Ермакова Оксана Валерьевна
Методика организации исследовательской работы обучающихся
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Губернаторская Куртамышская кадетская школа-интернат»
Современное развивающееся общество нуждается в теоретически мыслящих компетентных специалистах, обладающих элементами научной деятельности и творческого поиска. В условиях внедрения новых образовательных стандартов, которые призваны помочь российским школьникам овладеть умением работать с информацией, отбирать главное из огромного информационного потока, кроме того, проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения, организация исследовательской работы обучающихся приобретает все большую актуальность и необходимость.
Исследовательская деятельность школьников - это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Исследовательская деятельность учащихся ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.
Для организации и выполнения полезной и интересной исследовательской работы необходимо выбрать такую тему, которая:
- будет интересна исследователю, отвечать задаче развития его личности;
- будет интересна научному руководителю;
- будет опираться на знания исследователя, углублять и расширять их;
- будет соответствовать принципу научности;
- будет доступна, соответствовать возрасту, знаниям, способностям исследователя;
- будет посильна по объему и времени, необходимому для его выполнения;
- будет содержать проблему, требующую решения.
Исследовательская работа строится поэтапно:
1. Предварительный этап, на котором учитель определяет уровень знаний, умений и навыков юного исследователя, а также его способности и личные интересы.
2. Выбор темы исследовательской работы (темы предварительно обдумывает учитель, учитывая и личные качества учеников, и тематику предстоящих конференций учащихся; затем предлагает ученикам для обсуждения и выбора какой-то одной темы).
3. Изучение справочной и научной литературы по лингвистике. Составляется библиография по теме; с помощью разных видов чтения, ученик выделяет главную мысль, конспектирует важные моменты; происходит обсуждение прочитанных научных работ совместно с учителем. На этом этапе юный исследователь приобретает практические навыки работы со справочной и научной литературой.
4. Формулирование объекта и предмета исследования, темы, гипотезы, определение целей, задач, методов исследовательской работы. На этом этапе формируются исследовательские навыки обучающихся.
5. Сбор материала для работы. Сбор языкового материала, лингвистический эксперимент, социолингвистическое анкетирование и другие лингвистические методы исследования.
6. Обработка полученного материала. Обучение статистической обработке
полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм и т.п..
7. Формулирование выводов. Систематизация и обобщение результатов работы.
8. Создание текста исследовательской работы. Ученики обучаются редактированию научного текста; навыкам «свертывания» и «развертывания» текста. На этом этапе происходит редактирование и оформление работы, составление тезисного плана.
9. Представление результатов работы на научно-практической конференции школьников. На этом заключительном этапе ученики овладевают навыками устного публичного выступления.
10. Оценка работы. Анализ проделанной работы, обсуждение перспективных планов.
Переходя от этапа к этапу, юные исследователи учатся видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать результаты исследования, давать определения понятиям; уметь представлять полученные результаты в виде таблиц, диаграмм и графиков; сопоставлять и описывать результаты экспериментов, анкетирования; классифицировать, наблюдать явления и факты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи; работать с первоисточниками и дополнительной литературой.
Таким образом, в результате исследовательской работы формируются исследовательские умения и навыки, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются способами и методами познавательной и учебной деятельности.
Немаловажным в исследовательской работе является и оформление самой работы, на что учителю и ученикам следует обратить особое внимание. Текст исследовательской работы состоит из следующих частей:
1.Титульный лист, на котором указывается название конференции, название работы, фамилия, имя, отчество исследователя и научного руководителя, название учебного заведения, на базе которого было выполнено исследование, место и год написания работы.
2. Введение (1/3), в котором обязательно ставятся цели и задачи исследования, формулируется гипотеза, предмет и объект исследования, актуальность работы, дается оценка современного состояния проблемы; обоснование темы; описание исследования.
3. Исследовательская часть (2/3), которая включает в себя описание метода исследования и собственно анализ материала, обработанные и представленные в виде текста, таблиц, графиков, диаграмм и прочие результаты исследования.
4. Выводы (заключение) - объем 1/3.
5. Список литературы.
6. Приложение (содержит собранный в ходе работы материал: протоколы проведенных экспериментов, анкетирования, иллюстрации и т.д.) Объем может быть ограничен и не ограничен.
Таким образом, исследовательская работа имеет четкую структуру, выполняется поэтапно, требует совместной кропотливой работы учителя и учащегося, но в большей степени самостоятельности юного исследователя.
Погрузившись в исследовательскую деятельность, учащийся обязательно когда-нибудь сделает свое собственное открытие. В этом смысл, ценность исследовательской деятельности, т. к. знания и умения, приобретенные учащимися в процессе исследования, формируют у молодого поколения готовность к выполнению практических действий вне школы, в реальной жизни, нацеливают их успешную социальную адаптацию в современном обществе.