Методика подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по биологии
Биология является одним из востребованных предметов для сдачи экзамена по выбору в формате ОГЭ, ЕГЭ.
При подготовке учащихся к итоговой аттестации необходимо внимательно ознакомиться с нормативными документами, определяющими экзамен, обратить внимание не только на демонстрационный вариант, но и на содержание спецификации и кодификатора.
Направления работы при подготовке к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ.
1.Первое направление — это внеурочная работа с учащимися на консультациях.
В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), на крупные темы на основе кодификатора.
В процессе повторения разделов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные» основное внимание уделить работе с изображениями организмов и их отдельных частей. Учащиеся должны научиться узнавать наиболее типичных представителей животного и растительного мира, определять их принадлежность к типу, отделу, классу.
В системе повторения центральное место занимает раздел «Человек и его здоровье», так как много заданий составляют вопросы, проверяющие знания строения, жизнедеятельности и гигиены человека. Ответ на задание начинается с чтения и осмысления вопроса, при подготовке учащихся к экзамену на консультациях учимся читать формулировки вопросов, обращать внимание на глубину постановки проблемы, на диагностические функции задания.
2. Второе направление это работа на уроках.
При организации повторения на уроках необходимо планировать обязательное повторение содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы. На уроках применять различные формы текущего контроля, используя задания, аналогичные заданиям ЕГЭ и ОГЭ. Основной акцент при проверке уделять направлению на выявление следующих умений: обосновывать биологические процессы и явления, доказывать единство и развитие органического мира; сравнивать наследственность и изменчивость организмов; определять нормы здорового образа жизни, поведения человека в природе; просчитывать последствия глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязи строения и функций на уровне клеток, тканей, систем, целостного организма и экосистемы; находить причинно-следственные связи в природе; формулировать выводы на основе знаний, полученных на уроках биологии.
3. Третье направление в процессе подготовки учащихся является систематическая работа непосредственно с тестовыми заданиями. В первую очередь отработать и закрепить знания и умения базового уровня. Для этих целей используются тесты, созданные учителями, авторские разработки, а также материалы, рекомендованные ФИПИ.
Для подготовки к итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов используются различные учебные пособия, а так же материалами различных сайтов.
Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к ЕГЭ?
Считаю, что этим нужно заниматься постоянно, из урока в урок, с самых первых уроков биологии в 5 классе. Ведь, за один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. А вот с начала 9-ого и 11-ого классов необходимо переходить к детальному повторению.
Не секрет, что часть школьников, даже те, кто приходит из начального звена с хорошими оценками, могут добросовестно заучить материал, т. к. память у них хорошая, объем предлагаемого пока невелик, но сразу начинаются проблемы, когда требуется не просто пересказ, а осмысление, понимание биологических процессов.
Для устранения этого недостатка и следует использовать метод тестирования, как основной в КИМах ЕГЭ, который активизирует мыслительную деятельность учащихся.
В 5 классе, начиная с первых уроков, необходимо использовать самые простые формы заданий: «Верно-неверно», «Выбери верное утверждение», «Найди ошибку в предложении». Затем переходить к заданиям тестового характера «Найди один верный ответ из двух предложенных», «Найди верный ответ из четырёх».
В 6,7 классе использовать задания «Выбери три ответа из шести», а также задания «Вставь пропущенное слово». Выполнение задания, требующего вставить в тематический текст недостающие биологические термины, следует начинать с определения области биологии, о которой идет речь в тексте, после чего стоит внимательно познакомиться с предлагаемыми терминами на предмет их определения и соответствия предложенному тексту.
Когда ученики усвоят механизм выполнения таких заданий, нужно переходить к более сложным, направленным на нахождение и исправление ошибок в коротком тексте, состоящем из шести предложений и объединенных одной темой. Технология выполнения таких заданий подразумевает два этапа. На первом этапе находятся и указываются ошибки. Для этого достаточно привести три числа из шести. На втором этапе необходимо сформулировать неверные утверждения правильно. В случае, когда все ошибки найдены, указаны и исправлены, можно говорить о полностью выполненном задании.
Уже с 7 класса применяются все формы тестовых заданий, которые встречаются в КИМах на ЕГЭ и ОГЭ.
Тесты используются на разных этапах урока: и во время проверки домашнего задания, и в момент актуализации знаний, и на этапах изучения и закрепления нового материала. Большое внимание должно уделяться выполнению заданий с рисунками, что заставляет школьников более серьезно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний.
С 8 класса больше времени отводится рисункам с более сложными заданиями, соответствующими повышенному уровню. Такие задания первоначально выполняются на уроке на этапе закрепления в режиме диалога, с опорой на уже полученные в ходе данного занятия знания и предварительную работу с таблицами, рисунками учебника. Затем подобные задания включаются в домашнюю работу. Когда большинство учащихся класса освоят их, то используются и для контроля знаний.
В КИМах ОГЭ в 9 классе используются текстовые задания, которые требуют прочтения тематического биологического текста и краткого ответа, состоящего из одного-двух предложений. Подобное задание проверяет следующие умения:
- быстро читать и извлекать необходимую для ответа информацию из незнакомого текста, представленную в скрытом или явном виде, четко формулировать свои мысли по конкретному вопросу;
- проводить анализ и обобщать прочитанное, строить на основании изученного текста собственные умозаключения;
- отвечать на поставленные вопросы, опираясь на имеющуюся в тесте информацию;
- соотносить собственные знания с информацией, полученной из текста.
Сформулированный ответ вносится в графы предложенной таблицы.
В учебном процессе целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, что должно обучить школьников находить нужную информацию и использовать ее для ответа на поставленный вопрос. Особое внимание следует обратить на формирование умения кратко, четко, по существу вопроса устно и письменно излагать свои знания. Этому способствует составление плана к параграфам учебника, комментирование устных ответов учащихся, нахождение ошибок в специально подобранных текстах, заполнение таблиц, схем, конспектирование материала, комментированное чтение, составление к тексту вопросов творческого характера, составление кроссвордов. Сформированность элементарных умений и навыков работы с учебником у учащихся средних классов является основой для формирования более сложных умений этой работы у старшеклассников, что повлечет за собой развитие у них самостоятельности и готовности к самообразованию.
В старших классах можно практиковать зачёты, где от каждого ученика добиваться осознанного, осмысленного устного изложения зачетных тем; семинары, к которым учащиеся готовят устные ответы на предложенные заранее вопросы (в качестве домашнего задания), и чаще всего семинары проходят в форме дискуссии, а тут и развивается речь школьников.
Все текущие и тематические контрольные работы проводятся в тестовой форме, приближенной к ЕГЭ, с заданиями разных уровней. В контрольные работы включаются задания на ранее пройденный материал, который при изучении предыдущих тем вызвал затруднения.
Опыт проведения контрольных работ в виде тестов доказывает, что опасения о возможности случайного угадывания ответов несостоятельны, и без хорошей подготовки хорошую оценку получить трудно.
Для оценивания контрольной работы подсчитывается процент выполнения работы, который тоже служит своеобразной оценкой по 100-бальной системе, а затем ее необходимо перевести в оценку по 5-бальной системе. Такая оценка на первый взгляд очень строгая, но тем она и ценна, т.к. побуждает серьёзнее и ответственно относиться к учёбе. Даже «троечники», чтобы получить «свою» оценку вынуждены хорошо поработать и на уроках, и дома. А среди «отличников» и «хорошистов» такое оценивание вызывает здоровую конкуренцию: они сравнивают не «5» и «4», а баллы (% выполнения работы).
Уже в сентябре необходимо отобрать учащихся 11-ого и 9-ого класса, выбравших биологию для ЕГЭ или ГИА. Далее составляется примерный тематический план повторения учебного материала. Проводятся групповые занятия 1-2 раза в неделю во внеурочное время.
В 9,11 классе в течении учебного года обязательны «пробные экзамены» с использованием бланков ЕГЭ, ОГЭ.
В проведении пробных экзаменов помогают КИМы тренировочных и диагностических работ сайта vpr-ege.ru https://vpr-ege.ru/ege/biologiya/
При подготовке к ЕГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка выпускников дома, а этому тоже должен научить учитель, начиная с первых уроков биологии. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Сначала это самостоятельная работа учащихся на уроках под руководством учителя как групповая, так и индивидуальная, затем лабораторные работы и творческие домашние задания (наблюдения, эксперименты, сообщения, рефераты, презентации и т.д.). Так происходит постепенное приобщение школьников к самообразованию.
Для самоподготовки обучающимся предлагается онлайн тестирование в системе интернет-ресурсов
http://www.moeobrazovanie.ru
http://www.examen.ru
http://egetestonline.ru
http://ege.yandex.ru
http://www.master-multimedia.ru
http://onlinetestpad.com
Среди огромного количества пособий по подготовке к ЕГЭ предпочтение отда подборке учебно-тренировочных материалов под авторством Г. С. Калиновой, А. Н. Мягковой, В.З. Резниковой. Эти пособия предоставляют достоверную информацию о содержании единого государственного экзамена, так как к их составлению были привлечены специалисты Федерального института педагогических измерений. К экзамену можно готовиться и по другим пособиям, включенным в перечень, размещенный на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru
Успех на ЕГЭ во многом зависит и от организационной подготовки, от того насколько выпускники информированы о технологии проведения экзамена. Поэтому должны проводиться беседы с учениками, родителями о процедуре ЕГЭ, знакомство с нормативно-правовой документацией, регламентирующей проведение экзамена, официальными Интернет-ресурсами информационной поддержки ЕГЭ http://www.ege.edu.ru
http://obrnadzor.gov.ru http://www.rustest.ru