СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методика организации и подготовка экологических экскурсий».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы методической разработки содержат рекомендации и по организации и проведению экологических и биологических экскурсий.Адресуется для учителей биологии и педагогов дополнительного образования

Просмотр содержимого документа
««Методика организации и подготовка экологических экскурсий».»

Методическая разработка «Методика организации и подготовка экологических экскурсий»

Материалы методической разработки содержат рекомендации по организации и проведению экологических и биологических экскурсий. Адресуется для учителей начальных классов, биологии и педагогов дополнительного образования. Именно этот факт подтолкнул меня к тому, что нужно было найти какие-то формы работы с детьми, которые способствовали бы тому, чтобы у детей сформировался интерес к предмету биология.

Актуальность выбора моей методической темы заключалась в противоречии:

С одной стороны, современному обществу, как известно, требуются самостоятельные выпускники школ, активные, инициативные, способные генерировать собственные варианты идей.

С другой стороны, практика показывает, что школьники теряют интерес к самостоятельному поиску и освоению информации, стремятся найти уже готовые ответы на те вопросы, которые ставит перед ними учительское сообщество.

Таким образом, данное противоречие позволило сформулировать проблему выбора методической темы: как и какие технологии можно использовать на уроках биологии для активизации самостоятельной работы обучающихся?

Цель: помочь педагогам в организации экологических экскурсий.

Задачи:

- познакомить с возможностями экскурсий в образовательном процессе;

- рассмотреть отдельные моменты подготовки и проведения экскурсий.

- показать значение экскурсий для обучения и воспитания обучающихся.

Значение экскурсий

Человек будущего – это всесторонне развитая личность. Существенным моментом в воспитании экологической культуры обучающихся является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной связи и зависимости.

Экскурсия не только является обязательно формой организации обучения, но и позволяет близко познакомиться с представителями растительного и животного мира, понаблюдать за ними в естественной обстановке, понять, что всё в природе взаимосвязано и многое зависит от человека.

Чем хороши экологические и биологические экскурсии? Нужно чтобы каждый обучающийся имел возможность самостоятельно «поисследовать» (посмотреть, пощупать) реальную природу. Практически на любой экскурсии можно наглядно показать. Задержать внимание. Надо учить, не играть в «экологию», а создавать устойчивую систему экологического образования. Экскурсия, позволяет конкретизировать знания обучающихся.

Экскурсии входят в систему уроков по темам с 6 по 11 класс. Поэтому учитель заранее в тематическом плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед экскурсиями создает ситуацию необходимости ознакомления с данными явлениями непосредственно в самой природе. Учитель также предусматривает и обратную связь - включение материалов экскурсии в последующие уроки. Особенностью экскурсий является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе. Школьники учатся находить в природе объекты по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования природы.

Кроме познавательного значения экскурсия имеет большой воспитательный потенциал. На экскурсиях школьники, воспринимая объекты в естественных условиях, а также природные запахи, звуки, краски, обучаются видеть, чувствовать прекрасное в окружающей их природе, у них формируется ответственное отношение и любовь к природе, к малой родине. Экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью.

Наблюдение природных объектов в их естественных условиях позволяет обучающимся их познавать, привлекая знания из разных дисциплин. Это способствует формированию у детей целостной картины мира.

Часто во время экскурсии педагог дает необходимые объяснения, сопровождая их показом природных объектов. Такие экскурсии помогают проиллюстрировать материал, который изучался ранее на уроке.

В других случаях преподаватель после краткого вступления предлагает обучающимся провести самостоятельные наблюдения, собрать тот или иной природный материал, который понадобится при объяснении нового учебного содержания непосредственно в природе. Во время такой экскурсии работа по изучению живых природных объектов проводится по индивидуальным заданиям. Выполняя задания, школьники учатся работать в группе, получают первые навыки комплексного исследования природных явлений.

Темы экскурсий могут быть комплексными (одновременно по экологии, ботанике, зоологии и краеведению), например – экскурсия на водоем или специальными, например экскурсия «Насекомые – вредители деревьев».

При изучении членистоногих предполагается экскурсия «Обитатели наших пресных вод», на реке Барыш.

Методы сбора водных организмов

В целях изучения флоры и фауны реки необходимо владение навыками сбора организмов и их количественного учета. Для сбора планктонных организмов можно использовать сачок, состоя­щий из трех частей: металлического круга, палки и мешка: Лов организмов в толще воды осуществляют, погрузив сачок в воду и описы­вая им плавные восьмерки. При этом сачок должен оставаться расправленным. В реке с сильным течением сачок нужно располагать против течения. При отборе образцов в стоячей воде делать это надо тихо и осторожно, чтобы не спугнуть водных жителей. По возможности следует проводить сачком ближе ко дну, около зарослей водной растительности, у камней. Собранный материал необходимо перевести в емкости (банки, чашки). Животных разных видов сажают в разные емкости, на которых необходимо записать для каждого из номеров номер лова и следующие сведения: место лова, время лова, глубина водоема в данном месте, расстояние от берега, способ лова.

Определение видовой принадлежности водных организмов

1. Личинка поденки плавающая (до 11мм).
Торпедообразное тело, 3 хвостовых нити. Ряды жабр вдоль тела. Быстро плавает.

2. Личинка поденки сжатая (до 7 мм).
3 хвостовых нити, 6 ног. Похожа на плавающую личинку, но часто зарывается в ил, покрыта грязью.

3. Личинка поденки плоская (до 16мм).
Плоское тело с серповидной головой. 3 хвостовых нити, 6 ног. Чаще ползает, чем плавает.

4. Личинка поденки норная (например, личинка белой поденки), до 40 мм.
3 хвостовых нити, 6 ног. Два ряда жабр вдоль длинного коричневого тела.

5. Личинка равнокрылой стрекозы (до 30 мм).
3 плоских хвостовых нити. Тело обычно зеленого или коричневого цвета. При плавании тело двигается из стороны в сторону.

6. Личинка разнокрылой стрекозы (до 70 мм).
6 ног, хвост разветвлен на 3 части, но не так явно, как у личинок поденки.

7. Личинка веснянки (до 30 мм в длину).
6 ног, 2 длинных хвостовых нити. Ползает медленно. Жабры не обязательно выражены.


8. Личинка ручейника в домике (до 55 мм в длину). Живет в переносном домике из растительных минеральных частиц, скрепленных выделениями прядильных желез.

9. Личинка ручейника, без домика (до 26 мм).
6 ног, обычно темная голова и более светлое тело, 2 крючка на конце хвоста.

10. Личинка вислокрылки (до 40 мм).
Длинные ряды жабр вдоль плотного коричневого тела. Один хвост.

11. Личинка мошки речной (или одагмии пятнистой, до 15 мм).
Передвигается, скручиваясь в петли и распрямляясь. Конец тела утолщенный. Часто прикреплена присоской к камням.

12. Личинка долгоножки (до 30 мм).
Серое червеобразное туловище, два крючка на хвосте.

13. Личинка комара-звонца (до 20 мм длиной).
Мотыль. Ярко-красный или зеленый червячок, плавает, складываясь восьмеркой и распрямляясь.

14. Энхитрей беловатый (до 40 мм).
Похож на дождевого червя. Тусклая розовато-коричневая окраска.

15. Личинка мухи-журчалки, "крыска" (до 55 мм).
Серое утолщенное тело и очень длинная дыхательная трубка на поверхности воды.

16. Планария молочно-белая (плоский червь).
Очень плоская, до 40 мм в длину, иногда с рожками или с точечными глазками. Скользит по камням.

17. Пиявка обыкновенная (до 30 мм в длину).
Сегментированное тело с присосками на концах. Плавает или передвигается, складываясь в петли и распрямляясь.

18. Водные брюхоногие моллюски (до 50 мм в длину).
Много типов со спиралевидными (улитки, прудовики) и катушечными (катушки) раковинами.

19. Шаровка роговая (до 20 мм).
Небольшая чашеобразная раковина. Вершина створок раковины сдвинута в сторону.

20. Горошинка речная (до 15 мм).
Сероватая раковина, скошенная на сторону (похожа на сердцевидку съедобную)

21. Водяные жуки (различной величины, много типов - плавунцы, полоскуны, плавунчики, гребцы, водолюбы).
Сложенные жесткие надкрылья образуют полосу вдоль спины. Ползают или плавают.

22. Гребляк точечный (до 17 мм в длину).
Крупные задние ноги похожи на весла. Быстро плавает в толще воды.

23. Водомерка (до 18 мм в длину).
Тело черное, скользит по поверхности воды.

24. Водяной ослик (до 12 мм в длину).
Темное плоское серовато-коричневое тело. Ползает среди растений и по дну.

25. Бокоплав (Пресноводная креветка, длиной до 20 мм).
Плавает боком, очень быстро. Цвет - от серого до красноватого.

26. Клещ географический (2-3 мм).
Очень маленькое округлое тело. Похож на паука. Быстро плавает.

 


Ученики получают задание отловить членистоногих с разных горизонтов водоема. Причем одной группе надо взять членистоногих с поверхности воды, другой - животных, которые обитают в толще воды, а третьей - со дна водоема. Обучающиеся каждой группы могут выловить несколько членистоногих из каждого водного горизонта. Пользуясь определительными карточками или определителем, дети с помощью преподавателя устанавливают виды, к которым относятся данные животные. Рассадив их в разные емкости, каждый ученик (или небольшая группа) проводит наблюдение за одним из объектов: отмечает особенности передвижения, питания, дыхания, описывает в тетради черты приспособленности к условиям обитания в том или другом водном горизонте. Затем всех обитателей возвращают в водоем. В отчете о проделанных наблюдениях учащиеся заполняют сводную таблицу о разных животных, их образе жизни и приспособленности к условиям обитания.

Задания для обучающихся.

Например:

1 группа - дать краткое описание реки Барыш (характер берегов, береговые растения). Собрать образцы береговых растений.

2 группа - взять членистоногих с поверхности водоёма. Описать их.

3 группа - провести отлов объектов, обитающих на дне, зачерпывая их сачком вместе с илом.

«Исследование видового состава и учёт зимующих птиц с. Воецкое Барышского района Ульяновской области».


  • Цель  : изучить видовой состав и провести учёт зимующих птиц зимой.

  • Объект исследования:  зимующие птицы нашего села.

Задачи:

  • Изучить дополнительную литературу и определить птиц, зимующих в нашем селе.

  • Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.

  • Сделать  кормушки для птиц.

  • Следить за тем, чтобы постоянно был корм в кормушке.

  • Провести фотосъёмку.


Список литературы:

1.Журнал «Биология для школьников»№1 2009г.

2.Мишустин Ю. «Как наблюдать птиц», В мире животных,2001г.№6

3.Птицы Ульяновской области.

4.Экскурсии в природу. Экскурсия на водоём. Никита Л.П.Областная станция юных натуралистов 1970 год