СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика организации проектов как формы обучения дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация

Просмотр содержимого документа
«Методика организации проектов как формы обучения дошкольников»

Методика организации проектов как формы обучения дошкольников

Методика организации проектов как формы обучения дошкольников

Понятие проект Проект – это замысел, идея, образ, воплощение в форму описания, обоснования расчетов, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.  (Б. Райзберг, Л. Лозовский, Е. Стародубцева/ Современный экономический словарь)

Понятие проект

Проект – это замысел, идея, образ, воплощение в форму описания, обоснования расчетов, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

(Б. Райзберг, Л. Лозовский, Е. Стародубцева/ Современный экономический словарь)

Проектное обучение Вариант интегрированного метода обучения дошкольников, способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Т.А. Данилина, Л.С. Киселева, Т.С. Ладога)

Проектное обучение

Вариант интегрированного метода обучения дошкольников, способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели

(Т.А. Данилина, Л.С. Киселева, Т.С. Ладога)

Метод проектов делает образовательную систему ДОО открытой для активного участия детей и их родителей, а основной его целью является - Развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, где взрослые являются помощниками и направляют эту деятельность

Метод проектов делает образовательную систему ДОО открытой для активного участия детей и их родителей, а основной его целью является -

Развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, где взрослые являются помощниками и направляют эту деятельность

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, Он источник информации, консультант, эксперт. В результате такой работы развивается самостоятельная, инициативная, активная личность ребенка Метод проектов с дошкольниками – это инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности,

Он источник информации, консультант, эксперт.

В результате такой работы развивается самостоятельная, инициативная, активная личность ребенка

Метод проектов с дошкольниками – это инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования

Метод проектов решает ряд важных задач: Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; Развитие познавательных способностей; Развитие творческого воображения; Развитие творческого мышления; Развитие коммуникативных навыков;

Метод проектов решает ряд важных задач:

  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • Развитие познавательных способностей;
  • Развитие творческого воображения;
  • Развитие творческого мышления;
  • Развитие коммуникативных навыков;
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста В младшем школьном возрасте основными задачами в исследовательской деятельности будут : вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты)

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста

В младшем школьном возрасте основными задачами в исследовательской деятельности будут :

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты)
 В старшем дошкольном возрасте использование метода проекта способствует решению следующих задач : формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

В старшем дошкольном возрасте использование метода проекта способствует решению следующих задач :

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Е.Евдокимова выделяет 3 уровня развития проектной деятельности: Подражательно – исполнительский (3,5 – 5 лет)  характеризуется отсутствием у ребенка жизненно опыта;  недостаточным уровнем развития; интеллектуально – творческих способностей;  не позволяет в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и решении; Для данного уровня характерна активная роль взрослого, ребенок – заказчик проекта (через свои интересы и потребности). Ребенка увлекает процесс совместной деятельности с взрослым.

Е.Евдокимова выделяет 3 уровня развития проектной деятельности:

Подражательно – исполнительский (3,5 – 5 лет)

  • характеризуется отсутствием у ребенка жизненно опыта;
  • недостаточным уровнем развития; интеллектуально – творческих способностей;
  • не позволяет в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и решении;

Для данного уровня характерна активная роль взрослого, ребенок – заказчик проекта (через свои интересы и потребности).

Ребенка увлекает процесс совместной деятельности с взрослым.

 Развивающий (5 – 6 лет)  подразумевает накопление некого социального опыта: опыт общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности;  развивается самостоятельность, произвольность, самоконтроль, самооценка;  дошкольники способны адекватно оценивать свои поступки и поступки сверстников;  принимают проблему, уточняют цель;  способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности, самостоятельно находят проблему, которая может стать отправной точкой проекта. Помощь взрослого незначительна, дифференцирована.

Развивающий (5 – 6 лет)

  • подразумевает накопление некого социального опыта: опыт общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности;
  • развивается самостоятельность, произвольность, самоконтроль, самооценка;
  • дошкольники способны адекватно оценивать свои поступки и поступки сверстников;
  • принимают проблему, уточняют цель;
  • способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности, самостоятельно находят проблему, которая может стать отправной точкой проекта.

Помощь взрослого незначительна, дифференцирована.

Творческий (6 – 7 лет)  интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, действенно – практическая;  роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности;  выбрать способы работы над проектом и организовать ее, определить перспективы развития.

Творческий (6 – 7 лет)

  • интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, действенно – практическая;
  • роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности;
  • выбрать способы работы над проектом и организовать ее, определить перспективы развития.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ  Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода исследовательско- творческие ролево-игровые с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по- своему поставленные проблемы дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде стендов, драматизации, детского дизайна

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода

исследовательско- творческие

ролево-игровые

с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по- своему поставленные проблемы

дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде стендов, драматизации, детского дизайна

информационно - практико - ориентированные творческие оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «театральная неделя» дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы( оформление и дизайн группы, витражи

информационно - практико - ориентированные

творческие

оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «театральная неделя»

дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы( оформление и дизайн группы, витражи

 Методика организации проектной деятельности в детском саду  Прежде всего необходимо провести подготовительную работу :  педагог определяет проблему, тематику, осуществляет тематическое планирование по выбранной проблеме на определенный срок (неделю, месяц);  должны быть учтены все виды детской деятельности: игровая, трудовая, познавательно – практическая и другие

Методика организации проектной деятельности в детском саду

Прежде всего необходимо провести подготовительную работу :

  • педагог определяет проблему, тематику, осуществляет тематическое планирование по выбранной проблеме на определенный срок (неделю, месяц);
  • должны быть учтены все виды детской деятельности: игровая, трудовая, познавательно – практическая и другие
Классификация проектов (Е.С.Полат) Проекты могут быть разных видов и классифицируются по разным основаниям:    по предметно-содержательной области;  по характеру доминирующей в проекте деятельности;  по количеству участников;  по продолжительности;

Классификация проектов (Е.С.Полат)

Проекты могут быть разных видов и классифицируются по разным основаниям:

  • по предметно-содержательной области;
  • по характеру доминирующей в проекте деятельности;
  • по количеству участников;
  • по продолжительности;
По количеству участников проекты могут быть: индивидуальные Парные –ребенок-ребенок ребенок - родитель массовые Групповые - Коллективные - от 3 до 10-12 чел.) все дети группы Для дошкольных организаций рационально использовать коллективные и групповые проекты

По количеству участников проекты могут быть:

индивидуальные

Парные –ребенок-ребенок ребенок - родитель

массовые

Групповые -

Коллективные -

от 3 до 10-12 чел.)

все дети группы

Для дошкольных организаций рационально использовать коллективные и групповые проекты

По продолжительности проекты бывают: средней продолжительности   краткосрочные мини-проекты От нескольких недель до 2-3 месяцев характерны для детей старших групп от одного или нескольких занятий до 1-2 недели характерны для младшей группы «Надо, надо умываться» (подготовка к празднику), путешествию; сочинение и постановка сказки) долгосрочные Решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время

По продолжительности проекты бывают:

средней продолжительности

  краткосрочные

мини-проекты

От нескольких недель до

2-3 месяцев

характерны для детей старших групп

от одного или нескольких занятий до

1-2 недели

характерны для младшей группы

«Надо, надо умываться»

(подготовка к празднику), путешествию;

сочинение и постановка сказки)

долгосрочные

Решают крупную

проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время

По предметно-содержательной области: монопроекты интегрированные проекты решаются задачи из разных образовательных областей программы содержание ограничивается рамками одной образовательной области

По предметно-содержательной области:

монопроекты

интегрированные проекты

решаются задачи из разных образовательных областей программы

содержание ограничивается рамками одной образовательной области

По характеру доминирующей в проекте детской деятельности возможны проекты

По характеру доминирующей в проекте детской деятельности возможны проекты

Николай Евгеньевич Веракса, Александр Николаевич Веракса

Николай Евгеньевич Веракса, Александр Николаевич Веракса

Этапы проведения исследовательских проектов (Т.А. Данилина, Л.С. Киселева, Т.С. Ладога)  Первый этап - Этап разработки проекта ( целеполагание ) На этом этапе педагог:   создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос;  далее выдвигается гипотеза, которую педагог предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности;  предполагает внимательное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребенка, создается особая ситуация, которая помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу;  привлекает родителей, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу для проекта. Таким образом, первый этап заканчивается формулировкой вопроса.

Этапы проведения исследовательских проектов

(Т.А. Данилина, Л.С. Киселева, Т.С. Ладога)

Первый этап -

Этап разработки проекта ( целеполагание )

На этом этапе педагог:

  • создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос;
  • далее выдвигается гипотеза, которую педагог предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности;
  • предполагает внимательное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребенка, создается особая ситуация, которая помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу;
  • привлекает родителей, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу для проекта.

Таким образом, первый этап заканчивается формулировкой вопроса.

Второй этап –  Этап разработки плана действий по достижению цели:  в процессе обсуждения педагог должен учитывать индивидуальные, возрастные особенности дошкольников. В конце данного этапа педагог вносит изменения в свой тематический план

Второй этап –

Этап разработки плана действий по достижению цели:

  • в процессе обсуждения педагог должен учитывать индивидуальные, возрастные особенности дошкольников.

В конце данного этапа педагог вносит изменения в свой тематический план

Третий этап  Выполнение проекта – практическая часть:   дети самостоятельно и/или совместно со взрослым реализуют план действий по достижению поставленной цели

Третий этап

Выполнение проекта – практическая часть:

  • дети самостоятельно и/или совместно со взрослым реализуют план действий по достижению поставленной цели

 Четвертый этап Презентация проекта (подведение итогов)  работа может осуществляться в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: альбомы, игры – викторины, фотовыставка, стенгазеты и другое

Четвертый этап

Презентация проекта (подведение итогов)

  • работа может осуществляться в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: альбомы, игры – викторины, фотовыставка, стенгазеты и другое
Этапы проведения творческих проектов Николай Евгеньевич Веракса, Александр Николаевич Веракса На первом этапе - проводится подготовительная работа   педагоги обсуждают возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых. Это могут быть праздники, сезонные изменения, социальные вопросы (например, оказание помощи пожилым людям) и т. д. При этом взрослые должны определить собственные мотивы участия в проектной деятельности.

Этапы проведения творческих проектов

Николай Евгеньевич Веракса,

Александр Николаевич Веракса

На первом этапе -

проводится подготовительная работа

  • педагоги обсуждают возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых. Это могут быть праздники, сезонные изменения, социальные вопросы (например, оказание

помощи пожилым людям) и т. д.

При этом взрослые должны определить собственные мотивы участия в проектной деятельности.

На втором этапе -  определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности. Например, если педагоги выяснили, что тот или иной праздник может быть положен в основу коллективного проекта, то на данном этапе следует рассказать малышам о нем и обсудить отношение к нему детей.     На третьем этапе -  дети высказывают свои идеи реализации проекта. Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о том, как можно поздравить детский сад. Педагог (если дети испытывают трудности) может первым начать: «Мне кажется, что можно вырезать гирлянды».

На втором этапе -

  • определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности.

Например, если педагоги выяснили, что тот или иной праздник может быть положен в основу коллективного проекта, то на данном этапе следует рассказать малышам о нем и обсудить отношение к нему детей.

На третьем этапе -

  • дети высказывают свои идеи реализации проекта.

Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о том, как можно поздравить детский сад.

Педагог (если дети испытывают трудности) может первым начать: «Мне кажется, что можно вырезать гирлянды».

На четвертом этапе - воспитатель предлагает детям зарисовать свои идеи. После того как дети зарисуют собственные идеи, они должны подумать о том, что необходимо для ее реализации. Например, выучить танец, сделать игрушку, подарить цветы и т.д. На пятом этапе - дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы воспитателя и ровесников. В результате дошкольник должен понять, что в продукте его деятельности должно быть отражено, почему он создал этот проект.

На четвертом этапе -

воспитатель предлагает детям зарисовать свои идеи.

После того как дети зарисуют собственные идеи, они должны подумать о том, что необходимо для ее реализации.

Например, выучить танец, сделать игрушку, подарить цветы и т.д.

На пятом этапе -

дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы воспитателя и ровесников.

В результате дошкольник должен понять, что в продукте его деятельности должно быть отражено, почему он создал этот проект.

Шестой этап –   связан с информированием родителей. Для этого идея проекта (рисунок) и название вывешиваются на стенд.   На седьмом этапе –  педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего замысла.  дошкольники делятся на рабочие группы (например, одна группа детей делает тесто, другая – лепит валентинки и т. д.). Вся деятельность детей осуществляется с помощью взрослых, которые решают технические проблемы.

Шестой этап –

  • связан с информированием родителей.

Для этого идея проекта (рисунок) и название вывешиваются на стенд.

На седьмом этапе –

педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего замысла.

  • дошкольники делятся на рабочие группы (например, одна группа детей делает тесто, другая – лепит валентинки и т. д.).

Вся деятельность детей осуществляется с помощью взрослых, которые решают технические проблемы.

На восьмом этапе –   педагоги продумывают, как представить полученный продукт. Например, если дети пекут валентинчики, то воспитатели должны задуматься о том, как об этом можно рассказать окружающим (когда нужно сделать фотографии, где их лучше поместить).  На девятом этапе –   осуществляется презентация продукта творческого проекта. Так презентация проекта «Поздравления ко Дню святого Валентина» может сопровождаться не только чаепитием, но и может стать началом нового проекта, например, создания книги рецептов.

На восьмом этапе –

  • педагоги продумывают, как представить полученный продукт.

Например, если дети пекут валентинчики, то воспитатели должны задуматься о том, как об этом можно рассказать окружающим (когда нужно сделать фотографии, где их лучше поместить).

На девятом этапе –

  • осуществляется презентация продукта творческого проекта.

Так презентация проекта «Поздравления ко Дню святого Валентина» может сопровождаться не только чаепитием, но и может стать началом нового проекта, например, создания книги рецептов.

Этапы нормативной проектной деятельности Николай Евгеньевич Веракса, Александр Николаевич Веракса На первом этапе – воспитатель выявляет такие ситуации, которые, во-первых, достаточно часто повторяются, во-вторых, характеризуются нежелательными формами поведения детей. На втором этапе – педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть. Второй этап определяет пространство возможностей данной ситуации.

Этапы нормативной проектной деятельности

Николай Евгеньевич Веракса,

Александр Николаевич Веракса

На первом этапе –

воспитатель выявляет такие ситуации, которые, во-первых, достаточно часто повторяются,

во-вторых, характеризуются нежелательными формами поведения детей.

На втором этапе –

педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть. Второй этап определяет пространство возможностей данной ситуации.

На третьем этапе   педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. При этом дети могут рисовать самые фантастические сюжеты. Такие символические рисунки позволяют дошкольникам сформировать отрицательное отношение к ситуации, благодаря ее проживанию в воображаемом плане. На четвертом этапе   педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. В результате беседы у детей создается обобщенное эмоционально окрашенное представление о данной ситуации.

На третьем этапе

  • педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения.

При этом дети могут рисовать самые фантастические сюжеты.

Такие символические рисунки позволяют дошкольникам сформировать отрицательное отношение к ситуации, благодаря ее проживанию в воображаемом плане.

На четвертом этапе

  • педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. В результате беседы у детей создается обобщенное эмоционально окрашенное представление о данной ситуации.
На пятом этапе –   педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребенок выскажет свое мнение, воспитатель обращается к детям с предложением выбрать одно из предложений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его. На шестом этапе –   педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем. При этом правило ни в коем случае не должно быть запрещающим, поскольку иначе оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей.

На пятом этапе –

  • педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребенок выскажет свое мнение, воспитатель обращается к детям с предложением выбрать одно из предложений в качестве правила.

При необходимости педагог корректирует его.

На шестом этапе –

  • педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем. При этом правило ни в коем случае не должно быть запрещающим, поскольку иначе оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей.
На седьмом этапе –   дети объясняют, что они нарисовали. Перед педагогом стоит задача понять, в какой мере в рисунке ребенка представлены необходимые детали. В ходе обсуждения воспитатель акцентирует внимание детей на этих деталях и предлагает дошкольникам на их основе создать окончательный «знак» правила. Этот знак должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия.

На седьмом этапе –

  • дети объясняют, что они нарисовали.

Перед педагогом стоит задача понять, в какой мере в рисунке ребенка представлены необходимые детали.

В ходе обсуждения воспитатель акцентирует внимание детей на этих деталях и предлагает дошкольникам на их основе создать

окончательный «знак» правила.

Этот знак должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия.

Восьмой этап –   связан с выполнением «знака» правила всеми детьми и включением его в книгу правил. В этот альбом наклеиваются основные знаки, которые дети придумали для разных ситуаций. Под каждым рисунком педагог подписывает соответствующее правило. В детском саду таких правил не так уж много (10–12), но их фиксация позволяет существенно снизить конфликтность между детьми, что способствует не только улучшению психологического климата в группе, но и значительно облегчает работу педагога. Книга правил выступает в роли средства регуляции поведения дошкольников.

Восьмой этап –

  • связан с выполнением «знака» правила всеми детьми и включением его в книгу правил.

В этот альбом наклеиваются основные знаки, которые дети придумали для разных ситуаций. Под каждым рисунком педагог подписывает соответствующее правило.

В детском саду таких правил не так уж много (10–12), но их фиксация позволяет существенно снизить конфликтность между детьми, что способствует не только улучшению психологического климата в группе, но и значительно облегчает работу педагога.

Книга правил выступает в роли средства регуляции поведения дошкольников.

Заключение Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Заключение

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста. В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.

Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения.

Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях.

Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.