Методическая разработка «Методика организации и подготовка экологических экскурсий»
Материалы методической разработки содержат рекомендации по организации и проведению экологических и биологических экскурсий. Адресуется для учителей начальных классов, биологии и педагогов дополнительного образования. Именно этот факт подтолкнул меня к тому, что нужно было найти какие-то формы работы с детьми, которые способствовали бы тому, чтобы у детей сформировался интерес к предмету биология.
Актуальность выбора моей методической темы заключалась в противоречии:
С одной стороны, современному обществу, как известно, требуются самостоятельные выпускники школ, активные, инициативные, способные генерировать собственные варианты идей.
С другой стороны, практика показывает, что школьники теряют интерес к самостоятельному поиску и освоению информации, стремятся найти уже готовые ответы на те вопросы, которые ставит перед ними учительское сообщество.
Таким образом, данное противоречие позволило сформулировать проблему выбора методической темы: как и какие технологии можно использовать на уроках биологии для активизации самостоятельной работы обучающихся?
Цель: помочь педагогам в организации экологических экскурсий.
Задачи:
- познакомить с возможностями экскурсий в образовательном процессе;
- рассмотреть отдельные моменты подготовки и проведения экскурсий.
- показать значение экскурсий для обучения и воспитания обучающихся.
Значение экскурсий
Человек будущего – это всесторонне развитая личность. Существенным моментом в воспитании экологической культуры обучающихся является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной связи и зависимости.
Экскурсия не только является обязательно формой организации обучения, но и позволяет близко познакомиться с представителями растительного и животного мира, понаблюдать за ними в естественной обстановке, понять, что всё в природе взаимосвязано и многое зависит от человека.
Чем хороши экологические и биологические экскурсии? Нужно чтобы каждый обучающийся имел возможность самостоятельно «поисследовать» (посмотреть, пощупать) реальную природу. Практически на любой экскурсии можно наглядно показать. Задержать внимание. Надо учить, не играть в «экологию», а создавать устойчивую систему экологического образования. Экскурсия, позволяет конкретизировать знания обучающихся.
Экскурсии входят в систему уроков по темам с 6 по 11 класс. Поэтому учитель заранее в тематическом плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед экскурсиями создает ситуацию необходимости ознакомления с данными явлениями непосредственно в самой природе. Учитель также предусматривает и обратную связь - включение материалов экскурсии в последующие уроки. Особенностью экскурсий является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе. Школьники учатся находить в природе объекты по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования природы.
Кроме познавательного значения экскурсия имеет большой воспитательный потенциал. На экскурсиях школьники, воспринимая объекты в естественных условиях, а также природные запахи, звуки, краски, обучаются видеть, чувствовать прекрасное в окружающей их природе, у них формируется ответственное отношение и любовь к природе, к малой родине. Экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью.
Наблюдение природных объектов в их естественных условиях позволяет обучающимся их познавать, привлекая знания из разных дисциплин. Это способствует формированию у детей целостной картины мира.
Часто во время экскурсии педагог дает необходимые объяснения, сопровождая их показом природных объектов. Такие экскурсии помогают проиллюстрировать материал, который изучался ранее на уроке.
В других случаях преподаватель после краткого вступления предлагает обучающимся провести самостоятельные наблюдения, собрать тот или иной природный материал, который понадобится при объяснении нового учебного содержания непосредственно в природе. Во время такой экскурсии работа по изучению живых природных объектов проводится по индивидуальным заданиям. Выполняя задания, школьники учатся работать в группе, получают первые навыки комплексного исследования природных явлений.
Темы экскурсий могут быть комплексными (одновременно по экологии, ботанике, зоологии и краеведению), например – экскурсия на водоем или специальными, например экскурсия «Насекомые – вредители деревьев».
При изучении членистоногих предполагается экскурсия «Обитатели наших пресных вод», на реке Барыш.
Методы сбора водных организмов
В целях изучения флоры и фауны реки необходимо владение навыками сбора организмов и их количественного учета. Для сбора планктонных организмов можно использовать сачок, состоящий из трех частей: металлического круга, палки и мешка: Лов организмов в толще воды осуществляют, погрузив сачок в воду и описывая им плавные восьмерки. При этом сачок должен оставаться расправленным. В реке с сильным течением сачок нужно располагать против течения. При отборе образцов в стоячей воде делать это надо тихо и осторожно, чтобы не спугнуть водных жителей. По возможности следует проводить сачком ближе ко дну, около зарослей водной растительности, у камней. Собранный материал необходимо перевести в емкости (банки, чашки). Животных разных видов сажают в разные емкости, на которых необходимо записать для каждого из номеров номер лова и следующие сведения: место лова, время лова, глубина водоема в данном месте, расстояние от берега, способ лова.
Определение видовой принадлежности водных организмов
1. Личинка поденки плавающая (до 11мм). Торпедообразное тело, 3 хвостовых нити. Ряды жабр вдоль тела. Быстро плавает. | 2. Личинка поденки сжатая (до 7 мм). 3 хвостовых нити, 6 ног. Похожа на плавающую личинку, но часто зарывается в ил, покрыта грязью. | 3. Личинка поденки плоская (до 16мм). Плоское тело с серповидной головой. 3 хвостовых нити, 6 ног. Чаще ползает, чем плавает. |
4. Личинка поденки норная (например, личинка белой поденки), до 40 мм. 3 хвостовых нити, 6 ног. Два ряда жабр вдоль длинного коричневого тела. | 5. Личинка равнокрылой стрекозы (до 30 мм). 3 плоских хвостовых нити. Тело обычно зеленого или коричневого цвета. При плавании тело двигается из стороны в сторону. | 6. Личинка разнокрылой стрекозы (до 70 мм). 6 ног, хвост разветвлен на 3 части, но не так явно, как у личинок поденки. |
7. Личинка веснянки (до 30 мм в длину). 6 ног, 2 длинных хвостовых нити. Ползает медленно. Жабры не обязательно выражены. | 8. Личинка ручейника в домике (до 55 мм в длину). Живет в переносном домике из растительных минеральных частиц, скрепленных выделениями прядильных желез. | 9. Личинка ручейника, без домика (до 26 мм). 6 ног, обычно темная голова и более светлое тело, 2 крючка на конце хвоста. |
10. Личинка вислокрылки (до 40 мм). Длинные ряды жабр вдоль плотного коричневого тела. Один хвост. | 11. Личинка мошки речной (или одагмии пятнистой, до 15 мм). Передвигается, скручиваясь в петли и распрямляясь. Конец тела утолщенный. Часто прикреплена присоской к камням. | 12. Личинка долгоножки (до 30 мм). Серое червеобразное туловище, два крючка на хвосте. |
13. Личинка комара-звонца (до 20 мм длиной). Мотыль. Ярко-красный или зеленый червячок, плавает, складываясь восьмеркой и распрямляясь. | 14. Энхитрей беловатый (до 40 мм). Похож на дождевого червя. Тусклая розовато-коричневая окраска. | 15. Личинка мухи-журчалки, "крыска" (до 55 мм). Серое утолщенное тело и очень длинная дыхательная трубка на поверхности воды. |
16. Планария молочно-белая (плоский червь). Очень плоская, до 40 мм в длину, иногда с рожками или с точечными глазками. Скользит по камням. | 17. Пиявка обыкновенная (до 30 мм в длину). Сегментированное тело с присосками на концах. Плавает или передвигается, складываясь в петли и распрямляясь. | 18. Водные брюхоногие моллюски (до 50 мм в длину). Много типов со спиралевидными (улитки, прудовики) и катушечными (катушки) раковинами. |
19. Шаровка роговая (до 20 мм). Небольшая чашеобразная раковина. Вершина створок раковины сдвинута в сторону. | 20. Горошинка речная (до 15 мм). Сероватая раковина, скошенная на сторону (похожа на сердцевидку съедобную) | 21. Водяные жуки (различной величины, много типов - плавунцы, полоскуны, плавунчики, гребцы, водолюбы). Сложенные жесткие надкрылья образуют полосу вдоль спины. Ползают или плавают. |
22. Гребляк точечный (до 17 мм в длину). Крупные задние ноги похожи на весла. Быстро плавает в толще воды. | 23. Водомерка (до 18 мм в длину). Тело черное, скользит по поверхности воды. | 24. Водяной ослик (до 12 мм в длину). Темное плоское серовато-коричневое тело. Ползает среди растений и по дну. |
25. Бокоплав (Пресноводная креветка, длиной до 20 мм). Плавает боком, очень быстро. Цвет - от серого до красноватого. | 26. Клещ географический (2-3 мм). Очень маленькое округлое тело. Похож на паука. Быстро плавает. | |
Ученики получают задание отловить членистоногих с разных горизонтов водоема. Причем одной группе надо взять членистоногих с поверхности воды, другой - животных, которые обитают в толще воды, а третьей - со дна водоема. Обучающиеся каждой группы могут выловить несколько членистоногих из каждого водного горизонта. Пользуясь определительными карточками или определителем, дети с помощью преподавателя устанавливают виды, к которым относятся данные животные. Рассадив их в разные емкости, каждый ученик (или небольшая группа) проводит наблюдение за одним из объектов: отмечает особенности передвижения, питания, дыхания, описывает в тетради черты приспособленности к условиям обитания в том или другом водном горизонте. Затем всех обитателей возвращают в водоем. В отчете о проделанных наблюдениях учащиеся заполняют сводную таблицу о разных животных, их образе жизни и приспособленности к условиям обитания.
Задания для обучающихся.
Например:
1 группа - дать краткое описание реки Барыш (характер берегов, береговые растения). Собрать образцы береговых растений.
2 группа - взять членистоногих с поверхности водоёма. Описать их.
3 группа - провести отлов объектов, обитающих на дне, зачерпывая их сачком вместе с илом.
«Исследование видового состава и учёт зимующих птиц с. Воецкое Барышского района Ульяновской области».
Цель : изучить видовой состав и провести учёт зимующих птиц зимой.
Объект исследования: зимующие птицы нашего села.
Задачи:
Изучить дополнительную литературу и определить птиц, зимующих в нашем селе.
Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
Сделать кормушки для птиц.
Следить за тем, чтобы постоянно был корм в кормушке.
Провести фотосъёмку.
Список литературы:
1.Журнал «Биология для школьников»№1 2009г.
2.Мишустин Ю. «Как наблюдать птиц», В мире животных,2001г.№6
3.Птицы Ульяновской области.
4.Экскурсии в природу. Экскурсия на водоём. Никита Л.П.Областная станция юных натуралистов 1970 год