективность сменного (фронталь­но-группового) метода проведения урока.

Поточный метод также используется во всех классах. Уче­ники один за другим поочередно (без пауз — потоками) после­довательно выполняют вначале одно упражнение, затем пере­ходят к следующему. Этот метод не может быть использован при разучивании, по эффективен на этапе повторения с целью закрепления и совершенствования умений и навыков и разви­тия двигательных качеств. Приемлем при выполнении всех ви­дов упражнений. Поточный способ с успехом можно приме­нять на одном или нескольких однотипных снарядах с небольшими паузами для отдыха.

Особой разновидностью поточного метода является ме­тод круговой тренировки. Для проведения занятий этим способом подбирают 8—10 относительно простых, хорошо знакомых учащимся упражнений для комплексного развития дви­гательных качеств. В спортивном зале или на площадке опре­деляют (оборудуют) места («станции»), на которых должны выполняться намеченные задания. По количеству «станций» класс делят на группы. Каждая группа выстраивается у «своей» (указанной) «станции» и по сигналу учителя начи­нает упражняться.

На первом занятии определяется индивидуальная норма на­грузки на каждой из «станций», зависящая от максимального повторения данного упражнения в установленное время — 30— 40 секунд. В дальнейших занятиях все упражняющиеся соб­людают установленную дозировку.

После определенного промежутка времени (3—4 недели занятий) снова проводятся испытания на максимальное чис­ло повторений. Выявив сдвиги, учитель повышает нагрузку индивидуально для каждого ученика.

При организации «круговой тренировки» в первое время необходимо назначить контролеров — учетчиков нагрузки. В дальнейшем каждый ученик может сам вести индивидуальную учетную карту, поскольку у него появляется интерес точно количественно оценивать и сравнивать свои достижения и нагрузки, которые приводят к значительным сдвигам. Эта связь (между нагрузками и достижениями) довольно быстро становится очевидной даже для младших школьников.

В условиях школьных уроков физической культуры исполь­зуется несколько вариантов «круговой тренировки»: прохожде­ние круга в минимальное время, при заданном числе повто­рений, при выполнении упражнений на каждой «станции» в течение определенного времени с возможно большим числом повторений.

Метод «круговой тренировки» в школьном уроке обычно составляет относительно самостоятельный его подраздел, для которого отводится достаточно много времени (до 20 мин., а иногда и больше) в основной части. Вместе с тем нередко бы­вает целесообразно использовать ее элементы при выполнении учениками дополнительных заданий, например, в паузах меж­ду подходами к основному упражнению, которое учащиеся выполняют под непосредственным руководством учителя физ­культуры. Дополнительные задания в этом методе проведе­ния урока возможны при сравнительно продолжительных пау­зах. Такое сочетание разных способов организации урока поз­воляет повысить только его моторную плотность, но и его общую эффективность.

Круговая тренировка применяется только в старших (VIII— XI) классах. Однако, упрощенные формы и элементы «круго­вой тренировки» могут быть использованы и с учащимися

младших классов.

В практике имеет место метод индивидуальной организации деятельности учащихся на уроке. Этот метод используется преимущественно в старших классах для исправления ошибок в технике движений и развития двигательных качеств. Характер­ной особенностью этого метода является постановка различных заданий перед отдельными учениками или (что бывает реже) перед каждым из учеников. Индивидуальные задания уча­щиеся выполняют под наблюдением учителя, который при не­обходимости оказывает помощь отдельным ученикам. При этом учащимся предоставляется право выбора заданий из чис­ла установленных учителем для данного урока.

Метод индивидуальной организации деятельности учащих­ся представляет собой наибольшие возможности дифференци­рованного подхода к ним. В этом случае необходимо учиты­вать уровень их подготовленности, состояние здоровья, само­чувствие, личные склонности и способности.

Однако успешное использование этого метода требует вы­сокой степени дисциплинированности класса, сознательную заинтересованность в результатах занятий и достаточную под­готовленность к самостоятельному выполнению упражнений. Применение этого метода возможно при хорошей материально-технической оснащенности мест занятий и обеспечении безопас­ности.

Наконец, выбор метода организации деятельности учащихся определяется и конкретными условиями, в которых проводится урок — размер зала, площадки, наличие инвентаря и т. п. На­пример, при занятии на большой площадке класс делят на четыре группы. Три из них упражняются самостоятельно: пер­вая— в прыжках в длину с разбега — потоком; вторая — в ме­тании мяча — в парах; третья — в ведении мяча и броске с кор­зину — потоком. Четвертая группа с учителем разучивает низкий старт и стартовый разгон фронтально. Через определен­ное время группы меняются местами.

Используя разнообразные методы обучения совершенно недопустимо шаблонное применение лишь узкого круга избран­ных, ставших привычными для студента, «удобных» методов работы. Это в известной мере снижает интерес к занятиям, приводит к удручающему однообразию учебной деятельности, а в конечном счете — к невосполнимым пробелам в воспитании. Излишне и некоторое разнообразие методов, утвердивших­ся в практике как способы односторонней передачи педаго­гом своим подопечным готовых знаний и умений, усваиваемых памятью и механическим повторением движений.

Особо важно применять из методов те, которые повышают интеллектуальную активность детей. Методы, побуждающие к самостоятельным поискам знаний, проявлению творческих усилий. Только при этом условии можно обеспечить высокока­чественную образовательную работу и воспитывающий харак­тер обучения.

Из всего сказанного следует сделать вывод, что ни один из названных методов не является универсальным. Каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны. Лишь умелое варьирование методов в зависимости от задач урока, этапов обучения и конкретных условий будет способствовать повыше­нию уровня организации деятельности учащихся и качества учебного процесса.



Учитель физической культуры

МКОУ СОШ с. Карджин О.А.Богазов