Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Адамовская СОШ №1 им.М.И.Шеменева»
Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Учитель русского языка и литературы
Кинжитаева Г.К.
Учить учиться-вот наиглавнейшая задача учителя-словесника.Максимально сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому говорим о сотрудничестве учителя и ученика,о партнерстве. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями. Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни словесника. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь. Один из важнейших факторов успеха - это качественное преподавание предмета на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ. Отсюда и проблема актуальности подготовки учащихся к экзамену, ведь на ЕГЭ по русскому языку даже отличники выполняют правильно (в среднем) 80% заданий. Основная проблема состоит в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку - это не одно и то же!
Ежегодно во время сдачи ЕГЭ по русскому языку у выпускников в РФ прослеживаются одни и те же проблемы.
Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, выполняя задания ЕГЭ по русскому языку, на мой взгляд, заключается в том, что традиционно в школьном обучении делается упор на изучение правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Здесь я ни в коем случае не говорю о том, что данные разделы не входят в школьную программу. В силу того, что уровень общей грамотности с каждым
годом стремительно падает, нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы, идет «натаскивание» на ЕГЭ. К тому же некоторые из этих разделов касаются не только материала, изучаемого непосредственно на уроках русского языка (например, орфоэпические и лексические нормы).К тому же увеличивается количество заданий по лексике.
С какими же трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку?
орфоэпические нормы русского языка · лексические нормы русского
языка (знание основных групп русской лексики);
синтаксические нормы русского языка;
стилистические нормы русского языка;
средства связи в словосочетании;
морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги);
типы сложных предложений и их специфика;
средства языковой выразительности;
композиционное оформление сочинения;
логическое оформление сочинения (в т.ч. абзацное членение);
грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;
теория аргументации (в 90% работ аргументы отсутствуют, и собственное мнение учащихся ограничивается простым утверждением «согласен / не согласен»).
Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:
Отсутствие навыков тестирования. Пробный ЕГЭ проблему не решает.
Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям ЕГЭ.
Технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ.
Неправильное распределение времени на выполнение заданий.
Каждый учитель русского языка на сегодняшний день имеет свою методику, которая позволяет его учащимся справиться с заданиями на экзамене.
При постановке целей и задач, в первую очередь для себя,можно добиться успеха.
«Учись учиться!»
Начнем с личности самого учителя. Если сам учитель плохо представляет структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы,то добиться успеха невозможно. Сам учитель должен прорешать множество тестовых вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий,видеть задания-ловушки, которые присутствуют во всех КИМах. Это вопросы по темам, которые в учебниках только упоминаются или подробно не изучаются на уроках русского языка.
То же относится и к сочинению. Имея опыт решения задач ЕГЭ и написания сочинения, учитель может быть по-настоящему полезным своим ученикам,аргументированно разъясняя, приводя десятки примеров.
Поэтому учитель обязан учиться:
посещать обучающие курсы по подготовке к ЕГЭ
учиться дистанционно
перенимать опыт у других учителей
изучать имеющиеся образовательные стандарты; знать структуру КИМов
знать критерии оценивания.
Подготовка к экзаменам - сложный вопрос для многих учащихся. Чрезмерное волнение, различного рода переживания, а порой даже стресс наблюдается у людей в этот ответственный период жизни. Ведь от успешной сдачи ЕГЭ во многом зависит поступление в вуз.
Курс русского языка считается завершенным (пройденным) в 9 классе. Но в 10-11 классах встает проблема повторения правил русского языка, т.к. впереди ЕГЭ. При довольно небольшом количестве уроков русского языка в неделю (2ч.), повторение их на практике бывает крайне сложно, т.к. просто не хватает на это времени: ведь еще необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и
другие аспекты языка.
Подготовка к экзамену, по- моему мнению, должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения и так далее.
С 5 класса ученики ведут собственный словарь-справочник, куда записывают не просто правила, а систематизируют полученные знания в таблицы, разрабатывают алгоритмы рассуждения по ним.
Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и навыков я включаю в учебный процесс тестовые формы контроля с 5-го класса, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату ЕГЭ.
Но все-таки целенаправленно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену только в 10-11 классах.
На первых уроках русского языка в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Сразу показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ.Стараемся по возможности приобрести пособие одного автора,для того чтобы работать по нему на уроках. Прописываем Internet-ресурсы,какими они могут воспользоваться.
Когда начинаю работу в 10 классе, сразу на первой неделе сентября провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях, чтобы пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на
уроке, но и в самостоятельной домашней работе. Диагностика нужна и для учителя, так как после анализа работы я выявляю группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки.
Это в свою очередь, помогает мне не только грамотно спланировать уроки, но и дополнительные занятия.
Главная задача - научить сдавать тест.
Однако не стоит впадать в крайности и тратить все время на решение всевозможных вариантов ЕГЭ, ведь такого рода работа может превратиться в игру «Угадай». Важно рационально использовать отведенное время для целенаправленной подготовки к ЕГЭ. Как это можно сделать?
Учить детей работать по алгоритмам.