Методика организации проектов как формы обучения дошкольников
Понятие проект
Проект – это замысел, идея, образ, воплощение в форму описания, обоснования расчетов, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
(Б. Райзберг, Л. Лозовский, Е. Стародубцева/ Современный экономический словарь)
Проектное обучение
Вариант интегрированного метода обучения дошкольников, способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели
(Т.А. Данилина, Л.С. Киселева, Т.С. Ладога)
Метод проектов делает образовательную систему ДОО открытой для активного участия детей и их родителей, а основной его целью является -
Развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, где взрослые являются помощниками и направляют эту деятельность
Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности,
Он источник информации, консультант, эксперт.
В результате такой работы развивается самостоятельная, инициативная, активная личность ребенка
Метод проектов с дошкольниками – это инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования
Метод проектов решает ряд важных задач:
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- Развитие познавательных способностей;
- Развитие творческого воображения;
- Развитие творческого мышления;
- Развитие коммуникативных навыков;
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста
В младшем школьном возрасте основными задачами в исследовательской деятельности будут :
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты)
В старшем дошкольном возрасте использование метода проекта способствует решению следующих задач :
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Е.Евдокимова выделяет 3 уровня развития проектной деятельности:
Подражательно – исполнительский (3,5 – 5 лет)
- характеризуется отсутствием у ребенка жизненно опыта;
- недостаточным уровнем развития; интеллектуально – творческих способностей;
- не позволяет в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и решении;
Для данного уровня характерна активная роль взрослого, ребенок – заказчик проекта (через свои интересы и потребности).
Ребенка увлекает процесс совместной деятельности с взрослым.
Развивающий (5 – 6 лет)
- подразумевает накопление некого социального опыта: опыт общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности;
- развивается самостоятельность, произвольность, самоконтроль, самооценка;
- дошкольники способны адекватно оценивать свои поступки и поступки сверстников;
- принимают проблему, уточняют цель;
- способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности, самостоятельно находят проблему, которая может стать отправной точкой проекта.
Помощь взрослого незначительна, дифференцирована.
Творческий (6 – 7 лет)
- интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, действенно – практическая;
- роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности;
- выбрать способы работы над проектом и организовать ее, определить перспективы развития.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода
исследовательско- творческие
ролево-игровые
с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по- своему поставленные проблемы
дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде стендов, драматизации, детского дизайна
информационно - практико - ориентированные
творческие
оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «театральная неделя»
дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы( оформление и дизайн группы, витражи
Методика организации проектной деятельности в детском саду
Прежде всего необходимо провести подготовительную работу :
- педагог определяет проблему, тематику, осуществляет тематическое планирование по выбранной проблеме на определенный срок (неделю, месяц);
- должны быть учтены все виды детской деятельности: игровая, трудовая, познавательно – практическая и другие
Классификация проектов (Е.С.Полат)
Проекты могут быть разных видов и классифицируются по разным основаниям:
- по предметно-содержательной области;
- по характеру доминирующей в проекте деятельности;
- по количеству участников;
По количеству участников проекты могут быть:
индивидуальные
Парные –ребенок-ребенок ребенок - родитель
массовые
Групповые -
Коллективные -
от 3 до 10-12 чел.)
все дети группы
Для дошкольных организаций рационально использовать коллективные и групповые проекты
По продолжительности проекты бывают:
средней продолжительности
краткосрочные
мини-проекты
От нескольких недель до
2-3 месяцев
характерны для детей старших групп
от одного или нескольких занятий до
1-2 недели
характерны для младшей группы
«Надо, надо умываться»
(подготовка к празднику), путешествию;
сочинение и постановка сказки)
долгосрочные
Решают крупную
проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время
По предметно-содержательной области:
монопроекты
интегрированные проекты
решаются задачи из разных образовательных областей программы
содержание ограничивается рамками одной образовательной области
По характеру доминирующей в проекте детской деятельности возможны проекты
Николай Евгеньевич Веракса, Александр Николаевич Веракса
Этапы проведения исследовательских проектов
(Т.А. Данилина, Л.С. Киселева, Т.С. Ладога)
Первый этап -
Этап разработки проекта ( целеполагание )
На этом этапе педагог:
- создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос;
- далее выдвигается гипотеза, которую педагог предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности;
- предполагает внимательное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребенка, создается особая ситуация, которая помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу;
- привлекает родителей, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу для проекта.
Таким образом, первый этап заканчивается формулировкой вопроса.
Второй этап –
Этап разработки плана действий по достижению цели:
- в процессе обсуждения педагог должен учитывать индивидуальные, возрастные особенности дошкольников.
В конце данного этапа педагог вносит изменения в свой тематический план
Третий этап
Выполнение проекта – практическая часть:
- дети самостоятельно и/или совместно со взрослым реализуют план действий по достижению поставленной цели
Четвертый этап
Презентация проекта (подведение итогов)
- работа может осуществляться в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: альбомы, игры – викторины, фотовыставка, стенгазеты и другое
Этапы проведения творческих проектов
Николай Евгеньевич Веракса,
Александр Николаевич Веракса
На первом этапе -
проводится подготовительная работа
- педагоги обсуждают возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых. Это могут быть праздники, сезонные изменения, социальные вопросы (например, оказание
помощи пожилым людям) и т. д.
При этом взрослые должны определить собственные мотивы участия в проектной деятельности.
На втором этапе -
- определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности.
Например, если педагоги выяснили, что тот или иной праздник может быть положен в основу коллективного проекта, то на данном этапе следует рассказать малышам о нем и обсудить отношение к нему детей.
На третьем этапе -
- дети высказывают свои идеи реализации проекта.
Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о том, как можно поздравить детский сад.
Педагог (если дети испытывают трудности) может первым начать: «Мне кажется, что можно вырезать гирлянды».
На четвертом этапе -
воспитатель предлагает детям зарисовать свои идеи.
После того как дети зарисуют собственные идеи, они должны подумать о том, что необходимо для ее реализации.
Например, выучить танец, сделать игрушку, подарить цветы и т.д.
На пятом этапе -
дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы воспитателя и ровесников.
В результате дошкольник должен понять, что в продукте его деятельности должно быть отражено, почему он создал этот проект.
Шестой этап –
- связан с информированием родителей.
Для этого идея проекта (рисунок) и название вывешиваются на стенд.
На седьмом этапе –
педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего замысла.
- дошкольники делятся на рабочие группы (например, одна группа детей делает тесто, другая – лепит валентинки и т. д.).
Вся деятельность детей осуществляется с помощью взрослых, которые решают технические проблемы.
На восьмом этапе –
- педагоги продумывают, как представить полученный продукт.
Например, если дети пекут валентинчики, то воспитатели должны задуматься о том, как об этом можно рассказать окружающим (когда нужно сделать фотографии, где их лучше поместить).
На девятом этапе –
- осуществляется презентация продукта творческого проекта.
Так презентация проекта «Поздравления ко Дню святого Валентина» может сопровождаться не только чаепитием, но и может стать началом нового проекта, например, создания книги рецептов.
Этапы нормативной проектной деятельности
Николай Евгеньевич Веракса,
Александр Николаевич Веракса
На первом этапе –
воспитатель выявляет такие ситуации, которые, во-первых, достаточно часто повторяются,
во-вторых, характеризуются нежелательными формами поведения детей.
На втором этапе –
педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть. Второй этап определяет пространство возможностей данной ситуации.
На третьем этапе
- педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения.
При этом дети могут рисовать самые фантастические сюжеты.
Такие символические рисунки позволяют дошкольникам сформировать отрицательное отношение к ситуации, благодаря ее проживанию в воображаемом плане.
На четвертом этапе
- педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. В результате беседы у детей создается обобщенное эмоционально окрашенное представление о данной ситуации.
На пятом этапе –
- педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребенок выскажет свое мнение, воспитатель обращается к детям с предложением выбрать одно из предложений в качестве правила.
При необходимости педагог корректирует его.
На шестом этапе –
- педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем. При этом правило ни в коем случае не должно быть запрещающим, поскольку иначе оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей.
На седьмом этапе –
- дети объясняют, что они нарисовали.
Перед педагогом стоит задача понять, в какой мере в рисунке ребенка представлены необходимые детали.
В ходе обсуждения воспитатель акцентирует внимание детей на этих деталях и предлагает дошкольникам на их основе создать
окончательный «знак» правила.
Этот знак должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия.
Восьмой этап –
- связан с выполнением «знака» правила всеми детьми и включением его в книгу правил.
В этот альбом наклеиваются основные знаки, которые дети придумали для разных ситуаций. Под каждым рисунком педагог подписывает соответствующее правило.
В детском саду таких правил не так уж много (10–12), но их фиксация позволяет существенно снизить конфликтность между детьми, что способствует не только улучшению психологического климата в группе, но и значительно облегчает работу педагога.
Книга правил выступает в роли средства регуляции поведения дошкольников.
Заключение
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.
В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения.
Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях.
Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.