СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Методика организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.  Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.

 Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее - и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома. В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. (53, с.38)

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как? я это делаю, но и на вопросы почему? я это делаю именно так, а не иначе, зачем? я это делаю, что хочу узнать, что хочу получить в результате.

В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов в формализованном виде. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт. Так эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка. Особое интеллектуально активное, эмоциональное отношение к окружающему, культивируемое педагогом, проявляется в стремлении индивидуально выразить в процессе эксперимента свое личное переживание и представление о предметах и явлениях мира. Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Организация самостоятельной  экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, возможно при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Оценка педагогом найденных им способов должна включать анализ критериев - насколько пригоден найденный способ для достижения целей эксперимента: решения задачи или ситуации. Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия - таковы три составляющие личностно-развивающего обучения, исключающего следование строго определенным эталонам и образцам. Именно такое познание способствует обретению ребенком творчески парадоксального видения мира, творческого, созидательного отношения к нему.

Структура детского экспериментирования.

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира

Задачи:1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?». В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать - научиться – познать».

Средства: язык, речь, поисковые действия.

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций.

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Структура совместной деятельности состоит из пяти частей:

  1. Вводная беседа  - постановка исследовательской задачи, прогнозирование результата, повторение правил безопасности при проведении опытов. Для реализации первой части занятия необходимо использовать совместную деятельность педагога и детей – рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций. Педагогу необходимо развивать умение детей выдвигать гипотезы, предположения о свойствах исследуемого объекта. «Как вы думайте, почему течет вода? почему дует ветер? почему песок сыплется?» При формулировке гипотезы педагог учит детей использовать следующие слова: я считаю что, по моему мнению, может быть, предположим, допустим, возможно, что, и др. Рекомендуется использовать задания для тренировки умений по выработке гипотез и предположений: «Волшебник может исполнить ваше желание. В какой предмет вы бы превратились и что о нем можете рассказать?», «Если бы вы стали ученым, какой опыт вы бы провели? С каким предметом? Что бы о нем узнали?» Детям необходимо придумать как можно больше гипотез (предположений), объясняющих, их желания и что бы случилось в результате.

  2. Во второй части происходит выполнение запланированного эксперимента (опыта) и фиксирование результата (устное, практическое). Например, опыт «Какую форму примет вода?»: необходимо взять банку с водой и тазик. Предложить детям налить воду в чашку, тарелку, стакан. Спросить какой формы вода, выслушать все предположения детей - какой формы вода. Затем все предложенные детьми гипотезы необходимо проверить. В конце сделать вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

  3. Третья часть включает в себя игру - дидактическую, малоподвижную или игру-забаву.

  4. Четвертая часть: итог - рефлексия, обращение педагога к детям с целью выявить, какие новые знания были получены, какие трудности возникли в ходе занятия, и о чем дети хотели бы еще узнать, с какими материалами провести эксперименты (что понравилось больше всего?).

  5. Пятая часть предусматривает творческое задание, выполняемое детьми в свободное время с педагогом или родителями, индивидуально или группой. В старшем дошкольном возрасте опыты могут получить интересное продолжение дома. Например, детям предлагается провести эксперимент с родителями («Вода испаряется», «Покажи родителям фокус»).

В процессе экспериментирования  ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

    • Как я это делаю?

    • Почему я это делаю именно так, а не иначе?

    • Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.

  • Наблюдение – непременная составная часть любого эксперимента.

  • Трудовые действия – без выполнения их эксперимент не бывает.

  • Развитие речи – умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

  • Изобразительная деятельность – развитие изобразительных способностей способствует более точному отображению результата эксперимента и наоборот, чем глубже исполнитель изучит объект, тем точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности.

  • Элементарные математические представления – во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.

Особенности детского экспериментирования.

  • Детское экспериментирование свободно от обязательности.

  • Не следует жестко регламентировать продолжительность опыта.

  • Не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана.

  • Дети не могут работать, не разговаривая.

  • Нужно учитывать индивидуальные различия детей.

  • Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов.

  • Ребенок имеет право на ошибку.

  • Воспитатель должен уметь применить адекватные способы вовлечения детей в работу:

  • работа руками детей;

  • дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам;

  • совместная работа воспитателя и детей;

  • помощь воспитателя детям;

  • работа воспитателя по указанию детей.

  • Соблюдение правил безопасности.

  • Способ введения ребенка в целостный педагогический процесс.

  • Анализ результатов и формулирование выводов.

  • Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношения к работе.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Содержание уголка экспериментальной деятельности.

Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены: место для постоянной выставки, где размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.); место для приборов, место для хранения материалов (природного, «бросового»); место для проведения опытов; место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты:

Старший дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонент

оборудования

Компонент стимулирующий

- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
-серии картин с изображением природы;
- книги познавательного характера, атласы;
- тематические альбомы;
-коллекции; 
- мини-музей (тематика различна, например
«Часы бывают разные»,  «Изделия из камня»

-материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет»,  «Стекло», «Резина»;
- природный материал: камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;
-утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
-технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
-медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши;
-прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.;
-сито, воронки;
-половинки мыльниц, формы для льда;
-приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

-мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»;
-личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
-карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»
- персонажи, наделённые определенными чертами
(«Почемучка»), от имени которых моделируется проблемная ситуация


Организация детского экспериментирования

1. В группе должен быть оснащен уголок экспериментальной деятельности.

2.Планирование и организация деятельности детей по развитию познавательной активности и развитию представлений о предметном мире.

3.Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной).

4.Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности.

5.Планирование и организация опытов и экспериментов с различными предметами и веществами.

6.Содержание опытов и экспериментов соответствует темам данной возрастной группе.

7. Ведется фиксация результатов детского экспериментирования.

8.Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности.

9. Наличие картотеки опытов и экспериментов в группе.

10.Оснащенность уголка экспериментирования соответствует требованиям и данной возрастной группе.

Таким образом, основная задача ДОУ создать необходимые условия для поддержания и развития в ребенке познавательной активности к исследованиям, открытиям, экспериментам и опытам.